Замок Пьерфон: Двор чести, где идет борьба Добра и Зла

Во ДВОРЕ ЧЕСТИ замка Пьерфон идет борьба со Злом. Если приглядеться к химерам, восседающем на каменном парапете Главной лестницы Парадного двора, можно увидеть спектакль о РЫЦАРСКОЙ ЧЕСТИ, поставленный Виолле-ле-Дюком. Скажете, зачем разглядывать новодел? Потому что его автор — великий человек, знающий о Средневековье то, что скрыто от глаз.

РАБОТА НАД АЛЬБОМОМ ЗАВЕРШЕНА 03.12.2011

Планировка Замка Пьерфон. 1396 — 1407.
Реконструкция Виолле-ле-Дюка. 1857 — 1885.

Планировка Замка Пьерфон…

1. Вход и Подъемный мост.
2. Донжон.
3. Хозяйственные помещения.
4. Замковая капелла.
5. Главная лестница со стоящей перед ней
конной статуей Людовика Орлеанского.
6. Приемные залы и жилые помещения.

Парадный портрет Наполеона III — императора французов
( Вторая империя ) со 2 декабря 1852 по 4 сентября 1870 года.
Художник Ф.K. Винтерхальтер.

Полное имя последнего владельца замка — Шарль Луи Наполеон Бонапарт. Он происходил из династии Бонапартов, учрежденной Наполеоном I, но… Первая дата пребывания в качестве императора французов означает, что титул стечением обстоятельств восстановлен. Вторая — что титул закономерно упразднен. Посередине — 18 лет пребывания в горностаевой мантии, Гранд Опера в Париже и резиденция в Пьерфоне в 67 км. от него. Если не вспоминать сокрушительной для царизма в России Крымской войны…

Парадный портрет императрицы Евгении — супруги Наполеона III.
Художник Ф.K. Винтерхальтер.
Умерла в Мадриде в 94 года в забвении и нищете,
так и не простив Франции низвержения с престола.

По традиции своих королевских предшественников, Наполеон III женился на испанской аристократке. Евгения славилась красотой, а после замужества стала законодательницей мод для всей Европы. В отличие от многих предыдущих французских императриц, весьма апатично относящихся к политическим делам, энергичная и страстная, хорошо разбирающаяся в людях Евгения мгновенно проникла в самые потаенные глубины французской политики.

Её интриг побаивались послы самых могущественных держав. Евгения без труда подчинила себе своего не слишком умного и самостоятельного флегматика-мужа, единственное достоинство которого заключалось в том, что он здраво оценивал всю мнимость своих прав на французский престол. Императрица Евгения свои права на престол реальностью считала…

Царствование императрицы Евгении — целая эпоха
во французской культуре удовольствий,
заключавшаяся в разработке и закреплении «искусства жить».
Замок Пьерфон — отражение этой эпохи, но — не только её.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Подъемный мост, ведущий во внутренний двор замка.

Что за дивное устройство — эти металлические балки-консоли, на обоих концах которых укреплены цепи. Потянули стражники на себя внутренние цепи, спрятанные в сторожевых помещениях Замка, — мост поднялся, открыв ров, наверное, с водой. Не попасть в замок — зря гость на турнир спешил. Отпустили стражники внутренние цепи, спрятанные в сторожевых помещениях Замка, — мост занял горизонтальное положение.

Проходи, друг, тебе здесь рады! Проходи…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Подъемный мост, ведущий во внутренний двор замка.

Всё так разумно или функционально.
Что там нынешний засыпающий в клетушке консьерж.

Не могу не сообщить… Первые упоминаниях о консьержах встречаются с XII века под названием cumcerge (1192) или concierge (1220). Первоначальной функцией консьержей было поддержание горения свечей в замке. Позднее у консьержей добавились и другие обязанности. Ныне они царят во Франции при вестибюлях, ведущих в жилой элитный дом, пуская — не пуская гостей к постояльцам.

Время течет, исполняя самые различные пьесы
на нервах людей…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Подъемный мост, ведущий во внутренний двор замка.

В нише с двойной стрельчатой аркой размещен горельеф: «Георгий победоносец, поражающий дракона копьем». В правой длани героя — копье. В левой — щит с крестом. Если бы победу над злом вершил архангел Михаил, у героя были бы крылья за спиной.

