Поводом для строительства церкви Театинеркирхе был обет, данный Генриэттой Аделаидой Савойской. Она обещала Господу Богу построить красивейшую из церквей в благодарность за рождение наследника трона Макса Эмануэля (следующего курфюста Баварии), которого они с супругом ждали долгих 12 лет.
Повод — внешнее обстоятельство дела. Глубинные причины обычно прячутся в другом. Рассматриваем историю Театиренкирхе, начав с вопросов, лежащих на поверхности: кто такой Св. Каэтан, что собой представляет орден театинцев…
Теати́нцы — священнический орден Римско-католической церкви, основанный святым Каетаном Тиенским из Виченцы.
При вступлении в орден священники давали традиционные монашеские обеты бедности, целомудрия и послушания; однако не уходили от мира, а продолжали исполнять обязанности приходских священников. Таким образом, театинцы стали первым орденом нового типа, основанным в 1524 году. Официально новое общество называлось «Конгрегация регулярных клириков Божественного провидения», неофициально их называли «театинцами».
Миссионерская активность театинцев простиралась почти на всю Европу, а позднее на Америку, Персию и Кавказ. Расцвет ордена пришёлся на XVII век, в XVIII веке орден начал клониться к закату
Кто возразит против выбора ордена? Лично я одобряю, тем более что Св. Каэтан был защитником от эпидемий чумы, следовательно, курфюст Баварии, задумавший строить прекраснейшую из церквей в истощенной войной и болезнями стране, не уходил от мира — помнил о бедствиях народных.
Помнил? Да, судя по Св. Каэтану,
которому посвящена церковь…
Долго выбирался прообраз Мюнхенской церкви. Остановились на базилика Сант-Андреа-делла-Валле — самой большой барочной церкви в Риме. Она строилась, начиная с 1590 года, по обету и на средства покойной герцогини Амальфи. Большая часть строительных работ была осуществлена в 1609-50 годы по проекту Карло Мадерна.
В свое время Карло Мадерна был назначен главным архитектором собора Святого Петра в Риме. По настоянию папы Павла V построенное Микеланджело центричное сооружение в форме греческого креста должно было стать традиционной раннехристианской базиликой в форме вытянутого латинского креста. Карло Мадерна осуществил перестройку в 1607-1614 годы.
Таким образом, можно сказать, что прообразом объемно-планировочного решения Мюнхенской церкви является собор Св. Петра в Риме. Точнее — трехнефная базилика с трансептом (поперечным нефом) и огромным куполом в средокрестии.
Думается, для Мюнхена — одной из столиц
Священной Римской империи Германской нации —
породненность с Римом желательна, обязательна
как форма самоутверждения земли Бавария
после завершения Тридцатилетней войны
за господство в выдуманной империи — «колоссе»,
продолжающем держаться «на глиняных ногах»…
Курфюст Фердинанд Мария — великий политик?
О, да…
Авторами Театинеркирхе называют двух архитекторов:
Агостино Барелли из Болоньи и Энрико Цукалли,
уже известного нам по реконструкции монастыря Этталь…
В ходе работ между Барелли и подрядчиком строительства театинцем Антонио Спинелли возник конфликт, приведший к отставке Барелли. В 1664 году, закончив возведение купола и стен, Агостино Барелли покинул Мюнхен.
Его преемником стал Энрико Цукалли — придворный архитектор Баварского курфюста Фердинанда Марии. Ему надлежало выполнить декорировку здания, включая решение фасада — самого сложного вопроса в истории Театинеркирхе.
Чтобы представить, каким мог быть фасад, нарисованный Цукалли, показываю его церковь Магдалины в Альтеттинге — «религиозном сердце Баварии «, что является одним из наиболее посещаемых паломниками мест в Европе. Планировка центра, состоящего из романских, готических и барочных зданий, выполнена Цукалли. Чудодейственная статуя Черной Мадонны — главный объект поклонения.
Взглянули на скромный фасад церкви Цукалли?
Входим внутрь Театинеркирхе…
На подиуме главного алтаря — мощного сооружения с колоннами — установлены фигуры четырех заступников дома Виттельсбахов (одна утрачена).
Престол для совершения таинства расписан учеником Рубенса — Каспаром де Крайером.
Колонны, оформляющие алтарную картину, в жгут скручены, как в Риме, в соборе Св. Петра, в сени, выполненной Лоренцо Бернини над местом убиения Апостола.
Все эти уточнения и сравнения не имеют значения,
потому что главное заключается в том,
что я — зритель архитектурного представления —
прихожу в полный восторг от видимого.
О, истощенная войнами и эпидемиями страна!
О, давшие обет бедности театинцы!
Такой великолепный храм вам подарили!
