Мюнхенское Средневековье светлое и грустное

Раньше Средневековье называлось мрачным. Сегодня в Средневековье видят Свет… Такие церкви — художественно-осмысленная волшебная конструкция в россыпи рефлексов от витражей! Такой масштаб городов, созданных для человека: его уюта, радости, душевного тепла. Такие детали — гербы, вывески, фонари… Такие силуэты вертикалей, взмывающих в небеса. И замки… С непременными легендами, воспевающими то, чего нет…

Панорама Мюнхена на фоне Альп…

Вижу в этом коллаже очень точный образ исторического города — ПРИЗРАКА… И горы колеблются на горизонте, будто хотят уйти или в тумане спрятаться. И серебристо-серые здания принадлежат не реальному времени, а воспоминанию о том, чего уже нет…

История, запечатленная в архитектуре, — ценность в жизни человеческого рода. Люди восстанавливают свои города — поднимают из пепла, не замечая, что чаще всего они поклоняются новострою. Ну и что из того? Все равно, какие-то связи с прошлым остаются, значит, остается и право считать себя народом, имеющим долгий опыт существования в этом мире…

Города — фантастические феномены,
в которых сходится в одну точку Пространство-Время…

Мюнхен — герб города в декоре главного входа в Новую Ратушу.
На гербе Мюнхена изображён монах в память о том, что город
был основан монахами Ордена бенедиктинцев (Mönche в переводе
с древнегерманского означает «монах»).

До 2006 года девиз Мюнхена звучал как «Die Weltstadt mit Herz» — «Мировой город с сердцем». Сейчас он заменен на «Munchen liebt Dich» — «Мюнхен любит Вас». Мюнхенцы уверены, что в их городе есть все, что требуется для счастливой жизни.

А чудовищное прошлое, недавнее?
Кто-кто, а мюнхенцы своего прошлого не забывают:
и хорошего в нем, и дурного…

Праздничный Мюнхен. Главная площадь города — Мариенплац — и Старая Ратуша…

Конечно, вы сами замечали, далекое прошлое мы обеляем, превращаем в сказку, которой так приятно себя тешить. За плотным слоем сказки подлинности прошлого не понять. И не нужно, главное в том, что оно было…

Вид на центральную часть Мюнхена с башни церкви Св. Петра.
Справа — Башня Старой Ратуши. Слева — католическая церковь Св. Духа,
основанная в 1208 году герцогом Людвигом I. Внизу — суета улиц,
подчиненных планиметрии Средневековья.

Города могут многое преодолеть, только не исходную планиметрию. Улицы нельзя перечерчивать, их можно лишь застраивать новыми домами. В Мюнхене, разрушенном во Вторую Мировую войну, многие из новых домов, по объемно-планировочной структуре или по декору, превращены в Средневековые реплики.

Именно в связи с истоками — красота Города,
что пережил свой смертный час…

Вид на центральную часть Мюнхена и Старую Ратушу с башни церкви Св. Петра.

Обратите внимание, как крошечная, в масштабах современного города, Средневековая Ратуша тянется в Небо. Высокая крыша с дивным фронтоном, похожим на канделябр со свечами, увенчана тремя пинаклями с высокими шатровыми завершиями. Четыре таких же — шатровых — пинакля установлены на углах Ратушной башни, увенчанной просветным барабаном с колоколами и самым высоким шатром.

Музыка звучит и не только в колокольном перезвоне…

Мюнхен. Центральная площадь Мариенплац. Старая Ратуша.
Построена в 1470-80 годы Йоргом фон Хальспахом по прозвищу Гангхофер. Ратуша используется для официальных приемов.
Центром жизни старого Мюнхена была Старая Ратуша, построенная еще в XV веке. На площади перед ней проводились городские праздники. Внизу содержались заключенные. В большеоконном зале на втором этаже заседал Городской совет, где принимались законы и решения, очень важные для жизни города.
Мюнхен. Старая Ратуша. Рекреация перед Залом заседаний…

На втором этаже Ратуши в рекреационном зале есть памятная доска о том, что здесь 9 ноября 1938 года состоялось совещание высшего органа нацисткой партии и отсюда был издан приказ о погроме. Погром — одно из немногих слов русского происхождения, которое вошло во все языки и осталось без изменения. Reichskristallnacht — это «хрустальная ночь», заполонившая улицы осколками стекла из разгромленных еврейских магазинов…

Мюнхен — город людей чести:
не забывающих о содеянном в Прошлом.
Правда, при чем тут Старая Ратуша?
Чего-то и она недосмотрела…

Мюнхен. Старая Ратуша. Зал заседаний Городского совета…

Во Вторую Мировую войну Ратуша, как и все остальные здания в центре Мюнхена, была разрушена. Только этот праздничный зал восстанавливали 5 лет. Делали это 20 скульпторов, вручную, чтобы не использовать чуждых для XV века механизмов и современных приспособлений.

