Чтобы понять характер народа, нужно уйти в глубину его Прошлого — в то время, когда он жил в единстве с той Природой, в которой Всевышний предложил ему пребывать. Бросаем города, уходим в деревушки альпийских равнин, уходим в горы, превращаясь в альпийских пастухов и пастушек. Уходим, чтобы убедиться…
Баварский характер очень непрост.
У жителей гор он непрост уж точно.
Прежде чем уйти в горы, запасемся информацией, необходимой в путешествии. Надо знать, куда и к кому мы идем…
«Сильная половина альпийского народа наделена здоровьем, физической силой и странным характером, отличающим жителя горной Баварии от равнинного немца. Сыны Альп соединяют в себе грубость, доброту, наивность, смешанные с равнодушием, доходящим до явной вялости. Кроме того, здешние мужчины, как впрочем и женщины, весьма религиозны и поэтому надежны: простое обещание исполняется здесь также свято, как слово, данное Деве Марии».
Заметили и удивились?
Житель гор отличается РАВНОДУШИЕМ,
ДОХОДЯЩИМ ДО ЯВНОЙ ВЯЛОСТИ…
Почему? Нет-нет, все вопросы оставляем на потом.
«В добродушии баварских горцев заставляет усомниться их неудержимая страсть к охоте. Проявляя ловкость, смелость, выдержку и смекалку, они могли преследовать дичь сутками, пробираясь по узким крутым тропинкам, напрягая последние силы, чтобы перепрыгнуть через пропасть или вскочить на почти отвесную скалу. Нередко случалось, что в пылу погони охотник попадал в такое место, откуда не мог выбраться и где медленно умирал в одиночку или быстро, от выстрела родного брата».
Такова неприкрытая вымыслом романтика:
ГОРЫ СПОСОБНЫ ЗАВЛЕЧЬ И ЗАБРАТЬ ЧЕЛОВЕКА —
УВЕСТИ ЕГО В СВОЙ КАМЕННЫЙ МИР…
«Отнюдь не похвальную черту молодых обитателей гор составляла любовь к драке. В старину причиной ссоры могло стать небрежное замечание насчет перьев на шляпе: в горной Баварии такой поступок был равнозначен оскорблению шпаги офицера. Безжалостно насмеявшись над перьями, соперники срывали друг с друга сами шляпы, бросали их в пыль, таким образом подавая сигнал к поединку. Кроме огромных кулаков, бойцы использовали надетые на пальцы серебряные либо железные кольца».
Из-за перьев на такой милой тирольской шляпе —
хрясть кулаком в кольцах в добродушное, круглое лицо.
Какой ВЗРЫВ ЭНЕРГИИ! А потом — АПАТИЯ?..
Да-да, в горах не все так мило, напротив…
«То, что в горной Баварии ЗА СКОТОМ УХАЖИВАЛИ ДЕВУШКИ, придавало тяжелой фермерской жизни немного романтики. Этот момент старательно преувеличивался в легендах, литературе, прессе, отчего неопытный путешественник удивлялся, не находя красивого домика, похожего на иллюстрацию к пасторальному роману. Вместо него взору представала темная, задымленная лачуга, зачастую освещенная лишь красотой хозяйки».
Почему на ДЕВУШЕК возлагался такой тяжелый
и опасный труд? Какие-то перевернутые отношения.
Ради чего — идущих из древности традиций,
которых в Баварии не счесть и все они, как одна,
выполняются неукоснительно?..
О, пастушка! Одна в горах со стадом и непогодою…
За что такое испытание? Зачем и почему?
Все — хватит тревог и ожидания бед,
сами поднимаемся в горы…
Благодаря со-размеренности, со-отнесенности пейзажа с человеком, возникает эффект присутствия… Я — часть этой природы. Я иду там — вдали — по дороге, вслушиваясь в дыхание гор, холмов и долин и … Ничего не могу с собой поделать, ко времени или не ко времени, произношу про себя стихи Генриха Гейне в переводе М. Ю. Лермонтова…
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного —
Отдохнешь и ты.
Подобные пейзажи подарены людям, как Благо.
Из Гранау можно подняться в горы и замереть
на вершине Цугшпитце, осиянной золотым крестом.
