Пещера Альтамира, Испания. «Сикстинская капелла первобытного искусства»

Пещера Альтамира

Пещера Альтамира, Испания

Пещера Альтамира

Альтамира — одна из самых известных палеолитических пещер Испании — находится в провинции Кантабрия неподалеку от города Сантандер, на окраине деревни Сантильяна дель Мар.

Пещера Альтамира

Хотя пещера и ее живопись известны всему миру, далеко не все знают о драматической истории ее первого исследователя, графа Марселино Санз де Саутуолы, владельца угодий, на которых находится пещера, обнаруженная в 1868 г. местным охотником Модесто Кубилласом Пересом. О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 году, гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание отца на трудно различимые в темноте пещеры изображения на потолке одного из «залов». «Смотри, папа, быки», — сказала девочка.

Пещера Альтамира

С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы. За год до этого, будучи в Париже на всемирной выставке, он знакомился с экспозицией древних предметов, которые мы теперь называем палеолитической мелкой пластикой. Среди них были и гравированные изображения бизонов, очень похожие на те, что они с Марией нашли на потолке и стенах Альтамиры. Это породило у Саутуолы первые догадки о принадлежности живописи из Альтамиры каменному веку.

Пещера Альтамира

Он начал в пещере раскопки и пригласил на консультации своего друга, известного специалиста по доисторической археологии, профессора университета в Мадриде Хуана Виланова и Пьера, который поддержал догадку Саутуолы. Вскоре ими обоими были опубликованы первые сообщения об этом уникальном памятнике, вызвавшие всеобщий интерес и побудившие короля Альфонса XII посетить столь диковинную пещеру. Однако вскоре все крупные специалисты по археологии, особенно — французские,  категорически отвергли доводы Саутуолы и Вилановы в пользу палеолитического возраста живописи. Мало того, Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей — художником, гостившим в его замке.

Пещера Альтамира

Можно себе представить, какую моральную травму нанесли «хранители научной истины» испанскому гранду, с его обостренным чувством достоинства и чести. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, в частности Э.Картальяк, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита.

Эпоха палеолита

Из живописи Альтамиры наибольшую известность получил плафон — роспись низкого потолка в одном из «залов». Общая площадь плафона — около 100 кв.м. Здесь художник умело сочетал красочную роспись с рельефом потолка. Из более чем 20 фигур нарисованных животных (в основном, бизонов, хотя есть и лошадь, и кабан, и олень), большинство нанесено на естественные выпуклости потолка. Получается впечатляющая картина полуобъемных, рельефных фигур.

Museo-de-Altamira-Bisonte-en-el-Techo-de-los-Polícromos-Foto-Museo-de-Altamira-y-P-Saura
Пещера Альтамира

Museo-de-Altamira-Bisonte-en-el-Techo-de-los-Polícromos-Foto-Museo-de-Altamira-y-P-Saura

Museo-de-Altamira-Bisonte-en-el-Techo-de-los-Polícromos-Foto-Museo-de-Altamira-y-P-Saura

Характерно для изображений Альтамиры, что одни быки стоят, другие лежат. Эти другие спят или убиты? Ответ на вопрос неизвестен, а он, пожалуй, самый главный в раскрытии содержания плафона…

Museo-de-Altamira-Bisonte-en-el-Techo-de-los-Polícromos-Foto-Museo-de-Altamira-y-P-Saura

Museo-de-Altamira-Bisonte-en-el-Techo-de-los-Polícromos-Foto-Museo-de-Altamira-y-P-Saura

Альтамира

После того, как палеолитический возраст живописи в пещере Альтамира был всеми признан, споры переместились в другие плоскости. В частности, был ли плафон из Альтамиры плодом однократного действия (в пределах жизни одного человека) и единого замысла или результатом длительного накопления разных изображений. Одни исследователи не сомневались в том, что плафон Альтамиры это цельное, композиционно единое произведение. Хотя никто явно и не утверждал, что это — плод труда одного художника, но такая мысль тоже подразумевалась. Другие специалисты, например, А.П.Окладников, видели в плафоне Альтамиры результат последовательного добавления первоначально между собой не связанных изображений.

Недавние результаты радиоуглеродного датирования
отдельных изображений плафона показали,
что между ними прошло от 200 до 500 лет.

<— ГАЛЕРЕЯ ЛАСКО, ФРАНЦИЯ, ОТКРЫТА ЧЕТЫРЬМЯ ПОДРОСТКАМИ

ВВЕДЕНИЕ – ПЕЩЕРА MONTE CORCHIA, ИТАЛИЯ —>

Leave a Reply