СОМАСШТАБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Именно здесь — в третьей позиции из тех, что определяют, как построить гармоничное целое, начинает работать формула Протагора — друга Перикла. Дочитаем сказанное философом из Абдеры до конца: «Человек — мера всех вещей: существующих — что они существуют, не существующих — что они не существуют». Итак, речь идет не о «стопе» или «голове» человека, с помощью которых можно задать антропометрический масштаб «всех вещей», включая архитектуру. Речь идет о Человеке, связывающем, в ощущениях и сознании своем, два мира: «существующий» — реальный и «не существующий» — идеальный, называемый иначе Космосом.
Налюдая за КЛАССИКОЙ и классицистическими тенденциями, можно увидеть, как, на деле, должно происходить описанное «стихийным диалектиком» взаимодействие идеального и реального…
«Существующий мир» — реальный
Здесь человек — тот, кто запечатлевает в создаваемых им вещах образы открывающегося ему идеального мира, что обретает реальность в той мере, какая доступна человеку
ЧЕЛОВЕК
Здесь человек — тот, кто запечатлевает в создаваемых им вещах образы открывающегося ему идеального мира, что обретает реальность в той мере, какая доступна человеку. Это, так называемая, — «прямая связь».
«Не существующий мир» —идеальный
Здесь человек — тот, кто под воздействием специально созданного для него окружения, становится идеальным или — совершенным в той мере, какая доступна человеку. Это, так называемая, — «обратная связь».
Судя по тем же — философско-архитектурным, древнегреческим источникам, взаимодействие миров должно происходить на трех, различных по масштабу своему, ступенях человеческого бытия…
Исходная ступень — Мир вещей, соответствующий, во-первых, антропометрической мере, человеком заданной, во-вторых, представлениям о комфорте его духовного и телесного существования в этом мире. Однако, геометрическая сомасштабность и функциональные удобства — не единственное качество Мира вещей. Есть третья мера необходимого соответствия. Одежда и мебель, утварь и предметы украшения, воинское оснащение и экипажи — все должно быть исполнено на уровне художественных изделий, и по форме, и по орнаментике, и по сюжетным росписям. Примеры: греческие вазы в бесконечном переборе типов; туники и хитоны; тении на ордерных фризах, тении на прекрасных греческих ликах…
Вторая ступень — Мир архитектуры, созданный человеком по законам высшей красоты, явленной ему в гармонии сотворенного Богами Мироздания и воплощенной в земных реалиях «второй природы». Этот Мир имеет другой масштаб — колонных ордеров, поднимающий людей на второй уровень бытия — «человека возвышенного», живущего по тем же законам — Высшей красоты.
Третья ступень — Космос. Скажете он недоступен человеку тех времен? Дело в другом, беломраморный колонный мир и в пору КЛАССИКИ, и в пору КЛАССИЦИЗМА не может не превращать человека в жителя вселенной, ибо ордер, в первооснове своей, — образ именно вселенского совершенства: всепространственного и всевременного. Человек должен выполнить лишь одно единственное условие — не терять ощущения-понимания Первооснов, заключенных в Мире вещей и Архитектуре.
Вот и все, так просто, если верить сердцем и умом философам, если не учитывать влияния «чуть-чуть», что возникает неожиданно и непременно. Чуть- чуть нарушена трехступенная лестница сомасштабности человека и окружающих его миров — и летит этот человек в Хаос или Тартар или еще хуже — становится ничем: пеной морской у подножия уходящих в Небо колонных великанов. Так будет в имперскую пору Рима. Человек, обманутый «хлебом и зрелищами», не заметит своего падения. Так будет в ту пору, когда КЛАССИЦИЗМ, чуть-чуть изменившись, станет АМПИРОМ. Есть различия с первоопытом: петербуржцев-россиян не обманут «хлеб и зрелища», они почувствуют дыхание античной Бездны, но… Российская история пойдет своим чередом: мир художественный и мир событийный — разные миры.