С Цугшпитце можно спуститься вниз — в Гранау —
через ущелье Партнахкламм, чтобы пострашиться.
Но лучше всего из «тихой долины» никуда не уходить,
чтобы надышаться вдосталь чистым горным воздухом,
пропитанным ароматом трав, оглушающим…
Слышите песни вагантов XIII века?
Нет селенья такого,
Где б не трудилися сурово
Ради куска трудового…
Всякий день, кроме седьмого —
Дня воскресенья святого…
Сейчас XXI век. И что?
В Баварии уж точно, незыблемы традиции!
Нет селенья такого,
Где б не трудилися сурово…
Вагант по имени МАРКАБРЮ пишет…
Встретил пастушку вчера я,
Здесь, у ограды блуждая.
Бойкая, хоть и простая,
Мне повстречалась девица…
— Милочка! Лишь за цветами ,—
Шел я. но вдруг, будто в раме,
Вижу вас между кустами.
Как хороши вы, девица!
Скучно одной тут часами,
Да и не справитесь сами —
Стадо у вас разбежится!
— Дон! Не одними словами,
Надо служить и делами
Донне, восславленной вами.
Право,— сказала девица,
Столько забот со стадами!
С вами пустыми речами
Тешиться мне не годится.
— Милочка! Божье творенье
Ищет везде наслажденья,
И рождены, без сомненья,
Мы друг для друга, девица!
Вас призываю под сень я,—
Дайте же без промедленья
Сладкому делу свершиться!
— Дон! Лишь дурак от рожденья
Легкой любви развлеченья
Ищет у всех в нетерпенье.
Исстари общее мненье:
Если душа в запустенье,
В ней лишь безумство плодится.
— Милочка! Вы загляденье!
Полно же без сожаленья
Так над любовью глумиться.
— Дон! Нам велит Провиденье:
Глупым — ловить наслажденье,
Мудрым — к блаженству стремиться!
Вы поняли?
ДЕВУШКА, умеющая трудиться,
с добрым, разумным нравом,
верящая в Провидение-Предназначение,
как верность Богу, — ИДЕАЛ ЖЕНЩИНЫ,
которую здесь — в горах — в трудностях пестуют.
О, девушки — пастушки!
Может быть, ваши одинокие стенания —
плата за соответствие горам прекрасным?
Направляемся туда, где нас ждут. Это, действительно, — ферма в предгорьях Альп или вновь построенная гостиница под крутой, скатной крышей? В любом случае, для нас — то площадка космодрома, с которой нам предстоит подняться в заоблачные выси. Думаете, насчет высей я преувеличиваю? Ничуть.
Раньше фермы в горах располагались далеко друг от друга, и усталому путнику приходилось проделывать длинный путь, прежде чем найти место, где можно поесть и остаться на ночлег. Теперь проблем нет, зато почти нет и настоящих альпийских хижин…
С помощью горна «перекликались» друг с другом далекие горные села и пастухи, пасущие стада на альпийских склонах, в те времена, когда не было другой связи. Звук альпийского рога трехметрового распространяется, в зависимости от ландшафта, на 5-10 километров.
Говорят, на поведение пасущегося скота сильное влияние оказывает день, когда он первый раз был выгнан на пастбище. Если для этого выбирают день опускающейся Луны (особенно под знаком Весов), то животные пасутся с удовольствием, не пытаются убежать домой, пока не насытятся. Но первым днем обязательно должен быть понедельник, среда, пятница или суббота.
Во вторник или четверг не стоит выгонять животных на пастбище в первый раз. Особенно внимательно до сих пор за соблюдением этих правил следят жители Альп, чей скот пасется на альпийских лугах. В эти дни не нужно также покупать животных или перевозить их с места на место. Иначе у коров, например, будет мало молока, и они останутся яловыми.
Лучше не делать этого также под знаками Льва и Рака. Если выгнать животных на пастбище в день Льва, то они сделаются дикими, их будет очень трудно усмирить. Если же сделать это под знаком Рака, то животные не захотят пастись, а постоянно начнут прибегать обратно в коровник.
Летний пастушеский дом — самое простое и самое рациональное жилище, временное, на сезон выпаса скота вне ферм, что тянется с июня по сентябрь.
