Оба склона долины Грансвагталь террасированы. Система террас южного склона разделена на три части — что три ступени постижения каких-то тайн, в общей композиции заключенных… На третьей ступени — Храм: Тайна тайн. Кому он был посвящен? Взойдем — узнаем.
В любом случае ВОСХОЖДЕНИЕ К ХРАМУ не может не быть
благотворным, очищающим, какие-то истины открывающим…
РАБОТА НАД АЛЬБОМОМ ЗАВЕРШЕНА.
Система террас разделена на три части —
что три ступени постижения каких-то тайн,
в общей композиции заключенных…
Первая за Парадным партером ступень
наделена своими скульптурными метами.
Есть два геральдических льва рода Виттельсбахов,
есть группа играющих наяд, есть две нимфы.
На второй ступени в гроте установлен на постаменте
женский бюст. Чей? Пока сведения скрываю.
На третьей ступени — Храм: Тайна тайн.
Кому бы ни был он посвящен,
ВОСХОЖДЕНИЕ К ХРАМУ должно быть
благотворным, очищающим, помогающим…
Флора, что значит Цветок, — божество умирающей и возрождающейся Природы. Римляне ей ставили алтари, молельни, храмы. На алтари возлагали цветущие колосья. В честь Флоры устраивались весенние игры — Флоралии, по типу похожие на Дионисийские оргии.
Людвиг — «дионисийский тип человека»: способный предаваться страстям безудержно. Значит ищем цветущие колосья, чтобы возложить их в храме? Не будем спешить.
Посмотрите, какие горы вокруг стоят…
Ах, какие горы.
Когда террасы не делятся на части, композиция начинает напоминать «Валгаллу»: творение деда нынешнего короля Баварии — Людвига I. Те же — трехмаршевые — лестницы ведут к Пантеону избранников Германии, прославивших себя в веках. Пантеон, одновременно, — и Храм Одина: Верховного бога всех богов…
Здесь на нижней площадке лестниц, ведущих к Храму, стоят геральдические львы рода Виттельсбахов. Львы сужают скандинавскую тему до Баварии, точнее — до ее Короля.
Бедный Людвиг, во всем-то он видит
лишь одного Себя…
«Лев рыкающий» — царь всех царей. Таким ощущал себя и Людвиг II из рода Баварских королей? Нет, при всей его гордыне, он был стеснительным человеком, всегда старавшимся быть незамеченным.
Так как в парке при Людвиге не было ни людей, ни зверей, Лев своим рыком устрашает что-то другое… Горы, что вокруг долины Грансвагталь строем стоят?
Есть библейское наущение: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою».
Дьявольская агрессивность сравнивается с той, что присуща «Льву рыкающему». Сам Лев — не дьявол. Особенно этот — Виттельсбахов. Он издает грозный рык, предупреждая противников о могуществе, о всесилии правящего рода. Везде идет борьба.
В душе Людвига она тоже идет с мучающими его горными духами, тёмными. Мы видели, Людвиг терпит поражение — сам становится горным духом (отождествляет себя с ним) и ездит в ночи по горным дорогам, заливая их волшебным (не природным — электрическим) Светом.
Причина появления Льва здесь — не представительская:
Людвиг верит, что Лев его от тёмных духов защищает.
Горы непосредственно влияли на жизнь Людвига. Все началось с детства, когда родители Людвига не взяли его с собой в поездку на Гору троллей. Похоже, они оберегали его от слишком сильных впечатлений.
Не уберегли: горы стали радостью
и мукой Баварского короля…
Вазы чугунные, как живые существа, населяют весь Линдерхоф. Наяды на месте: играют с водами, истекающими из огромной мраморной чаши. Одна нимфа возлежит на парапете, как положено. Вторая возлежала, мы ее в свое время увидим. То, что выше этой ступени во внимание пока не принимаем.
То — Наяды: веселое племя покровительниц вод, пророчиц и целительниц. Их число доходит до трех тысяч. Всякий грек в древности своей слышал в журчании вод беспечную болтовню наяд.
И однако, будьте серьезны. Наяды — очень древние существа, что в одном ряду с хтоническими божествами стоят. Существа эти изначально олицетворяли собой силы ПОДЗЕМНОГО МИРА. Одна из наяд — возлюбленная Аида — была связана с водами ЦАРСТВА МЕРТВЫХ. В любом случае, воды источников, где обитают Наяды, имеют очистительные свойства и даже обладают способностью дарить бессмертие и молодость.
Прониклись пониманием причин появления наяд
на лестнице, ведущей к Храму наверху?
