Великолепный часослов герцога Беррийского

Одна из картин «Великолепного часослова герцога Беррийского».
Издание рукописных книг в XIV-XV веках.

История этого изысканного манускрипта до сих пор полностью неизвестна. Войны и эпидемии чумы, свирепствовавшие тогда в Европе, а так же традиционная анонимность художников, почитавшихся в те времена простыми ремесленниками, скрыли от нас многие подробности его создания. Достоверно одно: Часослов выполняли по заказу герцога Жана Беррийского, третьего сына французского короля Иоанна II Доброго, одного из самых влиятельных вельмож Франции конца XIV — начала XV века. Герцог Беррийский — известный государственный деятель, меценат, страстный любитель и коллекционер произведений искусства.

Одна из страниц «Великолепного часослова герцога Беррийского» — книги, название которой говорит само за себя. Не просто «Красивый» или «Дорогой», а «Великолепный». Франция. Конец XIV — начало XV века.

Часосло́в — богослужебная книга,
содержащая тексты неизменяемых молитвословий
суточного богослужебного круга.

Получила своё название от службы часов, которую она содержит. В православной церкви ежедневных служб шесть. Часослов служит руководством для чтецов и певцов на клиросе.

Одна из страниц «Великолепного часослова герцога Беррийского» — книги, название которой говорит само за себя. Не просто «Красивый» или «Дорогой», а «Великолепный». Франция. Конец XIV — начало XV века

Первоначальное составление Часослова приписывается преподобному Савве Освященному, включившему в него чинопоследования ежедневных церковных служб. Дополнения к Часослову сделаны, как полагают, святым Иоанном Дамаскиным и Феодором Студитом.

Одна из страниц «Великолепного часослова герцога Беррийского» — книги, название которой говорит само за себя. Не просто «Красивый» или «Дорогой», а «Великолепный». Франция. Конец XIV — начало XV века

Часословы в виде книг появились в Западной Европе в XIII веке, однако особенное распространение получили в XIV—XV веках, в связи с ростом грамотности. Их изготовляли в ремесленных мастерских всех стран Европы, наибольшую популярность обрели французские и фламандские.

Одна из миниатюр «Великолепного часослова герцога Беррийского»:

Братья Лимбург — Поль, Эрман и Жеаннекен (предположительно между 1385 и 1416) — французские живописцы-миниатюристы XV века, родом из Северных Нидерландов, прославились благодаря созданию, самой известной иллюстрированной рукописи XV века, «Великолепного часослова герцога Беррийского».

Одна из миниатюр «Великолепного часослова герцога Беррийского»:
«Страшный суд».

Иллюстрации часослова являются результатом совместного труда братьев Поля, Жеаннекена и Эрманна Лимбург, возможно, потому в манере исполнения отдельных листов ощущается некоторая разница. Но это не нарушает художественной цельности и единства всего цикла. Сам текст, заглавные буквицы, маргинальные декорации и позолота, скорее всего, выполнены другими специалистами, имена которых по большей части не сохранились.

Одна из миниатюр «Великолепного часослова герцога Беррийского»:
«Страшный суд».

Сведений о братьях Лимбург сохранилось немного. Предполагают, что родом они из Неймегена (современная Голландия), отец — скульптор, мать — сестра известного живописца Жана Малуэля. Младшие братья, Жан и Эрман, подростками были отправлены в Париж учиться ювелирному делу. Эпидемия чумы 1399 года вынудила их спешно покинуть столицу.

Одна из миниатюр «Великолепного часослова герцога Беррийского»:
«Введение Богоматери в храм».

Вскоре братья начали работать при дворе герцога Бургундии Филиппа Смелого над миниатюрами Нравоучительной Библии (1402—1404, Париж, Национальная Библиотека).  Герцог Бургундии запретил братьям работать для других заказчиков и назначил им содержание на четыре года. Братьев поселили в доме Жана Дюрана — врача герцога.

Работа над Библией продолжалась до смерти Филиппа Смелого в 1404 году. После его смерти нет сведений о деятельности братьев с 1405 по 1408 годы.

Одна из миниатюр «Великолепного часослова герцога Беррийского»:
«Введение Богоматери в храм» — фрагмент.

