Альбом посвящен Капелле, воссозданной стремлением Виолле-ле-Дюка передать все мистические настроения, свойственные готическому храму. В результате получился Театр… В нем идет спектакль на религиозную тему силами восхитительно исполненных архитектурных декораций, а действующих лиц нет: они — в Иномирье, куда, по счастью, туристам вход закрыт.
Капелла — в католической и англиканской архитектуре небольшое сооружение или помещение для молитв одного знатного семейства, используемое также для хранения реликвий, размещения певчих и так далее — по усмотрению хозяев.
Эта Капелла встроена в здания, образующие Парадный двор. Соответственно, её внутреннее пространство включает в себя галереи, что становятся балконами, переходами, обходами. С противоположной входу стороны — на востоке — находится полукруглая апсида, стены которой утолщаются до 6 метров, чтобы превратить апсиду в боевую башню.
Справа и слева от главного портала видны двери. Они ведут на лестницы, позволяющие подниматься на галереи. Еще две — потаённые — лестницы расположены возле апсиды. Все эти планировочные ухищрения необходимы на случай осады замка.
Преображения дворцовых, культовых пространств
в арену боевых действий —
отличительная черта всех замков-крепостей.
Герцог Людовик Орлеанский слыл человеком фанатично верующим. Известно, что несколько дней в неделю он проводил в монастыре селестинцев в Париже, славящемся суровым уставом. Более того, в монастыре этом где за ним была закреплена его личная келья.
Не мог Людовик Орлеанский не построить в родовом замке
Капеллу для многочисленных домочадцев. И он ее построил.
Виолле-ле-Дюк сохранил готический дух Капеллы.
Видны четыре «контрфорса» — вертикальных столпа,
завершаемых островерхими башенками — «пинаклями»,
увенчанными «фиалами» — декоративными кубками
с крестоцветами или «флеронами» на самом верху.
По всем граням бегут «краббы» — ползучие бутоны или листья.
Стена торцевого фасада завершена «вимпергом» —
высоким остроконечным фронтоном с «розой».
На острие фронтона — статуя Девы Марии с младенцем.
Горгульи своих законных мест не оставляют:
вытянув в натужном крике шеи, о чем-то миру вещают…
.Людовик строил Капеллу в готическом стиле,
как то было свойственно Позднему Средневековью.
Виолле-ле-Дюк воссоздал герцогскую Капеллу в неоготическом стиле, как то было свойственно его времени, склонному к свободным от диктата фантазиям. Расхождения входного портала с традиционной прорисовкой есть, но — в деталях.
В сени над главой средней фигуры опять использованы крепостные башни, что совмещают религиозный экстаз с боевым духом. Хоровод Ангелов, поющих или играющих на музыкальных инструментах, поднимаются к центру, где их ждет бог Саваоф. Орнамент в границах, прочерченных архивольтом, прорастает букетами цветов, придающих общему впечатлению несколько фривольный характер. И все же…
И все же, это, несомненно, —
портал Капеллы выполнен в готическом духе.
В центре портала стоит сам «Виолле-ле-Дюк — архитектор».
Сомнений нет: всё подписано.
Он сам себя на пьедестал водрузил?
Не бойтесь, это сделал его ученик — архитектор Ураду,
считавший своего Учителя гениальным человеком.
Если вы с этим еще не согласны,
то продолжайте страницы альбомов листать…
Естественный вопрос возникает: а что за фигуры на втором уровне фасада стоят. Отвечаю… Если вимперг западного фасада венчает фигура Девы Марии с младенцем, то эти трое — волхвы с дарами.
Теперь главное… Вы умеете наслаждаться изысканными сопряжениями архитектурной формы? Если да, то подивитесь… Есть наклонные стены — за ними спрятаны лестницы, ведущие на галереи. Есть горизонтальная стена с четырехчастным витражом и фигурами волхвов в импостах. Над волхвами летят перспективные арки, подобные учетверенной Радуге во всей полноте ее значения…
Радуга — символ Веры, прощения, единения и примирения с нею.
Радуга появилась на небе после Всемирного потопа,
и была она обещанием Бога, данного им людям,
никогда больше не насылать ничего подобного на Землю.
Радуга — обещанный Рай, в котором все едины и тем счастливы.