Они связаны с ПОДЗЕМНЫМ МИРОМ — тем,
что открывается людям в пещерах, прячущихся в горах…
Ни́мфы в древнегреческой мифологии — олицетворение живых стихийных сил, что давали знать о себе в журчании ручьев, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов.
Они жили в рощах, у источников, в тенистых горных ущельях — на лоне природы. Нимфы пели песни, плясали на лугах под флейту Пана, охотились с Артемидой, участвовали в шумных оргиях Диониса, вели постоянную борьбу с надоедливыми сатирами. Иногда они вступали в общение с людьми, заботились об их участи, отдавались героям и прекрасным юношам. Часто они наводили на человека безумие, бешенство, посылали пророческий дар и исступленное вдохновение.
Нимфе положено носиться вдоль журчащих ручьев по лесам, полным шелеста листьев, птичьего пенья. Эта нимфа печальна. Даже более того, отстранена от реального мира. Где она? И к чему подготавливает восходящих к Храму это ее необычное состояние?
Как прекрасен Дворец в долине Грансвагталь!
От играющих линий тела нимфы глаз не отвести…
Она столь же сладострастна как богиня Венера…
А может быть, она из свиты её…Такого не может быть уже потому,
что богиня Венера царит на Олимпе,
нимфы в зеленых рощах играют.Вы знаете, мы не правы, есть легенды,
что иной Венеру представляют…
По древнему преданию, в глубокой пещере горы Гёрзельберг обитала богиня Хольда — олицетворение зимы и метели. В средние века Хольду стали отождествлять с античной Венерой, которую называли «фрау Венус» — госпожа Венера. Гора Герзельбург получила второе название — Венусберг — гора Венеры. Хотя Хольда и Венера по сути не имеют между собой ничего общего, в представлении людей Средневековья они мало чем отличались друг от друга по той причине, что обе были божествами языческими, противными христианству.
В недрах Герзельберга, или горы Венеры, били подземные ключи. Местные жители слышали в их шуме то стоны грешников, то нечестивую языческую музыку, под которую пляшет нечистая сила.
С этой горой связана знаменитая легенда о Тангейзере — известном миннезингере — поэте и музыканте, жившем в XIII веке. В своих стихах Тангейзер воспевал радости жизни, весенние пляски на зеленом лугу и свои любовные приключения. Со временем народная молва стала утверждать, что он был возлюбленным самой фрау Венус.
В легенде рассказывается, что однажды Тангейзер отправился на состязание певцов в Вартбурге. Проходя мимо горы Венеры, он, движимый любопытством, захотел проникнуть в пещеру, о которой слыхал немало чудесных рассказов. Ему это удалось, и он оказался в волшебном чертоге, полном света и благоухания. Фрау Венус, красоту которой ни один из смертных не в силах ни вообразить, ни описать, вышла ему навстречу. Тангейзер стал возлюбленным прекрасной языческой богини и провел в ее волшебном чертоге семь блаженных и безмятежных лет.
Но он был добрым христианином и, в конце концов, стал задумываться о том, что подобная жизнь гибельна для его души. Тангейзер решил покинуть прекрасную фрау Венус и вернуться в христианский мир, надеясь, что Бог простит ему годы, прожитые во грехе.
Он покинул Богиню — он от неё ушел.
Людвига, отождествлявшего себя с великим песнопевцем,
в склонности к подобным искушениям плоти не уличить:
он ведет борьбу со своими ГОРНЫМИ ДУХАМИ,
тоже тёмными. Хотите знать, какими именно?
Позволим хоть чему-то быть личной тайной Короля…
Нимфы почему-то грустят. Их удел — веселиться, неистовствовать, а эти полны печали. Кто-то кого-то обидел. Кто и кого? Надеюсь узнаем…
Французский партер — как красочный ковер, уложенный на светлую поверхность террасы из мелкого, утрамбованного щебня. В этом партере сбита ось симметрии: он вытянут в одном из поперечных направлений. Вытянут прихотливо, так как центр остается центром. Посередине — бассейн фигурных очертаний, обрамленный низким каменным парапетом. В центре центра — маленький фонтан: перевернутый колокольчик, тихо журчащий.
Воскликните: «Ах!»
Барочные композиции для того и существуют,
чтобы умеющие их видом насладиться восклицали: «Ах!»
Что-то мешает это сделать… Сейчас узнаем, что…
Композиция великолепна. Неукоснительно выдержана центрально-осевая симметрия. Три арки. В средней — бюст: явный объект почитания, поклонения. Торжественно поднимающиеся к гроту ступени. Две траурные черные вазы справа и слева.
