ЦЕЛИ — СРЕДСТВА — РЕЗУЛЬТАТ
Нам предстоит проделать нечто необычное —
эмоционально-научно-эстетическое исследование,
в котором ВРЕМЯ играет особую роль.
Оно — организационный стержень всех действий.
Оно же — их цель, потому что в результате работы
должен возникнуть ОБРАЗ ВРЕМЕНИ,
что, постоянно меняясь, становится ОБРАЗОМ ЖИЗНИ
череды петербургских поколений — череды россиян.
Сложно? Все так, но, очень похоже…
для россиян путь «возвращения к себе» пролегает
через переживание «петербургских времен».
Прочувствовав-продумав произошедшее на невских берегах
многократно, я вижу ясно, как плывут во времени грандиозные
фантазии человеческого воображения, движимые верой в
утверждаемый ими Идеал…
«Петрово первоначало». То — вызов всем Пространствам, всем
Временам, полный и созидательной, и разрушительной силы, жуткий
в своем безразличии к человеку и трогательный в своем, по-русски
отчаянном, скоморошничаньи.
Еропкинско-Аннинское «лихолетье». В нем в первый, но — не
в последний, раз, всему миру напоказ, расправлялось Российское
государство со своими лучшими сынами.
Растреллиево-Елизаветинское «золотое царство». Попытка
остановить, как в сказке, время на достигнутом, обеспечив… «максимум
возможного» для «минимума избранных».
Кваренгиево-Екатерининский «век золотой». Сколько света
принесло России возрождение на берегах Невы «благородной простоты
и спокойного величия» Древнего Рима и Эллады!
Баженовско-Павловское «средокрестие» Петербургского бытия.
Сколько мрака возникло в это время — выпустившее в Город
«Великого коня», что ждал своего часа с Петровой поры. И дождался,
и возвестил Миру: погубит Россию имперская идея!
Захаровско-Александровское «мгновение славы». То — победа
российского духа, воплотившаяся в великолепии художественного
облика Санкт-Петербурга, в котором достигла своих высот
Архитектурная гармония!
Россиевско-Николаевский ампир. Стиль Империи был движим
верой в абсолютный порядок, что дал… парад на фасадах — парад на
балу — парад на плацу. Вся жизнь напоказ, вся жизнь наизнанку,
когда на место Правды заступает Ложь.
В ответ на оборачивание живой красоты показной возникают
иные, литературные, фантазии и обретают в сознании людей явь
реального Града, что когда-то был или будет в их жизни…
» Пушкинский Петербург». В нем все вопиет — «Люди, берегитесь
города, возникшего над Бездной: он — Жертва, но, он же — и Палач!»
То — крик в каменной пустыне, зачарованной собственной красотой.
«Петербург Достоевского» — черная тень реального Града,
черная тень воплощенной в нем Великой цели. И в нем все вопиет —
«Не хочу гармонии, из любви к человечеству, не хочу!». Не было и
нет Пророков в нашем Отечестве.
Прошла Россия свой «крестный путь» до самого конца. Прошла
в изысканном томлении «серебряного века», пытающегося укрыть
приближение Последнего часа флером мистики и грез.
«Петербург Андрея Белого». Он отрицает старое, но — как!
Уходом в мир ирреального, мистического, метафизического. Тем
самым получает художественное оправдание «Вседозволенность» —
нравственное чудовище, пытающееся погубить Россию.
«Петербург Александра Блока». Он утверждает: Прекрасный
град, поднявшийся над Невой, — не сам по себе. То — отсветы-
отблески «Вселенских мистерий». Тайна Петербурга раскрыта.
Раскрыта…
В реально существующей столице Российской империи течет
другая жизнь: ее творят архитекторы-титаны. В их деле нет ошибки—
их действия обречены: часть не решает судьбы целого, идущего к
предопределенному идеей «Концу»!
Петербургская «жизнь земная» закончилась в одночасье, как
началась. Она «минула», обернувшись тем, что еще и сегодня не
может свести счета с Вечностью.
И все же, согласно классической поэтике, воплощенной в
архитектурных реалиях Санкт-Петербурга, третий акт должен стать
развязкой трагедии, разыгрываемой в Святом городе Петра.
Должное свершится, если мы поймем главное —
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-ЛИТЕРАТУРНЫЙ МИФ»
и, в дополнение к нему, еще одно очень важное обстоятельство. Все
дело — в нас самих, а не в тех методиках и рекомендациях, которыми
обильно оснащались наши действия, называемые очень точно —
«мероприятием». Если так, возникает…