Мюнхен. Центральная площадь Мариенплац. Старая Ратуша.
1470-80 годы. Арх. Йоргом фон Хальспахом по прозвищу Гангхофер.

В центре главного фасада столичной Ратуши над консольной сенью восседает Ангел. Под сенью стоит рыцарь в полном боевом облачении. Ангел должен был защищать души горожан. Воин — их жизни и богатства.

И они защищали…
А потом вдруг устали?
Сейчас они по-прежнему строго смотрят в даль…

Мюнхен. Центральная площадь Мариенплац. Старая Ратуша.
1470-80 годы. Арх. Йоргом фон Хальспахом по прозвищу Гангхофер.

На стене башни нарисован герб Мюнхена с монахом в центре. По легенде, именно монахи основали город. Мюнхенцы помнят обо всем, и об этом они помнят тоже…

Мюнхен. Башня Старой Ратуши.
Музей игрушек. Коллекция Щелкунчиков.

В Башне Старой Ратуши сейчас располагается музей игрушек, обладающий уникальной коллекцией всех времен, собранной чешским режиссером Ивано Штайнером, эмигрировавшим из Чехии. Здесь есть игрушки, сделанные из хлеба, рыцари, живущие в мрачных рыцарских замках, кукольные домики с полным убранством. На всё это великолепие интересно посмотреть не только детям, но и взрослым.

Мюнхен. Центральная площадь Мариенплац. Часы на Ратушной башне.
Состояние башни после реконструкции 1975 года.

Время сдвинулось на часах Башни Старой Ратуши?
Да, похоже мы простояли возле нее почти целые сутки.
Или выпали в Вечность, так как погрузились
в Средневековье, столь полно, что потеряли связь
с нынешним — быстротекущим — Временем…

Мюнхен. Центральная площадь Мариенплац. Башня Старой Ратуши. 1470-80 годы. Арх. Йорг фон Хальспах по прозвищу Гангхофер.

XV век. До нашего XXI века должно пройти еще пять столетий, даже больше. За этот период произойдет много изменений в мировоззрении и быте жителей столицы Баварии. Произойдут изменения и в истории архитектурных стилей, что будут утверждать себя каждый раз по-своему.

Средневековье — основа дальнейшего уже потому что,
вглядитесь в часы на Ратушной башне, люди того времени
не отделяли своей жизни от Законов существования
Коcмической системы — Всеобъемлющей…

В оформлении парадных залов Старой Ратуши принимал участие
Эразм Грассер. Точно известно, что ему принадлежат гербовые щиты
и «Танцоры мориске», оригиналы которых хранятся в Городском музее.

Эразм Грассер был уроженцем Верхнего Пфальца, но переселился в Мюнхен молодым человеком, будучи еще подмастерьем. Впервые он упоминается в протоколах цеха живописцев Мюнхена в 1474 году. В 1475-м его не хотят допустить к изготовлению шедевра, «ибо он вздорный, склонный к смуте и коварный работник». Однако в 1477 году он уже мастер, и с этого времени начинается быстрая карьера Грассера, превращающая его в главного строителя при герцоге Альбрехте Баварском. В 1513-1518 — последние годы своей жизни — он член Городского совета, богатейший ремесленник Мюнхена.

Грассер был крупным специалистом по геодезическим работам, строителем мостов, архитектором и… резчиком по камню, увековечившем свое имя в скульптурной группе «Танцоры мориске».

Мюнхен. Старая Ратуша. «Танцоры мориски». Скульптор Эразм Грассер. 1480-е. Из шестнадцати статуй сохранилось лишь десять.

Ярко раскрашенные, вырезанные из дерева фигуры размещались в верхнем ярусе танцевального зала и изображали танцоров мориски — танца, пришедшего в Центральную Европу из Испании и превратившегося здесь в костюмированную пантомиму. Облаченные в фантастические костюмы кавалеры соревновались в танце перед дамой, которая предпочитала им всем шута. Главные персонажи – дама, музыкант и шут, в слепках отсутствуют. Почему?

Чтобы танец мориски продолжался вечно!

Мюнхен. Старая Ратуша. «Танцоры мориски». Скульптор Эразм Грассер. 1480-е. Из шестнадцати статуй сохранилось лишь десять.

Созданная Грассером группа была первым большим светским произведением в немецкой скульптуре того времени. Образам присуща выразительная сила мимики, подчеркнутая характерность поз и танцевальных па, гротескная, комическая неповторимость всей группы.

