Это — нынешнее послание современникам с пояснениями и угрозами. «Онежские петроглифы, не сметь выбивать на скалах свои изображения — «лица, виновные в нарушении режима охранных зон, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законом». Кто из нас относится к допотопным островитянам? Те, кто создавал петроглифы? Или мы — якобы цивилизованные россияне, ничему не знающие цены?
В смысле поновлений история Бесова носа складывалась неудачно изначально. Самый главный петроглиф мыса прозван «Бесихой» христианскими монахами-первопроходчиками еще в XVI в. Так за образом закрепилось поддерживаемое веками представление о какой-то злой, нечистой силе. Не случайно левую руку «бесихи» перекрывает христианский крест с монограммами Христа по обе стороны от верхнего конца и овалом над ними. Его скорее всего выбили монахи Муромского монастыря, что находился в 25 км южнее по берегу. Тем самым монахи наглядно засвидетельствовали свое враждебное отношение к «языческому» образу беса.
Сейчас в главном образе мыса видят нечто, совсем иное. Начнем рассматривать его заново, мысленно стерев с наскального полотна монашеское поновление…
Онего в свете последних лучей заходящего солнца.
Достоевскому последние лучи напоминали о Золотом веке.
Мне будут напоминать о древних святилищах на берегу озера.
Восприятие Озера, как чуда, определяют три причины: — природа Севера, неотделимая от воспоминания о Первых днях творения;
— эллинский гимн, рассказывающий, как гиперборейская титанида Лето
произвела на свет Солнце — Аполлона и Луну — Артемиду.
— карело-финский эпос «Калевала«, рисующий картину Сотворения Мира
из ничего — Воздушного пространства, что вдруг обрело женскую суть,
а суть эта стала жаждой творить все новое.
С XIX века начались толкования смысла и содержания петроглифов, одно интереснее другого. Исследователь Ю. А. Саватеев пишет… «Чувство большого удивления и смутного страха вызывает чудовище с квадратной контурной головой, внутри которой грубо намечены рот, нос и глаза, причем один глаз показан круглым пятном, а другой — кружочком с точкой в центре.
У беса тонкая, лишь немного шире трещины, длинная шея, раскинутые в стороны и согнутые в локтях руки с пятью длинными растопыренными пальцами, массивное чурбанообразное туловище с небольшим расширением книзу, сильно расставленные и согнутые в коленях ноги, несоразмерно тонкие и короткие, как и руки».
Бес, в понимании А.М. Линевского, — дух, «хозяин» леса. Углубление в полости рта и оббитая по краям трещина свидетельствуют о том, что беса кормили и поили. Главным лакомством его, вероятнее всего, была кровь убитых животных, через щель бесследно исчезавшая в пучине озера. Кормили и других духов. Но когда они не оправдывали возлагавшихся на них надежд, их серьезно «наказывали».
Исследователь К.Д. Лаушкин в совокупности образов видит жуткую «триаду смерти». «В центре — божество смерти или владычица Туонелы карело-финских эпических песен. Почти двухметровая фигура выполнена с замечательной экспрессией. Богиня широко распахнула объятия, готовясь сцапать очередную жертву и упрятать ее в страшной утробе своей. Справа и слева от богини — спутники смерти, вызывающие чувство гадливости и ужаса, — скользкий налим и ползучая гадина».
Недавно появилась новая трактовка образа «Беса»:
то — «Бесиха», существо женского рода,
судя по положению ног, РОЖЕНИЦА.
Будто что-то щелкнуло — и эллинский миф,
карело-финские руны и петроглифы
схлопнулись в одно космогоническое целое…
Жители Севера в свою языческую пору не могли не быть солнцепоклонниками, а соответственно их святилища должны были посвящаться именно этому — самому значимому в их существовании — божеству.
Солнце излучает в окружающее пространство тепло, свет и жизненные силы. Как источник тепла, оно дарит нам страсть, храбрость и вечную молодость. Как источник света оно олицетворяет знания и мудрость. В большинстве мировых культур Солнце является основным символом созидательной энергии
КУЛЬТ СОЛНЦА — ПЛАНЕТАРНАЯ РЕЛИГИЯ
На Землю черная ночь пала…
Мы ничего не боялись…
Ни умирающих и умерших деревень,
где могли водиться настоящие бесы.
Ни северных дорог с колеями, разбитыми насмерть.
Из поездки мы возвращались другими…
Из поездки мы возвращались с просветленным умом
и душой, омытой счастьем свершившегося чуда —
встречей с посланием много тысячелетней давности,
которое, верю я, верю, нам удалось прочесть…