Михаил Васильевич Нестеров (1862, Уфа — 1942, Москва) — русский и советский художник, живописец, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусств. Академик живописи (1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).Учился у Перова, Чистякова, Саврасова. XVII Передвижная выставка поставила художника в ряд самых выдающихся живописцев того времени. В его творческом кредо можно видеть вызов разгулу безбожия в России ХХ века.
Автопортрет. 1915 год
«Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью,» — говорил о себе художник.
История любви художника и Марии Ивановны Мартыновской начиналась очень красиво — провинциальный город, природа, катание на лодках, прогулки по берегу реки и конечно же планы на будущее. Первая встреча состоялась в 1883 году в Уфе. «Лицо цветущее, румяное, загорелое, глаза небольшие, карие, не то насмешливые, не то шаловливые, нос небольшой, губы полные, но около них складка какая-то скорбная даже тогда, когда лицо очень оживлено улыбкой особенно наивной, доверчиво-простодушной. Какое милое, неотразимое лицо, говорил я себе, не имея сил отойти от незнакомки«.
Любовь оказалась недлинной, с печальным концом. Жена художника умерла от родильной горячки, оставив ему дочь Ольгу. Образ любимой жены остался в последующих работах художника. Огромные глаза, скорбный взгляд из-под густых длинных ресниц, покорность неизбежному… Друг художника Дурылин вспоминает: «Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестёр и подруг, создал свой женский образ, и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно произнести «нестеровская девушка», чтобы появился перед нами живой облик девушки из народа, неразрывный с безмолвной печалью».
В тех же картинах с изображением девушек и женщин с чуткой, одинокой душой, полной внутренней красоты и страдания, Нестеров впервые изобразил неброскую красоту среднерусской природы. Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану) получил потом название «нестеровского». Неизменные составляющие нестеровского пейзажа — это тонкие белостволые берёзки, чахлые ёлки, приглушенная зелень весеннего или осеннего леса, алые гроздья рябины, вербы с мохнатыми, бархатисто-серыми серёжками, еле заметные цветки, бесконечные просторы, открывающиеся с холмистых берегов реки Белой и тихие, неподвижные воды с отражающимися в них словно замершими лесами. Ещё одна характерная черта нестеровского пейзажа — одухотворённая природа на его полотнах всегда сливается в гармонии с лирическим настроением героев, сопереживает их судьбе.
Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг», имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. На ней изображена юная девушка с глубокой печалью на лице, идущая на постриг в сопровождении монахинь из затерявшегося в лесной глуши старообрядческого скита. Некоторые пытались толковать смысл картины как апологию женского иночества, как поэтическое узаконение женского страдания, однако это не так. Главная тема картины — реквием по несбывшемуся счастью. Полотно встретило тёплый приём у публики, за эту работу художник был удостоен звания академика живописи.
В 1901 году, желая углубить своё знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море. Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки». Но на этом перечень его произведений с «соловецкими мотивами» не заканчивается — они ещё долго звучали в его картинах.
Примечательно, что в своих работах на «монастырские» темы Нестеров никогда не изображал ни архиереев, ни великолепных служений с их пышными обрядами, ни истекающих золотом церковных интерьеров.
Отмечая характерные особенности религиозных полотен Нестерова, Дурылин писал: «Своих монахов-простецов Нестеров всегда выводит из келий, из церквей, из монастырских стен — уводит их в лесную глушь и оставляет там одних с их молитвой, лицом к лицу с животворящей природой, наедине с ёлочками да берёзами, а в собеседники даёт им птицу да зверей. (…) Тема эта была постоянной, неотлучной от Нестерова темой — блаженного общения верующего человека с природой«.
«Видение отроку Варфоломею». 1889—1890
Картина «Видение отроку Варфоломею» написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа.
Картина, вызвавшая самые противоречивые мнения, стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и была приобретена П. М. Третьяковым в галерею. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. На старости лет художник любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».
«Душа народа». 1915-1916
Одной из последних важнейших предреволюционных работ Нестерова было полотно «Душа народа» (первоначальные названия: «Христиане», «На Руси»), в котором должны были воплотиться раздумья художника о судьбе родины и русского народа. Вот как охарактеризовал он идею этой картины: «У каждого свои «пути» к Богу, своё понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьёзные, умствуя»…
«Душа народа». Фрагмент.
На картине изображён собирательный образ русского народа — идущее вдоль берега Волги шествие ищущих Бога и правды людей — объединённых одним устремлением представителей всех сословий общества от древнейших времён аж до современности, в том числе исторические персонажи и знаменитые современники Нестерова. Далеко впереди этой разнообразной толпы ступает крестьянский мальчик лет двенадцати, написанный Нестеровым с сына Алёши — по замыслу автора совершеннейшее выражение души народа. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф.18:3). Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927 г. внизу с левой стороны картины. Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни — „Отрок Варфоломей“, к концу — „Душа народа».
«Философы». 1917
В портрете Сергея Булгакова и Павла Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал своих друзей, выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Он избрал жанр парного портрета, чтобы показать два противоположных характера в едином поиске истины. Портрет создан в тот период, когда оба философа в результате длительных бесед и размышлений приблизились, наконец, к общности понимания единой истины. Нестеров восхищался миром идей и чувств отца Павла Флоренского, его знаменитой книгой «Столп и утверждение истины», что посвящена проблеме снятия противоречия между существованием «мирового зла» и доминантой идеи благой и разумной божественной воли.
«Портрет дочери» Ольги в чёрной амазонке, красной шапочке и с хлыстом в руке,
известный под названием «Амазонка» . 1906
В 1938 году М. В. Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, видный юрист В. Н. Шретер, был обвинён в шпионаже, а затем расстрелян. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась на костылях.
Скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. До последнего дня жизни он рисовал. Чем дорог мне «тишайший художник«? Еще и тем, что в пору разгула морока, стиравшего с человека все живое, он сохранил свою веру в неприкосновенности…
<— СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА — ЛАБИРИНТЫ В ФОРМЕ СПИРАЛИ
СОЛОВКИ В РЕАЛЬНОСТИ — ТЕНЬ ГУЛАГА НАД МОНАСТЫРЕМ —>