- ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ПРОШЛОЕ отрицается, как путы,
мешающие строить Новое,
что значит — Лучшее.
НАСТОЯЩЕЕ лишается самоценности:
превращется в средство борьбы
за Новое — ту Великую цель,
для достижения которой
все средства малы.
Это — ГЕОИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ,
дающее прорыв в БУДУЩЕЕ,
если Новое, действительно,
решает проблемы предшествующей эпохи.
- ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МЕТАФОРА
В сознании людей Петровой поры бытуют три представления об особости создаваемого ими Града:
«ПАРАДИЗ НА НЕВЕ» — обожествление цели за счет привязки идеи «Небесного Рая» к земным координатам; «ПЕТРОПОЛЬ» («третий» или «четвертый Рим») — проявление имперской сути творения Нового;
«ГРАД ПЕТРОВ» — сведение всех преобразовательных смыслов, заключенных в «Великом предприятии», к личной Воле Царя.
- ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИЙ СИМВОЛ
«ГОРОД НА ОСТРОВАХ, ПОДНЯВШИЙСЯ НАД ВОДАМИ»… Первоначало — «Орешек» в истоке Невы.
Развитие темы — три острова в дельте Невы:
Петропавловская фортеция — символ военной державы; Адмиралтейская крепость-верфь — символ морской державы; Васильевский остров посередине — прообраз идеатьного града, увиденного Петром в «Венеции-Амстердаме».
Апофеоз темы — остров Котлин с гигантской бяшней-маяком, плывущей в безбрежности открытого моря.
- ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА ГОРОДА
СОЧЕТАНИЕ «ЖИВОПИСНОЙ ПЛАНИРОВКИ» —
действие традиции, характерной для городов Руси,
с «РЕГУЛАМИ» — нововведением из Европы:
- глубинными осями («першпективами»),
- прямоугольной трассировкой улиц («линиями»),
- фронтальной застройкой типовыми зданиями («единою фасадою под один карниз»),
- эстетизированной геометрией «огородов» в Петербурге, «парадизов» в загородных императорских резиденциях, среди которых первенство держат Летний сад и Петергоф.
- ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ
Самую большую роль в изменении быта играло появление жилых домов, выполненных на «европейский манер»:
- «центральный ризалит» — парадные помещения,
- «боковые ризалиты»— половины для хозяина и хозяйки Это подтверждает: Петровы преобразования опирались
на общественное уравнивание статуса мужчин и женщин. Позднее подобное преобразование станет правдой жизни, но — лишь частичной и лишь в аристократических кругах.
- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ГОРОДА
Лес — здания — шпиль — лес — здания — шпиль — лес… Пульсирует созидательная энергия в Пространстве, становясь архитектурой Прекрасного града, очеловеченного своей сомасштабностью с людьми, несоизмеримого с исполинской Невой…
Это подтверждает героизм Петровых начинаний и, одновременно, становится источником апокалиптического отношения к происходящему.
«Быть пусту Петербургу или не быть?» — вопрос, мучающий город на протяжении всей его жизни.
ПЕТРОВ ПЕТЕРБУРГ — ЛЕНТА МЕЖДУ НЕБОМ И ВОДАМИ, ПРОНИЗАННАЯ ШПИЛЯМИ, УСТРЕМЛЕННЫМИ В НЕЮ.
Это — художественный образ Прекрасного града, noBHcmefa на краю Бездны но воле Человека, желавшего, чтобы Россия жила в «блаженстве и славе». Пожелал — Сотворил — Живем.
9
- «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТИП» РОССИЯНИНА
Участник «„Великого предприятия», стремящийся к преобразование действительности при самых различных целевых установках: от сугубо личных, до вселенских.
Мало дать определение, необходимо раскрыть его содержание. Этим мы й займемся при рассмотрении следующего сюжета: «ГЕРОИ ПЕТЕРБУРГСКОГО ЛИХОЛЕТЬЯ»,,.
Перечень литературы, рекомендуемой при
ИЗУЧЕНИИ ПЕТРОВОЙ ПОРЫ
В ЖИЗНИ ПЕТЕРБУРГА:
- Журнал, или Поденная записка… Петра Великого с 1698 г. до заключения Нейштатского мира. СПб., 1770-1772, ч. 1-2.
- Письма и бумаги имп. Петра Великого. СПб.-Л,- М., 1887-1964, т. 1-11.
- Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. СПб., 1829-1830, т. 3-12.
- Нартов. Рассказы о Петре Великом. СПб., 1891.
- Штелин Я.Я. Подлинные анекдоты о Петре Великом. М., 1800, ч.1.
- Голиков И.И. Анекдоты, касающиеся до государя императора Петра Великого. М., 1807.
- Исторические песни. Ред. В.Я. Пропп. Л., 1956
- Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях.—Л., 1991.
- Юль Юст. Записки датского посланника при Петре Великом (1709 — 1711). М., 1899.
- Берхгольц Ф.В. Дневник камер-юнкера. 1721 — 1725. М., 1902- 1903, ч. 1 — 4.
- Забелин И.Е. Как жили в старину русские цари- государи. М., 1991.
- Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом.— В кн.: Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.
- Ключевский О.В. Курс русской истории. Соч. в 8-ми т. Т. 4. М., 1958.
- Пекарский П.П. «Петербургская старина» — «Современник», т. 31-32, 1860.
- Пекарский П.П. Наука и литература в России при Петре Великом. СПб, 1862, т. 1 — 2.
- Павленко Н.И. Петр Первый. 2-е изд. М., 1976.
- Павленко Н.И. Александр Данилович Меншиков. М., 1981.
- Анисимов Е.В.. Время петровских реформ. Л., 1989.
- Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. М., 1991.
- Нежиховский Р.А. Река Нева и Невская губа. Л., 1981.
- Петров П.Н. История Санкт-Петербурга с основания города до введения в действие выборного городского управления по учреждениям о губерниях. 1703 — 1782. СПб., 1884.
- Тимченко-Рубан Г.И. Первые годы Петербурга. Воен.-ист. очерк. СПб., 1901.
- Предтеченскиц А.В. Основание Петербурга. — В кн.: Петербург петровского времени. М., 1948.
- Луппов С.П. История строительства Петербурга в первой четверти XVIII века. М., 1957.
- Мавродин В.В. Основание Петербурга. Л., 1983.
- Мурзанова М.Н., Покровская В.Ф., Боброва Е.И. Исторический очерк и обзор фондов рукописного отдела Библиотеки АН СССР. Карты, планы, чертежи, гравюры собрания Петра I. М., 1961.
- Комелова Г.Н. «Панорама Петербурга» — гравюра работы А.Ф.Зубова. — В кн.: Культура и искусство Петровского времени. Л., 1977.
- Алексеева М.А. Гравюра петровского времени. Л., 1990.
- «История русского искусства» под ред И.Э. Грабаря. Т.5. М., 1954.
- Иогансен М.В., Лисовский В.Г. Ленинград. Архитектурнохудожественные памятники XVIII — XX веков. Л., 1982
- Кючарианц Д.А., Раскин А. Г. Пригороды Ленинграда. Архитектурно-художественные памятникиXVIII — XX веков. Л., 1985.
- Овсянников Ю.М.. Доминико Трезини. — Л., 1987.
- Раздолгин АА, Скориков Ю.А Кронштадтская крепость. Л., 1988.