Судя по документу от 29 июня 1410 года, сохранившемуся в архивах Неймингена, Эрман и Жан Лимбурги, сыновья гравёра Арнольда из Ахена, владели в этом городе движимым и недвижимым имуществом. Начиная с 1410 года, братья Лимбурги довольно часто упоминаются в документах уже как придворные мастера герцога Беррийского.

Например, 1 января 1411 года они преподнесли в качестве подарка своему господину «книгу-обманку, сделанную из куска дерева» — это первое свидетельство, где фигурируют все три брата. С осени 1413 года Поль Лимбург именуется «камердинером милостивого господина», а в 1415 году камердинерами становятся уже и Жан, и Эрман.

Одна из миниатюр «Великолепного часослова герцога Беррийского»:
«Христос в Гефсиманском саду». Художник неизвестен.

Из 129 миниатюр рукописи при братьях Лимбургах выполнено 65. Именно этим годом датируется первое упоминание манускрипта в источниках (в инвентарях герцога Беррийского, как «незаконченный»).

Братья попали в среду духовной аристократии эпохи. Герцог был страстным коллекционером — его дворцы изобиловали прекрасными картинами, коврами, ювелирными изделиями.

Но самыми любимыми среди этих сокровищ были рукописные книги. Жан Беррийский не только приобретал манускрипты, но и заказывал новые лучшим мастерам своего времени.

В его библиотеке хранилось около 300 рукописей. Наделенный тонким художественным вкусом и чутьем герцог сумел оценить необыкновенную одаренность братьев.

Одна из миниатюр «Великолепного часослова герцога Беррийского»:
«Распятие Христа». Художник неизвестен.

Приблизительно даты смерти братьев Лимбург установлены по бумагам, касающимся их наследства. Известно, что Жан умер около 9 марта 1416 года, а к сентябрю-октябрю того же года не было в живых уже Поля и Эрмана. Предположительно все они умерли от эпидемии чумы в тот же год совсем молодыми и оставили книгу незаконченной.

Живописное мастерство братьев Лимбург исключительно высоко. Краски, которыми они работали, свежие и яркие, чистые и прозрачные. Они напоминают пронизанные солнцем цветные стекла средневековых витражей. В значительной мере ощущение радости, которое зритель испытывает, разглядывая миниатюры братьев Лимбург, возникает благодаря их красочному богатству.

Главную ценность Часослова составляют
миниатюры Календаря года,
изображающие занятия людей в разные месяцы.

Одна из миниатюр «Великолепного часослова герцога Беррийского»:
«Средневековый астрологический атлас человека».

Наиболее прославленные изображения Часослова — цикл «Времена года» из 12 миниатюр с изображением месяцев. В них месяцы и планеты не связываются с состоянием здоровья человека — его сердца, печени, желудка… Большинство из миниатюр изображает на заднем плане какой-нибудь из замков герцога Беррийского, а на первом — множество деталей, атрибутов и обычных занятий на данное время года, начиная от парадного обеда герцога и заканчивая дрессированными свиньями, ищущими жёлуди.

По многим конкретным свидетельствам
достоверность изображенного в миниатюрах такова,
что этот Часослов позволяет войти в ушедшее время
и пережить его как реальность, потрясающую воображение.

Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. Пример тимпана — двух полукругов над картиной
с изображением одного из двенадцати месяцев года.
Все тимпаны были написаны братьями Лимбур.

Каждая иллюстрация увенчивается соответствующей небесной полусферой, на которой изображена солнечная колесница, знаки зодиака и его градусы, а также количество дней в месяце и буквенные обозначения юлианского лунного календаря.

Здесь представлен тимпан НОЯБРЯ. Во внутреннем полукруге нарисована фигура мужчины, сидящего в повозке, запряженной двумя лошадьми. Фигура держит в руках солнце, испускающее лучи света, что заполняют весь полукруг. Наружный полукруг включает в себя знаки зодиака ноября: скорпиона и стрельца.

Рисунок внутреннего полукруга постоянен для всех Двенадцати месяцев. Значит, суть его — аллегорическое изображение движения Солнца, а соответственно, и Времени, по круговой орбите.

Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. ЯНВАРЬ.