Очень хороший дом, совсем маленький,
но очень ладненький…
От ветров он защищен горой. От камнепада — огромной каменной стеной. Стволы плотно пригнаны друг к другу. Крыша и стены обшиты гонтом — деревянными дощечками, что черепицей, укрывающей дом со всех сторон от дождя, что в плащ укутывающий. Даю пояснения… Гонт — кровельный материал в виде пластин из древесины лиственницы, сосны, ели, содержащих большое количество смолы — природного антисептика. Здесь, по-моему, двухслойная гонтовая кровля. Ну, как же, больше не нужно — временное жилище. И еще… Дом поднят над землей на каменных столбиках — проветривается. На окнах есть ставенки: хочешь смотри на белый свет, не хочешь, как улитка в свое жилище прячься.
Очень хороший дом, маленький и ладненький:
ясно выражающий вовне свое функциональное назначение…
Другой вид зимних, то есть постоянных, жилищ отличают стены из плотно пригнанных и связанных по углам бревен. Балконы, защищенные от непогоды выступом крыши, что предназначаются для сушки белья и растений. Внутреннее пространство разделяется на 2–3 помещения: кухню с очагом, кладовую и гостиную. Здесь жилье хозяев поднято на второй этаж над сараями, стойлами для лошадей, хлевами для коров и коз.
Кроме основательной обустроенности
у постоянного — зимнего — жилища, есть еще одна
непременная мета: современная «тарелка» под крышей.
В Альпах хорошо выражена высотная поясность ландшафтов…
До высоты 800 метров климат умеренно тёплый, на южных склонах — средиземноморский, много виноградников, садов, полей, средиземноморских кустарников и широколиственных лесов.
На высоте 800—1 800 метров климат умеренный, влажный; широколиственные леса из дуба и бука постепенно замещаются хвойными.
До высоты 2 200—2 300 метров климат субальпический, холодный, с длительным залеганием снега. Преобладают кустарники и высокотравные луга, становящиеся летними пастбищами.
Господи, какая красота…
Оживает тишина
и начинает звучать альпийский йодль…
Йодль (Jodeln) — особая манера пения без слов, с характерным для него быстрым переключением голосовых регистров, позволяющих чередовать грудные и фальцетные звуки. Принятое у тирольцев название этого жанра — йодль (йодлер, йодлинг) является звукоподражательным. Как правило, альпийские певцы выпевают в этой своеобразной манере звукосочетания вроде «Hodaro», «Iohodraeho», «Holadaittijo» и т. п. Такая вокальная техника встречается во многих культурах по всему миру.
Лучшее место для пения альпийским йодлем — там, где есть эхо. Озера, горные массивы… Все, что угодно, где есть скалы или холмы, отражающие звук. Можно петь в лодке, если напротив — скалистый берег. Да, что там, можно петь между офисными зданиями, или в длинном холле, но… Лучше всего петь в горах.
На Венецианском карнавале я видела группу мужчин в тирольских зеленых шляпах с белыми перьями, что перемещались с места на место по площади Сан Марко, выискивая, где лучше их хор зазвучит. Потом остановились и запели, рассыпая мелодию в трелях. Собор Сан Марко вместо того, чтобы возмутиться чужим вторжением в его херувимское песнопение, стал подпевать. Мне показалось? Проверьте…
Пусть простит меня альпийская Буренка, но хочу предложить вам ЙОДЛЬ, посвященный не ей, а цыплятам, чтобы понять, откуда берутся звукосочетания невообразимые…
ЙОДЛЬ — ПЕТУШИНЫЙ — Без названия —
https://vk.com/search?c[q]=ЙОДЛЬ&c[section]=audio
1. Нажимаете на синюю ссылку — выходит список йодлей.
2. В списке медленно, не спеша и не нервничая находите указанное выше название. Не любое, а именно указанное, потому что любое может быть слабо записанным и пр.
3. Запускаете названный йодль, нажав на стрелочку.
4. В верхнем меню находите первую стрелку — большую,
нажимаете на нее и возвращаетесь назад к картинке с Буренкой.