Крест на щите Георгия победоносца свидетельствует:
победу вершит представитель рыцарского сословия —
носитель самых высоких рыцарских достоинств,
суть которых сводится к борьбе Добра со Злом.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Над входом — два горельефа: «Георгий Победоносец» и герб с орлом.

Ниже горельефа с Георгием победоносцем — герб
с одноглавым орлом, повернувшим направо главу.
Орел, утверждающий право на Власть, —
птица не редкая для гербов многих стран,
городов и даже личных гербов.

Герб династии Бурбонов совсем прост:
золотые лилии на фоне голубом.
Одноглавый орел входит в герб Второй империи.

Значит, заявленная выше борьба Добра со Злом
составляет сущность замка при всех его владельцах —
от Людовика Орлеанского до Наполеона III.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Над входом — два горельефа: «Георгий Победоносец» и герб с орлом.

И еще…Два горельефа над входом — что «афиша»,
определяющая содержание чисто рыцарского спектакля,
идущего в Замке с конца XIV века по нынешний день.

Спешите занять в партере места!

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Входные ворота в замок с подъемной решеткой.

Те, для кого путь открыт (решетка поднята), попадают в Парадный двор замка, называемый гидами Двором Чести. Название звучит столь высокопарно, что создается впечатление, будто подобный двор — принадлежность лишь замка Пьерфон.

На самом деле, это — широко распространенное явление французского изобретения. В русской транскрипции оно звучит как «курдонер», а по французски — Cour d’Honneur, что в дословном переводе и означает ДВОР ЧЕСТИ.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Общий вид ДВОРА ЧЕСТИ. Слева — Капелла.
Справа — корпус неопределенного назначения.

Сохраним высокопарное звучание Парадного двора:
попадает оно в резонанс с «афишей» перед входом в замок.
В замке идет спектакль о РЫЦАРСКОЙ ЧЕСТИ.
Двор, в котором разворачивается главное действие
этого спектакля, называется ДВОРОМ ЧЕСТИ.

Заняли в партере лучшие места?

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
ДВОР ЧЕСТИ. Корпус Парадных залов с галереей по первому этажу.

Не могу не дать описания декораций…

Корпуса на предыдущем снимке выполнены в Неоготическом стиле. Принадлежность этого корпуса к Эклектике очевидна. Эклектика — смешение разнородных стилей во имя создания общего настроения, впечатления, ощущения.

Скажите, создается ощущение, что перед нами — корпус Парадных залов? По-моему, создается. Если так, уточнение стилей, составляющих целое, ничего не даст. Значит, обойдемся без искусствоведческих словопрений.

ДВОР ЧЕСТИ — новодел, вобравший в себя две составляющие: планиметрию крепости-дворца времен Людовика Орлеанского и эклектику Виолле-ле-Дюка, работавшего в пору Второй империи.

В отсутствии чистоты стиля нет ничьей вины,
потому что Время — то, что течет вперед и вперед.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Колодец внутреннего двора, прорытый для снабжения Замка водой.

Судя по колодцу, боевым башням, куртинам, донжону, всё в своем первоначале строилось всерьез. Значит, Людовику Орлеанскому было от кого укрываться, защищаться насмерть, не сдаваться, при этом стараться радостно, счастливо, комфортно жить…

Именно в этом — сохранившаяся подлинность Замка:
он — то боевое укрепление, что защищает Мир внутри.
Во дворе всё спокойно — красиво, гармонично?
Значит, если враг есть, то он не здесь,
он там — за охранной внешней полосой.

Простите, в углу за входом в здание на втором плане ползет по стене сверху вниз самый страшный зверь Замка — мистический дракон, пока так его назовем. Скажете, откуда он взялся, ведь дракона поразил копьем Георгий победоносец?

Значит, это — не внешнее, значит, это — внутреннее зло?
Вопрос о Зле уточняется — спектакль начинается…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
ДВОР ЧЕСТИ с конной статуей Людовика Орлеанского.

