Раньше Средневековье называлось мрачным. Сегодня в Средневековье видят Свет… Такие церкви — художественно-осмысленная волшебная конструкция в россыпи рефлексов от витражей! Такой масштаб городов, созданных для человека: его уюта, радости, душевного тепла. Такие детали — гербы, вывески, фонари… Такие силуэты вертикалей, взмывающих в небеса. И замки… С непременными легендами, воспевающими то, чего нет…
Вижу в этом коллаже очень точный образ исторического города — ПРИЗРАКА… И горы колеблются на горизонте, будто хотят уйти или в тумане спрятаться. И серебристо-серые здания принадлежат не реальному времени, а воспоминанию о том, чего уже нет…
История, запечатленная в архитектуре, — ценность в жизни человеческого рода. Люди восстанавливают свои города — поднимают из пепла, не замечая, что чаще всего они поклоняются новострою. Ну и что из того? Все равно, какие-то связи с прошлым остаются, значит, остается и право считать себя народом, имеющим долгий опыт существования в этом мире…
Города — фантастические феномены,
в которых сходится в одну точку Пространство-Время…
До 2006 года девиз Мюнхена звучал как «Die Weltstadt mit Herz» — «Мировой город с сердцем». Сейчас он заменен на «Munchen liebt Dich» — «Мюнхен любит Вас». Мюнхенцы уверены, что в их городе есть все, что требуется для счастливой жизни.
А чудовищное прошлое, недавнее?
Кто-кто, а мюнхенцы своего прошлого не забывают:
и хорошего в нем, и дурного…
Конечно, вы сами замечали, далекое прошлое мы обеляем, превращаем в сказку, которой так приятно себя тешить. За плотным слоем сказки подлинности прошлого не понять. И не нужно, главное в том, что оно было…
Города могут многое преодолеть, только не исходную планиметрию. Улицы нельзя перечерчивать, их можно лишь застраивать новыми домами. В Мюнхене, разрушенном во Вторую Мировую войну, многие из новых домов, по объемно-планировочной структуре или по декору, превращены в Средневековые реплики.
Именно в связи с истоками — красота Города,
что пережил свой смертный час…
Обратите внимание, как крошечная, в масштабах современного города, Средневековая Ратуша тянется в Небо. Высокая крыша с дивным фронтоном, похожим на канделябр со свечами, увенчана тремя пинаклями с высокими шатровыми завершиями. Четыре таких же — шатровых — пинакля установлены на углах Ратушной башни, увенчанной просветным барабаном с колоколами и самым высоким шатром.
Музыка звучит и не только в колокольном перезвоне…
На втором этаже Ратуши в рекреационном зале есть памятная доска о том, что здесь 9 ноября 1938 года состоялось совещание высшего органа нацисткой партии и отсюда был издан приказ о погроме. Погром — одно из немногих слов русского происхождения, которое вошло во все языки и осталось без изменения. Reichskristallnacht — это «хрустальная ночь», заполонившая улицы осколками стекла из разгромленных еврейских магазинов…
Мюнхен — город людей чести:
не забывающих о содеянном в Прошлом.
Правда, при чем тут Старая Ратуша?
Чего-то и она недосмотрела…
Во Вторую Мировую войну Ратуша, как и все остальные здания в центре Мюнхена, была разрушена. Только этот праздничный зал восстанавливали 5 лет. Делали это 20 скульпторов, вручную, чтобы не использовать чуждых для XV века механизмов и современных приспособлений.
В центре главного фасада столичной Ратуши над консольной сенью восседает Ангел. Под сенью стоит рыцарь в полном боевом облачении. Ангел должен был защищать души горожан. Воин — их жизни и богатства.
И они защищали…
А потом вдруг устали?
Сейчас они по-прежнему строго смотрят в даль…
На стене башни нарисован герб Мюнхена с монахом в центре. По легенде, именно монахи основали город. Мюнхенцы помнят обо всем, и об этом они помнят тоже…
В Башне Старой Ратуши сейчас располагается музей игрушек, обладающий уникальной коллекцией всех времен, собранной чешским режиссером Ивано Штайнером, эмигрировавшим из Чехии. Здесь есть игрушки, сделанные из хлеба, рыцари, живущие в мрачных рыцарских замках, кукольные домики с полным убранством. На всё это великолепие интересно посмотреть не только детям, но и взрослым.
Время сдвинулось на часах Башни Старой Ратуши?
Да, похоже мы простояли возле нее почти целые сутки.
Или выпали в Вечность, так как погрузились
в Средневековье, столь полно, что потеряли связь
с нынешним — быстротекущим — Временем…
XV век. До нашего XXI века должно пройти еще пять столетий, даже больше. За этот период произойдет много изменений в мировоззрении и быте жителей столицы Баварии. Произойдут изменения и в истории архитектурных стилей, что будут утверждать себя каждый раз по-своему.