При чем тут бюст гильотинированной век тому назад Французской королевы Марии Антуанетты? Он буквально разрушает ранее выдерживаемый в скульптурном убранстве террасы мифо-поэтический образный строй.
Мария Антуанетта — галлюцинация, рождаемая больным воображением Короля. Он видит ее во всем: в деревьях, кустах, иной скульптуре. Если кто-то его сопровождает в прогулках по парку, Людвиг заставляет с почтением кланяться ей.
Прекрасно лико змееволосой титаниды Медузы горгоны. Значит, ее присутствие на постаменте имеет обратный привычному смысл. Она — не зло. Они обе с Королевой — символы неправедного страдания, несправедливо понесенного наказания. Они — сияние Высшего света, пронзающего земную Тьму.
Не верите трактовке?
Подождите, войдем во Дворец — получим подтверждение.
Узнаете Моноптерос, уже виденный нами в Английских садах Мюнхена и Нимфенбурга? Такие ротонды по желанию Людвига I были возведены в стиле неогрек знаменитым творцом Абсолютной красоты Лео фон Кленце…
И здесь — в вилле его внука — стоит Моноптерос: чисто геометрическая форма, подчиненная лишь собственному центру и радиусам-лучам, исходящим из него. Хоровод колонн, держащих купол, тоже радиусам-лучам подчинен.
Такая форма хороша для выражения Абсолютных идей.
Каких? В храме Венеры они утверждают Всесилие любви?
Не мог Людвиг посвятить храм Венере — античной богине сладострастия! Не тот он человек! Ковалевский П. И. пишет… «Несчастные обстоятельства жизни оттолкнули молодого короля от его невесты, создали отвращение к женскому полу и тем самым парализовали в нем чувства, инстинкты, страсти, заботы, стремления и действия мужа и отца».
Статуя Венеры на постаменте в центре моноптероса — формы идеальной — переносит языческую Богиню в запредельный мир, не имеющий отношения к жизни земной.
Для реального мира она — «покинутая Венера»:
оставленная героем, преодолевшим власть
сладострастия над собой.
Она — там: в Мире Бытийном.
Он — здесь: в Мире земном.
Кто он? Тангейзер и Людвиг II…
Древние и средневековые предания совпадают с содержанием I акта оперы Вагнера «Тангейзер». К либретто, написанное самим композитором, прибегаю… «Тангейзер остановился у горы “Хёрзельберг”, услышав доносившиеся из недр горы стоны зачарованных и погибших душ. И еще привлекли его звуки упоительной музыки, клики безмерного веселья и ликования. Услыхав сладостное пение и увидав прекрасный женский образ, манивший его, он не стал сопротивляться соблазну Ада — попал в объятия Венеры и вкушал безбрежные радости божественной страсти в течение целого года. Затем его охватила тоска по земле, жажда искупить свой грех и он оставил Венеру в надежде найти на земле прощение за свой грех».
Он покинул Богиню — он от неё ушел.
Вы заметили, на предыдущей фотографии, в руках Богиня держит рог изобилия с цветущими колосьями в нем. Это подтверждает, что храм воздвигнут не олимпийской богине Венере, а древнегерманскому подземному существу — хтоническому.
Храм воздвигнут Хольде, фрау Венус
или «Покинутой Венере» — земной богине, не небесной.
Она связана непосредственно с Флорой —
божеством умирающей и возрождающейся Природы.
Только Флора там — в долине,
Венус, как положено богине, — на вершине холма.
Все смыслы совпадают,
значит, мы к Храму взошли…
Вознесение «покинутой Венеры» на вершину холма —
что гимн обретению Свободы от всех темных страстей,
томивших Тангейзера-Людвига. Всё кончено…
Тангейзер-Людвиг бродят по далям земным,
наслаждаясь игрой света в родниках, ароматом цветов,
видами горных хребтов, плеском вод и пением птиц…
Они свободны от темных страстей. Они свободны…
Если бы I акт оперы Вагнера был финалом Спектакля,
идущего в Архитектурном театре по имени Линдерхоф!
Если бы, да кабы…
Над долиной Грансвагталь звучат партии Тангейзера и Венеры
из оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер». Акт I. События происходят в гроте внутри Венериной горы (Хёрзельберг близ Эйзенаха). Герои ведут свой вечный спор. Привожу его, следуя либретто оперы, написанным самим Вагнером…
Тангейзер
(грустно).
