Он и Она — типажи из Неолита. На мой взгляд, пребывают они в очень современном состоянии: глядя в небо, пытаются понять, как это случилось — вдруг все и вся в их налаженной жизни изменилось… Сначала — уже давно — появились геометрические каменные изделия: треугольники, сегменты, трапеции. Затем — уже в их время — появилась керамика, глиняная посуда, изображения человеческих фигур.
Что в будущем грядет?
Вот вопрос, на который даже им — мыслителям таким —
не дано знать ответа…
«Венера из Холе-Фельс» — древнейшая из науке известных «палеолитических Венер» возрастом около 70-75 тыс. лет.
Возможно, изначально то был кусок породы, на что-то похожий. Художник выявил в камне женскую фигуру и покрыл его штрихами, для красоты, наверное.
По размерам фигурка «Венеры» мала: где-то 6 см высотой и 3 см шириной. По формам она огромна, и непонятно, как все «это» может держаться на обычном скелете.
Но главное в другом… Головы, как таковой, у фигуры нет. Есть только те формы, что напрямую предназначены для воспроизводства и увеличения численности человеческого рода. Бедные женщины, боритесь за человеческие права!!! Нет, в репродуктивной функции утверждает себя матриархат!
Еще две «палеолитических Венеры»…
«Венера из Костенок« — села в Хохольском районе Воронежской области из комплекса, всемирно знаменитого палеолитическими стоянками древнего человека, датируемыми 45 — 15 тысячами лет назад.
«Венера из пещеры Леспюг« в верховьях реки Гаронны. Франция. То — женская фигура, вырезанная из бивня мамонта скульптором из Ориньякской культуры, охватывающей 30-10 тысяч лет до н.э.
«Венера Виллендорфская» из эпохи Верхнего палеолита. Вена, Музей естественной истории.
«Венеры» получили название «толстушек» из-за морфологических характеристик. Подчеркнута тучность, прежде всего, в области живота и груди, то есть тех органов, что связаны с материнством. Это не соответствует видимому реализму, но символизирует плодовитость человеческого рода. Людям Палеолита, чтобы выжить, следовало быть многочисленными. И женщины брали на себя эту тяжелую повинность и ответственность. Вот вам и матриархат!
Подобные статуэтки высотой не более 12-15 см вырезались из мягкого камня или слоновой кости. Такие фигурки найдены во Франции, Бельгии, Италии, Германии, Австрии, Чехии и на Украине.
«Sleeping lady» (Спящая дама) найдена в древнем храме на Мальте. Датируется 6 тысячами лет до н. э. Экспонируется в Национальном Археологическом музее в Ла-Валетте. Прелестнейшая из всех виденных мною «мальтийских Венер». Что в ней прелестного? Все…
Женская натуралистическая фигура с руками на груди из Ларисы в Фессалии. Ранний — Средний неолитический период (6500 — 5300 годы до н.э.). Нас разделяет больше 8 тысяч лет. Музей Бенаки в Афинах.
Судя по гипертрофированным формам, это — уже «неолитическая Венера». Она имеет суровый вид. Значит, еще держится матриархат: такое общественное устройство, в котором лидирующая роль принадлежит женщине, в особенности матери семейства. Вернее всего, «Венера» эта — ИДОЛ: «изображение, которому поклоняются». Из-за красоты? Из-за ИДЕИ, в ней запечатленной, уж точно.
Новый тип древнего женского существа: низкий лоб, напряженно-тупой взгляд, большой нос, прическа — шлем. Голова выполнена из бивня мамонта, на которого охотились мужчины, еще подвластные Женскому идолу..
Вот, что мне кажется особенно интересным в антропоморфных существах, распространенных в искусстве палеолита, мезолита и неолита. В женских фигурках гипертрофированы материнские черты и отсутствуют черты человеческого лица.
От «Венеры Каменного века» до Венеры Милосской
путь столь долог, что кажется непреодолимым.
Хорошо, что люди защищаются от тягот Настоящего
стремлением к лучшему Будущему,
в которое они верят как в Правду своего бытия…
По мнению большинства исследователей, статуэтки архаических «Венер» являлись культовыми изображениями. Возможно, они — идолы Богини-Матери, управляющей жизнью Природы… Если и управляющей, то слишком жестоко: на исходе матриархата не обходилось дело без жертвоприношений, — думаю я почему-то.