Пещера Альтамира, Испания
Альтамира — одна из самых известных палеолитических пещер Испании — находится в провинции Кантабрия неподалеку от города Сантандер, на окраине деревни Сантильяна дель Мар.
Хотя пещера и ее живопись известны всему миру, далеко не все знают о драматической истории ее первого исследователя, графа Марселино Санз де Саутуолы, владельца угодий, на которых находится пещера, обнаруженная в 1868 г. местным охотником Модесто Кубилласом Пересом. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 году, гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание отца на трудно различимые в темноте пещеры изображения на потолке одного из «залов». «Смотри, папа, быки», — сказала девочка.
С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. За год до этого, будучи в Париже на всемирной выставке, он знакомился с экспозицией древних предметов, которые мы теперь называем палеолитической мелкой пластикой. Среди них были и гравированные изображения бизонов, очень похожие на те, что они с Марией нашли на потолке и стенах Альтамиры. Это породило у Саутуолы первые догадки о принадлежности живописи из Альтамиры каменному веку.
Он начал в пещере раскопки и пригласил на консультации своего друга, известного специалиста по доисторической археологии, профессора университета в Мадриде Хуана Виланова и Пьера, который поддержал догадку Саутуолы. Вскоре ими обоими были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес и побудившие короля Альфонса XII посетить столь диковинную пещеру. Однако вскоре все крупные специалисты по археологии, особенно — французские, категорически отвергли доводы Саутуолы и Вилановы в пользу палеолитического возраста живописи. Мало того, Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей — художником, гостившим в его замке.
Можно себе представить, какую моральную травму нанесли «хранители научной истины» испанскому гранду, с его обостренным чувством достоинства и чести. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, в частности Э.Картальяк, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита.
Из живописи Альтамиры наибольшую известность получил плафон — роспись низкого потолка в одном из «залов». Общая площадь плафона — около 100 кв.м. Здесь художник умело сочетал красочную роспись с рельефом потолка. Из более чем 20 фигур нарисованных животных (в основном, бизонов, хотя есть и лошадь, и кабан, и олень), большинство нанесено на естественные выпуклости потолка. Получается впечатляющая картина полуобъемных, рельефных фигур.
Характерно для изображений Альтамиры, что одни быки стоят, другие лежат. Эти другие спят или убиты? Ответ на вопрос неизвестен, а он, пожалуй, самый главный в раскрытии содержания плафона…
После того, как палеолитический возраст живописи в пещере Альтамира был всеми признан, споры переместились в другие плоскости. В частности, был ли плафон из Альтамиры плодом однократного действия (в пределах жизни одного человека) и единого замысла или результатом длительного накопления разных изображений. Одни исследователи не сомневались в том, что плафон Альтамиры это цельное, композиционно единое произведение. Хотя никто явно и не утверждал, что это — плод труда одного художника, но такая мысль тоже подразумевалась. Другие специалисты, например, А.П.Окладников, видели в плафоне Альтамиры результат последовательного добавления первоначально между собой не связанных изображений.
Недавние результаты радиоуглеродного датирования
отдельных изображений плафона показали,
что между ними прошло от 200 до 500 лет.