«Золото Рейна»: Город свободных бюргеров Базель

Убеждаюсь, что больше всего мне интересны города — самые разные.
Я в них долго вхожу, доверившись ожиданию. Потом начинаю их «читать», как книгу. Если быть к ним доброй, они открываются, и сами, куда нужно, пускают. Так выросла цепь альбомов о Базеле — городе, в котором жили любимые мною художники: Ганс Гольбейн Младший и Арнольд Бёклин. Первого Базель отверг. Второй предпочел ему Флоренцию…

Панорама Базеля. На высоком берегу за мостом — две башни Кафедрального собора. Чайки носятся над водами Рейна и кричат питерскими голосами. Только Нева — имперская река. Она — не Рейн,
тонущий в тумане воспоминаний. Я бы с таким покоем не рассталась…

Самая общая информация…

Базель находится на северо-западе Швейцарии, в районе, где заканчивается Высокий Рейн и начинается Верхний Рейн. Рейн разделяет город на две части, меняя свое направления с западного на северное. Поворачивая на 90°, он образует так называемое «Рейнское колено» и течет далее вдоль границы Франции и Германии к Северному морю.

Город возник на месте римского укрепления Basilea, построенного для древнеримской колонии Аугуста Раурика в 15 году до н.э. Все бы шло, как положено, но… В 1356 году большая часть города была разрушена при мощном землетрясении, старавшемся стать последним годом в жизни города. И однако, все сложилось иначе: базельцы проявили непреклонный характер…

Нынешний Базель — крупный промышленный, торговый и банковский центр, средоточие наук и искусств. Музей древностей составляет гордость города своей коллекцией антиков. Художественный музей славится собранием полотен эпохи Возрождения, семьи Гольбейнов и импрессионизма.Благодаря ежегодным коммерческо-художественным выставкам «Арт-Базеле», город стоит у руля корабля, везущего современное искусство куда-то туда.

Панорама Базеля в другом ракурсе. Покой неизменен. Это — иная земля: не та, на которой стоят горе мыкающие русские города. Смотрите — вдали заводская труба с дымом, тянущимся в небо. Значит, земля — та же, города — разные…

Ба́зель, после Цюриха и Женевы, — третий по численности населения город, насчитывающий 165,5 тыс. чел. (на 31 декабря 2006 года).

Господи, какой крошечный — без наших проспектов, по которым толпы горожан целенаправленно вперед шагали. Сейчас остановились? Озираются: в себе самих разобраться стараются…

Панорама Базеля. Ниже Кафедрального собора на высоком берегу — Средний мост (Миттлере Брюкке), построенный в 1225 году. Капелла на мосту (XV века) отмечает место, откуда в реку бросали женщин, обвиненных в преступлениях, тяжелых…

Что вы делаете, господа базельцы?! В реках купаться нельзя: отравы хлебнете — ввек из больницы не выйдете!

А, это — Рейн, не Нева. Ну и что?
Сейчас такое расскажу — холодно станет…

Средний мост долгие годы оставался единственным мостом в городе, что соединял две его стороны. На высоком берегу за крепостными стенами жили дворяне, купцы, университетские профессора, сам епископ жил. На низком берегу жили ремесленники, мелкие торговцы, возчики, грузчики.

За проходящими по мосту и сегодня наблюдает «король-хулиган» с высунутым языком, дразнящий жителей низкого берега реки. Когда-то жители низкого берега не оставались перед ним в долгу: раз в год в праздничных одеждах торжественно выходили к мосту, поворачивались к высокому берегу задом и стягивали с себя штаны. Ныне ни у кого не возникает желания повторить недозволенную акцию. Король по-прежнему показывает язык уже неизвестно кому.

Это — не все… Мост, между прочим, служил местом казни. Если выносился смертный приговор «Schwemmen» («Плаванием») — для детоубийц, прелюбодеев и сводни, то приговоренного связывали по рукам и ногам, привязывали груз и бросали в воду. Если человеку удавалось выжить до тех пор, пока вода донесет его до района St. Johann, то наказание отменялось.

Все равно купаетесь? Прошлое вас не пугает?
Он — то, что было, да утекло в Северное море?

