Соловки в живописи. Тишайший Нестеров

Михаил Васильевич Нестеров (1862, Уфа — 1942, Москва) — русский и советский художник, живописец, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусств. Академик живописи (1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).Учился у Перова, Чистякова, Саврасова. XVII Передвижная выставка поставила художника в ряд самых выдающихся живописцев того времени. В его творческом кредо можно видеть вызов разгулу безбожия в России ХХ века.
Автопортрет. 1915 год

Михаи́л Васи́льевич Не́стеров

«Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью,» — говорил о себе художник.

Пустынник.-1888
«Пустынник». 1888

"Христова невеста". 1913.

История любви художника и Марии Ивановны Мартыновской начиналась очень красиво — провинциальный город, природа, катание на лодках, прогулки по берегу реки и конечно же планы на будущее. Первая встреча состоялась в 1883 году в Уфе. «Лицо цветущее, румяное, загорелое, глаза небольшие, карие, не то насмешливые, не то шаловливые, нос небольшой, губы полные, но около них складка какая-то скорбная даже тогда, когда лицо очень оживлено улыбкой особенно наивной, доверчиво-простодушной. Какое милое, неотразимое лицо, говорил я себе, не имея сил отойти от незнакомки«.

"Христова невеста". 1913.
«Христова невеста». 1913.

Любовь оказалась недлинной, с печальным концом. Жена художника умерла от родильной горячки, оставив ему дочь Ольгу. Образ любимой жены остался в последующих работах художника. Огромные глаза, скорбный взгляд из-под густых длинных ресниц,  покорность неизбежному… Друг художника Дурылин вспоминает: «Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестёр и подруг, создал свой женский образ, и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно произнести «нестеровская девушка», чтобы появился перед нами живой облик девушки из народа, неразрывный с безмолвной печалью».

"Христова невеста". 1913.

В тех же картинах с изображением девушек и женщин с чуткой, одинокой душой, полной внутренней красоты и страдания, Нестеров впервые изобразил неброскую красоту среднерусской природы. Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану) получил потом название «нестеровского». Неизменные составляющие нестеровского пейзажа — это тонкие белостволые берёзки, чахлые ёлки, приглушенная зелень весеннего или осеннего леса, алые гроздья рябины, вербы с мохнатыми, бархатисто-серыми серёжками, еле заметные цветки, бесконечные просторы, открывающиеся с холмистых берегов реки Белой и тихие, неподвижные воды с отражающимися в них словно замершими лесами. Ещё одна характерная черта нестеровского пейзажа — одухотворённая природа на его полотнах всегда сливается в гармонии с лирическим настроением героев, сопереживает их судьбе.

"Великий постриг". 1898
«Великий постриг». 1898

Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг», имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. На ней изображена юная девушка с глубокой печалью на лице, идущая на постриг в сопровождении монахинь из затерявшегося в лесной глуши старообрядческого скита. Некоторые пытались толковать смысл картины как апологию женского иночества, как поэтическое узаконение женского страдания, однако это не так. Главная тема картины — реквием по несбывшемуся счастью. Полотно встретило тёплый приём у публики, за эту работу художник был удостоен звания академика живописи.

"Обитель соловецкая". 1917
«Обитель соловецкая». 1917

В 1901 году, желая углубить своё знакомство с духовным миром русских монастырей, художник отправился в путешествие в Соловецкий монастырь на Белом море. Под впечатлением русского Севера, суровой природы и соловецких монахов были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки». Но на этом перечень его произведений с «соловецкими мотивами» не заканчивается — они ещё долго звучали в его картинах.

"Молчание". 1903
«Молчание». 1903

Примечательно, что в своих работах на «монастырские» темы Нестеров никогда не изображал ни архиереев, ни великолепных служений с их пышными обрядами, ни истекающих золотом церковных интерьеров.

"Лисичка". 1914
«Лисичка». 1914

Отмечая характерные особенности религиозных полотен Нестерова, Дурылин писал: «Своих монахов-простецов Нестеров всегда выводит из келий, из церквей, из монастырских стен — уводит их в лесную глушь и оставляет там одних с их молитвой, лицом к лицу с животворящей природой, наедине с ёлочками да берёзами, а в собеседники даёт им птицу да зверей. (…) Тема эта была постоянной, неотлучной от Нестерова темой — блаженного общения верующего человека с природой«.

«Видение отроку Варфоломею». 1889—1890«Видение отроку Варфоломею». 1889—1890

Картина «Видение отроку Варфоломею» написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Образ Сергия Радонежского, близкий и дорогой художнику с самого детства, был для него воплощением нравственного идеала. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа.

«Видение отроку Варфоломею». 1889—1890

Картина, вызвавшая самые противоречивые мнения, стала сенсацией XVIII Передвижной выставки и была приобретена П. М. Третьяковым в галерею. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. На старости лет художник любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».

"Душа народа". 1915-1916«Душа народа». 1915-1916

Одной из последних важнейших предреволюционных работ Нестерова было полотно «Душа народа» (первоначальные названия: «Христиане», «На Руси»), в котором должны были воплотиться раздумья художника о судьбе родины и русского народа. Вот как охарактеризовал он идею этой картины: «У каждого свои «пути» к Богу, своё понимание его, свой «подход» к нему, но все идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьёзные, умствуя»…

"Душа народа". Фрагмент.«Душа народа». Фрагмент.

На картине изображён собирательный образ русского народа — идущее вдоль берега Волги шествие ищущих Бога и правды людей — объединённых одним устремлением представителей всех сословий общества от древнейших времён аж до современности, в том числе исторические персонажи и знаменитые современники Нестерова. Далеко впереди этой разнообразной толпы ступает крестьянский мальчик лет двенадцати, написанный Нестеровым с сына Алёши — по замыслу автора совершеннейшее выражение души народа. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф.18:3). Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927 г. внизу с левой стороны картины. Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни — „Отрок Варфоломей“, к концу — „Душа народа».

"Философы". 1917«Философы». 1917

В портрете Сергея Булгакова и Павла Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал своих друзей, выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Он избрал жанр парного портрета, чтобы показать два противоположных характера в едином поиске истины. Портрет создан в тот период, когда оба философа в результате длительных бесед и размышлений приблизились, наконец, к общности понимания единой истины. Нестеров восхищался миром идей и чувств отца Павла Флоренского, его знаменитой книгой «Столп и утверждение истины», что посвящена проблеме снятия противоречия между существованием «мирового зла» и доминантой идеи благой и разумной божественной воли.

«Амазонка»«Портрет дочери» Ольги в чёрной амазонке, красной шапочке и с хлыстом в руке,
известный под названием «Амазонка» . 1906

В 1938 году М. В. Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, видный юрист В. Н. Шретер, был обвинён в шпионаже, а затем расстрелян. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась на костылях.

Скончался от инсульта на 81-м году жизни в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года. До последнего дня жизни он рисовал. Чем дорог мне «тишайший художник«? Еще и тем, что в пору разгула морока, стиравшего с человека все живое, он сохранил свою веру в неприкосновенности…

 

 

<— СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА — ЛАБИРИНТЫ В ФОРМЕ СПИРАЛИ

СОЛОВКИ В РЕАЛЬНОСТИ — ТЕНЬ ГУЛАГА НАД МОНАСТЫРЕМ —>

 

Leave a Reply