Согласитесь…
Для тех, кто создает ЙОДЛИ, мир полон деталей —
и зримых, и звучащих, которые можно объединять в целое,
подобно Природе, наслаждаясь Творческим процессом…
Очень хотелось бы мне, чтобы вы послушали ЙОДЛЬ трехчастный, в средней части которого звучит Глубина воздушной перспективы…
Франц Ланг – ДОБРЫЙ НЕМЕЦКИЙ ЙОДЛЬ (тирольская горная песенка) https://vk.com/search?c[q]=йодль&c[section]=audio
В заключение хочу предложить вам послушать
ДЕВУШКИ ПОЮТ ТИРОЛЬСКИЙ ЙОДЛЬ — без названия —
https://vk.com/search?c[q]=йодль&c[section]=audio.
Где те девушки, а коровенки в предгорьях слышат голоса, распевающие о том, что жизнь среди альпийских цветов прекрасна…
Повторяю…
На высоте 800—1 800 метров климат умеренный, влажный; широколиственные леса из дуба и бука кверху постепенно
замещаются хвойными.
До высоты 2 200—2 300 метров климат субальпический, холодный, с длительным залеганием снега. Преобладают кустарники и высокотравные луга, превращаемые в летние пастбища.
И что же?..
Бавария — это счастливая жизнь даже высоко в горах,
если мир людей пребывает в согласии с Природой,
то есть дорожит ими — всеми существами живыми…
АЛЬПИЙСКИЕ ЛУГА (от названия высоких гор в Европе) — низкотравная (10-15 см) растительность на верхнем пределе ее произрастания, преимущественно в приокеанических и приморских долготных зонах. Развиваются при коротком вегетационном периоде с обязательным мощным снежным покровом зимой.
Травяной покров прижат к земле, не имеет сомкнутой дернины, состоит из ярко цветущих (для привлечения насекомых-опылителей) подушкообразных розеточных, двудольных и осоково-злаковых растений. Используются под пастбища.
Альпийский луг является последним уровнем вертикальной поясности в горах, где еще встречаются растения. Выше альпийского пояса, в которых, собственно и находятся альпийские луга, начинается зона вечных снегов. Это ледники, которые не тают круглый год, под которыми лежит слой голой каменистой породы, практически лишенной плодородного слоя. Выражаясь языком романтиков, альпийский луг – последнее пристанище богатой растительной жизни в горах.
Суровый климат альпийского пояса во многом объясняет, почему любой альпийский луг столь привлекателен и эстетичен. На высоте около 2000 метров над уровнем моря и выше в разы увеличивается суточный размах температур. Ночью, даже летом, могут быть заморозки, а в дневные часы, особенно во второй половине дня, температура может переваливать отметку 40-45°С. В таких условиях растения промерзают ночью, когда температура опускается ниже нуля, а днем оттаивают. Растения альпийских лугов не могут позволить себе большие размеры, а потому они становятся концентратом природных полезных веществ, впитываемых из чистейшей почвы и столь же чистого горного воздуха.
Альпийские луга — последнее пристанище Природы,
не противостоящей человеку, ее берегущему.
Заметили? В Баварии красивое и заманчивое
сливается с пугающим и диким, образуя особый мир…
Этот мир привлекает к себе не только праздных созерцателей, но и людей творческих, чаще биологов и живописцев. Известно, что прославленный немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт провел здесь целое лето, сетуя на коров, «пожирающих бесчисленное количество трав, которые могли бы украсить гербарий».
Раз пошла речь о страшном, вернемся
к альпийским пастушкам, проходящим здесь — в горах —
через воспитание души мытарством.
Мытарства — препятствия, через которые должна пройти каждая душа на пути к престолу Божию для частного суда. В шутливой форме эта проблема уже была показана в стихах ваганта, пытающегося соблазнить пастушку. Теперь уточнения…
«Обитательнице гор приходилось терпеть большие трудности; помимо ответственности за скотину, ей надлежало огораживать забором пропасти, доставать корм с опасных участков, куда не могли пробраться коровы, доить животных, переносить тяжелые бадьи с молоком, готовить сыр и обеспечивать его сохранность. Обходя пастбища, девушка рисковала сорваться со скалы, вблизи хижины ей нужно было опасаться разбойников, которые пользовались протоптанными скотиной дорожками».
Трудно, да что там — невозможно представить, что пастушке приходилось раньше (конечно, только раньше) «огораживать забором пропасти».
