Надев железную рыцарскую перчатку, резко опускаем вниз
скрежещущую рукоятку железного, кованого замка.
Нам предстоит сегодня посетить жилые помещения
владельцев этого великолепного «шато»…
Нет ни одного пустого места: всё изукрашено, всё разрисовано, всё в объемной лепке или деревянной резьбе. Есть и детали из кованного железа. Откуда Виолле-ле-Дюку известно, что жилые покои нужно декорировать именно так?
Не беспокойтесь, архитектор — великий специалист, который ни от кого не скрывает знаний своих. Он опубликовал книгу, богато иллюстрированную, под названием «Жизнь и развлечения в Средние века».
Всё еще раз внимательно рассмотрите.
Постарайтесь запомнить целое,
потому что в дальнейшем я буду показывать лишь детали…
В ветви Древа, скорее — куста аканта, вписаны четыре рыцаря на коне, что охотятся на вепря и лань. Один рыцарь держит в руке охотничьего сокола в колпаке. Другой трубит в охотничий рог. Третий нажимает на курок пищали. Четвертый целится из арбалета. Это — чисто охотничий сюжет? Нет, судя по стилизованным ветвям аканта. Напрягаем воображение и вперед…
Акант — знак триумфа в преодолении
жизненных испытаний: колючек и шипов.
Пищаль — вид огнестрельного оружия.
Арбалет — вид метательного, холодного оружия.
В религиозной символике есть два сокола: дикий и домашний.
Дикий сокол символизирует злую мысль или злое деяние.
Домашний сокол является символом святого человека.
Рог — символ Последнего суда и призыва к молитве.
Олень символизирует набожность. Как говорится в Библии,
олень жаждет воды так же, как человек – веры.
Лань (самка оленя) — символ изящества, гибкости и кротости.
Кельты считали это животное посланником богов,
пришедшим из волшебного мира.
Кабан — символ сатаны, прожорливости и сладострастия.
Так что же в росписи камина изображено —
сцена из жизни средневековой знати
или мифологический, религиозный сюжет?
Думаю, то и то, потому что в сознании
средневекового человека всё едино — ничто не разделено.
Декоративная решетка в основании Древа, нарисованного на стене, за которой сокрыт каминный дымоход, тоже красноречивых символов полна…
Желудь — плод могучего дуба — является символом потенциальных возможностей. Желуди ассоциировались с жизнью, плодородием и бессмертием. Друиды глотали желуди, признавая за ними пророческие свойства. Желуди были священными плодами Тора, поскольку его Древо Жизни — дуб. Желуди и дубовые листья образуют один из «колдовских» знаков-кругов, которые, как считают астрологи, способны даровать, к примеру, защиту или природное изобилие.
В решетку вплетена лента с надписью, в которой запечатлен
девиз, позаимствованный Виолле-ле Дюком у города Пьерфон: «ТОТ, КТО ХОЧЕТ, СМОЖЕТ» (фр. Qui veult, peult,
в современной орфографии: Qui veut, peut).
В изгибах перевернутых арок решетки прячутся красные лисы. То — многозначный символ: хитрости, долголетия, плодородия, лицемерия и порока. Уловки лисы — это уловки дьявола в христианской традиции. Здесь лисы ведут себя по-разному. По-видимому, все свои свойства разом и воплощают.
Мы видели капители из акантовых листьев. Эти — из дубовых с желудями, что, подобно коринфским древнегреческим и римским капителям, поют владельцу дома Славу.
Переходим к осам, объемными изображениями которых украшена балка, поддерживаемая колоннами и несущая завершие камина…
Мифопоэтическая символика образа Осы определяется такими её особенностями, как летучесть и изящество — с одной стороны, навязчивость (усиливаемая монотонным жужжанием), агрессивность, жалящие свойства — с другой. Первой особенностью объясняется в известной мере широко распространённое в ряде традиций представление о том, что Оса — душа человека.
