Замок омывается с запада небольшой рекой Вюрм, с восточной стороны — двумя прудами. Благодаря этому, он практически расположен на острове, как и положено феодальному замку.
Начинаю рассказ о замке с представления его владельцев —
герцогов Баварских из рода Виттельсбахов…
Эрнст, р.1373, сын Иоханна II,
герцог Баварии—Ингольштадта, 1397—1438.
Альбрехт III, р.1401, сын Эрнста,
герцог Баварии—Ингольштадта, 1438—1460.
Сигизмунд, р.1439, сын Альбрехта III,
герцог Баварии—Ингольштадта, 1460—1467.
Альбрехт III прозван историей «Благочестивым». Молодым человеком Альбрехт участвовал в Баварской войне. В решающей битве при Аллинге его отец — герцог Эрнст — спас ему жизнь. В 1433—1435 годах Альбрехт занимал должность управляющего делами герцогства и находился преимущественно в Штраубинге. Здесь во взаимоотношения отца и сына вторглась любовь наследника герцогского престола к девушке незнатного рода. Альбрехт заключил военный союз против своего отца, но…
После примирения с герцогом Эрнстом, Альбрехт в 1436 году женился на герцогине Анне фон Брауншвейг-Грубенхаген-Эйнбек. В этом браке родилось 10 детей. В 1438 году, после смерти отца, Альбрехт III становится герцогом Баварии. В 1440 году он отклоняет предложение стать королём Чехии. В 1444—1445 годах ведет ожесточённую борьбу с отрядами рыцарей-грабителей по всему своему герцогству.
Альбрехт III был покровителем искусств и очень религиозным человеком. Похоронен в основанном им в 1455 году бенедиктинском монастыре в Андексе.
Замок Блютенбург не участвовал ни в военной,
ни в политической жизни Баварии.
Он — заповедный уголок, он — остров блаженных,
сохранивший и воспевающий любовь
герцога Альбрехта к дочери цирюльника
Агнес Бернауэр. О, Агнес…
Его неприступные белые башни и белые стены,
отражающиеся в водах, — сами по себе.
У него другой Дух места — Genius Loci —
рожденный прекрасным чувством Любви,
судьба которой в событийном мире всегда трагична…
Как гласят найденные древние рукописи, история любви между Альбрехтом — наследником герцога Баварского, и Агнес — дочерью цирюльника, началась в 1432-му году. Они случайно встретились на рыцарском турнире. Редкой красотой славилась Агнес Бернауэр, и будущий монарх влюбился в неё с первого взгляда, забыв о принцессе Браунгшвейгской, выбранной ему в невесты своим титулованным отцом.
Понимая, что властелин никогда не согласится на неравный брак между простой девушкой и принцем королевской крови, невзирая на традиции, возможный родительский гнев и отлучение от трона, Альбрехт решает узаконить тайные встречи. Через некоторое время, сопротивляясь навязываемому отцом браку с принцессой, Альбрехт вынужден признаться в тайном венчании с любимой Агнес.
Герцог Эрнст не прощает сыну своеволия и решает вернуть его судьбу в надлежащую колею. Выбрав удобный момент, правитель отсылает сына к родственникам в герцогство Бавария-Ландсхут, а прекрасную Агнес по его приказу предают церковному суду. Обвинив девушку в колдовстве и приводя скорый приговор в исполнение, её бросают в студёные октябрьские воды реки.
Судьба Агнес всегда привлекала внимание художников и поэтов благодаря романтической завязке и трагическому финалу. Уже с XVII века сентиментальная история воплощается в многочисленных стихах и прозе, инсценируется на театральных подмостках и даже в художественном фильме («Суд Божий» — французский кинофильм с Луи де Фюнесом).
Ох уж эти люди!
Сначала незаслуженно казнят,
потом воспевают страдание!
Все хорошо, но не здесь —
в замке, что славит Любовь и… Тишину…
Про авторство мне трудно что-либо сказать, кроме одного… Сигизмунд — сын Альбрехта III — правил Баварией 7 лет: с 1460 по 1467 год. В это время в Мюнхене работал архитектор Йорк фон Хальспах, который вряд ли смог бы отказаться от предложения построить Капеллу в замке, где решил вести отшельническую жизнь Баварский герцог.
При герцоге Сигизмунде I многое в замке изменилось. Он стал религиозно просветительским центром. Маленьким по размерам, но центром. Об изменениях рассказывает капелла замка Блютенбург…
То оштукатуренное каменное здание в готическом стиле, и только более поздняя башня, увенчанная луковицей, выполнена в стиле барокко. Под карнизом здания тянется рисованный фриз. На фризе, кроме затейливых узоров, изображены баварские гербы рода Виттельсбахов и их жён из других земель.