Въезд в город со стороны Франции. На страже Базеля и базельцев
стоят Городские ворота Шпалентор, сооруженные в 1400 году.

В V веке германцы окончательно изгнали из Базеля всех римлян. В VIII веке Епископ основал в этом городе свою резиденцию. В начале XI века Базель вошел в состав Священной Римской империи германской нации.

Первый мост на Рейне положил начало развитию международной торговли. Базель, с его удобным географическим положением, стал быстро расти и… С развитием торговли и увеличением численности населения в город, боровшийся с последствиями землетрясения, неожиданно пришла чума. Воцарилась Бубонная среди развалин.

Оставшиеся в живых базельцы не сдались — стали строить новые дома на берегу Рейна, окружив их высокой стеной и рвом. Защитные стены были усилены 40 башнями, шесть из которых являлись воротами, в том числе и Шпалентор, что следит за дорогой из Франции.

Позже — в XIX веке — городские стены разобрали.
Ворота Шпалентор превратились в достопримечательность…

Городские ворота Шпалентор, сооруженные в 1400 году. Сердце замирает: настоящая романская архитектура с машикулами, с зубцами… Правда, с готическим фризиком — чистым украшением, что Принцип единства многого в одном утверждает.

Ворота Шпалентор с двумя круглыми зубчатыми башнями —
замечательный памятник оборонительной архитектуры конца XIV века. Высота боковых круглых башен — донжонов — составляет 28,15 метра, а центральной башни с пирамидальной крышей — 40,3 метра. Толщина стен доходит до 2 метров.

Приглядитесь, за воротами видна опускающаяся из щели в своде решетка: деревянная с окованными железом нижними зубьями. Решетка висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены, чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь нежелательным гостям. И падала…

На верхних зубцах стены перед воротами изображены славные базельцы, что герб своего города туда-сюда таскают. Зачем?!

Пора начать рассказ о том, что Базель — бюргерский город. В этом много хорошего. Плохое есть тоже, но только на взгляд людей, не понимающих, как можно с гербами своих городов, как с драгоценной ношей, туда-сюда таскаться…

Городские ворота Шпалентор, сооруженные в 1400 году для защиты Базеля — города свободных бюргеров.

В X-XI веках большинство старых античных городов было разрушено и влачило жалкое существование. И вдруг…
О, это вдруг! В Западной Европе произошли важные изменения. Из среды крестьян, в свободное время мастеривших нужные им вещи — одежду, орудия труда, кухонную утварь — выделились умельцы, сделавшие ремесло своим главным занятием. Став ремесленниками, они крестьянский труд оставили.

Их хозяин — феодал — обложил ремесленников высоким оброком. Мастеровой люд начал убегать из поместий, бродить по свету белому, а затем основывать поселения на перекрёстках дорог, у речных переправ и вблизи удобных морских гаваней. В поселениях этих всегда можно было купить ремесленные изделия. Это стало притягивать крестьян из окрестных деревень, что-то свое могущих продать, что-то чужое купить. Сюда приезжали, а вскоре и стали жить, купцы.

Все — свершилось: появились бюргеры и города.
Или наоборот: появились города и бюргеры — их жители…

Герб Базеля присутствует везде: на домах, церквях, фонтанах! В самой поверхностной трактовке, не затрагивающей сакральных смыслов, на гербе Базеля изображен «Рог Изобилия» — саморучно кованный. Такое начало — жди Свободы!

Возникнув на земле феодалов и церкви, средневековые города оказались под их властью. Сеньоры требовали от горожан многочисленных пошлин: за проход в город, за провоз товаров, за право строить дома, за право торговать. Сеньор вершил суд над горожанами, мог призвать их к себе на службу в городское ополчение. Поэтому первое время бюргеры были бесправны, как и сельские жители.

Но в городах быстрее, чем в деревнях, рос дух независимости. Ведь средневековый ремесленник был владельцем собственной мастерской и созданной им продукции. Горожане не так сильно, как крестьяне, были связаны с землёй. Наконец, у многих из них были деньги — мощная сила, не уступавшая подчас мечу.

Поздравляю: борьба началась!
Свободу бюргерам! Свободу славным базельцам,
для которых городской герб — то, что лелеют!!!