Спасайтесь, в замок въехал ЧЕРНЫЙ РЫЦАРЬ на коне!
Успокойтесь, это — наваждение солнечных теней,
что требует понять, каким человеком был хозяин замка…

Согласно сохранившимся сведениям, Людовик был привлекательным внешне, образованным и любящим искусство. Он тратил огромные деньги на реконструкцию замков, декорировку помещений, внешнюю помпу своего двора. В 1394 в честь своего сына Людовик создал Орден Дикобраза, иглы которого должны быть направлены против Бургундии — враждебной стороны в борьбе за престол, принадлежавший Карлу VI Безумному.

По другим сведениям, Людовик вел развратную жизнь, имел множество любовниц и огромные долги, из-за которых был вынужден брать деньги из королевской казны.

Образ расплывается — целого не получается…

«Победа бургиньонов и убийство Людовика Орлеанского».
Гравюра Поля Леюгера.

Высокая цена жизни при дворе Орлеанского герцога, повышение налогов, жадность Людовика, а также подозрение в любовной связи с королевой Изабеллой Баварской, сделала его имя крайне непопулярным.

23 ноября 1407 герцог Бургундский Жан Бесстрашный организовал убийство герцога Орлеанского на Старой Храмовой улице в Париже, неподалёку от особняка королевы Изабеллы. Людовика стянули с мула. Он, предполагая, что имеет дело с грабителями, закричал: «Я герцог Орлеанский!», однако убийцы не остановились. Ему отрезали правую руку, для того чтобы он не мог вызвать дьявола, отрубили часть головы и бросили изрубленное тело на мостовой, засим убийцы скрылись, пытаясь поджогом замести следы.

Тело герцога отнесли в близлежащую церковь Блан-Манто, а 25 ноября в пятницу Людовика Орлеанского похоронили в родовой усыпальнице в Селестинском монастыре. Говорят, что за гробом шел герцог Бургундии — Жан Бесстрашный, обливаясь горькими слезами.

Что это? Что?!
Все рыцари наиблагороднейшие были ЧЕРНЫМИ
и не было среди них БЕЛОГО ни одного?

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
ДВОР ЧЕСТИ с конной статуей Людовика Орлеанского.

ЧЕРНЫЙ РЫЦАРЬ на коне Замка не покидает?!
Успокойтесь, это — наваждение солнечных теней,
что требует продолжить выявление «портрета»
Рыцаря, построившего этот замок…

Средневековая поэзия описывает Людовика Орлеанского
как рыцаря «грустного, даже печального, хотя и красивого,
но казавшегося слишком меланхоличным для того,
чьё сердце так же непроницаемо как сталь».

Вот и разберись, кто есть кто в реалиях,
если «СЕРДЦЕ ЕГО НЕПРОНИЦАЕМО, КАК СТАЛЬ».
Он — ЧЕРНЫЙ РЫЦАРЬ или БЕЛЫЙ,
а может быть, то и другое — и это, и то…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
ДВОР ЧЕСТИ с конной статуей Людовика Орлеанского.

Людовик Орлеанский в Парадном дворе своего замка — хозяин положения? Или выставлен на обозрение для выяснения, соответствует ли его жизнь Заповедям Кодекса Рыцарской чести?

Привожу Десять Заповедей Кодекса Рыцарской чести
(из «Рыцарства» Леона Гаутиера)…

1. Ты должен верить всему, чему учит Церковь,
и должен соблюдать все ее указания.
2. Ты должен защищать Церковь.
3. Ты должен заботиться обо всех слабых,
и должен назначать себя защитником их.
4. Ты должен любить страну, в которой ты был рожден.
5. Ты не должен испытывать ужаса
(отступать) перед своим врагом.
6. Ты должен воевать против язычников
(иноверцев) без устали и милосердия.
7. Ты должен исполнять тщательно
cвои феодальные обязанности,
если они не противоречат законам Бога.
8. Ты не должен никогда лгать,
и оставаться верным данному тобой слову.
9. Ты должен быть щедрым и давать щедрый дар каждому.
10. Ты должен быть всюду и всегда борцом
за Правду и Добро против Несправедливости и Зла.

По-моему, именно таким Людовик Орлеанский и был…
Мог быть, если бы в себе изжил свою черную половину.
А он её не изжил?

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
ДВОР ЧЕСТИ с конной статуей Людовика Орлеанского.