Оса — символ «жалящего» суждения,
старания, желания побольнее уколоть.
Наполеон I взял осу в качестве своей эмблемы,
а Наполеон III называл осу символом рабочего класса.
Вот откуда взялась залетевшая в Пьерфон оса…
В жилых покоях должны быть спальные места, зоны для переодевания, туалета… Они были, потому что от этого остались ширмы для выделения названных зон. Мебели, увы, нет, позднее один книжный шкаф покажу.
Сейчас обратите внимание на фриз, тянущийся под потолком. В нем изображены сцены из жизни средневековой знати, о которой Виолле-ле-Дюк был весьма осведомлен…
Ристалище — место для демонстрации рыцарских достоинств на турнире. К достоинствам относятся следующие качества…
Проявление учтивости к противнику во время боя.
В бою, если ты не уверен, был ли удар, прими его.
Не давай гневу вести тебя.
Недостаток благородства в других
не дает тебе права вести себя не по-рыцарски.
Если твой противник ровня тебе, веди бой по-рыцарски.
Если твой противник сильнее тебя — не уступай.
Если твой противник слабее тебя —
прояви к нему милосердие.
Запомни: твои дела говорят сильнее, чем слова.
Изображения на фризе — для нас роспись.
Для рыцаря — то Катехизис,
основные положения которого нельзя забывать,
а потому их следует повторять и повторять…
Свою жизнь нужно прожить так,
чтобы она была достойна уважения и славы.
Для этого необходимо УМЕТЬ ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ.
«Куртуа́зность» — система правил поведения при дворе или набор качеств, которыми должен обладать придворный в Средние века — раннее Новое время. Сюда входили правила приветствия, обращения к даме или кавалеру, ведения разговора, приглашения на танец, поведения в танце, прощания. Владение собой, своими поступками, словами — один из признаков куртуазности.
В Средние века куртуазность касалась, прежде всего, правил поведения по отношению к женщине и выражалась в куртуазной любви. Эта средневековая концепция любви, согласно которой отношения между влюблённым и его Дамой подобны отношениям между вассалом и его господином, оказала значительное влияние на всю европейскую культуру вплоть до настоящего времени.
Вы замечали? Я — да…
Рыцарская система воспитания сыновей светских феодалов состояла из трех семилетних циклов…
Первые 7 лет будущий рыцарь воспитывался дома — сначала на женской половине, затем среди мужчин, которые закаляли его тело физическими упражнениями, а душу — Священным Писанием и рассказами о подвигах древних и современных героев.
К концу первого цикла отец мальчика должен был подыскать достойного рыцаря, у которого его сын будет жить и воспитываться до 14 лет в качестве ПАЖА. Паж занимался самой разнообразной работой: прислуживал за столом, помогал одеваться господам и, находясь таким образом постоянно среди рыцарей, он должен был внимательно слушать и набираться опыта.
Лет в 14 паж получал свое первое боевое оружие и становился ОРУЖЕНОСЦЕМ. Теперь основной упор делался на чистке оружия, помощи в одевании и снятии доспеха, работе на конюшне и с соколами. Оруженосцы могли принимать участие в детских или тренировочных турнирах, которые проводились каждые 2-3 недели для проверки успехов в овладении оружием. По окончании третьего цикла оруженосец обычно посвящался в РЫЦАРИ.
СЮЗЕРЕН (от лат «старший») — в Западной Европе в средние века крупный феодал (король, герцог, князь), являвшийся государем по отношению к зависимым от него вассалам. Власть сюзерена была основана на пожаловании им вассалу феода (земельного владения).
ВАССАЛ (от лат. «слуга») – землевладелец-феодал, получивший от сюзерена феод, лично зависящий от него и обязанный нести определенные повинности, в первую очередь военную службу. Сеньор со своей стороны обязывался охранять вассала, заботиться о нем и не давать его в обиду.