Средневековье — основа дальнейшего уже потому что,
вглядитесь в часы на Ратушной башне, люди того времени
не отделяли своей жизни от Законов существования
Коcмической системы — Всеобъемлющей…
Эразм Грассер был уроженцем Верхнего Пфальца, но переселился в Мюнхен молодым человеком, будучи еще подмастерьем. Впервые он упоминается в протоколах цеха живописцев Мюнхена в 1474 году. В 1475-м его не хотят допустить к изготовлению шедевра, «ибо он вздорный, склонный к смуте и коварный работник». Однако в 1477 году он уже мастер, и с этого времени начинается быстрая карьера Грассера, превращающая его в главного строителя при герцоге Альбрехте Баварском. В 1513-1518 — последние годы своей жизни — он член Городского совета, богатейший ремесленник Мюнхена.
Грассер был крупным специалистом по геодезическим работам, строителем мостов, архитектором и… резчиком по камню, увековечившем свое имя в скульптурной группе «Танцоры мориске».
Ярко раскрашенные, вырезанные из дерева фигуры размещались в верхнем ярусе танцевального зала и изображали танцоров мориски — танца, пришедшего в Центральную Европу из Испании и превратившегося здесь в костюмированную пантомиму. Облаченные в фантастические костюмы кавалеры соревновались в танце перед дамой, которая предпочитала им всем шута. Главные персонажи – дама, музыкант и шут, в слепках отсутствуют. Почему?
Чтобы танец мориски продолжался вечно!
Созданная Грассером группа была первым большим светским произведением в немецкой скульптуре того времени. Образам присуща выразительная сила мимики, подчеркнутая характерность поз и танцевальных па, гротескная, комическая неповторимость всей группы.
Есть по этому поводу интересные воспоминания… «Однажды, в дни моей юности, я видел, как после ужина в светском обществе в зале появился мальчик, чье лицо было размалевано сажей, а лоб обмотан белым или желтым платком. На его ногах были высокие браслеты, все увешанные маленькими колокольчиками, и он танцевал мориску, проходя вдоль всего зала, и затем возвращаясь назад по своим следам к тому месту, откуда он начинал движение. Затем он выполнял еще один пассаж, и продолжал далее в том же духе, разными движениями доставляя удовольствие зрителя». Абро.
Мне эти фигурки напоминают персонажей Гофмана — уродцев, которых приходилось выбрасывать на бумагу, чтобы освободиться от фантазий, заполонивших его сознание.
Посмотрите на тень танцора…
Она живая. Она — то, что его мучает.
Изгибаясь-извиваясь, он пытается порвать с ней.
Не порвет, пока не умрет…
Есть другие сведения… Моррис – традиционно считается английским старинным народным танцем, возможно ведущим свое происхождение от танца с мечами. Существует предположение, что он был привезен Джоном Гонтом (третьим сыном Эдуарда III) из мавританской Испании. Зачерненное лицо также может относиться к названию танца: моррис – то есть мавр.
Мне эти танцоры напоминает персонажей из сказок Гауфа — иногда страшных, иногда грустных, всегда проникнутых духом Востока, но без обычной восточной мишуры. Они — восточные европейцы, яркие, волшебные, завораживающие, как все иномирное.
В них нет тьмы. В них нет света.
Они — чистое от обыденности воображение.
Люди такими не могут быть.
Они по себе — таким сказочным — скучают.
И играют в жизнь — волшебство. Зачем?
Жажду преодоления посредственности утоляют…
Сегодня, когда проходит Oktoberfest, в Мюнхене можно увидеть молодых людей, точно так одетых, точно так причесанных, в такой точно обуви, которые пытаются, или действительно изображают все фигуры этого танца. Говорят, танцевальная традиция осталась и живет до сих пор. По-моему, дело не в отвлеченной традиции, а в сохранении внутренней потребности чего-то необыкновенного.
Ах, скульптор Эразм Грассер!
Пять столетий прошло, и все живо пойманное им настроение!
Городская ратуша — не только официальное учреждение. Так за аркой прячется дверь кабачка для туристов и депутатов горсовета. За этой дверью раньше веселились и сейчас веселятся.
Пусть веселье не прекратится никогда…
Нет-нет-нет… До 2006 года девиз Мюнхена звучал как «Die Weltstadt mit Herz» — «Мировой город с сердцем». Сейчас он заменен на «Munchen liebt Dich» — «Мюнхен любит Вас». Мюнхенцы уверены, что в их городе есть все, что требуется для счастливой жизни.
Не будем унижать себя недоверием…