Часы и дни бегут, – я счёта им
не знаю: зимы, вёсны, – для меня
их нет; ведь я давно не вижу солнца,
мне не мерцают ласковые звёзды;
не вижу муравы полей цветущих,
что лето вновь несут; и в час ночной
мне соловей не возвещает Мая…
(Живо)
Иль для меня он навсегда умолк?
Венера
(в спокойном удивлении).
Что я слышу! – Какие речи!
В дарах моей любви чудес так много, –
ужель в блаженстве ты скучаешь? Разве
быть божеством мой друг уже устал?
Но ты забыл, какие ты терпел
страданья, – только мной ты был спасён!
(Поднимаясь)
Певец мой, встань, – и возьми в руки арфу!
(Она берёт арфу и подаёт ему.)
Прославь союз наш, – ты любовь поёшь так дивно,
что и меня, богиню страсти, ты пленил!
Любовь вручила величайший дар тебе!
Тангейзер, внезапно приняв энергичное решение, берёт арфу и торжественно становится перед Венерой.
Тангейзер
Я твой певец! Бесценна та награда,
что мне, счастливцу, мощь твоя дарит!
Всех благ славней чудес твоих отрада,
и петь ей гимны сердце мне велит!
В истоме чувств всю чашу наслаждений
до дна испить так жадно я хотел:
чем только боги прежде упивались, –
всё ты дала мне, смертному, в удел! –
Но смертный всё ж здесь пред тобою, –
твоей любви, ах! я не стою:
удел богов – блаженный сон,
а я для смены чувств рождён;
одних утех мне мало моря,
и в счастьи сердце жаждет горя! –
Вне жизни жить я не могу!
Богиня! Друг мой! Я бегу!
(ударяя по струнам арфы).
Честь, честь тебе, любви твоей могучей!
Блажен на веки, кто её вкусил!
Да, счастлив тот, кто страстью сердца жгучей
в твоих объятьях страсть богов делил!
Твои владенья – царство вечной грёзы,
мне веет здесь дыханье красоты;
таких соблазнов нет нигде на свете:
всё, что там есть, легко отбросишь ты…
Но я из этой дымки алой
на землю вновь стремлюсь, усталый…
Там так прозрачен свод небес,
там шелестит зелёный лес,
там пенье птичек нежно льётся,
там милый сердцу звон несётся…
И только там я жить могу!
Богиня! К людям я бегу!Венера
(соскакивая со своего ложа).
Изменник! Ах! Меня ты оскорбляешь?
Презреть мою любовь ты смеешь дерзко?
Ей гимн поёшь, – и сам её бежишь?
Постыла прелесть чар моих тебе?
Тангейзер
(взволнованный в высшей степени, ещё раз порывисто хватается за арфу)
Ты вечный светоч мой, и гимн хвалебный
я буду петь всегда тебе одной!
Ты украшаешь жизнь мечтой волшебной,
и всё живое слышит голос твой!
Тот жар богов, что ты влила мне в сердце, –
пылай огнём ярчайшим в честь твою!
Да, быть твоим борцом пред всей вселенной
навеки клятву я тебе даю! –
Но должен я бежать на землю:
тебе, как раб, я молча внемлю!
Пусть вольно грудь вздохнёт моя, –
свободы, воли жажду я!
Хочу борьбы, хочу врагов, –
я вызвать смерть на бой готов!
Без бури жить я не могу!
Прощай, богиня! Я бегу!
Тангейзер
Борьбы томлюсь я жаждой, –
не надо мне услад!
Пойми меня,
пойми, богиня!
(Бурно)
Я о смерти тоскую,
и смерть влечёт меня!
Венера
Возвратись, если смерть не придёт
и могила не примет тебя!
Тангейзер
Богиня любовных утех!
Нет, моей душе
ты спасенья не дашь!
Покой даст мне Мария!
Ужасный громовой удар. Венера исчезает. Быстрое превращение сцены. Тангейзер, оставшийся на месте, внезапно оказывается перенесённым в прекрасную долину.
Что делаем мы? Мы улетаем. Вместе с » фрау Венус» или Хольдой, с Танейзером и Людвигом. Вот наступит ночь, и примем участие в «дикой охоте»…
Возглавит кавалькаду Хольда или «фрау Венус».
За ней последует Флора, наяды и нимфы.
Марию Антуанетту с собой не возьмем:
она — галлюцинация, а не природная сущность.
Мы кавалькаду замкнем. Присоединяйтесь к нам…
Мы летим в золотых санях.
Все украшены перьями и жемчугами,
в голубых покрывалах с золотым шитьем.
Белые кони хрипят…
Звезды следом летят…