Убеждаюсь, что больше всего мне интересны города — самые разные.
Я в них долго вхожу, доверившись ожиданию. Потом начинаю их «читать», как книгу. Если быть к ним доброй, они открываются, и сами, куда нужно, пускают. Так выросла цепь альбомов о Базеле — городе, в котором жили любимые мною художники: Ганс Гольбейн Младший и Арнольд Бёклин. Первого Базель отверг. Второй предпочел ему Флоренцию…
Самая общая информация…
Базель находится на северо-западе Швейцарии, в районе, где заканчивается Высокий Рейн и начинается Верхний Рейн. Рейн разделяет город на две части, меняя свое направления с западного на северное. Поворачивая на 90°, он образует так называемое «Рейнское колено» и течет далее вдоль границы Франции и Германии к Северному морю.
Город возник на месте римского укрепления Basilea, построенного для древнеримской колонии Аугуста Раурика в 15 году до н.э. Все бы шло, как положено, но… В 1356 году большая часть города была разрушена при мощном землетрясении, старавшемся стать последним годом в жизни города. И однако, все сложилось иначе: базельцы проявили непреклонный характер…
Нынешний Базель — крупный промышленный, торговый и банковский центр, средоточие наук и искусств. Музей древностей составляет гордость города своей коллекцией антиков. Художественный музей славится собранием полотен эпохи Возрождения, семьи Гольбейнов и импрессионизма.Благодаря ежегодным коммерческо-художественным выставкам «Арт-Базеле», город стоит у руля корабля, везущего современное искусство куда-то туда.
Ба́зель, после Цюриха и Женевы, — третий по численности населения город, насчитывающий 165,5 тыс. чел. (на 31 декабря 2006 года).
Господи, какой крошечный — без наших проспектов, по которым толпы горожан целенаправленно вперед шагали. Сейчас остановились? Озираются: в себе самих разобраться стараются…
Что вы делаете, господа базельцы?! В реках купаться нельзя: отравы хлебнете — ввек из больницы не выйдете!
А, это — Рейн, не Нева. Ну и что?
Сейчас такое расскажу — холодно станет…
Средний мост долгие годы оставался единственным мостом в городе, что соединял две его стороны. На высоком берегу за крепостными стенами жили дворяне, купцы, университетские профессора, сам епископ жил. На низком берегу жили ремесленники, мелкие торговцы, возчики, грузчики.
За проходящими по мосту и сегодня наблюдает «король-хулиган» с высунутым языком, дразнящий жителей низкого берега реки. Когда-то жители низкого берега не оставались перед ним в долгу: раз в год в праздничных одеждах торжественно выходили к мосту, поворачивались к высокому берегу задом и стягивали с себя штаны. Ныне ни у кого не возникает желания повторить недозволенную акцию. Король по-прежнему показывает язык уже неизвестно кому.
Это — не все… Мост, между прочим, служил местом казни. Если выносился смертный приговор «Schwemmen» («Плаванием») — для детоубийц, прелюбодеев и сводни, то приговоренного связывали по рукам и ногам, привязывали груз и бросали в воду. Если человеку удавалось выжить до тех пор, пока вода донесет его до района St. Johann, то наказание отменялось.
Все равно купаетесь? Прошлое вас не пугает?
Он — то, что было, да утекло в Северное море?
В V веке германцы окончательно изгнали из Базеля всех римлян. В VIII веке Епископ основал в этом городе свою резиденцию. В начале XI века Базель вошел в состав Священной Римской империи германской нации.
Первый мост на Рейне положил начало развитию международной торговли. Базель, с его удобным географическим положением, стал быстро расти и… С развитием торговли и увеличением численности населения в город, боровшийся с последствиями землетрясения, неожиданно пришла чума. Воцарилась Бубонная среди развалин.
Оставшиеся в живых базельцы не сдались — стали строить новые дома на берегу Рейна, окружив их высокой стеной и рвом. Защитные стены были усилены 40 башнями, шесть из которых являлись воротами, в том числе и Шпалентор, что следит за дорогой из Франции.
Позже — в XIX веке — городские стены разобрали.
Ворота Шпалентор превратились в достопримечательность…
Ворота Шпалентор с двумя круглыми зубчатыми башнями —
замечательный памятник оборонительной архитектуры конца XIV века. Высота боковых круглых башен — донжонов — составляет 28,15 метра, а центральной башни с пирамидальной крышей — 40,3 метра. Толщина стен доходит до 2 метров.
Приглядитесь, за воротами видна опускающаяся из щели в своде решетка: деревянная с окованными железом нижними зубьями. Решетка висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены, чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь нежелательным гостям. И падала…
На верхних зубцах стены перед воротами изображены славные базельцы, что герб своего города туда-сюда таскают. Зачем?!
