Замок Пьерфон: Церемониальный зал и аванзал

Самый большой в замке ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫЙ ЗАЛ экскурсионная программа называет ЗАЛОМ РЫЦАРСКИХ ДАМ, в особый — ГЕРБОВЫЙ — зал выделяя АВАНЗАЛ. Не соглашаюсь — объединяю и развиваю тему, посвященную сокровенным тайнам рыцарских сердец, для которых самая высокая честь быть избранником Прекрасной дамы…

АЛЬБОМ ЗАВЕРШЕН 07.12.2011

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Шахматная фигура, завершаемая «лилией Бурбонов», —
символ времени препровождения рыцарской аристократии…

Замок Пьерфон был построен в политических целях, разрушен в политических целях и восстановлен по тем же причинам. Являясь постоянным заложником своих хозяев — королей, принцев, маркизов — он принимал участие в самых головокружительных интригах, являясь при этом настоящим боевым, фортификационным сооружением, выдержавшим множество осад и сражений.

«Валентина Миланская и Одетта де Шамдивер».
Валентина (сидящая) — супруга Людовика Орлеанского.
Одетта — фаворитка короля Карла VI Безумного.
Жизнь обеих женщин была невероятно тяжела…

Валентина Висконти родилась в 1366 в Милане. Получила прекрасное для того времени образование. Она бегло говорила по-итальянски, по-французски, по-немецки, знала латынь, а так-же играла на арфе. Девушка была обручена четыре раза, но лишь в 1385 году отец Валентины решил выдать ее замуж за брата французского короля, чтобы укрепить свои политические позиции.

Когда в 1392 году Карл VI начал сходить с ума, Валентину обвинили в попытке отравления его ядовитым яблоком и наведении порчи. Королю действительно становилось лучше в присутствии Валентины или её мужа, что приписывали колдовству и чёрной магии. После каждого нового приступа безумия короля, положение герцогини Орлеанской становилось всё более шатким. Королева Изабелла Баварская и старая герцогиня Бургундская, ненавидевшие Валентину, добились от королевского совета решения сначала удалить герцогиню Орлеанскую от двора, а весной 1396 – изгнать из Парижа. Она поселилась в Асниере — одном из владений своего мужа. Чтобы защитить жену от вражды, Людовик Орлеанский занялся укреплением и расширением замков в Блуа и Пьерфоне.

От Валентины у Людовика было 10 детей. Трое из них умерли, а четвертый — Филипп Орлеанский, граф де Верту — прожил всего 24 года. Из своих внебрачных детей Людовик признал лишь сына Мариетты д`Ангиен, будущего Жана де Дюнуа.

«Валентина Миланская, оплакивающая смерть мужа, герцога Орлеанского». На картине изображена борзая породы уиппет, также тоскующая по хозяину.

Валентина горячо оплакивала смерть супруга. Её гербом стал серебряный фонтан слёз, а девизом – «Plus ne m’est rien, rien ne m’est plus» (Ничто больше не имеет значения). Валентина пережила своего мужа примерно на год, скончавшись в Блуа в возрасте 38 лет. На смертном одре она заставила детей поклясться поддержать величие своего дома и отомстить за убиение отца.

«Любовь — как дерево, она вырастает сама собой,
пускает глубоко корни во все наше существо
и нередко продолжает зеленеть и цвести
даже на развалинах нашего сердца.»
Виктор Гюго

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Церемониальный зал. Южный портал. За ним виден аванзал.

Церемониальный зал поражает своими размерами, весьма необычными для средневековых замков: 64 метра — в длину, 9.5 метров — в ширину, 12 – в высоту.

В южной части зала — портал с гербом и пятью фигурами рыцарей. Герб — коронованный одноглавый золотой орел на синем фоне щита, поддерживаемого двумя Архангелами. Это — интерпретация герба правящей династии Бурбонов.

Продольная стена зала, обшитая деревянными панелями, имеет напряженный ритм. Его создают вертикали, увенчанные щитами с гербами, по-видимому, личного плана.

В северной части зала – многоуровневый камин с девятью, так называемыми, рыцарскими дамами. Увидите чуть позже.

Я назвала этот самый большой в замке зал ЦЕРЕМОНИАЛЬНЫМ. Экскурсионная программа предлагает другое название — РЫЦАРСКИХ ДАМ. Не соглашаюсь, но открываю тему рыцарского культа Прекрасных дам…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Церемониальный зал. Южный портал.

Нарисован портал изумительно. Система трех стрельчатых арок: центральная — высокая, боковые — значительно ниже. Дуги арок — архивольты — в цветочном узорочье и линеарных обводах. Тимпаны арок заполнены резными витражами, подчиненными «органному» ритму (многочастному, вертикальному). В сопряжениях арок — сени в виде средневековых башен. Под ними рыцари — чемпионы — на колонных пьедесталах.