Рыцарский Кодекс Чести в более развернутой форме…

1. Рыцарский Кодекс Чести является обязательным для всех лиц благородного происхождения, именующих себя Рыцарями.
2. В случае нарушения Кодекса Рыцарем, его судьба
будет вверена Сюзерену, вассалом которого он является,
при уклонении же от Воли Сюзерена, данное лицо лишается
благородного Рыцарского титула, всех земель и всех привилегий.
3. Каждый рыцарь должен ценой своей жизни
защищать жизнь своего Сюзерена.
4. Каждый рыцарь должен держать данное им слово,
ибо трусость является для Рыцаря позором большим,
чем клятвопреступление.
5. Каждый рыцарь должен иметь Грамоту,
подтверждающую его благородное происхождение.
6. Каждый рыцарь должен принимать участие в Турнирах,
выказывая доблесть ратную, храбрость и отвагу великую.
7. Рыцарь не смеет причинить вред человеку безоружному.
8. Рыцарь не смеет причинить вред человеку,
вооруженному неравным оружием, иначе как на поле боя.

Продолжение следует…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
ДВОР ЧЕСТИ с конной статуей Людовика Орлеанского.

9. Рыцарь должен быть милосердным и кротким
к слабому, и не отказывать тем, кто просит о помощи.
10. Рыцарь должен быть безжалостен к лиходеям, врагам его
и его Сюзерена, и к людей обидчикам и зла причинителям.
11. Рыцарь должен быть галантен
в обращении с благородными дамами.
12. Если между рыцарями возник спор,
или один из них словом или поступками своими
оскорбил другого, то рыцарь может требовать сатисфакции
в честном поединке в присутствии секундантов,
или отречения от своих слов и раскаяния в своих поступках.
13. На Рыцарском турнире запрещено
использовать нечестные приемы.
14. Нет для Рыцаря вещи более отвратительной,
чем предательство.
15. Рыцарь не может ударить поверженного противника
(в честном поединке), а также противника, молящего о пощаде.
16. Рыцарь должен беспощадно карать любое оскорбление чести
своего Сюзерена, чести Дамы (любой), и собственной чести.
17. Незнание Кодекса Рыцарской чести не является
смягчающим вину обстоятельством для людей вероломных,
отступивших от его правил.

Картина размывается, точность ответа не достигается.
Статьи Кодекса чаще всего касаются внешнего церемониала.
Можно все позиции Кодекса соблюдать, но Рыцарем не быть.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
ДВОР ЧЕСТИ с конной статуей Людовика Орлеанского.

Мы ознакомились с «портретом» хозяина замка —
рыцаря наиблагороднейших — королевских — кровей,
жизнь которого в реальности далеко не идеальна.
Ответ на вопрос — был он БЕЛЫМ РЫЦАРЕМ или ЧЕРНЫМ,
размылся в разноголосице суждений и ответом не стал.

Мы ознакомились с Кодексом Рыцарской Чести, определяющим,
что собой должен представлять Рыцарь по сути своей.
Кодекс отвлек наше внимание на внешние формы поведения,
будто стальным панцирем внутреннюю суть человека укрыв.

И однако…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год. ДВОР ЧЕСТИ.
Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
ДВОР ЧЕСТИ с химерами, восседающими на парапете Главной лестницы.
И однако, Людовик Орлеанский — главный герой спектакля,
идущего в его замке. Есть и другие действующие лица:
химеры фантастические, каменные чудовища,
чувствующие себя так вольготно во дворе замка —
не простом, Парадном дворе…
Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ с ХИМЕРАМИ. Автор чудовищ — Виолле-ле-Дюк…

Что такое Химеры вообще? Отвечаю, опираясь на трактовку великого исследователя древнегреческих мифов Якова Эммануиловича Голосовкера…

То — сочетание разнородных частей, в реальности несовместимых. Таких существ в природе не было и нет. Их происхождение не объяснить, сведя необычное к обычному. Получится невероятная нелепость, глупость, уродство, вызывающие непреодолимое отвращение, до тошноты.

Химеры — чудовищные извращения разума,
что заполонили Средневековый мир?
Зачем они нужны? Какой в них смысл?

Смысл Химер в том, что они — произведения безумной фантазии,
вызывающие одновременно ужас и восхищение,
потому что в них себя запечатлевает подсознание,
недоступное житейскому опыту, рациуму и начетничеству.