ЯНВАРЬ…

Это период посвящен людям, родившимся под знаком Козерога (вверху слева) и под знаком Водолея (справа). Главным образом это период презентов и подарков. В 17-18 вв обычай устарел и полностью вышел из моды. Жан де Бери представлен внизу справа, в прекрасном голубом одеянии (платье). Герцог де Бери представлен в меховой шапке и одет в широкий голубой плащ с поднятым воротом. Эта картина представляет собой пиршество, организованное в 1410-1416 годах братьями Лимбур. В этот знаменательный день Де Бери приглашал гостей и своих приближенных, которые являлись в нему, а позади герцога висела табличка с золотой надписью: «приходите-приходите»(приближайтесь, приближайтесь). И это была привилегия людей, приходивших к герцогу, плативших за это деньги и приподносивших подарки своему господину и защитнику. Трое из братьев Лимбург также представлены на картине: Поль в красной шапке, загнутой  за уши; его фигура отчасти скрыта за телом второго брата, а третий представлен выше. Поблизости находится золотой корабль, эмблемой которого являются медведь и лебедь.

Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. Январь.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. Январь.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. ФЕВРАЛЬ.

ФЕВРАЛЬ…

Эта миниатюра была создана между 1438-1442 гг. неизвестным художником двора Шарля VII. Она была посвящена месяцу февралю, а именно суровой жизни крестьян в зимнее время. На переднем плане мы видим женщину и двух молодых людей, согревающихся при помощи огня. Большое значение автор этой картины придает снегу, на фоне которого мы видим всю ясность долгого, тяжелого зимнего дня. Следы на снегу, тяжелый шаг(походка) крестьянина, пар изо рта людей, – все это демонстрирует трудности крестьянской жизни и полностью отражает творчество Брейгеля.

Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. ФЕВРАЛЬ.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. ФЕВРАЛЬ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. ФЕВРАЛЬ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. МАРТ.

МАРТ…

На картине изображены первые работы крестьян в году: время посева и вспахивания. Данный сюжет, возможно, был задуман Полем де Лимбуром, а воспроизведен неизвестным живописцем где-то в 1440. На заднем плане мы видим прекрасный замок Люзинян (находится в регионе Пуату-Шарант), одну из резиденций герцога Де Бери (после его смерти эта резиденция становится собственностью Жана де Турена); дальше видно Пуатвинскую башню, с которой сбегает фея Мелюзина и часовую башню. Следует заметить, что присутствие башен на полотне подчеркивает их могущественность и их символическое значение.

Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. МАРТ. Фрагмент.

прекрасный замок Люзинян (находится в регионе Пуату-Шарант), одну из резиденций герцога Де Бери (после его смерти эта резиденция становится собственностью Жана де Турена); дальше видно Пуатвинскую башню, с которой сбегает фея Мелюзина и часовую башню.

Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. МАРТ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. АПРЕЛЬ.

АПРЕЛЬ…

Приход весны олицетворяет веру в новую жизнь. Трава зеленеет и на переднем плане можно увидеть только что образовавшуюся пару влюбленных, которые обмениваются кольцами в присутствии своих родных и близких. Замок Дурдан является вторым владением герцога Де Бери. Эта картина, написанная братьями Лимбур между 1410-1416гг., представляет собой декор весеннего ренессанса (возрождения), сцену венчания герцога Шарля Орлеана и прекрасной Арманьяк, внучки Жана де Бери. В честь такого праздничного события Шарль воспел ее в одной из своих песен. Замок, подле которого происходит действие, возможно не является владением герцога де Бери, так как он мог принадлежать герцогу Орлеану. У подножия замка течет река Орж, справа находится парк с небольшим зданием и фруктовым садом, окруженный стеной.

Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. АПРЕЛЬ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. АПРЕЛЬ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. МАЙ.

МАЙ…

Эта сцена представлена братьями Лимбур и освещает праздник 1-го мая, который являлся днем любви. В полночь все жители города приходили в лес. И город становился так называемым «храмом счастья». А ранним утром горожане, «вооружившись» цветами, ветвями деревьев, гладиолусами устанавливали в каждом доме майское дерево: такие деревья были на подоконниках, балконах, а хозяева сажали их в землю чтобы прославить этот торжественный день. Всадник-граф Клермон, Жан де Бурбон, а дама – его третья супруга, Мари де Бери, дочь герцога Бери. Присутствие эмблем на конской сбруе, золотые кольца (круги), замок острова Сите в Париже, – все это позволяет окунуться в атмосфере настоящего праздника.

Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. МАЙ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. МАЙ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. ИЮНЬ.