Портал Капеллы украшают три фрески. Слева изображены Адам и Ева в Райском саду под деревом. Справа — редко встречающийся святой по имени Онуфрий: покровитель поселившихся на новом месте. Святой напоминает о судьбе самого герцога Сигизмунда, отказавшегося от власти и оставшегося жить здесь. На третьей картине над входом в церковь изображена Божественная Троица. Бог-Отец держит Сына-Христа, а над ними парит Голубь – Святой Дух. Эта же тема разрабатывается на главном центральном алтаре внутри Капеллы.
Представлены все три фрески…
Слева — прародители человеческого рода Адам и Ева. Сцена искушения соответствует библейскому тексту. Только Дерево, по-моему, апельсиновое, такое тоже бывает. Очень хорош змей, обернувшийся вокруг ствола спиралью — временной моделью развития всего, что однажды посмело в мир явиться.
Справа — Св. Онуфрий в короне с крестом и посохом. Корона, по-видимому, свидетельствует о том, что с этим святым отождествлял себя герцог Сигизмунд, склонный к отшельничеству.
На фреске в центре изображена Божественная Троица. Бог-Отец держит на коленях Сына-Христа, а над ними парит Голубь – Святой Дух. Кто стоит по сторонам от трона, трудно сказать. Однако главная тема Капеллы заявлена ясно: то — размышление о Божественном триединстве…
Собственно вход в Капеллу вмонтирован в перспективные арки, вставленные в раму, изнутри заполненную гербами: Священной Римской империи Германской нации (двуглавый орел), Баварии (голубые ромбы) и Виттельсбахов (лев).
Вряд ли геральдические притязания интересовали Сигизмунда-отшельника. Дата строительства Капеллы теряет доказательность, но, что делать, входим в Капеллу…
Интерьер капеллы представляет собой единое удлинённое пространство (19.6м на 9.3м). Заканчивается пятигранной апсидой, освещаемой через восемь высоких готических окон. На светлом фоне стен и свода капеллы бежевым цветом выделены стреловидные арки, которые чаще расположены в алтарной части, что создаёт оптический эффект триумфальных ворот над алтарём. Внутреннее оформление этой капеллы, выполненное в позднеготическом стиле, почти полностью сохранилось в том виде, как это было в 1497 году.
В XV веке храмы белые с нервюрными сводами. Здесь нервюры — скорее украшение, позволяющее прорисовать веерный полог над алтарем. Всё сделано с крайним тщанием, как велит геометрия. Круглыми клеймами отмечены центры на оси. В клеймах — изображения. Очень хороша потолочная фреска — круглая, облачно-синяя с изображением Святого Духа в виде голубя с нимбом, звездами, лучами Благодати.
Целая благостная Вселенная —
души умиление — очищение…
Как всё неспешно делается, не устану я повторять. Изображение на торцевой стене Капеллы, за последним рядом сидений для прихожан. Кто его увидит? А исполнено так, что можно замереть, как перед алтарным образом. Какой взгляд, уставший и печальный. Вы можете передать чувство мировой скорби — не личной, а мировой? Этот художник может. А умиление можете испытать? По-моему, сегодня забыто, что это за чувство.
Умиление — возвышенное и смиренное состояние человеческого сердца, преисполненного осознанием своего недостоинства пред неограниченным Божественным милосердием и человеколюбием.
Умиление — дар Божий, особое Божественное посещение человеческой души, наполняющее ее сокрушением и неизреченной любовью к Богу и ближнему.
Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Размышляя о свойстве умиления, изумляюсь тому, каким образом плач и так называемая печаль заключают в себе радость и веселие, как мед заключаются в сотах… Бог утешает сокрушенных сердцем сокровенным образом…
В БЕЗДНЕ ПЛАЧА НАХОДИТСЯ УТЕШЕНИЕ,
И ЧИСТОТА СЕРДЦА ПОЛУЧАЕТ ПРОСВЕЩЕНИЕ».
Нам не нужно утешение в просвещении?
Мы предпочитаем пить лекарства.
Что такое капелла в западно-европейской культуре? Меньших размеров церковь — дворцовая или домовая, то-есть для ограниченного и определенного по составу круга лиц, приходящих в капеллу.
