Казалось бы, что такое павильоны в восточном вкусе? Так — изощренно-изысканное развлечение для эстетов. Но, нет и в них — павильонах-забавках — можно увидеть свои бездны, которых хочет избежать Дух, а душа, слабея, попадает в их сладостный плен…
РАБОТА НАД АЛЬБОМОМ ЗАВЕРШЕНА 19.11.2011
В одном павильоне с интерьерами в восточном вкусе, точнее — в «ЗАМКЕ ШАХЕН», мы уже побывали, поднимаясь на гору Цугшпитце. Даю ссылку на альбом на тот случай, если вы захотите сопоставить «ЗАМОК ШАХЕН» с Линдерхофскими павильонами: БАВАРИЯ — ЭТО СНЕЖНЫЕ ГОРЫ: НЕБОЖИТЕЛЕЙ ПРИЮТ https://vk.com/album-12948890_146524419.
Не пропустите, здесь виднеется вдали все та же гора — ЦУГШПИТЦЕ, представляющая собой ряд гор, идущих друг за другом «цугом» или «гуськом».
«Марокканский домик»должен был стать торговым павильоном
на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. Его перекупили
по приказу Людвига II и вначале установили за пределами
Линдерхофа близ германо-австрийской границы.
На этом история «Марокканского домика» не закончилась.
Лишь при Людвиге, склонном к уединенным прогулкам в горах,
он стоял в глухой горной местности в Аммертале.
После смерти короля «Домик» был продан в Обер-Аммергау.
Появление «Марокканского домика» в Линдерхофском парке нарушило гармоничный строй КОРОЛЕВСКОЙ ВИЛЛЫ? Ничуть, устроителям загородных резиденций всегда было свойственно ублажать свой вкус различными забавками…
Наконец, в 1982 году «Марокканский домик» перекочевал в парк Линдерхофа. Чтобы удивлять посетителей внешней несообразностью и внутренним несказанным очарованием?
«Марокканский домик» — настоящая забава для эстета:
в нем все свежо, в нем все остро, потому что
ни на один Европейский стиль не похоже…
Красиво? Мне очень нравится разглядывать линеарное переплетение. Такое динамичное — растущее, бегущее, извивающееся и… застывающее, став орнаментом в отведенных ему границах…
Молчу. На мой взгляд, это просто мило и наивно…
Готовьтесь… То, что вас ждет за этими стенами,
заставит вас зайтись от восторга вне зависимости от того,
кто вы — эстет, специалист по восточным интерьерам,
чужак, неизвестно зачем сюда забредший…
Подготовились? Смотрите…
Между экстерьером и интерьером Домика нет сходства. Интерьер принадлежит какому-то инопланетному миру — зачарованному, заколдованному, непостижимому в таинстве структуры, декоративных форм, орнаментального узорочья, притягательного до головокружения…
Король Людвиг II имел склонность ко всему восточному и уже украсил зимний сад своей резиденции в Мюнхене индийским павильоном. Подобной склонностью он не отличался от других Величеств и высшей знати всех королевств, усердно услаждавших себя игрой в восточные изыски.
Значит, впереди — очередной павильон…
Идем, с симпатией или с безразличием, уж как кто может, рассматривая то, что можно рассмотреть…
Вызолоченный высокий купол
над центральным залом (по-видимому).
Четыре подобия минаретов,
закрепляющих четыре угла главного объема.
В темной бронзе оставшийся низкий купол
над какой-то пристройкой, на апсиду похожую,
наверное, позже «киоска» зачем-то появившуюся…
Рассматриваем стены в изысканных орнаментах, роскошный фриз, тянущийся по всему периметру здания, ажурную «не-балюстраду» наверху…
Что-то нас ждет внутри?!
Врата раскрыты — входите!
Ничего подобного: есть одна надежда —
когда занавес раздернется,
на пороге павильона от восторга замереть.
Говорят, в этом интерьере, «украшенном эмалевыми арабесками с сотнями богемских стразов, король превращался в Гарун-аль Рашида из «1000 и одной ночи».
Говорят, «фонари, курительные и кофейные столики придают особое волшебство атмосфере, подходящей для ночных пиршеств в восточных одеяниях, которые так любил устраивать король, куря кальян в окружении своей, тоже костюмированной, свиты».
Охотно верю сказанному, но только не тому,
что Король предавался пиршествам в окружении свиты.
И здесь он, конечно же, был Один…
Внимательно разглядываем интерьер «Мавританского киоска»… На переднем плане — «мавританский фонтан». За ним, по оси зала, — какой-то альков с ложем, говорят, для курения кальяна…
Ничего подобного, альков тут не при чем!
То — пристройка к главному объему «Киоска»,
что напомнила мне церковную апсиду!
В апсиде должен находиться престол,
позволяющий производить священнодействие в зале…
В этой «апсиде» установлен «ПАВЛИНИЙ ТРОН»!
