
Вначале герб Базеля сторожили львы, гривастые и страшные. Они стояли в боевой стойке. Когти четырех лап — рук и ног — были подобны боевым кинжалам, что разрежут и разорвут врага на части. Пасти раскрыты в злобном оскале. Из пастей вываливался язык — свидетельство крайней ярости.
Враг был точно известен! То — феодалы, на земле которых возникали города жаждущих свободы бюргеров — ремесленников и купцов, в городах обустраивавшихся.
После победы над феодалами все как-то запуталось… Борьбу вели все горожане — победой воспользовалась лишь городская верхушка: так называемый патрициат, в который входили представители самых богатых городских родов — купцы, ростовщики, собственники крупной недвижимости.
Кого рвать на части?! Бюргеров, которым улыбнулась Фортуна? Сегодня одни бюргеры богатеют, процветают, занимают важные посты в городском управлении, другие беднеют, разоряются, попадают на обочину жизни, завтра — другие…
Жизнь в городах, из-за имущественного неравенства,
закипела и потребовала, чтобы герб города защищала
другая сила: не просто яростная,
а наделенная мистическими способностями…

то ли предложение рождает спрос, но через какое-то время
Василиски стали новыми хранителями Базельского герба
Васили́ск (от греч. βασιλίσκος — царёк), кокатрис, regulus (от лат. малый король) — мифическое создание.
Василиски несколько раз упоминаются в Библии. В Средние века они считались вполне реально существующим животными. Полагали, что василиски обладают ядовитыми клыками, когтями и дыханием, кроме того они способны убивать лишь одним своим взглядом.
Плиний Старший сообщает… «Василиск от природы ядовит и злострашен и побеждает всех змей, от его свиста они цепенеют, один его вид обращает их в бегство, а взгляд — убивает».

и однако, находясь в Базеле, ознакомиться с ними все же стоит…
Одно из первых упоминаний о мифическом василиске относится к I веку до нашей эры. Тогда Марк Анней Лукан в своей исторической поэме «Фарсалия», повествующей о войне между Цезарем и Помпеем, рассказывал о том, что все змеи Ливии — аспиды, парки, двухголовые амфисбены, аммодиты и василиски — произошли из крови Медузы горгоны, взгляд которой обращал живые существа в камень. Самым ядовитым считался Василиск, дыхание которого превращало в гниль растения, взгляд его раскалывал камни и убивал птиц, летевших высоко в небе.
В I веке нашей эры историк Плиний Старший описывал в своей «Естественной истории» реально существующую небольшую ядовитую змею желтого цвета с тремя похожими на корону утолщениями на голове. Он сохранил за ней все мифические свойства василиска: способность к прямохождению, убийственный взгляд и ядовитое дыхание.
В бестиарии Пьера де Бове (1218 год) рассказывается о том,
что яйцо Василиска начинает формироваться в теле старого петуха. Петух откладывает его в укромном месте на кучу навоза, где его насиживает жаба. Из яйца вылупляется существо с головой петуха, туловищем жабы и длинным змеиным хвостом.
В других средневековых бестиариях говорится, что Василиск появляется из яйца, которое лишь раз в столетие может снести черный петух семи лет отроду.
Также Василиск может появиться из… спорыша. Причем его всенепременно должна греть подмышкой девственница, целых шесть недель кряду.

и однако, находясь в Базеле, ознакомиться с ними все же стоит…
Считалось, что из всех животных одна лишь ласка не боится этого чудовища и может напасть на него спереди; было также поверье, что василиска повергает в смятенье крик петуха. Опытные путешественники, прежде чем углубиться в неизведанные края, благоразумно запасались либо петухом в клетке, либо лаской. Другим оружием было зеркало: Василиска убивает его собственное отражение.
Запомнили? Повторите, чтобы не забыть…
Ласка за пазухой, петух в клетке,
большое зеркало подмышкой —
и прогулки по Базелю для вас не опасны…
Есть уточнения… Ласки считались природными врагами Василисков, но одолеть монстра они могли, только пожевав листьев руты. Изображения ласки с листочками во рту украшали колодцы, церковные скамьи. В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки,— вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола.