Городские ворота Шпалентор. 1400 год. Вид со стороны Старого города. Представьте себе: утренний туман — и силуэт увенчанного шатром гиганта с двумя башнями плывет над улочками Старого города. Размечталась: у них тумана-то, наверное, и нет…

Тумана, может быть, и нет, все остальное есть! Русские туристы пишут с восхищением… Самые обворожительные из всех — ворота Шпалентор, изящный конус которых, смело устремляется в небо. Возникает чувство, что смотришь не на ворота, а на чудесный сказочный замок, о котором рассказывается в детских книгах. Ах! Ах…

Успокойте нервы, господа туристы, ворота Шпалентор речь ведут о другом… В X-XIII веках развернулась отчаянная борьба горожан против сеньоров за независимость, за право на самоуправление. Феодалы крепко держались за свои владения, приносившие им доходы, но всё же вынуждены были смириться с выходом городов из-под их подчинения.

Свободный дух города притягивал, как магнит. Сюда бежали зависимые крестьяне со всей округи. Обычно, прожив в городе один год и один день, бывшие крепостные получали свободу и становились полноправными бюргерами. Видимо, эти счастливчики и сложили известную средневековую поговорку: «Городской воздух делает свободным».

В XIV-XV веках городские ворота стали закрываться перед бесчисленными искателями свободы.

Улочки, дворики, покрытые росписями дома, фигурные крыши из разноцветной черепицы — и все это бюргерский Базель…

В борьбе с феодалами города окрепли, а городское сословие (бюргерство) превратилось в значительную общественную силу. Ремесленники объединились в цеха, а купцы — в гильдии. Городская община (коммуна) избирала городской совет для управления городом. Члены этой общины обрели личную свободу и связанные с ней привилегии — быть подсудными только городскому суду, самостоятельно распоряжаться городским имуществом…

Улочки, дворики, покрытые росписями дома, фигурные крыши из разноцветной черепицы — и все это бюргерский Базель…

Дети бюргеров с раннего возраста приобщались к миру взрослых, помогали родителям.Занятия ремеслами требовали специальных знаний, получить которые можно было лишь в школе. Городские школы появились в Германии уже к XIII века. В первых школах преподавание велось на латинском языке, и учиться могли лишь дети городской верхушки. К XV веку были открыты школы, доступные детям всех граждан. Дети поступали в школу с 6-7 лет, мальчики и девочки обучались совместно.

Улочки, дворики, покрытые росписями дома, фигурные крыши из разноцветной черепицы — и все это бюргерский Базель…

Дети бюргеров учились читать, писать, составлять деловые бумаги, занимались арифметикой; особое внимание уделялось изучению мер и весов, монет различного достоинства. Экзаменов не было; каждый учился столько, сколько считал нужным. Посидев на занятиях, дети спешили в лавки и мастерские родителей. Учителя также в основном были из бюргеров. Особенно прославился своим искусством письма Иоганн Нойдерфер — учитель письма и арифметики из Нюрнберга, сын скорняка, положивший начало целой династии городских учителей.

Улочки, дворики, покрытые росписями дома, фигурные крыши из разноцветной черепицы — и все это бюргерский Базель…

Дворики душу греют своим масштабом. Они — уютные. Они — уже часть дома, только еще под открытым небом. Дом смотрит на дворик, от удовольствия хлопая яркими ставенками. Растения, украшающие дворики, пробираются на стены домиков, становясь удивительным орнаментом растительным.

Я, помню, от такой лепоты устала и поймала себя на мысли, что хочу в Петербург: пройти по разбитой арке проездной в двор-колодец сырой. Зачем?! Чтобы, глядя своей тоске в глаза,
услышать ответ на вопрос: почему они — не мы? Или наоборот: почему мы — не они? Ведь в Петербурге искони было столько ремесленников, но проросло что-то совсем другое: не дорожащее тем местом, где оно живет…

Улочки, дворики, покрытые росписями дома, фигурные крыши из разноцветной черепицы — и все это бюргерский Базель…

Какая арка проездная! Какая стенка расписная!
Что за окошечки! Что за ставенки!
И смотрите, там, где на арке должен находиться
замковый камень, — Базельский герб.
Герб возвещает: вам дарят цветущий Рай земной.
Врата в Рай открыты — входите…

Домой хочу, как там без меня мой Петербург —
тоже, кстати, «Парадиз», только не задавшийся.
Почему петербуржцы — не базельцы?!!! Вдруг пришел ответ…

Петербуржцы мечтали о далеком, о высоком, и становились эти мечты дивными петербургскими панорамами, краше которых нет. Но, во дворы, ни-ни, не заходи: никому не следует знать, что прячется за фасадной стеной Российской империи… Бессердечной. Бесчеловечной. Безразличной.