Пора начать рассказ о том, что Базель — бюргерский город. В этом много хорошего. Плохое есть тоже, но только на взгляд людей, не понимающих, как можно с гербами своих городов, как с драгоценной ношей, туда-сюда таскаться…
В X-XI веках большинство старых античных городов было разрушено и влачило жалкое существование. И вдруг…
О, это вдруг! В Западной Европе произошли важные изменения. Из среды крестьян, в свободное время мастеривших нужные им вещи — одежду, орудия труда, кухонную утварь — выделились умельцы, сделавшие ремесло своим главным занятием. Став ремесленниками, они крестьянский труд оставили.
Их хозяин — феодал — обложил ремесленников высоким оброком. Мастеровой люд начал убегать из поместий, бродить по свету белому, а затем основывать поселения на перекрёстках дорог, у речных переправ и вблизи удобных морских гаваней. В поселениях этих всегда можно было купить ремесленные изделия. Это стало притягивать крестьян из окрестных деревень, что-то свое могущих продать, что-то чужое купить. Сюда приезжали, а вскоре и стали жить, купцы.
Все — свершилось: появились бюргеры и города.
Или наоборот: появились города и бюргеры — их жители…
Возникнув на земле феодалов и церкви, средневековые города оказались под их властью. Сеньоры требовали от горожан многочисленных пошлин: за проход в город, за провоз товаров, за право строить дома, за право торговать. Сеньор вершил суд над горожанами, мог призвать их к себе на службу в городское ополчение. Поэтому первое время бюргеры были бесправны, как и сельские жители.
Но в городах быстрее, чем в деревнях, рос дух независимости. Ведь средневековый ремесленник был владельцем собственной мастерской и созданной им продукции. Горожане не так сильно, как крестьяне, были связаны с землёй. Наконец, у многих из них были деньги — мощная сила, не уступавшая подчас мечу.
Поздравляю: борьба началась!
Свободу бюргерам! Свободу славным базельцам,
для которых городской герб — то, что лелеют!!!
Тумана, может быть, и нет, все остальное есть! Русские туристы пишут с восхищением… Самые обворожительные из всех — ворота Шпалентор, изящный конус которых, смело устремляется в небо. Возникает чувство, что смотришь не на ворота, а на чудесный сказочный замок, о котором рассказывается в детских книгах. Ах! Ах…
Успокойте нервы, господа туристы, ворота Шпалентор речь ведут о другом… В X-XIII веках развернулась отчаянная борьба горожан против сеньоров за независимость, за право на самоуправление. Феодалы крепко держались за свои владения, приносившие им доходы, но всё же вынуждены были смириться с выходом городов из-под их подчинения.
Свободный дух города притягивал, как магнит. Сюда бежали зависимые крестьяне со всей округи. Обычно, прожив в городе один год и один день, бывшие крепостные получали свободу и становились полноправными бюргерами. Видимо, эти счастливчики и сложили известную средневековую поговорку: «Городской воздух делает свободным».
В XIV-XV веках городские ворота стали закрываться перед бесчисленными искателями свободы.
В борьбе с феодалами города окрепли, а городское сословие (бюргерство) превратилось в значительную общественную силу. Ремесленники объединились в цеха, а купцы — в гильдии. Городская община (коммуна) избирала городской совет для управления городом. Члены этой общины обрели личную свободу и связанные с ней привилегии — быть подсудными только городскому суду, самостоятельно распоряжаться городским имуществом…
Дети бюргеров с раннего возраста приобщались к миру взрослых, помогали родителям.Занятия ремеслами требовали специальных знаний, получить которые можно было лишь в школе. Городские школы появились в Германии уже к XIII века. В первых школах преподавание велось на латинском языке, и учиться могли лишь дети городской верхушки. К XV веку были открыты школы, доступные детям всех граждан. Дети поступали в школу с 6-7 лет, мальчики и девочки обучались совместно.
Дети бюргеров учились читать, писать, составлять деловые бумаги, занимались арифметикой; особое внимание уделялось изучению мер и весов, монет различного достоинства. Экзаменов не было; каждый учился столько, сколько считал нужным. Посидев на занятиях, дети спешили в лавки и мастерские родителей. Учителя также в основном были из бюргеров. Особенно прославился своим искусством письма Иоганн Нойдерфер — учитель письма и арифметики из Нюрнберга, сын скорняка, положивший начало целой династии городских учителей.
Дворики душу греют своим масштабом. Они — уютные. Они — уже часть дома, только еще под открытым небом. Дом смотрит на дворик, от удовольствия хлопая яркими ставенками. Растения, украшающие дворики, пробираются на стены домиков, становясь удивительным орнаментом растительным.
