В интерьерах Нойшванштайна трудно ориентироваться даже тем, кто смог побывать на месте, в экскурсионной спешке пройдя по парадным залам, галереям и королевским покоям. Поэтому я решила соблюсти некую последовательность. Сначала показать общую пространственную организацию замка. И лишь потом перейти к отдельным интерьерам.
РАБОТА НАД АЛЬБОМОМ ЗАВЕРШЕНА 24.11.2011
2 Нижний двор замка
3 Верхний двор замка
4 Фундамент не построенной башни
5 Горницы
6 Рыцарские помещения (не декорированные)
7 Дворцовая кухня
8 Рыцарская купальня (сегодня служит летним выходом)
9 Посудомоечная
10 Холл перед Тронным залом и королевскими покоями
11 ТРОННЫЙ ЗАЛ
12 Камердинерская
13 Столовая
14 Спальня (14а королевская уборная)
15 Домашняя капелла
16 Комната для одевания
17 Гостиная
18 Грот (18 а зимний сад)
19 Рабочий кабинет
20 Адъютантская
21 Холл перед Певческим залом
22 ПЕВЧЕСКИЙ ЗАЛПервое впечатление: королевские покои не зонированы — просто нарезаны помещения, заставленные мебелью и завешанные картинами. Все помещения проходные, что вносит в планировку суетность.
Полностью сохранившаяся кухня замка подкупает и своей функциональностью и поразительным для того времени техническим оснащением: проточной горячей и холодной водой и автоматическим вращением вертелов для жаркого.
Нагретый огнем горячий воздух в дымовой трубе вращал турбину, находящуюся над вертелом, а сами вращения передавались непосредственно на вертел с помощью специального механизма. Сделано это было в соответствии с изобретением Леонардо да Винчи.
Дым от большой печи, находящейся в середине кухни, отводился подземным путем, через отверстие в полу. Печной жар служил одновременно для подогрева посуды в специальном для этого месте, встроенном в стену рядом с печкой. Кран в виде головы лебедя был устроен над бассейном для рыб, сделанном из цельного гранита. Работала кухня два года кухня.
Из кухни можно было сразу попасть в комнату для персонала. Рядом с окном, в углу кухни, находился рабочий кабинет шеф-повара, отделенный от остального помещения стеклянной перегородкой. Напротив выхода можно было видеть посудомоечную.
Уже в 1884 году замок Нойшванштейн отапливался централизованно из подвала или с первого этажа. По специальным шахтам подавался горячий воздух на верхние этажи. Большие отопительные печи расположены в подсобных кухонных помещениях. Специальное подъемное устройство доставляло огромное количество дров для топок.
На третьем этаже Пропилей (1) для короля было построено жилое помещение, в котором он находился во время строительных работ.
Какое участие принимал король в планировании замка?
Молодой король принимал активное участие в проектировании замка, в подготовке и ведении строительства и, конечно же, в декорировке помещений. Из сохранившихся до сегодняшних дней документов по строительству видно, что король приказывал показывать ему все планы, и вносил в них изменения до тех пор, пока они не соответствовали его представлению. Он настолько углублялся в детали, что без преувеличения можно сказать…
Замок Нойшванштайн как цельное произведение искусства
является творением короля Людвига II.
Есть расчет, сколько ступенек нужно преодолеть посетителю
во время экскурсии по замку…
Сначала посетители поднимаются по 73 ступеням квадратной башни до рыцарского зала, в котором начинается экскурсия. Отсюда маршрут проходит по 96 ступенькам главной башни вплоть до музейного помещения на 4 и 5 этажах. После достижения самого высокого места экскурсионного пути — Певческого зала на 5 этаже — обратный путь идет через так называемую южную башню (или лестницу для прислуги) по 136 ступеням вниз до дворцовой кухни. Из кухни до выхода, то есть. назад к началу экскурсии нужно пройти еще по 47 ступеням во двор замка.
Таким образом, посетитель преодолевает 169 ступенек вверх и 183 ступеньки вниз, всего 352 ступенек. В летнее время посетителей выводят после экскурсии сразу из дворцовой кухни по новой лестнице (68 ступеней), далее через туннель к северному выходу замка.
Путеводитель по замку Нойшванштайн дает такое описание…
Несмотря на то, что Тронный зал не был завершен, он, без сомнения, производит самое сильное впечатление. В нем король хотел воспеть милость Бога. Базиликоподобный зал со специальной нишей для трона, напоминающий апсиду с алтарем в церкви, должен был говорить о религиозной связи между Богом и Королём — основе, святости и неприкосновенности Абсолютного королевства, идеалы которого отстаивал Людвиг вопреки политическим реалиям своего времени.
Одинокий король предпочитал роскошные спальни. Об этом говорит и эта спальная комната, выдержанная в позднем готическом стиле с великолепной резьбой по дубу на балдахине, умывальнике, стуле и пюпитре для чтения. Работы по дереву были выполнены мюнхенской фирмой «Пёссенбахер и Эренгут».
При жизни короля Певческий зал не функционировал. Лишь в 1933 году — в 50-ю годовщину со дня смерти композитора Рихарда Вагнера — и вплоть до начала войны в 1939 году в замке проводились праздничные концерты. В 1952 году была произведена попытка возобновить традиционные концерты, однако у населения не было средств для покупки билетов, и концерты постепенно сошли на нет. В 1969 году — к 100-летнему юбилею со дня заложения фундамента замка — экономическое положение в стране улучшилось, поэтому было принято решение возобновить пользующиеся у публики успехом концерты, чья известность вышла за пределы Баварии, и которые можно посетить и сегодня.
В замке постоянно встречаются изображения Лебедя
по трем причинам…
Изображение Лебедя входило в герб «господ от Швангау»,
то есть феодалов, живших во времена Средневековья
в замках Лебединого края…
Лебедь считался символом чистоты
и поэтому был любимой птицей короля…
Лебедь играет большую роль в опере Вагнера «Лоэнгрин»,
с которым отождествлял себя король Людвиг…