В Химер нужно верить как в тучу, готовую пролиться дождем,
как в молнию, готовую всех покарать смертью,
как в дракона, готового выпустить огненный залп…
Иначе Химера исчезнет: превратится в мертвое чудовище,
отвратительно глупое, уродливое, жить мешающее…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ с ХИМЕРАМИ. Автор чудовищ — Виолле-ле-Дюк…
Химера — ПЕЛИКАН…

Подключаем воображение и напрягаем его до крайности… Что за персона на каменном парапете сидит? По-моему, пеликан с клювом-мешком. Почему то многогрудый. Значит, то — не водоплавающий пеликан, а другой: мифический, мистический, по воле Виолле-ле-Дюка из Средневековья в наш день прибывший, чтобы продолжить речь о своем. О чем?!

О РЕКАХ ПРОЛИВАЕМОЙ КРОВИ…

Средневековые легенды рассказывают… Мать-пеликаниха ласкает птенцов своим клювом и когтями так ревностно, что умерщвляет их. Через три дня появляется отец-пеликан и, придя в отчаянье из-за гибели своего потомства, собственным клювом раздирает себе грудь. Кровь из его ран воскрешает умерших птенцов.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ с ХИМЕРАМИ. Автор чудовищ — Виолле-ле-Дюк.
Химера — ПЕЛИКАН…

Образ Пеликана так распространен в Средневековье,
потому что его герои не могу не размышлять
о КРОВОПРОЛИТИИ — случайном, по злой воле, во имя Добра.

Церковь пытается обратить ЧЕРНЫЕ МЫСЛИ иными —
СВЕТЛЫМИ. заставляя размышлять о распятии и причастии.
Иисус Христос — «Пеликан человечества»,
«ибо он разъял себе грудь ради нашего спасения,
подобно пеликану, воскрешающему умерших птенцов»
(Латинский комментарий Бенвенуто де Имела).

Всё напрасно: ЧЕРНЫЕ МЫСЛИ из подсознания выползают
и ощущение рождают, что КРОВИ НЕ ОТМЫТЬ.
Сидит многогрудая химера на каменном парапете
замкового крыльца, молчит — ЧЕРНЫЕ МЫСЛИ СТОРОЖИТ…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ с ХИМЕРАМИ. Автор чудовищ — Виолле-ле-Дюк.
Химера — БЫК, ВОЛ, ТЕЛЕЦ (?)…

Это — БЫК, символизирующий силу и мощь? Он — тот, в ком воплощены природные (в частности сексуальные) силы, требующие контроля над собой, позволяющего преодолеть слепую необузданную чувственность?

А может быть, это — ВОЛ? Да-да, это — «крылатый вол»: один из четырех «апокалиптических зверей», символизирующих Луку — одного из четырех евангелистов. Значит, это — и ТЕЛЕЦ: священное животное, фигурирующее в трудах ранних отцов Церкви, как символ жертвы Христа (альтернатива агнцу).

Эта Химера — ТЕЛЕЦ, ПРИЗЫВАЮЩИЙ К ТЕРПЕНИЮ
В НЕПРЕРЫВНОМ И НЕСКОНЧАЕМОМ ЖЕРТВЕННОМ СЛУЖЕНИИ…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ с ХИМЕРАМИ. Автор чудовищ — Виолле-ле-Дюк.
Химера — ОРЕЛ…

Перед нами, несомненно, — ОРЕЛ. Что собой представляет это существо в средневековом мировосприятии? В храмах, особенно романских, столько орлов. Есть «орлиные капители», есть «орлиные кафедры». Литургические одеяния тоже не обходятся без их изображений… Орел — символ евангелиста Иоанна и один из «четырёх апокалиптических зверей».

В светской эмблематике он — атрибут правосудия,
ибо наделен зрением, проникающем во всё:
видящим и Свет, и Тьму.

Орел служит воплощением божественной любви,
силы и мощи, юности и бодрости духа,
но также и гордыни. ГОРДЫНИ…

В христианстве ГОРДЫНЯ — один из семи смертных грехов.
Именно она привела к падению Люцифера, ставшего Сатаной.
Ослепленный ГОРДЫНЕЙ человек хвалится своими качествами
перед Богом, забывая, что получил их от Него.

