Посещение пещеры Коске, которая известна своими уникальными наскальными рисунками, вполне можно совместить с отдыхом на берегу Средиземного моря. Находится эта подземная галерея прямо на побережье, около города Марсель, рядом с мысом Моржю. Однако, посещение пещеры по силам далеко не каждому туристу. Судите сами — вход в пещеру расположен под водой, на глубине 37 метров. А чтобы добраться непосредственно до наскальных рисунков и живописных подземных галерей придется преодолеть огромный тоннель протяженностью 137 метров.
Впервые Анри Коске обнаружил вход в пещеру в 1985 году, погрузившись в воды Средиземного моря в небольшой бухте неподалёку от Марселя. Чтобы преодолеть коридор длиной около 137 метров, дайверу пришлось погружаться раз за разом в течение шести лет. В 1991 году он наконец достиг противоположного конца коридора. И открылось ему чудо…
Коске оказался в подземном зале шириной более 50 метров. Зал находился выше уровня моря и был лишь слегка подтоплен. Там он обнаружил множество нарисованных и процарапанных в стене изображений лошадей, оленей, бизонов, отпечатки рук… С противоположной от входа стороны находилась шахта, тёмная пропасть глубиной порядка 14-ти метров.
Большую часть «древней» группы рисунков составляют отпечатки рук. Всего их насчитали 55 штук, возраст их около 28 тысяч лет. Сделаны они либо чёрной, либо коричневой краской. Краску в то время изготовляли на основе натуральных красителей – мела, охры, угля, которые смешивались с животным жиром. Технологически эти «руки» создавали двумя разными способами: либо окунали руку в краску, а затем прикладывали к скале, либо рисовали «по трафарету», то есть прикладывали к влажной стене чистую руку, а вокруг неё разбрызгивали ртом или при помощи костяной трубочки краску, разведённую в воде или в виде порошка.
Самая странная особенность нарисованных рук – отсутствие фаланг на нескольких или даже всех пальцах, кроме большого. Такие «обрезанные» руки найдены и в других пещерах и до сих представляют для учёных загадку. Что это значит? Действительно ли пальцы отсутствовали или были просто загнуты? И зачем? Предположение, что отсутствие фаланг пальцев объясняется увечьем, несостоятельно, так как ни одна из известных болезней не может повредить все пальцы, кроме большого.
Ампутация пальцев у охотников просто невозможна. К тому же, до сих пор не найдено останков людей времён верхнего палеолита, у которых были бы ампутированы фаланги пальцев. Очень жаль, но вопрос остается открытым.
Самые интересные изображения в пещере – морские животные. Здесь есть рыбы, тюлени, медузы (или осьминоги). Особенно озадачили учёных странные существа с большими круглыми телами, маленькими головами и забавно торчащими в стороны конечностями — то ли лапами, то ли крыльями. В этих загадочных созданиях узнавали и черепах, и пингвинов, и даже динозавров.
Такие рисунки уже нельзя создавать просто руками, краску, по-видимому, наносили с помощью кисточки, состоявшей из трубчатой кости, на кончике которой закрепляли пучок шерсти. Размеры этих «полотен» — полметра – метр в длину, самым большим оказался бизон в восточной части зала, его длина 1 м 20 см.
Кроме бизонов по стенам пещеры Коске гуляют лошади – больше тридцати штук, серны, олени, лани, каменные козлы, разные представители семейства кошачьих. Характерная особенность этих древних картинок — животные на них массивные и «пузатые», у них часто большие животы и непропорционально тонкие ноги.
Обратите внимание, рога бизона, оленя, козла изображаются спереди, анфас, хотя само животное нарисовано в профиль. Подобные мелочи очень занимают исследователей, ведь именно они приоткрывают дверку в мировосприятие древнего человека.
Кроме собственно изображений удивительный грот задал своим исследователям ещё один вопрос: как же получилось, что палеолитические художники работали в пещере, вход в которую находится под водой на глубине 37-ми метров? Ответ на самом деле достаточно прост. Около 9-10 тыс. лет назад на Земле закончилась эпоха последнего оледенения и огромные ледяные массы стали таять. В результате уровень мирового океана значительно поднялся. В те времена, когда создавались рисунки, вход в пещеру находился на суше, в 11-ти километрах от берега. Когда уровень воды поднялся, воды смыли рисунки, оказавшиеся затопленными. Вот такая трагичная история. Вновь открытая пещера притягивала искателей приключений, но не все страницы истории её изучения были радостными. Летом 1992 года трое аквалангистов, желавших добраться до палеолитических чудес, погибли. После этого случая вход в пещеру закрыли. Сегодня доступ туда могут получить лишь специалисты, занимающиеся изучением первобытного искусства.