Благодаря романам «Круглого Стола», труверам и миннезингерам начинает поэтизироваться придворное рыцарство XIII века. Среди всадников-министериалов и оруженосцев, заслуживавших рыцарские шпоры при дворах сюзеренов, не мог не возникнуть КУЛЬТ ДАМ: долг повиновения и уважения по отношению к жене сеньора, как существу Высшему. Позднее культ этот превратился в поклонение идеалу Женщины и служение Даме сердца, в основном замужней, стоящей по общественному положению выше поклонника.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Церемониальный зал. Южный портал. Фигура рыцаря на пьедестале.

Многие понятия в течение времени обузились до крайности. Например: ЧЕМПИО́Н ныне обозначает лицо, добившееся победами в состязаниях первенства в той или иной области спорта. Лошадь, получившая высший приз в скачках или бегах, тоже становится чемпионом.

В Средние века чемпионом назывался защитник, поборник справедливости. Он был рыцарем, добровольно сражавшимся за беззащитных людей — женщин, стариков, детей…

Чемпионом был ревностный защитник Прекрасной дамы.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Церемониальный зал. Южный портал.
Герб с одноглавым орлом и двумя Архангелами.

Когда поборник справедливости находил персону, достойную стать его Дамой, он должен был дать клятву и соединить свой меч и ее доброе имя. Клятва чемпиона такова…

«Моя прелестнейшая леди, я лишен Дамы, за которую я мог бы сражаться. Было бы великой честью для меня и моего владения, если бы я мог биться под Вашим покровительством — быть Вашим чемпионом в грядущем Военном Деле. Я буду делать все возможное, чтобы доказать силой своего оружия собравшимся здесь дворянам Ваше величие, красоту и изящество».

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Церемониальный зал. Южный портал.
Герб с одноглавым орлом и двумя Архангелами.

Если Дама принимала предложение о покровительстве, то она даровала своему рыцарю благословение. Чемпион надевал на себя знак покровительства (лоскут ткани или украшение, принадлежащие даме), показывая этим, что дерется за нее и что сделает все, чтобы защитить честь Дамы своего сердца на поле брани.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Церемониальный зал. Деревянная обшивка продольной стены.
Камин в северной части зала.
Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Церемониальный зал. Деревянный портал в продольной стене.

Каждый раз мне хочется говорить одно и тоже: как восхитительно прорисован, в данном случае, портал. В него, благодаря художественному обрамлению, превращается дверь, ведущая на лестницу башни, что примыкает к залу с наружного периметра замка.

Портал трехчастен. Деление задается с помощью вертикалей, увенчанных башнями. Очень похоже по рисовке, что здесь Башня — средневековый символ, обозначающий Божье слово, что обещает своим приверженцам защиту и пристанище. В подтверждение тому рыцарские щиты справа и слева от входа прорывается языками пламени в знак ревностного служения Богу.

В центральном пролете портала на двух параболических арках возносится ввысь щит с гербом: одноглавым коронованным орлом. То — герб правящего дома, устраиваемая для которого резиденция выполняет особое назначение: дать возможность рыцарскими идеалами жить.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Лестница в примыкающей к Церемониальному залу Башне.

И опять мне хочется сказать, как восхитительно прорисован, в данном случае, изгиб лестницы на трехчастной гряде консолей, что воспроизводят балконный консольный ряд, Здесь, как всегда и везде, Виолле-ле-Дюк решает художественную задачу.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Церемониальный зал. Камин в его северной части.

Вспоминая то состояние замка, в которое его привел приказ кардинала Ришельё уничтожить ненавистный оплот противоположной политической партии, понимаю, что интерьеры замка — новодел, целиком принадлежащий воображению Виолле-ле-Дюка, его знанию.

В душе с подлинностью архитектурных образов великого медиевиста (знатока Средневековья) соглашаюсь. Не могу не согласиться. Как он их находит?.. В творческий процесс погружаюсь…

Начинаю читать средневековые манускрипты с миниатюрами,
которым нет цены, потому что в них всё оживает:
идеология, история, архитектура, скульптура, быт,
даже наряды средневековых дам и рыцарей.

Что дальше?!
Рисовать рыцарские замки. если таланта хватит.
И декорировать их в натуре, если случай позволит.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Церемониальный зал. Камин в его северной части.

«Моя прелестнейшая леди, было бы великой честью для меня и моего владения, если бы я мог биться под Вашим покровительством»… Говорит один чемпион…

Другой чемпион свою речь в иной форме слагает…
«Мои прелестнейшие леди — Дамы сердца благородных рыцарей. Для меня было бы великой честью вас на трон вознести в лучшем из залов, где каждый из собравшихся в нем дворян мог по достоинству бы оценить Ваше величие, красоту и изящество».