Радуга — то, что непременно будет,
если люди очистят свои души радужного блеска…
«Роза» создает неповторимое «лицо» стиля готики.
То – большое круглое витражное окно.
«Гласом небес» звали её во Франции, «Гласом ветра» — в Англии.
В архитектуре «Роза» — орнамент, представляющий собой
расходящиеся из одного центра листья или цветочные лепестки.
Исконная «Роза» чрезвычайно проста в геометрии своей.
Эта «Роза» чрезмерно усложнена. Считаем и читаем…
Есть расположенный в центре Внешнего круга Внутренний круг.
Внешний круг — сотворенное Мироздание. Внутренний — Творец.
Во Внутреннем круге — пятигранная праформа. Пять — Число жертвы: столько ран получил Иисус Христос, распятый на кресте.
Внутри Праформы — шестилепестковый цветок.
Шесть — Число созидания: Бог создал Землю за шесть дней.
Есть в поле Внешнего круга точки-почки с солнечными ликами.
Их тоже шесть. Из этих точек-почек расходятся вовне,
устремляясь к граница Внешнего круга, стрельчатые арки.
Это свидетельствует, что Божественные деяния пронизывают
весь Мир — всё, что есть в нем: от великого до малого.
Стрельчатые арки и два Круга сплетены воедино
фигурным орнаментом, в котором преобладает Трехлистник.
Три — Число Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Святого духа.
Это свидетельствует, что сотворенное Мироздание
боговдохновленно в целом и в каждой частице его.
Всё? Все. Остается только войти внутрь Капеллы
и проникнуться ощущением своей сопричастности
к Творцу и каждому сотворенному им цветку…
Мы вошли внутрь Капеллы, пространство которой буквально обвито галереями, связывающими её с другими корпусами замка. Галереями тайными и открытыми в молельный зал.
Там, где Распятие над входом, устроен тайный переход между двумя лестницами справа и слева от главного портала. Такой же переход, но открытый — парадный — расположен выше. Слева расположен балкон для певчих или клирос, справа — еще одна открытая в зал галерея.
Вязь переходов по горизонтали и по вертикали — отличительная черта средневекового замка, в котором, чтобы попасть из одного помещения в другое, нужно уметь ориентироваться, как в лабиринте.
Даже в Капелле нельзя порвать связь с миром замка…
Восхитительная конструктивная система перекрывает
центральный (и единственный) неф и апсиду Капеллы.
Два пролета нефа перекрыты типичными в чистоте своей КРЕСТОВЫМИ СВОДАМИ, что имеют форму, образуемую крестообразным пересечением двух цилиндров. Эта конструкция буквально раскрыта вовне. Видны НЕРВЮРЫ — ребра каркаса крестового свода, заполненные РАСПАЛУБКОЙ — облегчённой кладкой.
Апсида, полукруглая в плане, перекрыта ВЕЕРНЫМ СВОДОМ, ребра-нервюры которого смыкаются в центральной точке полукруга. Над основным сводом устроен еще один свод для того, чтобы внешние очертания купольного завершия Капеллы были более выразительными.
При всем при том, Капелла в замке, как положено готическому произведению, представляет собой совершенно особое Пространство: находящееся в мистическом состоянии и вызывающем его. «Mystikós» — таинственный, связанный с переживанием непосредственного «единения» с Высшими силами, с Абсолютом…
И здесь это состояние создается тем, что Пространство
непрерывно: откуда-то приходит и куда-то уходит.
Пространство это, сформированное пучками колонн,
тянущихся вверх стрельчатых арок, несомненно, напряженно.
Пространство это боговдохновленно благодаря свету,
насыщаемому цветом витражей…
Непрерывное, напряженное, цветом-светом насыщенное Готическое пространство еще и озвучивается, что определяется изначально включением в общую композицию ХОРОВ — мест, где стоят певчие. Или точнее — мест, откуда исходит звук.
Попробуйте умозрительно соединить воедино
все четыре составляющие Пространства и попасть…
в Театр, где идет пьеса особого содержания,
называемая РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТАЗ.
Трилистник в ограждении галереи — свидетельство, что вся архитектурная форма пронизана средневековой символикой христианского толка. Каждую форму нужно «читать», чтобы понимать «язык», на котором обращается к прихожанину Храм.