ИЮНЬ…

Датируемая 1440 годом, эта картина, написанная одним из художников при Шарле VII, является противопоставлением предыдущей картины. На ней изображен тяжелый труд крестьян во время царских праздников. Но, как и на предыдущей картине, мы можем увидеть Королевский дворец Сите, а точнее его крышу. Слева направо мы можем наблюдать башню Бонбека, Аржана и Цезаря, Часовую башню, галерею Святого Луи, башню Монтморенси и, наконец, Святую часовню.

Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. ИЮЛЬ.

ИЮЛЬ…

Эта картина была написана примерно в 1440 году в июле. На ней представлены сельскохозяйственные работы. В полях, окруженных водой и деревьями, жнецы срезают зерно серпом. Но само зерно еще не связано в снопы. На полях растут васильки и маки–самосейки.  Знаменитый замок Пуатье (построенный в конце 14 века), владение герцога Де Бери, останется его поместьем до его смерти в 1416 году.

Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. ИЮЛЬ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. ИЮЛЬ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. АВГУСТ.

АВГУСТ…

Сцена, изображающая август, написана братьями Лимбур между 1410-1416 гг. Первый план картины иллюстрирует дворянскую страсть к охоте на дичь, на крупную хищную птицу, такую как, например, ястреб, пищей которого является — журавль, лебедь, водоплавающая птица, утка. Из-за своей ловкости ястреб являлся для дворян символом хорошего обучения, воспитания, мужества, храбрости. В те времена ястреба преподносили как подарок в знак дружбы или любви. Начало охоты. На коричневом коне – всадник, держащий ястреба в руке, – это без сомнения герцог Де Бери.  На втором плане обнаженные люди купаются в водах реки Жуин. На заднем плане возвышается замок Этамп, который герцог Де Бери завоевал в 1400 году.

Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. АВГУСТ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. АВГУСТ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. АВГУСТ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. СЕНТЯБРЬ.

СЕНТЯБРЬ…

Картина была написана не сразу, а точнее — за два периода: первая часть (небо и замок) была написана в середине XV века (1438-1442 гг) во времена Рене Данжу; вторая часть (сбор винограда) была нарисована Жаном Коломбом. Сначала был выбран общий фон картины, затем персонажи и, наконец, лица героев. На втором плане виден замок Сомюр, построенный Луи II.

Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. СЕНТЯБРЬ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. СЕНТЯБРЬ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. СЕНТЯБРЬ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. СЕНТЯБРЬ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. ОКТЯБРЬ.

ОКТЯБРЬ…

Здесь внимание персонажей устремлено на Лувр, восстановленный Шарлем V. В центре — донжон (главная башня замка), затем, справа налево находится башня Гранильного искусства, и башня с большой часовней. На берегу реки Сены прогуливаются люди, одетые в мрачные, ничем не отличающиеся друг от друга одежды, характерные для XV века.

Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. ОКТЯБРЬ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. ОКТЯБРЬ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. ОКТЯБРЬ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. НОЯБРЬ.

НОЯБРЬ…

Эта картина, за исключением тимпана, полностью принадлежит Жану Коломбу, который жил в конце 15 века. Можно подумать. что речь идет о крестьянине со двора Савуа: замок и деревня сливаются со скалами, река протекает между синеющих гор. Картина представляет собой деревенский пейзаж: сбор желудей. Стадо свиней пасется в дубовом лесу.

Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. НОЯБРЬ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года — цикл из 12 миниатюр с изображением месяцев.

ДЕКАБРЬ…

Позади густого и прекрасного леса с могущественными деревьями, виднеется вдалеке главная башня Винсентского леса, который представлял огромную ценность во времена короля Карла V.

В XIV веке, башня начала приобретать внешний вид замка: высота стен и форма башни олицетворяли величественную мощь ее хозяина, говорили о его несметных богатствах.

В миниатюре изображена сцена псовой охоты,
которой занимались господа, чаще всего, в ДЕКАБРЕ.

Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. ДЕКАБРЬ. Фрагмент.
Великолепный часослов герцога Беррийского.
Времена года. ДЕКАБРЬ. Фрагмент.
Одна из страниц «Великолепного часослова герцога Беррийского»
с изображением библейских сюжетов. Хотелось бы поразглядывать
и эти миниатюры. Может быть, когда-нибудь потом.
Сейчас мне хотелось пережить достоверность Средневековья…

 

<—Замок Пьерфон: Жизнь в рыцарском сериале

Leave a Reply