Орел на лестнице в Пьерфоне — ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ГОРДЫНИ,
СИЛЫ РАЗРУШИТЕЛЬНОЙ И ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, И ДЛЯ ДЕЛ ЕГО…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ с ХИМЕРАМИ. Автор чудищ — Виолле-ле-Дюк…
«РЫКАЮЩИЙ ЛЕВ»…

Кем должна быть в подобном сообществе эта Химера?
«РЫКАЮЩИМ ЛЬВОМ»…

Евангелие от Марка открывает «глас вопиющего в пустыне» — Иоанна Крестителя. Значит, ЛЕВ — один из четырех «апокалиптических зверей», символизирующих Марка — одного из четырех Евангелистов.

Орел — “царь птиц“: символ Безграничной власти,
как основы нерушимости Мироустройства.
Таков же и Лев — “царь зверей“: символ Господства,
как основы устройства всех созданных Богом миров.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ с ХИМЕРАМИ. Автор чудовищ — Виолле-ле-Дюк.

А теперь, прошу вас проделать то, что мне так любо. Сосчитайте, пожалуйста, сколько Химер сидит на крыльце? ЧЕТЫРЕ, как положено по «Апокалипсису» — и по числу, и по содержанию, как будто, тоже… «И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему».ОРЕЛ и ЛЕВ сидят на верхнем уровне крыльца, ТЕЛЕЦ — на среднем. Еще одного «животного, имевшего лице, как человек», нет. Вместо Ангела сидит на среднем уровне крыльца любвеобильный страстотерпец ПЕЛИКАН. Чем не человек?!

Исследователь средневекового мировоззрения Г. Хайнц Мор считает, что в четырех «апокалиптических животных» воплощены «величественность, мощь, сила проницательности и устремленности, что соотносятся с четырьмя главными добродетелями людей — мудростью, неустрашимостью, рассудительностью и справедливостью».

Как бы то ни было, но есть все основания утверждать,
что Рыцарь на коне во ДВОРЕ ЧЕСТИ в замке Пьерфон
возглавляет Совет Божественных сущностей,
определяющих, каким должен быть Идеальный мир.
Он — БЕЛЫЙ РЫЦАРЬ…

На самом деле…
То, что есть на самом деле,
не имеет отношения к Миру Бытия…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ. Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.

Отвлечемся от ЧЕТЫРЕХ ХИМЕР, восседающих на Главной лестнице. Посмотрим внимательным взглядом на здания вокруг. Если не приглядываться, мимо всего можно будет пройти, оправдывая широко бытующее определение — прохожий. Видите, он мимо зверя идет.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ. Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Пинакли над вертикальными опорами и горгульи…

Пинакли — островерхие башенки в завершии вертикальных опор. Здесь пять боевых башен, будто пятиглавый церковный хор в небо мольбу о защите устремляет.

Обычно в виде горгулий выполняются водостоки. Эти никакой полезной работой не заняты. Просто летали-летали и приземлились на консоли, капители колонн. Зачем? Чтобы кричать, пробуждая в тех, кто видит их, ощущение необходимости бороться со злом.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ. Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Пинакли над вертикальными опорами и горгульи…

Убедились? На всех уровнях Двора — и внизу, и наверху —
ведется борьба Добра со злом. Кто побеждает?
То, что молчит, или тот, кто кричит?
Не знаю, вижу лишь, что борьба идет…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ. Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Примеры решения фасадов в готическом стиле…

Между верхом и низом или Небом и землей установлены фигуры святых на консолях с гербами и держащих их какими-то зверьками. Сени у святых над головой выполнены опять в виде башен…

Значит, здесь во Дворе Чести внутри крепостных стен
даже святые втянуты в бой — бой Добра со злом…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ. Автор реконструкции — архитектор Виолле-ле-Дюк.
Примеры решения фасадов зданий в готическом стиле…

Очень готический фрагмент. Только одноглавый орел в щипце из борьбы противостоящих сил выпадает. Он сам по себе, ибо он — хозяйский герб.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ. Автор реконструкции — Виолле-ле-Дюк.
Примеры решения фасадов зданий в готическом стиле…

Смотрю на этот фрагмент и вижу — шедевр!