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Фигуры девяти Прекрасных дам, установленных на камине
в северной части Церемониального зала…

Просвещенные туристы пишут… «Пьерфон — это романтический взгляд на Средневековье архитектора Виолье ле Дьюка. В замке есть Зал героинь, где императрица и ее придворные дамы изображены в виде героинь древности. Нам удалось разобрать надписи и различить Семирамиду, Пентеселею, Ипполиту и Пенелопу»…

Господи, помоги мне, я слепа: не вижу ни императрицы Евгении, ни ее придворных дам, изображенных в виде героинь древности. Вижу только Прекрасных дам, что способны встать рядом с избранниками своего сердца. Их готовность на рыцарский подвиг Виолле-ле-Дюк оценил высоко, сопоставив с великими героинями древности. Позвольте, продолжу рассказ о Валентине Миланской — прекрасной супруге герцога Орлеанского…

После того, как Людовик был убит, Валентина отправилась в Париж к королю, с просьбой о наказании виновных. Слабый король сначала изъявил свое согласие, но вскоре удалил её от двора. Никакого возмездия за открыто признанное убийство не последовало. Организовав защитную речь аббата де Серизи на оправдывающую убийство речь герцога Пети, Валентина была вынуждена вернуться в свои владения ни с чем.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Фигуры Прекрасных дам, установленных на камине
в северной части Церемониального зала…

Литература сохранила свою версию этой истории, случившуюся из-за слабости короля Карла VI Безумного — брата Людовика де Бурбона, герцога Орлеанского…

«Как умолчать о том, что был убит его брат, и не вчера ли ещё Валентина Висконти, которую всегда называл он возлюбленной сестрой, стояла перед ним на коленях, отводила вдовий покров с обвиняющего, сетующего, обезображенного горем лица, а сегодня твёрдый, речистый защитник часами доказывал правоту царственного убийцы, покуда преступление не сделалось как бы прозрачно и чуть не в сиянии вознеслось к небесам. Справедливо казалось всех оправдать; Валентина Орлеанская умерла ведь от горя, хоть ей обещалось мщение. Но что пользы было прощать герцога Бургундского, и снова прощать? Его охватило черное пламя отчаянья, и неделями он отсиживался в палатке в глухом лесу, уверяя, что лишь ночные крики оленей ему облегчают душу».

«Записки Мальте Лауридса Бригге», Райнер Мария Рильке.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Троны для царствующей четы на фоне камина
в северной части Церемониального зала.

Чтобы превратить средневековый замок в резиденцию императора Наполеона III и императрицы Евгении, огромные залы заполнили тяжелой, но красивой мебелью, богатыми гобеленами и произведениями искусства…

Пользуясь миниатюрами, подлинность мебели выдержать совсем просто. Приглядитесь к капителям колонн, поддерживающих мощное, театрализованное завершие камина. Вам ничего не мерещится?

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Капитель центральной колонны камина
в северной части Церемониального зала.

Эта дама, по-видимому, — верная служанка, хранительница тайн герцогини или императрицы…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Капитель боковой колонны камина
в северной части Церемониального зала.

Эти «дамы», по-видимому, — сирены из древнегреческих мифов…

Сире́ны в греческой мифологии — морские существа, олицетворявшие собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. Сирены по природе — полуптицы-полуженщины (в некоторых источниках полурыбы-полуженщины), унаследовавшие от отца Ахиллея дикую стихийность, а от матери музы Мельпомены — божественный голос. В микенских текстах есть слово se-re-mo-ka-ra-a-pi, которое может означать «украшенный головами сирен»…

Что они делают здесь — в зале Прекрасных дам?!
Отражают двойную природу женщин…
Кто-то возражает против незаслуженного навета?!
Кто-то закрывает на правду глаза,
что выглядывает из тени камина…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Противоположная рассмотренной продольная стена
Церемониального зала с консолями для его украшения…

Готовимся к празднику?!
Устанавливайте светильники, развешивайте портьеры, гирлянды, включайте музыку или фильм «Мерлин», в котором показаны все церемониалы во всех подробностях и именно в этих интерьерах…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Продольная стена Церемониального зала
с сиденьями для персон, приглашенных ко двору…

Расселись по скамьям зала Прекрасных дам?
Тогда закройте глаза — слушайте музыку
или фильм смотрите, что всё оживят.
Уже оживает? Ухожу, не мешаю..

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Мебель для парадных залов и жилых покоев
подбирал тоже Виолле-ле-Дюк.
Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Аванзал или Рыцарская гостиная.
Портал, ведущий в Церемониальный зал.

Перед нами — портал, не очередной, а тот же самый, только это — его обратная сторона, обращенная в Аванзал. В глубокий стрельчатый свод вписан витраж без герба. Нет и чемпионов. Вместо них на высоком устое восседает царственный лев.