Ах, Ах! И много раз — Ах!!!
Пожалуй, понятно, почему так долго строилась церковь: постоянные разногласия буквально между всеми участниками строительства были неизбежны. Но…
Все возражения смолкнут, только взгляните на Центральный неф Театиренкирхе в потрясающей воображение глубине Продольной оси, идущей от входа (снимок справа) до Главного алтаря (снимок слева).
На мой взгляд созерцание глубинных перспектив Центральных нефов доставляет самое высокое наслаждение во всех базиликах — и Римских и «Священно-римских», претендующих на родство с ними. Роскошные нефы покоряют своей красотой, особенно когда вычурный декор (как того требует Барокко) не заглушает звучания мощных пилонов с арками сводов. Они шагают в глубину перспективы, провозглашая Торжество Власти и Силы…
Кого — Бога или Империи с их правителями —
«помазанниками Божиими»? Конечно, Бога…
Продолжаем разглядывать церковь Св. Каэтана —
защитника людей от эпидемий, борца с ересями…
Только остановись, лишь заглядись — обилие декора
оглушать начинает. Хотя всё закономерно
и в художественном — барочном — смысле,
и содержательном — орденском…
В нише слева, разработанной, как складной алтарь, установлена фигура епископа Театинского Джованни Пьетро Караффы, будущего папы римского Павла IV. С ним был знаком Св. Каэтан и это знакомство дало сильный импульс в развитии движения.
В нише справа от алтаря, тоже разработанной как складной алтарь, установлена фигура Св. Каэтана в широкополой отшельнической шляпе с атрибутами медитации в руках. Ангелы — со стягами, и это правильно. Орден есть орден: в нем главное — борьба…
А чем заняты другие ангелочки, коих не счесть?!
Впечатления, меняющиеся во времени… «Сегодняшняя Театинеркирхе уже не шокирует своеобразным обликом, хотя столетие назад знатоки называли ее «образцом дурного итальянского стиля». Возведенная в форме базилики, отделанная в духе высокого барокко, теперь она представляется самой красивой церковью Мюнхена».
Пожалуй, я видела такие церкви, и тоже белые, на юге Италии — не в Риме. В отличие от римских и в них утопало в обильном декоре ордерное решения базилики. Причем, декор был столь разнообразным и вычурным, что нельзя было его запомнить, соединить в части и собрать, то есть структурировать. И не надо — скажете?! Надо, потому что ум человеку на то и дается, чтобы наслаждаться взаимоотношениями отдельного, Целое составляющего.
Оставим эстетические споры, разрешив Барокко
отстаивать вычурность архитектурных фантазий,
ведь оно же Барокко.. Пусть играет…
Готовьтесь… Мерный шаг базиликальных колонн подводит нас к пересечению продольного нефа с поперечным (трансептом). Сейчас пространство взорвет находящийся в средоточии храма купол.
Готовьтесь…
Закричали «Ах»?!
Купол собора Св. Петра в Риме уходит в высоту на 119 метров при диаметре купола 42 метра. Соотношение 1 х 3 вызывает ощущение грандиозности, что в реалиях невозможна.
Высота, на которую уходит купол Театинеркирхе, равна 71 метру. Пропорция 1 х 5 вызывает другое ощущение — необыкновенного изящества, с которым подпружные арки, держащие световой барабан, разрывают Небеса в торжественном упоении от Достигнутого.
Душа устремляется ввысь. Мы летим…
Благодарим тебя за Счастье, Господи…
Я умолкаю. Наслаждайтесь игрой сил
великолепной крестово-купольной конструкции…
Некоторые не могут принять Барокко, как эстетический феномен, из-за его перегруженности декором. Мне это тоже трудно переносить. Но, как Архитектурный театр со сценографией, разводящей в Пространстве-Времени кульминации, я не нахожу произведениям Барокко равных…
Заказчики не дождались исполнения данного ими обета построить красивейшую из церквей в благодарность Господу Богу за рождение наследника. Почти 30 лет тянулись работы, вызывавшие сомнения то по одному поводу, то по другому…
Курфюстина Генриэтта Аделаида Савойская умерла в 1676 году. Её супруг — курфюст Фердинанд Мария — умер через три года после неё, то есть в 1679.
Что это — обеты давать легче, чем их исполнять? Или Фердинанд-Мария, действительно, был слишком бережлив? Или Бавария — та страна, что слишком искушена в вопросах эстетических и провоцирует на спор по любому поводу? Или Церковь сама собою превращалась во что-то своё, выходящее за границы намерений участников строительства?