Капитель колонны представляет собой венок из аканта, но не строго стоящего, как в коринфских капителях, а приведенного в какое-то волнующееся состояние. Все правильно…
Акант в античности — знак триумфа и преодоления
жизненных испытаний: шипов и колючек.
Акант колючий (acanthus spinosus) с узкими острыми лопастями, дающими резкую тень, стал использоваться в виде скульптурного или рельефного украшения капителей коринфских колонн в постройках Древней Греции и Рима. От античной архитектуры пристрастие к акантам переняла Готика. Уже в древнеготических постройках его листья встречаются в капителях колонн, в орнаментации карнизов и фризов.
Можно сказать, что АКАНТОВЫЙ ВЕНОК —
архитектурный эквивалент ТЕРНОВОГО ВЕНЦА.
Не пропустите, в цветочную вязь витражей вплетен герб Бурбонов: три золотых лилии на голубом фоне. Будто XIX век передает XIV веку почтительный поклон.
Всё в Капелле хорошо, недостает лишь «намоленности»… Но Виолле-ле Дюк не виновен в том, что построенная им для императора французов резиденция ею не стала, ибо Вторая империя мелькнула на политической арене и канула в Лету — реку забвения. В резиденции никто не жил. В Капелле никто не оставался наедине с Господом Богом.
Никто здесь не ставил свечей в память об усопших, с мольбой о живых. Соответственно, не образовался тот тонкий мир, что наполняет реальность веками действующего Храма. А значит, и не возникли мистическое Благоговение и трепет от близости к светлой тайне.
И с этим ничего нельзя не поделать:
История подчинена Высшим законам Бытия,
событийный мир для неё — не более чем призрак…
Подсветка изменилась —
и мрачные воспоминания, тревожащие душу,
начали возникать из теней…
Интересно, что на фотографиях, где нет туристов, тут же возникают мистические ощущения — видения «тонких миров». Будто вопреки всему замок ведет свое — самодостаточное — существование, где он — готическая крепость-дворец, а не туристический объект.
Кстати, вглядитесь в линии, в них ощутимо пророчество
о приходе на смену неоготике Модерна — или совсем новых времен…
Ему здесь не место: здесь должен находиться престол
или стол в центре алтарного пространства для свершения служб.Престол являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Становиться перед престолом, равно как и прикасаться к нему разрешается исключительно священнослужителям.Престол имеет множество символических значений, в основном связанных с числом ЧЕТЫРЕ: четыре стороны света, времени года, четыре периода суток, тетраморф (апокалиптических зверей из видения Иоанна Богослова); Четвероевангелие; Гроб Господень…
Здесь престола нет — мистического назначения Капеллы
тоже нет: оно тает, превращая Капеллу в туристический объект…
Архангел Михаил в рыцарском облачении, с мечом вместо копья, одновременно, с крыльями и нимбом над шлемом.
НИМБ — символ святости и величия, изображаемый за головами святых и праведников. Может быть разной формы: в виде круга, квадрата и треугольника. Треугольный нимб всегда бывает на изображении Бога-отца (знак Троицы), круглый – на изображении Девы Марии.
Здесь в круглом, лучи испускающем нимбе — воин…
Что есть что, зачем и почему?
В христианстве архангел Михаил именуется архистратиг (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона.
У этого Архангела Михаила в одной руке — меч пылающий (неистовой Верой, по-видимому), в другой — особая сфера-зерцало: символ предвидения, переданного Архангелу Богом.
Дракон тщедушен, тяжестью поступи воина удушен,
значит, меч направлен против тех, кто в вере слаб.
Всё, больше мне нечего об интерьере Капеллы сказать.
Выходим из Капеллы, оборачиваемся…
Не знаю, как вы, а я наслаждаюсь продуманностью
театральных декораций, в которых ставится Спектакль
О ЧЕСТИ, СУТЬ КОТОРОЙ БОРЬБА ДОБРА СО ЗЛОМ.
Химера рычит: будит совесть в тех,
кто в замок пришел посмотреть Спектакль…
Еще одни Михаил Архангел стоит над вторым куполом,
перекрывающим апсиду. Копье — в одной длани, щит — в другой.
Он — воин: архистратиг (главнокомандующий) —
объект всеобщего рыцарского почитания,
что надеются стать ему подобными во всём…