Вначале герб Базеля сторожили львы, гривастые и страшные. Они стояли в боевой стойке. Когти четырех лап — рук и ног — были подобны боевым кинжалам, что разрежут и разорвут врага на части. Пасти раскрыты в злобном оскале. Из пастей вываливался язык — свидетельство крайней ярости.
Враг был точно известен! То — феодалы, на земле которых возникали города жаждущих свободы бюргеров — ремесленников и купцов, в городах обустраивавшихся.
После победы над феодалами все как-то запуталось… Борьбу вели все горожане — победой воспользовалась лишь городская верхушка: так называемый патрициат, в который входили представители самых богатых городских родов — купцы, ростовщики, собственники крупной недвижимости.
Кого рвать на части?! Бюргеров, которым улыбнулась Фортуна? Сегодня одни бюргеры богатеют, процветают, занимают важные посты в городском управлении, другие беднеют, разоряются, попадают на обочину жизни, завтра — другие…
Жизнь в городах, из-за имущественного неравенства,
закипела и потребовала, чтобы герб города защищала
другая сила: не просто яростная,
а наделенная мистическими способностями…
Васили́ск (от греч. βασιλίσκος — царёк), кокатрис, regulus (от лат. малый король) — мифическое создание.
Василиски несколько раз упоминаются в Библии. В Средние века они считались вполне реально существующим животными. Полагали, что василиски обладают ядовитыми клыками, когтями и дыханием, кроме того они способны убивать лишь одним своим взглядом.
Плиний Старший сообщает… «Василиск от природы ядовит и злострашен и побеждает всех змей, от его свиста они цепенеют, один его вид обращает их в бегство, а взгляд — убивает».
Одно из первых упоминаний о мифическом василиске относится к I веку до нашей эры. Тогда Марк Анней Лукан в своей исторической поэме «Фарсалия», повествующей о войне между Цезарем и Помпеем, рассказывал о том, что все змеи Ливии — аспиды, парки, двухголовые амфисбены, аммодиты и василиски — произошли из крови Медузы горгоны, взгляд которой обращал живые существа в камень. Самым ядовитым считался Василиск, дыхание которого превращало в гниль растения, взгляд его раскалывал камни и убивал птиц, летевших высоко в небе.
В I веке нашей эры историк Плиний Старший описывал в своей «Естественной истории» реально существующую небольшую ядовитую змею желтого цвета с тремя похожими на корону утолщениями на голове. Он сохранил за ней все мифические свойства василиска: способность к прямохождению, убийственный взгляд и ядовитое дыхание.
В бестиарии Пьера де Бове (1218 год) рассказывается о том,
что яйцо Василиска начинает формироваться в теле старого петуха. Петух откладывает его в укромном месте на кучу навоза, где его насиживает жаба. Из яйца вылупляется существо с головой петуха, туловищем жабы и длинным змеиным хвостом.
В других средневековых бестиариях говорится, что Василиск появляется из яйца, которое лишь раз в столетие может снести черный петух семи лет отроду.
Также Василиск может появиться из… спорыша. Причем его всенепременно должна греть подмышкой девственница, целых шесть недель кряду.
Считалось, что из всех животных одна лишь ласка не боится этого чудовища и может напасть на него спереди; было также поверье, что василиска повергает в смятенье крик петуха. Опытные путешественники, прежде чем углубиться в неизведанные края, благоразумно запасались либо петухом в клетке, либо лаской. Другим оружием было зеркало: Василиска убивает его собственное отражение.
Запомнили? Повторите, чтобы не забыть…
Ласка за пазухой, петух в клетке,
большое зеркало подмышкой —
и прогулки по Базелю для вас не опасны…
Есть уточнения… Ласки считались природными врагами Василисков, но одолеть монстра они могли, только пожевав листьев руты. Изображения ласки с листочками во рту украшали колодцы, церковные скамьи. В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки,— вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола.
Львам, действительно, не о чем было беспокоиться…
Изображения ласки с листочками руты во рту украшали колодцы, церковные скамьи. В церкви резные фигурки ласок имели символический смысл: для человека Священное писание было тем же, что листочки руты для ласки,— вкушение мудрости библейских текстов помогало одолеть василиска-дьявола.
В народных поверьях у Василиска было свое прочное место: в древнеримских храмах кожа «царька» висела для отпугивания змей и скорпионов, и никто не сомневался, что достаточно протереть серебро пеплом правильно сожженного василиска, чтобы оно превратилось в золото.
Еще одной практической рекомендацией было глядеть на монстра из-под стеклянного прозрачного сосуда. Эти объяснения были на руку тем, кто в конце средневековья приспособился изготовлять чучела василисков — чаще всего их делали на основе морских скатов, и они были ходким товаром (последние экземпляры были проданы в США в тридцатые годы нашего века; поддельные чучела до сих пор хранятся в музеях Вероны и Венеции).
Менее легковерные ученые и писатели удивлялись: если взгляд василиска летален — откуда столько свидетельств? Или свидетели видели другого зверя, или они попросту лгут!»
Я легковерием не отличаюсь, но советую, путешествуя по Базелю, тщательно изучить всю литературу о Василисках и носить с собой хотя бы стеклянную банку.
Нравится Базельский василиск — змея с «белым пятном на голове, похожим на корону или диадему» (описание Плиния Старшего)? Мне очень нравится — такой глазастый, клювастый, чешуйчатый и старательный и, похоже, добрый…
Когда занят собой и не смотрит на вас!