Мюнхен. Старая Ратуша. «Танцоры мориски». Скульптор Эразм Грассер. 1480-е. Из шестнадцати статуй сохранилось лишь десять.

Есть по этому поводу интересные воспоминания… «Однажды, в дни моей юности, я видел, как после ужина в светском обществе в зале появился мальчик, чье лицо было размалевано сажей, а лоб обмотан белым или желтым платком. На его ногах были высокие браслеты, все увешанные маленькими колокольчиками, и он танцевал мориску, проходя вдоль всего зала, и затем возвращаясь назад по своим следам к тому месту, откуда он начинал движение. Затем он выполнял еще один пассаж, и продолжал далее в том же духе, разными движениями доставляя удовольствие зрителя». Абро.

Мюнхен. Старая Ратуша. «Танцоры мориски». Скульптор Эразм Грассер. 1480-е. Из шестнадцати статуй сохранилось лишь десять.

Мне эти фигурки напоминают персонажей Гофмана — уродцев, которых приходилось выбрасывать на бумагу, чтобы освободиться от фантазий, заполонивших его сознание.

Посмотрите на тень танцора…
Она живая. Она — то, что его мучает.
Изгибаясь-извиваясь, он пытается порвать с ней.
Не порвет, пока не умрет…

Мюнхен. Старая Ратуша. «Танцоры мориски». Скульптор Эразм Грассер. 1480-е. Из шестнадцати статуй сохранилось лишь десять.

Есть другие сведения… Моррис – традиционно считается английским старинным народным танцем, возможно ведущим свое происхождение от танца с мечами. Существует предположение, что он был привезен Джоном Гонтом (третьим сыном Эдуарда III) из мавританской Испании. Зачерненное лицо также может относиться к названию танца: моррис – то есть мавр.

Мюнхен. Старая Ратуша. «Танцоры мориски». Скульптор Эразм Грассер. 1480-е. Из шестнадцати статуй сохранилось лишь десять.

Мне эти танцоры напоминает персонажей из сказок Гауфа — иногда страшных, иногда грустных, всегда проникнутых духом Востока, но без обычной восточной мишуры. Они — восточные европейцы, яркие, волшебные, завораживающие, как все иномирное.

В них нет тьмы. В них нет света.
Они — чистое от обыденности воображение.
Люди такими не могут быть.
Они по себе — таким сказочным — скучают.
И играют в жизнь — волшебство. Зачем?
Жажду преодоления посредственности утоляют…

Мюнхен. Старая Ратуша. «Танцоры мориски». Скульптор Эразм Грассер. 1480-е. Из шестнадцати статуй сохранилось лишь десять.
Бронзовая фигура шута, установленная в парке.

Сегодня, когда проходит Oktoberfest, в Мюнхене можно увидеть молодых людей, точно так одетых, точно так причесанных, в такой точно обуви, которые пытаются, или действительно изображают все фигуры этого танца. Говорят, танцевальная традиция осталась и живет до сих пор. По-моему, дело не в отвлеченной традиции, а в сохранении внутренней потребности чего-то необыкновенного.

Ах, скульптор Эразм Грассер!
Пять столетий прошло, и все живо пойманное им настроение!

Мюнхен. Старая Ратуша. Вход за углом, конечно, в паб…

Городская ратуша — не только официальное учреждение. Так за аркой прячется дверь кабачка для туристов и депутатов горсовета. За этой дверью раньше веселились и сейчас веселятся.

Пусть веселье не прекратится никогда…

Современная интерпретация монаха — основателя города,
использованная в рекламе сети магазинов.
Когда я увидела эту композицию впервые, мне показалось,
что это — Смерть в монашеском одеянии.
Может быть, первое впечатление не обмануло?

Нет-нет-нет… До 2006 года девиз Мюнхена звучал как «Die Weltstadt mit Herz» — «Мировой город с сердцем». Сейчас он заменен на «Munchen liebt Dich» — «Мюнхен любит Вас». Мюнхенцы уверены, что в их городе есть все, что требуется для счастливой жизни.

Не будем унижать себя недоверием…

Мюнхенский водосточный люк с гербом,
чтобы всяк идущий по городу знал: основали его монахи,
значит, изначально Мюнхен — благочестивый город…

<— МЮНХЕН — ГОРОД, СОЗДАННЫЙ ДЛЯ ЖИЗНИ…

МЮНХЕН — ЭТО ГОРОД, ГДЕ «ДЬЯВОЛ ОСТАВИЛ СЛЕД»… —>

Leave a Reply