Капелла великолепна — само собой! Вглядитесь в сочленение двух зданий, стоящих друг к другу под углом. Сочленение превращено в мягкий архитектурно-скульптурный переход. Стена под карнизом вытекает вперед, образуя эркер на ступенчатой консоли. То — неожиданное сопряжение для строго геометризированного Средневековья. И рассказывает оно об Архитектуре, что грядет под именем Модерн.

Вот вам и Виолле-ле-Дюк — специалист по Средневековью.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ. Автор реконструкции — Виолле-ле-Дюк.
Парадный вход в жилые покои с террасой над ним.

Возвращаемся к тому зданию, с которого был начат рассказ о самом страшном звере замка. С террасы должны были высокопоставленные владельцы замка представать перед своими подданными и всеми, даже простолюдинами, которые пришли просить их о защите.

Помогут? Пока не могу дать даже предположительного ответа,
ведь по стене за углом входа страшный зверь ползет…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ. Автор чудовищ — Виолле-ле-Дюк.
ДРАКОН — главное чудище, что живет во дворе.
А может быть, то — не дракон?

У этого чудища нет крыльев. У Дракона крылья должны быть, потому что он — летающее существо с четырьмя когтистыми лапами, длинным хвостом и отвратительной мордой, из пасти которой вырывается огонь…

Значит, это — обыкновенная ящерица, ну, не совсем обыкновенная, но ящерица. А может быть, это саламандра, что в переводе с персидского означает «огонь внутри»?..

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ. Автор чудовищ — Виолле-ле-Дюк.
ДРАКОН, ЯЩЕРИЦА, САЛАМАНДРА (?)…

В X книге своей «Истории» Плиний заявляет, саламандра столь холодна, что от соприкосновение с нею гаснет огонь. Он описывает саламандру так: «Самый жуткий из всех зверей — это саламандра. Другие кусают, по крайней мере, отдельных людей и не убивают многих сразу, а саламандра может погубить целый народ так, что никто и не заметит, откуда пришло несчастье. Если саламандра залезет на дерево, все фрукты на нем становятся ядовитыми… Если саламандра дотронется до стола, на котором пекут хлеб, то хлеб становится ядовитым… Упав в поток, она отравляет воду… Если она дотронется до любой части тела, даже до кончика пальца, то все волосы на теле выпадают…»

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ. Автор чудовищ — Виолле-ле-Дюк.
Химера — САЛАМАНДРА…

Подводим итог. Дракон извергает из своей пасти огонь.
Саламандра огонь не извергает, она держит его внутри себя,
от огня сгорая, но не умирая, потому что ей Вечность дана.

Говорят, саламандры способны жить в огне, поскольку у них очень холодное тело. Похоже на правду, только от обратного.
Она сдерживает огонь внутри себя, благодаря холодному телу —
умерщвляемому и умершему: похолодевшему.

У средневековых христиан саламандра — символ борьбы с жаждой плотских утех, символ целомудрия, стойкой, исступленной приверженности к добродетельности.

Здесь — в замке Пьерфон — по стене ползет САЛАМАНДРА,
что сводит все противоречия рыцарских установлений
в целостный, нерасчленимый клубок, призывая
К МУКЕ ДОЛГОТЕРПЕНИЯ В ПРОТИВОСТОЯНИИ
ТОГО, ЧТО ЕСТЬ В РЕАЛИЯХ, ТОМУ, ЧТО БЫТЬ ДОЛЖНО…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ. Автор чудовищ — Виолле-ле-Дюк.
Химеры — ТЕЛЕЦ и ПЕЛИКАН…

Одна из ЧЕТЫРЕХ ХИМЕР — ПЕЛИКАН:
ВОПЛОЩЕНИЕ ТАЙНЫХ МУК КРОВОПРОЛИТИЯ…
Другая из ЧЕТЫРЕХ ХИМЕР — ТЕЛЕЦ,
ПРИЗЫВАЮЩИЙ К ЖЕРТВЕННОМУ СЛУЖЕНИЮ…
Свидетельствую эти Химеры, чинно рассевшиеся
на главном крыльце ДВОРА ЧЕСТИ, что…

Рыцарь должен уничтожать зло
во всех его чудовищных формах.
И В САМОМ СЕБЕ ТОЖЕ.