Мой опыт посещения капелл предлагает другой ответ… Капелла — то место, придя в которое, ты можешь остаться наедине с тем высоким строем чувств, что непременно возникнет, если ты откликаешься сердцем на Свет, Тишину и Красоту Образа и Слова, источаемую алтарём…
При закрытом алтаре, на правой створке изображен герцог Сигизмунд, стоящий на коленях, и благословляющий его Св. Варфоломей. На левой створке изображен Св. Сигизмунд, как покровитель Капеллы. Это, так называемый, донаторский чин — признание заслуг заказчика алтаря.
При открытом алтаре на левой створке показано крещение Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. На правой створке — коронование Марии.
На центральной панели изображен Бог-Отец, сидящий на троне. На коленях он держит тело Сына-Христа, уже распятого. Архангелы в царственных одеяниях с крыльями в павлиньих глазках обещают Воскресение — казни счастливое разрешение. Голубь на правом плече Бога-Отца обещает Божьей Троицы воссоединение.
Хороша наивная вера художника? Хороша…
На фрагменте центральной панели представлено тело Сына-Христа, уже распятого, о чем свидетельствуют следы от гвоздей, вбитых в кисти рук и ступни ног, рана от удара копья в подреберье. Судя по безжизненно висящему телу, Христос мёртв.
Бог-Отец разгневан тем, что совершили люди?
Бог-Отец сострадает Богу-Сыну?
Ни то, ни другое: здесь все исполняют свой долг,
и в этом тот нервный импульс, что становится
клубком вопросов, неразрешимых…
Согласно католическому вероисповеданию, Дева Мария тоже рождена в результате непорочного зачатия и, после вознесения Иисуса Христа, тоже взята на Небо в своей духовно-материальной стати и там коронована. Мария — Королева Мира, принимающая решения по поводу загробного существования подвластных Ей смертных.
Наша Богоматерь — не та:
Она — воплощенное Страдание и Сострадание.
Опять вопросы? Ищите ответы в созерцании…
Католическая церковь искала оправдания внедренному ею институту инквизиции — прижизненному наказанию еретиков, вероотступников, ведьм и колдунов. Пастве было объяснено, что решение это было принято на небесах Богом-Отцом, который пошёл на крайнюю меру из-за утраты людьми душевной чистоты, из-за утраты Благочестия. Все просили Его быть по-прежнему милосердным, но Он, скрепив сердце, не смог не защитить таким образом Веру…
Споров не возникает: все понимают, там — наверху — всё решено. Папа осеняет происходящее крестным знамением. То — молитвенный жест, что совершается как знак исповедания своей веры.
Всё-всё именем и во имя Веры. Не возразить.
Интересно присутствие мифологического дракончика. И он — знак, связывающий временную смерть с возрождением там-потом — в вечной жизни.
Иначе согрешившим в Рай не попасть. Никак.
Может быть, установление авторства в левом алтаре вызвало у меня сомнение, потому что тема ОПРАВДАНИЯ ИНКВИЗИЦИИ для художника чужда. Она — явно заказная. Причём, не герцогом Сигизмундом, погружённым совсем в другие размышления, а церковью. Какой? Теперь не узнать.
Ян Полак (1435, Краков — 1519, Мюнхен) — польский художник. С 1482 года проживал в Мюнхене и стал одним из наиболее известных художников поздней готики. Некоторое время возглавлял в Мюнхене гильдию художников.
И это — все сведения о художнике,
которые я могу привести.
Что есть, то есть, ибо картины говорят за него…
Я специально сделала эту подборку, чтобы вы, получив эстетическое наслаждение, произнесли бы в душе простые слова: как раньше писали… А я бы прибавила: потому что всё-все обожествляли — листок на дереве и листок на ткани. И то, и другое в их миропонимании славило Творца…
Один из первых миссионеров и епископов в Баварии. Жил сначала отшельником на родине. Около 718 года, посвящённый папой Григорием II в епископы, отправился в Фрайзинг (Бавария) к герцогу Гримоальду, где проповедовал и строил церкви.
Легенда сообщает, что, когда Корбиниан отправился в Рим, на него напал медведь и убил его лошадь. В качестве наказания Святой заставил медведя сопровождать его весь остаток пути вместо своего вьючного животного. Придя в Рим, Корбиниан освободил медведя от этого задания, и тот вернулся в Баварию.
Эта история истолковывается в том смысле, что «христианство усмирило и приручило дикость язычества и тем заложило фундамент великой цивилизации в герцогстве Бавария». В то же время, Медведь Корбиниана, как вьючное животное Бога, символизирует бремя служения. Изображение медведя Корбиниана можно увидеть на гербе папы римского Бенедикта XVI и на гербе города Фрайзинга.
При всей условности техники витража, по-моему, в этот рисунок и его цветовое решение ничего прибавить нельзя…
О, Тишина, благолепная Тишина…