Улочки, дворики, покрытые росписями дома, фигурные крыши из разноцветной черепицы — и все это бюргерский Базель…

Подумаешь, удивили картинками на стене…
У нас в Петербурге тоже «новые патриции»
гуляют с породистыми псами по колдобинам разбитых улиц,
по хрустящему гравию запланированных,
но так и не поднявшихся внутриквартальных садов.

Ну, почему у них — одно, у нас — другое?
Потому что базельцы своими руками герб города ковали,
а мы от властей подачек ждали и ждем…

Базель издавна — центр международной торговли. Еще мало коронованных особ на его улицах представлено…

Подумаешь, расхвастались, сколько у нас бывало
коронованных и просто знатных особ.
А может быть, это — не короли, а волхвы с дарами?
Да? Принимаем все, что принесли…

Сердце плачет.
Сердце плачет от собственной наготы.

Говорят, в Базеле три «хулигана-короля», прохожим язык показывающие. Третьего не нашла. Достаточно двух, чтобы обидеться на веки веков…

Читала, другие этих хулиганов, безобразничающих в собственной стране, называют «культурными королями». У кого перевернутое сознание — у нынешних туристов или в прошлое ушедших королей?

Господи, как трогательно: святой, фигурка которого завершает базельский фонтан, тоже о Рае хлопочет. Виноградная гроздь, сочная, сладкая, столько блаженств обещает, что ждут базельцев там-потом. Зачем им Рай: у них все есть здесь-сейчас?!
Бюргерский Базель расписной своим трехцветьем ослепляет…

Домики раскрашены в красный (красивый), синий (небесный), зеленый (земной) цвета, в которых преломляется белого цвета полнота. Есть от чего бить в барабаны, есть от чего зычно кричать: «Рай грядет!!!»

Почтальон — носитель Благой вести —
сообщает: «В Базель Рай уже пришел».

Это что — Детский сад?! Сад, но и для взрослых детей…
Улочки, дворики, покрытые росписями дома, фигурные крыши из разноцветной черепицы, фонтанчики с самыми разнообразными украшениями, и все это — тот же бюргерский Базель, что свою свободу утверждает в радости, веселье…

Укрупнить игрушечный монумент основателя города?
Сейчас попробую…

Улочки, дворики, покрытые росписями дома, фигурные крыши из разноцветной черепицы, фонтанчики с самыми разнообразными украшениями, и все это — тот же бюргерский Базель, что свою свободу утверждает в радости, веселье…

Пожалуйста, изучайте рыцарское турнирное облачение.
Правда, Базель можно разглядывать бесконечно,
как «домик в табакерке»?

Современное скульптурное изображение Богини Реки, что на набережной Рейна в полной печали сидит…

Ну, наконец-то хоть кто-то грустит. От чего?

По-видимому, брела Богиня вдоль Рейна с неподъемной ношей — плащ, копье, огромный щит, тяжелый чемодан — и притомилась… Или дело в другом? Ее беспокоит загрязнение речных водоемов? Вряд ли, базельцы чистоту речных водоемов блюдут.

Так что же вызвало ее печаль?

Современное скульптурное изображение Богини Реки, что на набережной Рейна в полной печали сидит…

Та же скульптура в другом ракурсе и все становится понятным… Милых дам печалит лишь одно — течение времени, что уносит с собой их славу — их красоту. Но, она же Богиня? Значит, и у Богинь событийная жизнь устроена по принципу «песочных часов».