Ладно, Вечность во всём разберется
и… о случайном забудет…
Поскольку Театинеркирхе служила придворной церковью, она, наряду с подобными ей церквями Св. Михаила и Фрауенкирхе, выполняла функцию усыпальницы для правившей в Баварии династии Виттельсбахов. При этом продолжала существовать традиция погребения их сердец в поминальной капелле в Альтёттинге. В настоящее время в усыпальнице Театинеркирхе погребены 49 представителей династии Виттельсбахов…
В Театиренкирхе упокоились Генриетта Аделаида Савойская и Фердинанд Мария. Их сын долгожданный — Максимилиан II Эмануэль со своей супругой Терезой Кунигундой Собесской здесь упокоились тоже. Время течет, всё унося с собой, с Вечностью не расстается лишь Архитектура…
В белопенной красоте Театеринкирхе запечатлена
благодарность Господу Богу за рождение Сына.
Церковь не захотела расстаться с воспоминанием
о счастливейшем мгновение в жизни правителей,
как с тем самым ценным, что стоит всего остального…
Выходим, пора рассматривать фасад…
Строительство Театинеркирхе приостановилось в 1679 году и 86 лет она стояла, укрывшись за скромным барочным фасадом Энрико Цукалли, не соответствующем ее пышному внутреннему облачению.
Она простояла при «виновнике торжества» — долгожданном сыне Максимилиане II Эмануэле. Он был воином, посвятившем свою жизнь борьбе за справедливость при разделении земель и власти.
Церковь простояла при его сыне — Карле VII Альбрехте, уверенном в своем праве на многое (даже на Австрию), ставшего императором Священной Римской империи немецкой нации, но умершего раньше, чем смог насладиться своими завоеваниями.
Максимилиан III Иосиф Карл — правнук Фердинанда Марии и Генриэтты Аделаиды — был совсем другим человеком. Он быстро забыл о претензиях отца на власть в Австрии и признал императором Франца Стефана.
Он был прогрессивным и просвещенным правителем, который много сделал для того, чтобы улучшить развитие своей страны. При нём начала функционировать знаменитая фарфоровая мануфактура в Нимфенбурге, была основана Баварская Академия Наук, началась реорганизация школьного образования. Во время серьёзного голода в 1770 году Максимилиан III распорядился продать коронные драгоценности, чтобы заплатить за отгрузку зерна. Но…
30 декабря 1777 года Максимилиан III умер от чёрной оспы, не оставив наследника. Его смерть означала пресечение баварской линии Виттельсбахов.
Память о нём закреплена в новом фасаде Театинеркирхе, в крипте которой он похоронен.
Фасад прорисован жестко и четко в стиле флорентийских базилик, например — церкви святых Михаила и Каэтана, тоже принадлежащей ордену театинцев.
Театинкирхе легко узнать по выделяющимся на фоне других строений башням-близнецам и огромному медному куполу.
В фасадных нишах заняли свои места мраморные фигуры Св. Каэтана, Св. Фердинанда, Св. Адельхайда, Св. Максимилиана. В правильности распределения мест архитектору не откажешь.
Фасад выполнен в стиле Итальянского барокко — без излишней манерности Немецкого барокко. Только валюты в завершиях башен, раздутые, как пузыри, нельзя отнести ни к какому стилю: они — порождение свободной от канонов фантазии.
Фасад этот прост, как будто специально, чтобы ничем не исказить объемно-планировочную структуру здания, возведенного первыми архитекторами церкви: Агустино Барелли и Энрико Цукалли.
Продольный неф — поперечный (трансепт).
В их пересечении (средокрестии) поднимается ввысь
высокий просветный барабан, купол с люнетами,
декоративный барабанчик, куполок и крест.
Продольные стены здания укреплены барочными валютами, что способны подобно контрфорсам воспринимать горизонтальный распор сводов.
Всё просто, ясно и величественно…
При первых королях Баварии — в первой половине XIX века — Мюнхен покорил Имперский дух. Возникли новые площади, улицы — трассы, ансамбли, подчиненные осям. Церковь св. Каетана вошла в архитектурный ансамбль площади Одеонплац, где расположена Фельдхеррнхалле — Зал полководцев. Две флорентийские цитаты — Зал и Церковь — не противоречат друг другу, потому что в каждой из них ощутимо патетического воздействия и имперского жеста…
Церковь Св. Каэтана долго не могла понять самое себя. Когда всё установилось и в градостроительном смысле, нельзя не увидеть, что она, в первую очередь, — частица Рима в Мюнхене.
Что, Виттельсбаховские львы,
трудно жить в постоянном соперничестве
за Мировой приоритет? Думаю, трудно…
<— БЛЮТЕНБУРГ — СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ЗАМОК, СЛАВЯЩИЙ ЛЮБОВЬ И ТИШИНУ…