В Кодексе записано то, что нарисовано на стене…
Рыцарь обязан уничтожать зло во всех его чудовищных формах. Он должен громить чудовищ, которые захватывают нашу землю и грабят наших людей.
И еще… Рыцарь — тот, кто беспощадно карает любое оскорбление чести своего Сюзерена, чести Дамы и собственной чести.
Незнание Кодекса Рыцарской чести не является смягчающим вину обстоятельством для людей вероломных, отступивших от его правил.
В перспективе перехода виднеются покои, где мы только что были. Они овеяны романтическими воспоминаниями о рыцарских временах. Это — другие покои: с другим камином и декорировкой, в которой используются мотивы, более близкие для императорской четы. Например, стилизованные одноглавые орлы с коронами. Наполеон III понимал мнимость доставшейся ему власти. Императрица Евгения хотела видеть подтверждение права на Власть во всём.
В росписи камина использованы осы, по-видимому, в качестве приятного воспоминания, что дядюшка нынешнего императора — Наполеон I — считал осу своим символом.
Ниже осинного племени — спиралевидное сплетение ветвей с бутонами. Что это — интуиция архитектору подсказала тему о времени, что бежит, не возвращаясь, а лишь повторяя былое, но в форме другой?
Вид на потолок позволяет разглядеть, как продольные и поперечные балки, пересекаясь, образуют достаточно жесткую решетку, под силу которой перекрыть пространство без дополнительных опор.
И на потолке нет пустого места: разрисовано всё. И похоже это на стиль средневековой миниатюры, которая относится к пространству как к двухмерному ковру.
Бесконечны ряды одноглавых орлов, идущих по стене в ритме смещенных осей. Верхний ряд куда-то ушел. Нижний ряд откуда-то явился. В этом есть определенная мистика… Мистика движения, что не имеет начала, значит, не будет иметь и конца…
Если вглядитесь в резьбу, завершающую ширму, сможете увидеть, как в зарослях диковинных листьев бродят львы и притаились тигры…
А здесь в тех же зарослях бежит другой зверь.
Не хочу думать, что и он — символ.
Пусть бегает на свободе — без умозрительных цепей…
Виолле-ле-Дюк сам обставлял мебелью императорскую резиденцию. Перед нами — Его Величество шкаф в стиле Второй империи.
Вот такой шкаф — не простой.
В жилых покоях непременны интимные помещения. Столь же обязателен вопрос — каковы они. Сейчас увидим…
Неужели? Ведь это — конец XIX века!
Других помещений подобного назначения в замке нет.
Щит с золотыми лилиями на голубом фоне — герб Бурбонского дома, цитаты из символики которого для императорской резиденции нередки. Две белки, поддерживающие щит, — в высшей степени сложный и универсальный символ. Что собой представляют эти и в наших парках бегающие хорошенькие зверьки трудно понять.
В силу своих повадок — энергично искать и запасать пищу на холодные месяцы зимы — белка воспринимается нами как символ хозяйственности и бережливости. Однако это несколько прозаическое толкование мало соответствует зловредной рыжей бестии в мифологии…
В скандинавской мифологии Белка означает недоброжелательность и привнесение хаоса. Она обитала в ветвях Мирового древа Иггдрасиль, где раздувала конфликт между солярным орлом на вершине Древа и змеями в его корнях.
В христианской традиции свойственный белке рыжий цвет сделал ее символом огня. Эта ассоциация вкупе с невероятной проворностью зверька стала причиной отождествления Белки с Сатаной, а повадка запасать пищу превратила ее в символ жадности.
