Когда в начале XIX столетия английское «естественное» устройство парков вытеснило французский «искусственный» стиль, архитектор Чкель, при сохранении основных направлений устройства парковых зон в стиле барокко, перестроил западную часть парка (за дворцом) в природный сад английского стиля. Появились поляны, пруды, свободно растущие деревья, павильоны и мостики с ажурными решетками, вазами или без них.
В решетки вплетены изображения короны Виттельсбахов?
Дав природе свободу, они и здесь никому не позволяют
забывать об избранности своей династии…
Нимфенбург был местом развлечений баварских властителей. Они управляли страной и жили в Резиденции, а в Нимфенбурге развлекались, причем именно так, как это было принято у феодальных князей. В их привычки входила и главная страсть знатного дворянства — охота. Можно представить, как это выглядело: из близлежащего леса дичь гнали по направлению к замку. А собравшемуся возле него благородному обществу оставалось только нажать курок.
Мария Амалия Австрийская — дочь императора Иосифа I и Вильгельмины Амалии Брауншвейг-Люнебургской. В 1722 году Мария Амалия вышла замуж в Мюнхене за будущего баварского курфюрста Карла Альбрехта, который в 1741 году стал королём Богемии, а в 1742 — императором Священной Римской империи. У них было семеро детей.
Страстной любительницей охоты была и герцогиня Мария Амалия — супруга герцога Карла Альбрехта. Он построил для своей супруги в дворцовом парке Нимфенбурга некий «Охотничий домик», откуда она могла со всеми удобствами и от всего сердца палить по дичи. Не заблуждайтесь, то был не простенький домик, а чудесный замок в стиле рококо. Его и сегодня считают в Германии прекраснейшим среди ему подобных. Архитектором затейливой постройки стал Франсуа де Кювилье — просвещенный житель Франции и гениальный зодчий южно-германского рококо.
Центром великолепной композиции дворца является Зеркальный зал. По всей окружности его стен возвышаются зеркала, посеребренные и позолоченные, в богато отделанных рамах, с аналогично украшенными канделябрами, создающими игру освещения. Бледно голубовато-зеленоватый тон стен усиливает ощущение нежности и света, создавая совершенный фон для обильного декора серебристым стукко. В графических разработках этого орнаментального декора во множестве присутствуют рокайльные мотивы и сценки: реалистично выполненные птицы летают над асимметричными цветочными побегами, свисающими с фризов.
Эта комната невелика по размерам, но зеркальные стены, отражающиеся друг в друге много-много раз, создают впечатление несопоставимо большего объема. Однако размеры — не главное. Великолепна миражность пространства, включающего в себя и виды парка, стоящего за окнами. В качестве архитектурного трюка такое решение очень эффектно. Жилым помещением Зеркальный зал вряд ли может быть из-за чрезмерной нагрузки на психику, требующей для ориентации наличия констант — чего-то постоянного.
Когда Франсуа де Кювилье стал главным архитектором двора, мюнхенское искусство поднялось на мировой уровень. Его работы оттеснили господствовавший в архитектуре официальный стиль Барокко в пользу формообразования более свободного и задушевного по выразительности Рококо. Его произведения и сегодня считают «прекраснейшим рококо мира» — такую оценку дал ему в 1877 году историк культуры Якоб Буркхардт.
Внутреннее оформление «Охотничьего домика» стало квинтэссенцией баварского рококо. Чтобы оценить интерьеры Амалиенбурга по достоинству, нужно иметь в виду, что зеркала и фарфор были в ту пору предметами роскоши.