Я, помню, от такой лепоты устала и поймала себя на мысли, что хочу в Петербург: пройти по разбитой арке проездной в двор-колодец сырой. Зачем?! Чтобы, глядя своей тоске в глаза,
услышать ответ на вопрос: почему они — не мы? Или наоборот: почему мы — не они? Ведь в Петербурге искони было столько ремесленников, но проросло что-то совсем другое: не дорожащее тем местом, где оно живет…
Какая арка проездная! Какая стенка расписная!
Что за окошечки! Что за ставенки!
И смотрите, там, где на арке должен находиться
замковый камень, — Базельский герб.
Герб возвещает: вам дарят цветущий Рай земной.
Врата в Рай открыты — входите…
Домой хочу, как там без меня мой Петербург —
тоже, кстати, «Парадиз», только не задавшийся.
Почему петербуржцы — не базельцы?!!! Вдруг пришел ответ…
Петербуржцы мечтали о далеком, о высоком, и становились эти мечты дивными петербургскими панорамами, краше которых нет. Но, во дворы, ни-ни, не заходи: никому не следует знать, что прячется за фасадной стеной Российской империи… Бессердечной. Бесчеловечной. Безразличной.
Подумаешь, удивили картинками на стене…
У нас в Петербурге тоже «новые патриции»
гуляют с породистыми псами по колдобинам разбитых улиц,
по хрустящему гравию запланированных,
но так и не поднявшихся внутриквартальных садов.
Ну, почему у них — одно, у нас — другое?
Потому что базельцы своими руками герб города ковали,
а мы от властей подачек ждали и ждем…
Подумаешь, расхвастались, сколько у нас бывало
коронованных и просто знатных особ.
А может быть, это — не короли, а волхвы с дарами?
Да? Принимаем все, что принесли…
Сердце плачет.
Сердце плачет от собственной наготы.
Читала, другие этих хулиганов, безобразничающих в собственной стране, называют «культурными королями». У кого перевернутое сознание — у нынешних туристов или в прошлое ушедших королей?
Домики раскрашены в красный (красивый), синий (небесный), зеленый (земной) цвета, в которых преломляется белого цвета полнота. Есть от чего бить в барабаны, есть от чего зычно кричать: «Рай грядет!!!»
Почтальон — носитель Благой вести —
сообщает: «В Базель Рай уже пришел».
Укрупнить игрушечный монумент основателя города?
Сейчас попробую…
Пожалуйста, изучайте рыцарское турнирное облачение.
Правда, Базель можно разглядывать бесконечно,
как «домик в табакерке»?
Ну, наконец-то хоть кто-то грустит. От чего?
По-видимому, брела Богиня вдоль Рейна с неподъемной ношей — плащ, копье, огромный щит, тяжелый чемодан — и притомилась… Или дело в другом? Ее беспокоит загрязнение речных водоемов? Вряд ли, базельцы чистоту речных водоемов блюдут.
Так что же вызвало ее печаль?
Та же скульптура в другом ракурсе и все становится понятным… Милых дам печалит лишь одно — течение времени, что уносит с собой их славу — их красоту. Но, она же Богиня? Значит, и у Богинь событийная жизнь устроена по принципу «песочных часов».
Событийные сроки истекли — все:
пора уходить на покой в Бытие — туда,
где царит беспробудно спящая Вечность…
Заметили, фахверковых домов в Базеле почти нет?
Их стерло с лица земли землетрясение 1356 года, что хотело город убить, но вторую жизнь, совершенно особую, ему подарило!
Смотрите, Модерн в подчиненном состоянии:
ему разрешено лишь осваивать стену,
как всем прочим — не свободным — стилям!
И не нужно, потому что в городе все определяет он сам — Базель!
за счет очеловечивающих ее мансард и крыш с переломами…
В коллекции Музея кукол находится более шести тысяч экспонатов (плюшевых мишек, кукол), размещенных на четырех этажах здания музея. Интерьеры кукольных домиков можно рассматривать бесконечно долго.
Собственно, так же долго нужно рассматривать
и кукольный Базель, который русские туристы
чаще всего зовут «сказочным городком в табакерке»…
Великолепно! Перепад рельефа позволяет видеть архитектурные доминанты даже сверху. И это многое значит, так как взгляд на доминанту снизу человека принижает, а тут…
Я парю, я лечу, я в небеса улетаю…
В Базеле свободу духа поддерживает все…
Трамвайную тенету в небе специально не убираю — пусть хоть что-нибудь мне о Петербурге напоминает!
Здесь — в Базеле — «реки шоколадные текут с разнообразными сырными берегами». Какие сыры здесь продают… Нет, не буду дальше продолжать — задохнувшись от ароматов, умолкаю…
Базель — не русский город:
они по отношению друг к другу — инопланетяне…
Его час придет. Не сомневайтесь.