КРЕДО — система понятий, в которых отражается идеальное представление о Должном и способах его реального воплощения.
Никто из петербургских архитекторов-классицистов никаких идеальных программ и даже установок не выдвигал. Архитекторы работали, давая пояснения к проектам или обходясь без них. Теоретические статьи были, но, по отвлеченно-теоретическим, искусствоведческим проблемам.
Значит, КРЕДО РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА нам придется определять самим, следуя от обратного: архитектурных произведений, выполненных в классицистическим стиле, которым выпала честь стать камертоном, задающим тон всему последующему.
Если так, источник сведений сохраняется: Палладио — Кваренги, поддержанные научно-эстетической прозорливостью Винкельмана и образно-поэтическим вдохновением Державина, Батюшкова, Жуковского. Эпилог есть эпилог…
Первое положение КЛАССИЦИСТИЧЕСКОГО КРЕДО:
АРХИТЕКТУРА — ИСКУССТВО АРХИТЕКТОНИЧЕСКОЕ,
переводящее в художественный образ соотношение сил,
пронизывающих и архитектурную форму, и Мироздание.
АРХИТЕКТОНИКА, в классицистической трактовке, —
в художественный образ переведенное соотношение сил
между вертикалью — несущим рядом колонн,
и горизонталью — несомым антаблементом с фронтоном.
Треугольный фронтон — образ Неба.
Ряд колонн на подиуме — образ Земли,
поддерживающей Небо вертикалями высокоствольных Дерев.
Их уравновешенность — Великий гравитационный символ,
в котором запечатлен главный принцип Мироустройства —
тяжести «Неба» соответствует выносливость «Земли».
Смягчая отношения между несущим и несомым,
классицисты создают Театры и Дворцы, где все полно
торжествующей победы над силами земного тяготения.
Нагнетая напряжение между несущим и несомым,
классицисты создают Храмы, где главное — идея служения
Богу, Государству, Людям, Наукам, Искусствам.
АРХИТЕКТОНИКА — ПОДРАЖАНИЕ ПРИРОДЕ:
с помощью которого говорит человек с Небом о Земле.
Есть наслаждение и в дикости лесов,
Есть радость на приморском бреге,
И есть гармония в сем говоре валов,
Дробящихся в пустынном беге.
Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,
Для сердца ты всего дороже!
★ * ★
Тобою в чувствах оживаю:
Их выразить душа не знает стройных слов
И как молчать об них — не знаю.
К. Батюшков. 1819.
Второе положение КЛАССИЦИСТИЧЕСКОГО КРЕДО:
АРХИТЕКТУРА — ИСКУССТВО ГАРМОНИЧЕСКОЕ,
исходящее из трех соответствий:
со-подчиненности главного и второстепенного,
со-размеренности целого и частей,
со-масштабности человека и окружающего его Мира.
Результат: ансамбль — художественное произведение,
в котором, согласно определению, данному еще Витрувием,
«ничего нельзя ни прибавить, ни убавить, не потеряв целого»
Действительно, нельзя: все свершилось…
Остается встать на «главную точку восприятия»
и насладиться представшим взгляду Совершенством,
с царственной простотой усмиряющим Хаос, как в Природе.
Что наш язык земной пред дивною природой?
С какой небрежною и легкою свободой
Она рассыпала повсюду красоту
И разновидное с единством согласила!
Но где, какая кисть ее изобразила?
Едва-едва одну ее черту
С усилием поймать удастся вдохновенью…
…Горе душа летит,
Все необъятное в единый вдох теснится,
и лишь молчание понятно говорит.
В. Жуковский. Невыразимое. 1819.
Третье положение КЛАССИЦИСТИЧЕСКОГО КРЕДО:
АРХИТЕКТУРА — ИСКУССТВО, ОБРАЩЕННОЕ К ВЕЧНОСТИ.
Все суетное — преходяще.
Совершенство, в котором разрешены все противоречия,
исключены любые рассогласованности,
проделана тончайшая гармонизация всего и вся,
принадлежит Ей — Вечности.
Уравновешенная симметричная композиция статична —
в состоянии Величавого покоя.
Образуемое статично-симметричной формой пространство
становится неподвижным и, одновременно, напряженным.
Архитектурное пространство гудит,
пытаясь порвать путы архитектурной формы,
привязывающей его к «главной точке восприятия».
Форма держит Пространство силой симметрии,
силой тектонической и визуальной уравновешенности,
силой собственного умиротворенного состояния.
Неподвижность Пространства, зависающего над головой,
вызывает ощущение застывшего в камне мгновения,
что принадлежит Вечности, где царит Совершенство,
неотделимое от Вселенских пространственно-временных мер…
ВСЕЛЕНСКАЯ БЕЗМЕРНОСТЬ И ВЕЧНОСТЬ — АТРИБУТЫ БОЖЕСТВА
ЗНАЧИТ, КЛАССИЦИСТИЧЕСКАЯ КРАСОТА, В СУЩНОСТИ СВОЕЙ,
ЕСТЬ УТВЕРЖДЕНИЕ ИДЕИ БОГА..
Чтоб о небе сердце знало
В темной области земной,
Нам туда сквозь покрывало
Он дает взглянуть порой;
А когда нас покидает,
В дар любви, у нас в виду,
В нашем небе зажигает
Он прощальную звезду.
В. Жуковский. Явление красоты. 1821.