Сейчас проблема воспитания души мытарствами
так остро не стоит, так что вряд ли можно подвигнуть
баварских дев на подобные подвиги. О, Брунгильды…
Правда, все может быть: в Баварии очень сильны традиции…
Что делала в непогоду пастушка? Играла на цитре и пела, в ожидании гостей… «Этот баварский народный инструмент прекрасно подходил к грубоватому диалекту альпийских горцев. Хозяйка доставала цитру из дальнего угла с приходом гостей, дополняя музыкой непритязательную еду: густое молоко, сыр и свежевыпеченный хлеб. В начале застолья было принято исполнять веселые мотивы, приглушая звуки вместе с голосом ближе к концу и завершая ужин грустной балладой, вызывающей сочувствие к исполнительнице».
Бедная пастушка… Бойся жалости!
Орла из племени грифов называют «Бородачем» из-за того, что под клювом у него имеется пучок перьев, похожий на эспаньолку. Отсюда и «бородач».
Высоко в горах гнездятся бородачи: в нишах скал, в пещерах. Гнездо из веток. Бывает, и старые кости среди них уложены. Для тепла и мягкости выстлано сухой травой и овечьей шерстью. Два яйца, но птенец обычно один, второй погибает. Высиживает самка, возможно, немного и самец. Птенца кормят не отрыжкой из зоба, как все грифы, а мелкими кусками мяса.
Бородач-ягнятник (Gypaetus barbatus) ест немало всякой падали, как гиена. Особенно любит кости: глотает целиком даже коровьи позвонки! Из черепов и трубчатых костей извлекает мозг, разбивая их о камни и затем ловко орудуя своим «особого устройства языком». Местами, в Греции например, главный предмет его охотничьих вожделений — черепахи. Он их обрабатывает когтями, клювом, языком, как и кости. Когда вскрыть панцирь большой черепахи не удается, бросает ее с высоты о камни.
В горах ворует у зазевавшихся пастухов малых ягнят. Рассказывают, что на опасных горных тропах он ударами крыльев толкает в пропасть овец, коз, серн, собак (и даже будто бы детей и взрослых людей, что едва ли бывает).
Весной в альпийском краю все оживает,
все расцветает — идиллия наступает:
малыши всех мастей друг с дружкой играют…
Возвращаются стада с гор в конце сентября.
То-то радость для всех: пастухов и животных:
родителей и подросших их малышей, окрепших.
Пастух в традиционной баварской одежде ведет стадо козлов в Альпах недалеко от Миттенвальда, Германия. Каждый год пастухи ведут стада коров, овец и козлов с гор в сентябре, после того как животные провели четыре месяца на пастбищах баварских гор.
Рассказывают о былом… «Если путешественник оказывался в Альпах осенью, ему выпадала удача увидеть отъезд одинокой пастушки – событие не рядовое и потому сопровождавшееся ритуалом, из которого сведущий человек мог узнать много интересного. Стадо коров, пышно украшенных венками из шиповника, белых кубиков и сердечек, вырезанных из корней, медленно спускалось в долину и также неспешно направлялось к деревне. Односельчане встречали ту, что хорошо исполнила свои обязанности, музыкой и танцами, а вечером собирались на пир. Девушка, побывавшая в объятиях молодого охотника, не имела права украшать скотину и встречали ее уже без музыки».
Не прошла через испытания мытарствами:
оказалась слабой — не устояла перед соблазном.
О горе бедной пастушке, о горе…
У нас в Ворониче славном, Пушкиногорском, есть знакомая корова по имени Зорька. Она не менее красива, чем эти, вернувшиеся с альпийских лугов. Приедем в гости — нарядим. Правда…
Ни Зорька, ни ее хозяйка нас не поймут.
Нет у нас таких традиций — праздничных,
наверное, потому что нет у нас альпийских лугов.
Как все красочно, как все радостно,
душа поет, а ноги пускаются в пляс.
И что это за страна такая — Бавария,
умеющая счастливой быть…
Если о «бедных пастушках» забыть.