Что за белка устроилась во фризе камина замка Пьерфон? Пожалуй, скандинавская, судя по тому, что Иггдрасиль — гигантский ясень, по природе своей, и здесь изображены листья ясеня (тиса). Значит, фриз с листьями ясеня и щитом, поддерживаемым двумя красными бестиями, — содержит древнейшую, даже доримскую символику…
С какой целью в замке Людовика Орлеанского, декорируемого под резиденцию императора Наполеона III, появился на камине подобный фриз? В «Старшей Эдде» (скандинавском эпосе) есть такие строки…
Не ведают люди,
какие невзгоды
у ясеня Иггдрасиль:
корни ест Нидхёгг (дракон),
макушку — олень,
ствол гибнет от гнили.
Ствол гибнет и не погибает, потому что под корнями Древа находятся медвяные источники, у которых живут три норны, определяющие судьбы людей. Норны поливают Древо влагой из источников, чтобы оно, подгрызаемое змеями и оленями, не гнило — было вечнозеленым Древом жизни, пропитанным живительным священным медом.
Можно привязать историю гибели и бессмертия Мирового Древа к истории ухода с мировой арены идеи Абсолютной власти. Но я этого делать не буду, потому что владельцы дворца и их архитектор не могут видеть свою жизнь в ретроспективе. Они верят в быстротекущее мгновение своей жизни.
Этот вид помещения выдает тайну нынешнего замка: он — туристический объект, что состоит на государственном попечении. Дела у них не лучше, чем у нас.
Не могла не показать нишу для посиделок у окна, уж больно хороши форма ограждения сиденья и резьба. Розетка в начале движения, затем идет вниз обводов падение с остановкой там, где в круг вписан профиль. В образовавшиеся плоскости врезаны химеры с телами животных и крыльями, в одном случае точно — орла.
И еще, в росписи стен использован дикообраз. Это — символ, созданный воображением Людовика Орлеанского, который его использовал, что сказать: шипы дикообраза всегда будут направлены против бургиньонов и, прежде всего, против герцога Бургундии — Жана Бесстрашного. Таковы намерения, от которых остались дикообразики на стене.
«Суета сует… суета сует, все суета». Экклезиаст.
Сделаем передышку, я помолчу, а вы посмотрите на интерьеры покоев, обратив свой взгляд сначала налево от камина, а потом (на следующей странице альбома) направо…
В нише видите дикообразиков?!
Нет-нет, больше говорить не буду — молчу.
Здесь молчать не могу:
видны три ниши и все три — с дикообразиками!
Какая утроенная суета!
Когда я вижу эти панели великолепных пропорций с искуснейшей резьбой, то прихожу в крайнее волнение, потому что это — подлинный шедевр!
Ехидна в греческом мифотворчестве — чудовище, полудева-полузмея, дочь Форкиса и Кето, внучка земли Геи и моря Понта, сестрица прекрасной Медузы горгоны. И она лицом была прекрасна, но ужасна в змеиной сущности своей. Обитала Ехидна в мрачной пещере под землей, выползая на охоту, подстерегала путников в Аркадии и пожирала их. Детьми Ехидны были: двухголовый пес Орф, трехголовый Кербер, Лернейская Гидра, Химера, Сцилла, Сфинкс, Немейский лев… Ехидна была убита во время безмятежного сна Аргусом Паноптом. И всё за то, что на смену древним воззрениям пришли новые, согласно которым миром правят Боги-олимпийцы, борющиеся со злом.
Не приходит на память миф, в котором бы действовал подобный герой. Может быть, позже придет. Или кто-нибудь подскажет?
А может быть, это — пес Орф, который сам не знает, сколько у него голов, собачьих или драконьих. Охотно допускаю, что это — и не Орф, но в родственной связи с Ехидной — матерью самых страшных химер — он состоит несомненно…
Жилые покои остались позади, перед уходом посмотрим в окна, что позволят связать между собою внутренние и внешнее пространства, засвидетельствовав: мы были в чудо-замке, полном химер, потому что здесь везде и во всем фантазия царит…
Опять, старайся, не старайся умолчать — кричу: эта оконная решетка по цвету, пропорциям и простоте — шедевр.
Тоже окно, решетка — другая: с вписанным в сетку золотым орлом.