Львам, действительно, не о чем было беспокоиться…
Изображения ласки с листочками руты во рту украшали колодцы, церковные скамьи. В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки,— вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола.
В народных поверьях у Василиска было свое прочное место: в древнеримских храмах кожа «царька» висела для отпугивания змей и скорпионов, и никто не сомневался, что достаточно протереть серебро пеплом правильно сожженного василиска, чтобы оно превратилось в золото.

Еще одной практической рекомендацией было глядеть на монстра из-под стеклянного прозрачного сосуда. Эти объяснения были на руку тем, кто в конце средневековья приспособился изготовлять чучела василисков — чаще всего их делали на основе морских скатов, и они были ходким товаром (последние экземпляры были проданы в США в тридцатые годы нашего века; поддельные чучела до сих пор хранятся в музеях Вероны и Венеции).
Менее легковерные ученые и писатели удивлялись: если взгляд василиска летален — откуда столько свидетельств? Или свидетели видели другого зверя, или они попросту лгут!»
Я легковерием не отличаюсь, но советую, путешествуя по Базелю, тщательно изучить всю литературу о Василисках и носить с собой хотя бы стеклянную банку.

Нравится Базельский василиск — змея с «белым пятном на голове, похожим на корону или диадему» (описание Плиния Старшего)? Мне очень нравится — такой глазастый, клювастый, чешуйчатый и старательный и, похоже, добрый…
Когда занят собой и не смотрит на вас!

Название города — Базель — перекликается с названием чудовища — василиск. А потому василисков в Базеле, пожалуй не меньше, чем львов в Петербурге…
Петербургские львы учат горожан благородному поведению, выделяя тем самым сословие благородных — просвещенных — из других горожан: ремесленников, мещан и прочих лиц, пребывающих на нижних уровнях социальной лестницы.
Структура базельского сообщества трехчастна… Есть бюргеры-патриции. На другом полюсе действует другая группа населения, состоящая из неудачливых подмастерьев, подёнщиков, нищих, которая называлась плебсом. Среднее место между патрициями и плебсом занимают объединённые в цеха и гильдии ремесленники, мелкие и средние торговцы или собственно бюргеры или «средние слои городского населения».
Какую из трех сторон должны поддерживать василиски — патрициев, бюргеров, плебеев? Вряд ли кто-то точно знал это в прошлом и сейчас знает. По-моему, Василиски устрашают всех: что-то не так — посмотрю — накажу, мало не покажется никому…

Идешь — домики разглядываешь и вдруг…
Хорошо, если успеешь стеклянную банку на голову надеть
Пожалуй, я знаю более простой способ защиты. У каждой дамы в сумочке есть зеркало. Гуляя по Базелю, она должна прятать в ладони. Увидит через припущенные ресницы василиск — направит ему в лицо зеркало, а потом сама пройдет, детей и мужчин проведет, что за нею устало тащутся.
Хорошо еще тем, кто в прошлых жизнях был петухом или лаской. Это легко проверить, достаточно одного раза. Выглянул из-за угла — видишь василиск — прокукарекал на весь Базель, все остались живы — можно больше не проверять.

Кое что в истории с василисками мне все же непонятно. Чтобы вы помогли мне в том разобраться, привожу данное Плинием Старшим описание диковинной змеи полностью… «Василиск обладает удивительной способностью: кто видит его – сразу умирает. На его голове – белое пятно, напоминающее диадему. Его длина – не больше 30 сантиметров. Он обращает других змей в бегство своим шипением и передвигается, не изгибаясь всем телом, а приподнимая свою среднюю часть. Не только от прикосновения, но и от дыхания василиска кусты и трава засыхают, а камни воспламеняются…»
Применительно к Ливийской пустыне все понятно: именно василиск виноват в гибели всего живого вокруг и появлении песков гуляющих.
Базель и при василисках продолжает пребывать в цветущем состоянии. Что не срабатывает? Возможно, это — модернизированный вариант с ограниченными киллерскими способностями, зато мистические свойства его, напротив, усовершенствованы?
Не будем на себе уточнять.
Все узнаем из желтой прессы.