Если створки врат закрыть, портал превращается в разделительную стену между Церемониальным залом и Аванзалом. Если открыть — можно входить. Вернее — шествовать по оси в полном рыцарском облачении, стараясь золотой шпорой не оцарапать деревянный пол.

Знаете почему здесь устроен глубокий свод? Присмотритесь: слева от входных врат видна дверь, что ведет на верхнюю галерею над порталом. Зачем? Чтобы во время церемониалов кто-то мог с галереи за происходящим в парадном зале внимательно наблюдать. Это же — замок, где нужно блюсти осторожность и, если что-то не так, последствия предотвращать.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Аванзал или Рыцарская гостиная. Фрагмент
портала со львом, ведущий в Церемониальный зал.

Витраж — деревянный, резной, с плотным рисунком.
Башня — типично средневековая: для ведения верхнего боя.
Она же — средневековый символ Божьего слова.
Лев неподвижен, погружен в созерцание.
Он — как «вперед смотрящий» на корабле, плывущем
через безграничность пространств, бесконечность времен.

Площадка, на которой Лев восседает, украшена листьями аканта,
по-средневековому стилизованными. Они — знак триумфа
в преодоления жизненных испытаний: колючек и шипов.

Если Башня — БОЖЬЕ СЛОВО, если акантовый венок —
архитектурный эквивалент ТЕРНОВОГО ВЕНЦА,
тогда Лев — СИМВОЛ ХРИСТА, что примет на себя вину
за грехи человеческого рода…

Об основных религиозных постулатах необходимо напоминать,
чтобы подготовить рыцарей предстать перед герцогом —
Бурбоном — во всем неистовстве своей веры в Правое дело.

Это же — Аванзал…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Аванзал или Рыцарская гостиная. Камин.
Камин в парадном зале обогревает помещение, но не только. Камин — то главное место, что несет и художественную нагрузку, наполняя пространство Светом знания, в данном случае, каких-то высших постулатов общественного бытия. В Аванзале, или Рыцарской гостиной, все должно о РЫЦАРСКОЙ ЧЕСТИ говорить…
Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Аванзал или Рыцарская гостиная. Фрагмент камина.

Рыцарские щиты не пламенеют в ревностной вере: они — щиты.
В росписи стен кружатся шестилучевые солнцеворотики.
Шесть — Число созидания того, что быть должно.
На стене камина выстроились рядами стилизованные
императорские гербы — одноглавые орлы.

Растительный орнамент выполнен в виде акантовых листьев.
Они собираются в венки в капителях колонок.
Став четырехлопастными бутонами, бегут по дуге архивольта.
Во фризе камина — там, где шлем, они превращаются в ветви,
движимые внутренним стремлением что-то выразить, сказать…

О РЫЦАРСКОЙ ЧЕСТИ, ЧТО НЕ ДОЛЖНА УГАСАТЬ?

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Аванзал или Рыцарская гостиная. Фриз камина.

Увенчанный короной шлем соотносит сказанное
с образцом для всех рыцарей — Рыцарем-Королем.
Плюмаж на шлеме в виде орлиной головы утверждает:
Рыцарь-Король — тот, кому доступны высоты
на грани Неба и Земли…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор декорировки — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Один из самых распространенных символов в росписи стен.

Рисовка символа чрезвычайно стилизована и тем самым превращена в знак, подобный иероглифу. Два «Рыкающих дракона» связаны в неразрывное целое осью симметрии, роль которой выполняет «лилия Бурбонов» — лилия французских королей.

Виолле-ле-Дюк с такой свободой пользуется языком Средневековья, привнося в него смыслы своего времени. Смотрю, как слепая. Молчу, как немая. С трудом заставляю
себя заговорить…

Открытый рот – символ жадности, иногда — и ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ.
Змея и дракон взаимозаменяемы, от того их смыслы бесконечны.
Прежде всего, они отождествляются с круговоротом явлений…
Это и солнечное начало, и лунное, жизнь и смерть, свет и тьма,
добро и зло, мудрость и слепая страсть, исцеление и яд,
хранитель и разрушитель, возрождение духовное и физическое.
Змеи или драконы — стражи порога храмов и жилищ,
ибо они — носители эзотерических знаний…

Мы выводим эзотерическое знание за порог своего сознания,
тем самым сводя духовную сторону бытия к материальному.
В нас слабеет ДЫХАНИЕ ЖИЗНИ и в этом наша Всеобщая беда.

Мы — не французские короли, что уповали на двуединство,
даже на эшафот восходя…

Замок Пьерфон. Выставка произведений из литого металла.
Галльский петушок, своим криком призывающий французов на бой…

 

<—Замок Пьерфон: Домашняя капелла

Замок Пьерфон: Жилые покои рыцарской семьи—>

Leave a Reply