«Экзерсисы в архитектурном исполнении

Творец! покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред тобою
Всегда творити научи.
И на твою взирая тварь,
Хвалить тебя, бессмертный царь.

Михайла Ломоносов.
«Утреннее размышление о Божием величестве». 1751.

Услышать, как звучит Архитектура, позволяет мироощущение, в ко­тором эстетические чувства не подавлены Разумом. Современный чело­век, чаще всего, не воспринимает-ощущает-переживает, а стремится уз­нать: что, из чего, как сделано и с какой конкретно целью. К счастью, эстетическое мироощущение уничтожить полностью нельзя: мы все бы­ли и будем детьми Земли и Неба.

Начинаем подготовку к постижению того, что для простого знания непостижимо… Цель — сбросить гнет поверхностного описательства внешне видимого и погрузиться в глубинные тайны происходящего.

Для этого нам придется проделать следующее:

-включить созерцание,
-ощутить действие законов гравитации,
-придти в восторг перед явлением Вселенской гармонии.

Созерцание — столь полное погружение в видимое, при котором кос­ная материя таких-то размеров и цвета, начинает оживать. Архитектура, оживая, наполняется силой, упорядочивается, даже звучит и движется и, уж конечно, рассказывает удивительные вещи о мировоззрении-мироощущении людей, создавших ее.

Согласно законам гравитации, все и вся на Земле имеет тяжесть, притягивается — отталкивается, а значит, во избежание Хаоса, должно быть уравновешено: превращено в статичную или динамичную компо­зицию. Статичная композиция — та, в которой все силы уравновешены относительно Земли: приведены в состояние покоя. В динамичной ком­позиции, напротив, силы, пронизывающие архитектурную форму, уст­ремлены куда-то, в каком-то направлении, чаще всего, вверх — в Небо. Есть еще одна уравновешенность — «парение» в Пространстве, но, об этом — уже на конкретном, Растреллиевом, примере.

Скажете, трудно усвоить все это вот так — сразу? Не пугайтесь, луч­ше понаблюдайте за собой. Тяжесть мы определяем постоянно, произ­нося, как-бы, ненароком: изящный павильон, массивный портал …

Уравновешенность тоже не оставляет нас равнодушной. Глаз всег­да отметит, как соотнесены друг с другом выносливость колонны и тя­жесть антаблемента в ордерном строе. Мы этого не можем не делать, потому что, повторяю, что бы мы не думали о себе, мы продолжаем ос­таваться детьми Неба и Земли.

Более того, люди очень чувствительны ко всем со-отнесениям, всем со-подчинениям, всем со-размерностям окружающего мира. Чувство без особых усилий выделяет главное и второстепенное, различает масштаб видимого — его соотнесенность с человеком. Чувство способно уловить, как метры-ритмы выстраивают форму во Времени, как пропорции, свя­зывая три координаты воедино, выстраивают ту же форму в Простран­стве, как возникает из подобий статично-симметричная или динамично-ассимметричная композиции.

На многое способны человеческие чувства, правда, лишь в детском возрасте. Потом душа грубеет и уже не различает тех примет, в которых являет себя Вселенская гармония. Если, конечно, человек не заботится о состоянии своей души.

Все. Мы вернулись в «золотое царство» Растрелли-Елисавет. Что­бы начать постижение архитектурного языка, свойственного их Време­ни, я предлагаю рассмотреть первый пример из Волшебного мира Рас­трелли. То — фрагмент выполненной по рисункам мастера ажурной ре­шетки с воротами Большого Царскосельского дворца. Смотрите, целое строго уравновешено, причем, как велят законы зеркально-о сев ой сим­метрии, действующей в системе двух координат. Здесь правое, что ле­вое; верх, что низ.

Убедились? Тогда пострайтесь увидеть и другое. В поле решетки каким-то чудом-чутьем определяются точки — средоточия центробеж­ных сил. Эти точки, что «почки», из которых вырастает растительный орнамент, ассимметричный и динамичный. Вглядитесь, вытягиваются спиралями ветви, бегут упругими волнами, распадаются на завитки и замирают, исчерпав силу точки — источника роста, развития, врбщем, «почки».

А теперь восхититесь, каков результат! Строго уравновешенное целое наполняется жизнью, бьющейся в границах двухмерного про­странства! Да-да, Растреллиев ажурный орнамент подобен барочной ме­лодии, что в различных тональностях и повторах разрабатывает общую тему. Мелодия эта, как и в архитектуре Растрелли, плещется в границах статично-симметричной музыкальной композиции в восторге от того, что ей дарована подобная жизнь. Не нужно работать — следить за рав­новесием целого и частей, можно, исходя упругими извивами, только петь! Петь! Петь!

Я знаю, будущее покажет, статичность симметрии — те «капканы равновесия», что губительны ддя всего живого!

Какие «капканы» — возражает орнамент: что за печальные предо­стережения, когда столько радости в круговерти извивов!

Он, конечно, прав — творец орнаментальных мистификаций, благо­даря которым не то Архитектура оживает в Музыке, не то Музыка за­стывает в Архитектуре. Прав — пока течет его Время.

Всем известна фраза: «Архитектура — застывшая музыка». Она при­надлежит Гектору Берлиозу — автору своей «Фантастической симфонии». Оказавшись в 1812 году с армией Наполеона в России, он увидел столп церкви Вознесения в Коломенском, и написал то, что стали повторять, как Истину. И он был прав — великий Гектор Берлиоз, уже затянутый в «капканы равновесия». Прав — в пределах своего Времени.

«Фантастическая симфония» Растрелли написана так,
будто Архитектура и Музыка различимы лишь тем,
что формы одного искусства видимы, а другого слышимы.

Царственно просто Растрелли прибавляет
к трем пространственным мерностям четвертую — временную, и…
архитектурная форма оживает, но…
В пределах статично-симметричного целого,
застывшего в Пространстве, где Времени нет.

Тем самым, сейчас текущее мгновение и Вечность
становятся неразличимы-неотделимы друг от друга и…
возникает он — призрак Счастья,
мучительный, как все неисполнимые обещания.

Непонятно? Да, я забежала вперед, потому что уже зазвучали на свету первые «архитектурные такты» Растреллиевой «Фантастической симфонии»… Зазвучалии, независимо от нашей воли, поплыл над Санкт- Петербургом Плач о Счастье, господа!

<— ФРАНЧЕСКО БАРТОЛОМЕО РАСТРЕЛЛИ — ПРИДВОРНЫЙ ЗОДЧИЙ

«ALLEGRO» НА ФОНЕ ВСЕЛЕНСКИХ ОСЕЙ —>