Четвертое положение КЛАССИЦИСТИЧЕСКОГО КРЕДО:
АРХИТЕКТУРА ~ ИСКУССТВО, ПРЕОБРАЗУЮЩЕЕ ЧЕЛОВЕКА,
позволяя совершить восхождение по трем ступеням
сомасштабной ему пространственной иерархии…
В пространстве первого иерархического уровня
действует ЧЕЛОВЕК РЕАЛЬНЫЙ, определяющий
через собственный, «антропометрический модуль»,
каким быть предназначенному для него предметному миру.
В пространстве второго иерархического уровня
действует ЧЕЛОВЕК ВОЗВЫШЕННЫЙ, прежде всего, духовно.
Именно здесь появляется «куб» — интерьерное пространство
размеры и декорировка которого определены образом жизни
должным для человека высоких духовных совершенств.
Главное средство гармонизации Должного бытия — ордер.
Общность эта превращает куб в носителя Должного,
портик на фасадной стене — в выразителя Должного.
Великолепные классицистические портики
стоят и в Петербурге, и в Париже, и в Риме,
не теряя от повторов своей художественной ценности, ибо…
ЧЕЛОВЕК РЕАЛЬНЫЙ, не без помощи архитектуры,
поднимается на уровень ЧЕЛОВЕКА ВОЗВЫШЕННОГО.
ЧЕЛОВЕК ВОЗВЫШЕННЫЙ, не без помощи городов в колоннах
становится ГРАЖДАНИНОМ ВСЕЛЕННОЙ.
Колонны-колонны, гордо несущие тяжесть антаблемента,
неподвластны колонны пространственным разграничениям,
ибо возводит их вера в то, что здание — город — Мир
есть нерасторжимое триединство, разорвать которое,
что обречь себя на духовное умирание…
Не может быть таких связей?! Еще как может быть…
От пепла древнего Афин,
От гордых памятников Рима,
С развалин Трои и Селима,
Умом Вселенной гражданин…
…Он награжден,
Благословен, взлелеян Фебом,
Под сумрачным родился небом,
Но будто в Аттике рожден.
К. Батюшков. С.С. Уварову. 1817.
Классическая красота — не самоцель.
Классическая красота — средство, позволяющее искусству,
вкупе с Природой и мыслью, доработать до Совершенства
внешний вид и внутренний мир человека —
сделать его подобным Богу. Да…
КЛАССИЧЕСКАЯ ИДЕАЛЬНАЯ КРАСОТА —
ЗРИМАЯ ФОРМУЛА БЛАГА,
ЧТО ДАРУЕТСЯ ЗНАНИЕМ ИСТИНЫ.
Высшее Благо для Человека возвышенного (просвещенного) — чувствовать свою слиянность со Вселенной. И не простую, а как «средоточия» всех Божественных начинаний: «телесных» и «духовных», несущих в себе «черты Божества». Не верите? Поверьте. Есть прямые свидетельства — ода «Бог», написанная Гаврилой Романовичем Державиным в 1780-1784 годы.
Оду заучивали наизусть «смолянки» всех времен существования этого благородного учреждения. И не только они — очень многие россияне знали оду, как молитву, и читая, плакали. Да, плакали, столь точно Державинские вирши выражали строй чувств, переполнявших душу людей того — золотого для нас, времени…
Оду, еще при жизни автора, переложили на все европейские языки и восточные. Рассказывают, ода «Бог», написанная кистью на длинном куске белого атласа, была выставлена в чертогах японского императора наподобие картины…
О ты, пространством бесконечный,
Живый в движеньи вещества,
Теченьем времени превечный,
Без лиц, в трех лицах божества!…
Скажете, понятно лишь японскому императору одному? Давая «Объяснения относительно темных мест, иносказаний и двусмысленных речений, которых подлинная мысль автору токмо известна», Державин писал, что под «тремя лицами божества» он разумел «бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и неокончаемое течение времени, которое Бог в себе совмещает». Тем самым он сказал: ощутить Бога можно, почувствовав свою слиянность с пространственно-временной беспредельностью- бесконечностью. Убедитесь…
Как капля в море опущенна,
Вся твердь перед тобой сия.
Но что мной зримая вселенна?
И что перед тобою я?…
Ничто! — Но ты во мне сияешь
Величеством твоих доброт;
Во мне себя изображаешь,
Как солнце в малой капле вод…
Ты есть! — Природы чин вещает,
Гласит мое мне сердце то,
Меня мой разум уверяет,
Ты есть — и я уж не ничто!
Частица целой я вселенной,
Поставлен, мнится мне, в почтенной
Средине естества я той,
Где кончил тварей ты телесных,
Где начал ты духов небесных
И цепь существ связал всех мной.
Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь — я раб — я червь — я бог!
Мы такое сказать о себе не можем, разве что, убрав Царя и Бога, оставив раба и червя. Какие потрясающие изменения в цепи потомков, идущих за людьми эпохи Российского просвещения!
Где ты — высокообразованный, эстетически развитый,
глубоко нравственный человек «золотого века» России?
Где ты — мир совершенных людей без неравенства и насилия,
без пороков и несправедливости? Впереди??? А здесь что?
«Золотые сны», навеваемые красотой «золотого века»?!
Или страшное пробуждение?!
Кто даст ответ нам, господа?!
Лишь бесконечный путь сомнений-колебаний,
как временная ось, уходит вдаль.
И брезжит свет вдали. Любви, надежды, веры —
всего того, что наполняет смыслом слово ЖИЗНЬ.