Название города — Базель — перекликается с названием чудовища — василиск. А потому василисков в Базеле, пожалуй не меньше, чем львов в Петербурге…
Петербургские львы учат горожан благородному поведению, выделяя тем самым сословие благородных — просвещенных — из других горожан: ремесленников, мещан и прочих лиц, пребывающих на нижних уровнях социальной лестницы.
Структура базельского сообщества трехчастна… Есть бюргеры-патриции. На другом полюсе действует другая группа населения, состоящая из неудачливых подмастерьев, подёнщиков, нищих, которая называлась плебсом. Среднее место между патрициями и плебсом занимают объединённые в цеха и гильдии ремесленники, мелкие и средние торговцы или собственно бюргеры или «средние слои городского населения».
Какую из трех сторон должны поддерживать василиски — патрициев, бюргеров, плебеев? Вряд ли кто-то точно знал это в прошлом и сейчас знает. По-моему, Василиски устрашают всех: что-то не так — посмотрю — накажу, мало не покажется никому…
Пожалуй, я знаю более простой способ защиты. У каждой дамы в сумочке есть зеркало. Гуляя по Базелю, она должна прятать в ладони. Увидит через припущенные ресницы василиск — направит ему в лицо зеркало, а потом сама пройдет, детей и мужчин проведет, что за нею устало тащутся.
Хорошо еще тем, кто в прошлых жизнях был петухом или лаской. Это легко проверить, достаточно одного раза. Выглянул из-за угла — видишь василиск — прокукарекал на весь Базель, все остались живы — можно больше не проверять.
Кое что в истории с василисками мне все же непонятно. Чтобы вы помогли мне в том разобраться, привожу данное Плинием Старшим описание диковинной змеи полностью… «Василиск обладает удивительной способностью: кто видит его – сразу умирает. На его голове – белое пятно, напоминающее диадему. Его длина – не больше 30 сантиметров. Он обращает других змей в бегство своим шипением и передвигается, не изгибаясь всем телом, а приподнимая свою среднюю часть. Не только от прикосновения, но и от дыхания василиска кусты и трава засыхают, а камни воспламеняются…»
Применительно к Ливийской пустыне все понятно: именно василиск виноват в гибели всего живого вокруг и появлении песков гуляющих.
Базель и при василисках продолжает пребывать в цветущем состоянии. Что не срабатывает? Возможно, это — модернизированный вариант с ограниченными киллерскими способностями, зато мистические свойства его, напротив, усовершенствованы?
Не будем на себе уточнять.
Все узнаем из желтой прессы.
Даже в Средневековье василиска некоторые считали существом мифическим, вымышленным, но, как известно, в каждом вымысле есть доля правды, так что трудно сказать, кто таков василиск — вымышленный персонаж или вполне реальный.
Несмотря на многочисленные легенды и предания самых разных народов мира, связанные с василиском, это существо было и остается одним из самых спорных в христианской демонологии. Некоторые богословы видели в нем земное воплощение дьявола, алхимики считали василиска единственным носителем свойств легендарного философского камня, полагая, что его сожженная шкурка способна превращать неблагородные металлы в настоящее золото.
В XX веке существование василиска начали ставить под сомнение даже в церковных кругах. Однако память людская по-прежнему сохраняет его страшный образ, ассоциирующийся с нечистью, способной убить человека одним лишь взглядом.
Интересно противостояние василиска и петуха, потому что именно с петухом связана легенда рождения василиска. Если легенда правдива, василиска правильнее называть куролиском или кокатрисом: существом с головой петуха, туловищем жабы и длинным змеиным хвостом.
Есть сведения, что куролиск менее могущественный, чем василиск: ему не подчиняются змеи и другие пресмыкающиеся. Кукарекать на воротах, вращая змеиным хвостом, достаточно, чтобы не пустить в дом нежелательных прохожих.
Этот фонтан известный швейцарский художник-кинетист Жан Тингели (Jean Tinguely, 1925 -1991) посвятил «пятому времени года» — масленичному карнавалу. В фонтане действительно есть ощущение карнавального безумия.
Есть и музей Тингели. Здание музея было открыто Марио Ботта в 1996 при спонсорской поддержке местной химической компании Хоффман Ла Роше. Тингели любил делать вещи, и музей полон его движущихся машинных скульптур и других произведений.
Коренные базельцы — ремесленники по происхождению — обожают все, что сделано собственными руками. А уж затейное такое — тем более. Туристы им в восхищениях не уступают…
На месте, где установлен «живой фонтан», раньше была сцена старого городского театра.Когда Жан Тингели установил в огромной чаше фонтан с увлеченными игрой механическими фигурами, возник новый символ города.
Мощные насосы, подающие воду в огромную чашу фонтана, создают причудливую игру турбулентных водяных струй.
Смотрю и кажется: наступила эра роботов, заменивших людей. Люди, где вы? Все в порядке: там вдалеке еще кто-то шагает…
Хотела бы я узнать, что вы думаете
о базельцах и их фонтанах…
Вам слово. Чтобы что-то сказать, нужно внимательно всмотреться. У меня на это нет сил. Но мысль одна буровит мозг.
Это василиски своим ядовитым дыханием на базельцев в конце-концов повлияли, заставив все подлинно живое разлюбить.
Зачем живое, цветное, смешное,
когда жизнь можно механизмами из железа заменить?..
У-у-ужас. Глупость — женщина, вряд ли она могла
на самоубийственное развлечение базельцев подтолкнуть.
Дальше не продолжаю: не обижать же ремесленников-мужчин, еще оставшихся в живых…
Этого устройства я боюсь. Мне кажется, передо мной — чудовищное насекомое, нечто страшное замышляющее. Еще чуть-чуть, оно окончательно оживет и взлетит, и…
Умолкаю, стирая со лба холодный пот…