Рыцарь должен громить чудовищ,
что захватывают землю, грабят людей.
РАЗЛИЧАЯ, КТО ЕСТЬ КТО,
ЧТОБЫ НЕ ПРОЛИТЬ БЕЗВИННУЮ КРОВЬ.

Это невозможно!!!
ДОБРОДЕТЕЛЬНОСТИ СОБЛЮДЕНИЕ —
ЧТО ЖЕРТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ. Автор чудовищ — Виолле-ле-Дюк.
Химера — ОРЕЛ…
Одна из ЧЕТЫРЕХ ХИМЕР — ОРЕЛ:
ВОПЛОЩЕНИЕ ТАЙНОЙ НЕУТОЛИМОЙ ГОРДЫНИ…Свидетельствует эта Химера,
гордо смотрящая в даль всех Пространств, всех Времен,
что человек, особенно Рыцарь, должен ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ,
ибо ГОРДЫНЯ — то из-за чего МИР СТАНОВИТСЯ ВОЙНОЙ,
ибо ГОРДЫНЯ — то из-за чего ЖИЗНЬ ОБОРАЧИВАЕТСЯ СМЕРТЬЮ.Как бы ни было трудно смирить ГОРДЫНЮ,
человек, особенно Рыцарь ДОЛЖЕН ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ.
Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ. Автор чудовищ — Виолле-ле-Дюк.
Химера — «РЫКАЮЩИЙ ЛЕВ»…

На верхнем уровне главного крыльца ДВОРА ЧЕСТИ
восседают “царь птиц“- ОРЕЛ, и ЛЕВ — “царь зверей“…

В их присутствии запечатлен символ Господства —
основы устройства всех созданных Богом миров.
Что такое ГОСПОДСТВО — ВЛАСТЬ И СИЛА,
ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ПОДЧИНЯТЬ СЕБЕ
НИЖЕ СТОЯЩИХ В ЛЕСТНИЦЕ ЧИНОВ?

«Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных» сообщает… «Господства владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют оставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения».

ГОСПОДСТВО НЕОТДЕЛИМО ОТ МУДРОГО УПРАВЛЕНИЯ.
НЕ ВЛАСТЬ И СИЛА, А МУДРОСТЬ — ОСНОВА ОСНОВ.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ. Автор чудовищ — Виолле-ле-Дюк.
ГРИФОН…

Грифон встречает поднимающихся
по Главной лестнице в покои дворца…

Это — существо с львиным телом и орлиными крыльями.
Оно символизирует те черные силы, что преследовали христиан.
Оно же – символ Спасителя рода человеческого Христа.

Так на чьей же Грифон стороне?
Ни на чьей, судя по тому, что сидит он на оси симметрии,
разделяющей лестницу на правую сторону и левую.
С какой стороны хочешь, с той и проходи…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ. Автор чудовищ — Виолле-ле-Дюк.
ХИМЕРА РЫКАЮЩАЯ…

Опять горгулья не связана с водостоком. И эта горгулья никакой полезной работой не занята. Она просто безмолвно, но очень громко, кричит и кричит. Зачем? С какой целью?

Судя по содержанию спектакля О РЫЦАРСКОЙ ЧЕСТИ,
что поставлен Вилле-ле-Дюком в Парадном дворе,
старается она, чтобы не уснуло в рыцарях
ощущение необходимости бороться со злом.
И с тем, что за стеной, И с этим, что внутри…
каждого человека реального — не идеального.

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год.
ДВОР ЧЕСТИ. Автор чудовищ — Виолле-ле-Дюк.
ХИМЕРА РЫКАЮЩАЯ на фоне щипца Замковой капеллы…

Столько защитников стоит на страже Добра.
Добро победит? Добро будет побеждать бесконечно,
ибо иначе Время истечет и наступит Вечность,
не предназначенная для жизни живой…

Замок Пьерфон Людовика Орлеанского. 1396 — 1407.
Императорская резиденция c 1857 по 1870 год. ДВОР ЧЕСТИ.
Над Замком парит Михаил Архангел, что способен помочь,
но почему-то повернулся к происходящему во дворе спиной…

 

Замок химер Пьерфон, Франция, — и сам как химера—>

Leave a Reply