Эпилог

Изучая Санкт-Петербург, мы стремимся выполнить, таков был первоначальный уговор, стоящую перед нами главную цель: построить общую картину, что показала бы, как изменялся во времени художественный образ города.

Чтобы процесс изменений, претерпеваемых Санкт-Петербургом, был виден ясно, начнем сразу же собирать воедино те основные характеристики, в которых запечатлевает себя время. Для этого нам придется заполнять таблицу, дающую сведения по семи показателям:

  1. ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, свойственные рассматриваемому периоду в истории Г рада;
  2. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ МЕТАФОРА, в которой бытует в сознании людей представление об особости Града;
  3. ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИЙ СИМВОЛ, определяющий основную художественно-градостроительную тему Санкт-Петербурга;
  4. ПЛАНИРОВОЧНАЯ СХЕМА, в которой эта художественная тема развивает себя в пространстве;
  5. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ, преобразующие российскую действительность в сфере архитектурной реальности;
  6. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ ГОРОДА, отражающий восприятие нового горожанами-россиянами;
  7. «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТИП» РОССИЯНИНА, рожденный действием закона — «каков город, таковы и горожане».

<— «ПЕТЕРГОФ» — НЕ «ПЕТРОВ ДВОР», ТО — ДУША ЦАРЯ ПЕТРА

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕТРОВСКОГО ПЕРИОДА В ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (1703 — 1725 годы) —>