Значит, в этом зале творится, на взгляд верующих,
святотатство: обожествляется КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ!
Необходимо сделать отступление, в Индию уйдя, куда зовет Индийский павильон, при жизни Людвига украшавший Мюнхенскую резиденцию Баварских королей, а потом уничтоженный вместе со своими тайнами…
Павлин занимает особое место в жизни индусов. Он встречается повсюду в стране и с детства определяет психику всех индусов. Наверное, поэтому индийская литература на всех языках и диалектах, начиная с санскритской, полна ссылок на эту замечательную птицу. По своей популярности с ней не может сравнится никакая другая птица. То же самое можно сказать о музыке, фольклоре и песнях разных регионов страны.
Индийский павлин по своей красоте и способности приспосабливаться к любым условиям жизни несравним ни с какой другой птицей. Величественный и блистательный и в то же время неприхотливый по своим привычкам Павлин является истинным символом Индии, и его по праву называют национальной птицей Индии.
В индийской художественной традиции Павлин считается царской птицей. Соответственно, его изображения становятся распространённым украшением тронов, наряду с драгоценными камнями, металлами и другими солярными животными — львом, орлом.
Самые высокие почести этой птице были оказаны пятым могольским императором Шах Джаханом, когда он вскоре после своего прихода к власти сделал усыпанный драгоценными камнями ПАВЛИНИЙ ТРОН. Для того, чтобы его построить, понадобилось 7 лет, а расходы на его создание, полагают, в два раза превысили затраты на строительство Тадж-Махала. Этот трон буквально ослеплял своей красотой и сиянием драгоценных камней, которыми он был усыпан. Над ним возвышался балдахин, удерживавшийся на 12 изумрудных колоннах. Наверху его украшали крупные фигуры павлинов тончайшей работы, покрытые драгоценными камнями — рубинами, бриллиантами, жемчугом и изумрудами.
Династия Великих Моголов, идущая от самого Тимур-Тамерлана, жестокого завоевателя, в начале XVI столетия захватила власть и в Северной Индии. В течение двухсот лет своего существования династия накопила огромные количества драгоценных камней, нередко неограненных и неоправленных. Это было какое-то помешательство на самоцветах, передававшееся по наследству.
Фантастическая казна Великих Моголов была полна самоцветов. Одна часть великолепных алмазов, рубинов, сапфиров, изумрудов поступала из знаменитых копей Голконды, другая часть – из покоренных соседних государств, с коими Моголы вели непрекращающиеся кровавые войны.
В течение века ПАВЛИНИЙ ТРОН Шаха Джахана
стал самым престижным символом могольской власти и авторитета.
Примерно в 1648 году Трон был перенесен из Агры в Дели — новую столицу Шаха Джахана. В 1739 году в Индию вторгся Надир Шах. Он разграбил Дели и увез Трон в Персию. Стало известно, что более 200 лет Трон находился в Тегеране, а затем таинственно исчез, и с тех пор достоверно о нем ничего неизвестно — живы только легенды. Некоторые исследователи не могут поверить, что такая вещь действительно существовала на земле…
Не то Людвиг II Баварский! Он в существовании «Павлиньего трона» не сомневался. Нельзя этот уникум купить?! Можно нарисовать и заказать, чтобы сделали Трон, подобный тому, коим владели Великие Моголы…
И он завладел неким подобием
самого престижного символа Могольской власти,
отождествленной им тем самым с власть Королевской,
в XIX веке непреодолимо теряющей свой авторитет.
Ах, бедный Людвиг — король Баварский!
Власть не держится на иллюзиях, грезах, мечтах.
Она либо есть, либо её нет…
За грезы к Суду Истории не привлекают?
Да, еще и потому, что блеск ослепляет,
и редко кто понимает, что к чему…
В затемненном интерьере драгоценные изделия
сами цвет-свет излучают —
реальность сказкой подменяют,
в которую хочется верить. Кому?
Ему, что мнит себя Владыкой Мира,
не понимая, что его Мир — иллюзия одна…
Вы стоите у порога «Мавританского киоска»?
И я молча постою, скорбя о том,
что иллюзии, грезы, мечты —
лишь в ирреальности хороши…
Федор Иванович Тютчев о Мечте…
Вот тихоструйно, тиховейно,
Как ветерком занесено,
Дымно-легко, мглисто-лилейно
Вдруг что-то порхнуло в окно…
Вот невидимкой пробежало
По темно брезжущим коврам…
Что это было? Что?
Сны
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами…
Настанет ночь — и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой.
То глас ее: он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебный ожил челн;
Прилив растет и быстро нас уносит
В неизмеримость темных волн.
Небесный свод, горящий славой звездной,
Таинственно глядит из глубины,-
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
1830 Тютчев Ф.И.
ЛИНДЕРХОФ — ИНСЦЕНИРОВКА КОРОЛЕВСКИХ ГРЁЗ… —>