Даже в Средневековье василиска некоторые считали существом мифическим, вымышленным, но, как известно, в каждом вымысле есть доля правды, так что трудно сказать, кто таков василиск — вымышленный персонаж или вполне реальный.
Несмотря на многочисленные легенды и предания самых разных народов мира, связанные с василиском, это существо было и остается одним из самых спорных в христианской демонологии. Некоторые богословы видели в нем земное воплощение дьявола, алхимики считали василиска единственным носителем свойств легендарного философского камня, полагая, что его сожженная шкурка способна превращать неблагородные металлы в настоящее золото.
В XX веке существование василиска начали ставить под сомнение даже в церковных кругах. Однако память людская по-прежнему сохраняет его страшный образ, ассоциирующийся с нечистью, способной убить человека одним лишь взглядом.

Интересно противостояние василиска и петуха, потому что именно с петухом связана легенда рождения василиска. Если легенда правдива, василиска правильнее называть куролиском или кокатрисом: существом с головой петуха, туловищем жабы и длинным змеиным хвостом.
Есть сведения, что куролиск менее могущественный, чем василиск: ему не подчиняются змеи и другие пресмыкающиеся. Кукарекать на воротах, вращая змеиным хвостом, достаточно, чтобы не пустить в дом нежелательных прохожих.


за водой, а ее встречают (или сопровождают) лебеди…
Базельцы очень любят этот фонтан. Мне он тоже понравился
и юноша золотоволосый, улыбчатый приглянулся…

Их украшают и ангелы, что Новый завет изучают…

с римских копий греческих скульптур. Узнали?
То — «Мальчик с гусем» (подлинник около 250 года до н. э.)

Этот фонтан известный швейцарский художник-кинетист Жан Тингели (Jean Tinguely, 1925 -1991) посвятил «пятому времени года» — масленичному карнавалу. В фонтане действительно есть ощущение карнавального безумия.
Есть и музей Тингели. Здание музея было открыто Марио Ботта в 1996 при спонсорской поддержке местной химической компании Хоффман Ла Роше. Тингели любил делать вещи, и музей полон его движущихся машинных скульптур и других произведений.
Коренные базельцы — ремесленники по происхождению — обожают все, что сделано собственными руками. А уж затейное такое — тем более. Туристы им в восхищениях не уступают…

На месте, где установлен «живой фонтан», раньше была сцена старого городского театра.Когда Жан Тингели установил в огромной чаше фонтан с увлеченными игрой механическими фигурами, возник новый символ города.
Мощные насосы, подающие воду в огромную чашу фонтана, создают причудливую игру турбулентных водяных струй.
Смотрю и кажется: наступила эра роботов, заменивших людей. Люди, где вы? Все в порядке: там вдалеке еще кто-то шагает…
Хотела бы я узнать, что вы думаете
о базельцах и их фонтанах…

Вам слово. Чтобы что-то сказать, нужно внимательно всмотреться. У меня на это нет сил. Но мысль одна буровит мозг.
Это василиски своим ядовитым дыханием на базельцев в конце-концов повлияли, заставив все подлинно живое разлюбить.
Зачем живое, цветное, смешное,
когда жизнь можно механизмами из железа заменить?..
У-у-ужас. Глупость — женщина, вряд ли она могла
на самоубийственное развлечение базельцев подтолкнуть.
Дальше не продолжаю: не обижать же ремесленников-мужчин, еще оставшихся в живых…

Этого устройства я боюсь. Мне кажется, передо мной — чудовищное насекомое, нечто страшное замышляющее. Еще чуть-чуть, оно окончательно оживет и взлетит, и…
Умолкаю, стирая со лба холодный пот…

Зачем называть, и так все понятно: юный базелец играет не с чем-нибудь, а с собственной головой. Интересно, уже доигрался, или может опомниться — еще есть время впереди?

берегущего герб Базеля. Отвернул взгляд — мы ему не опасны,
а мои разоблачения — пустое брюзжание, которому нет цены…