Событийные сроки истекли — все:
пора уходить на покой в Бытие — туда,
где царит беспробудно спящая Вечность…

Улочка ведет к зданию бывшей францисканской церкви — Барфюссеркирхе. В церкви есть та Простота, что на фоне узорчатого Базеля, заставляет вспомнить о Тишине, Смирении духа, Долготерпении, чего так мало в городе радующихся своей Свободе бюргеров

Заметили, фахверковых домов в Базеле почти нет?
Их стерло с лица земли землетрясение 1356 года, что хотело город убить, но вторую жизнь, совершенно особую, ему подарило!

Улочки, дворики, покрытые росписями дома, фигурные крыши из разноцветной черепицы, тут же здания в неоклассическом стиле, неподалеку модерн, и все это — тот же бюргерский Базель, что идет в XIX, XX, XXI век, на свой лад преображая время…

Смотрите, Модерн в подчиненном состоянии:
ему разрешено лишь осваивать стену,
как всем прочим — не свободным — стилям!

Улочки, дворики, покрытые росписями дома, фигурные крыши из разноцветной черепицы, тут же здания в неоклассическом стиле, неподалеку модерн, и все это — тот же бюргерский Базель, что идет в XIX, XX, XXI век, на свой лад преображая время…
Не берусь определять преобладающий в этом доме стиль…
И не нужно, потому что в городе все определяет он сам — Базель!
Улочки, дворики, покрытые росписями дома, фигурные крыши из разноцветной черепицы, тут же здания в неоклассическом стиле, неподалеку модерн, и все это — тот же бюргерский Базель, что идет в XIX, XX, XXI век, на свой лад преображая время…
Хороша неоклассика на бюргерский лад? Великолепна
за счет очеловечивающих ее мансард и крыш с переломами…
Оконная решетка превращена в дрогоценный убор.
В ваших городах окна первых этажей тоже решетки украшают?
Ну и как, сходство есть?
Входная дверь, ведущая с улицы в дом.
Можно, наводящих вопросов не задавать?
Что-то мы уже увидели. Что-то еще увидим. Общая картина не изменится: в городе по-прежнему будет пульсировать Радость, которую нужно заслужить и не отпустить, чтобы не печалиться… Обратите внимание на приглашение посетить Музей кукол

В коллекции Музея кукол находится более шести тысяч экспонатов (плюшевых мишек, кукол), размещенных на четырех этажах здания музея. Интерьеры кукольных домиков можно рассматривать бесконечно долго.

Собственно, так же долго нужно рассматривать
и кукольный Базель, который русские туристы
чаще всего зовут «сказочным городком в табакерке»…

Улочки, дворики, покрытые росписями дома, фигурные крыши из разноцветной черепицы — и все это бюргерский Базель. На дальнем плане — башня Базельской ратуши, о которой речь пойдет в следующем альбоме

Великолепно! Перепад рельефа позволяет видеть архитектурные доминанты даже сверху. И это многое значит, так как взгляд на доминанту снизу человека принижает, а тут…

Я парю, я лечу, я в небеса улетаю…
В Базеле свободу духа поддерживает все…

Центр старого Базеля — Рыночная площадь, у цветочных и овощных прилавков которой целый день толпятся покупатели. Главные достопримечательности Базеля здесь толпятся тоже — и Ратуша, и Кафедральный собор…

Трамвайную тенету в небе специально не убираю — пусть хоть что-нибудь мне о Петербурге напоминает!

Здесь — в Базеле — «реки шоколадные текут с разнообразными сырными берегами». Какие сыры здесь продают… Нет, не буду дальше продолжать — задохнувшись от ароматов, умолкаю…

Базель — не русский город:
они по отношению друг к другу — инопланетяне…

В Базеле есть все. Троянский конь в Базеле есть тоже. Его ввели в город устроители художественно-коммерческих выставок «Арт-Базеле» и оставили. Наивные базельцы не заметили угрозы, а Троянский конь, им совсем чужой, ждет своего часа…

Его час придет. Не сомневайтесь.

Герб Базеля присутствует везде: на домах, церквях, фонтанах! В поверхностной трактовке, не затрагивающей сакральных смыслов, на гербе Базеля изображен «Рог Изобилия» — саморучно кованный. Такое начало — ждите Свободы!

 

«Золото Рейна»: Город бюргеров-патрициев Базель—>

Leave a Reply