Фестиваль пива в Мюнхене «Октоберфест» – настоящее массовое событие мирового масштаба. Праздник берет начало с 12 октября 1810 года, когда сочетались браком принц Людвиг I (в дальнейшем король Людвиг I) и принцесса Тереза Саксонская. Жители Мюнхена были приглашены на празднование свадьбы, которое проводилось на лугах напротив городских ворот. В последствии в честь принцессы эти луга стали называться Терезины. Праздник устраивался Людвигом I и в последующие годы, постепенно перерастая в нынешний Фестиваль пива – Октоберфест.
Сейчас праздник проводится с середины сентября до первого воскресенья октября. Праздник сопровождается множеством развлекательных мероприятий, среди которых шествие баварцев, одетых в национальные костюмы. В 1999 году «Октоберфест», проходивший с 18 сентября по 5 октября, был занесен в Книгу Рекордов Гинесса, как самый большой фестиваль пива в мире. В тот год его посетило 7 миллионов человек, которые потребили 5.8 миллионов литров пива в 11 гигантских палатках, установленных на площади, равной пятидесяти футбольным полям.
Не пропустите, на верхнем снимке справа показано, как танцуют под йодль, ритмично сгибая колени то вправо, то влево. Очень задорно получается.
Даю ссылку на йодль: НЕИЗВЕСТЕН — БАВАРСКАЯ ПОЛЬКА (ЙОДЛЬ) https://vk.com/search?c[q]=йодль&c[section]=audio. Стоит после каждого куплета переходить на следующую страницу.
Нигде в Европе не варят столько пива, сколько в Баварии. Две трети германских пивоваренных предприятий находятся в Баварии. Свою пивоварню (а часто и не одну) имеет почти каждый баварский город, многие деревни и монастыри. Собственное пиво производит даже… мюнхенский аэропорт.
И все потому что пиво для баварцев — поистине напиток национального значения. Люди старшего поколения расскажут, что когда-то даже тряпку, из которой скручивали соску для малыша, макали в пиво перед тем, как отправить ему в рот.
Мужской национальный костюм состоит из кожаных штанов — ледерхозен, коротких или в три четверти длины, рубашки, жилета, сюртука, шляпы с перьями или волосяными щётками, гетров, ботинок на толстой подошве. По традиции, женатые мужчины носят длинные сюртуки, обычно чёрного цвета. У холостяков принят короткий сюртук.
В мужской костюм входит также небольшой охотничий нож, для которого на штаны пришивают специальный карман с правой стороны. Также штаны имеют спереди клапан, застёгивающийся на две пуговицы. Обычно он украшен вышивкой в том же стиле, что и карман для ножа. Штаны носятся с подтяжками, что могут иметь нагрудную перемычку, украшенную вышивкой, например — орнаментом из цветов, среди которых непременно присутствует горный эдельвейс.
Женский костюм включает в себя пышную юбку, блузку, жилетку наподобие корсета со шнуровкой или на пуговицах и фартук. У женщин также принято ношение шейных украшений. Семейное положение женщин обозначается бантом завязок фартука. Если бант находится слева — женщина свободна, справа — замужем, посередине — вдова.
Длина женской юбки в настоящее время произвольна, однако раньше по традиции она заканчивалась на высоте «масса» (литровой пивной кружки — от земли 27 см.) Блузки и фартуки украшаются кружевной оборкой, декоративными бантами. Применяются любые цвета, хотя часто можно видеть изображения женщин в сине-белых костюмах под цвет флага Баварии.
Баварцы говорят, что в их государстве даже часы идут иначе, чем в остальной Германии. Если за пределами Баварии люди различают всего четыре времени года, то внутри нее — целых шесть. К общеизвестным добавляются два «пивных сезона» — время крепкого пива, которое приходится на Великий пост и длится две недели, и знаменитый пивной праздник «Октоберфест».
Крепость праздничного пива составляет не менее шести градусов, и подается оно только в литровых кружках. Передохнуть гостям не дают: завидев опустевший сосуд, официантка спешит принять заказ на новый. Неудивительно, что после возлияний многие граждане передвигаются по Мюнхену как по палубе корабля в штормящем море. Но подвыпившим гостям ничего не грозит. Полицейские — тоже баварцы. Они понимают: пиво — дело святое.
Не напоминает ли и вам праздник Дионисийские мистерии,
что устраивались в Древней Элладе для очищения духа
через падение на дно в утрате человеческого достоинства?
Состоится очищение — не знаю, дно увидеть можно…