КЛАССИКА (первоклассный, образцовый) — обозначение определенной эстетической нормы, увиденной в культуре древней Греции.
ВЫСОКАЯ КЛАССИКА — 3-я четверть 5 века до н. э.
(время создания Парфенона Иктином и Калликратом).
КЛАССИЦИЗМ (подражание классике) — обозначение периода в истории художественной культуры, когда формы и темы античного искусства становятся эстетическим эталоном.
КЛАССИЦИЗМ, как определенное направление в развитии художественной культуры, был осознан в XVIII веке. Самую большую роль в понимании значения КЛАССИКИ для культуры Нового времени сыграла работа Винкельмана — «История искусства древности». Ему принадлежат слова, служившие девизом для приверженцев того явления, которое историки называют КЛАССИЦИЗМОМ.
«Единственный для нас способ быть великими,
если возможно, неподражаемыми, это — подражание древним».
Иоганн Иоахим Винкельман. 1764 год
И все же, нельзя ограничивать историю направления, ориентированного на «подражание древним», только КЛАССИЦИЗМОМ. Подобное явление принадлежит огромному Древу общечеловеческой культуры, а значит, имеет глубинные корни, тянущиеся с того самого момента, когда люди начали осознавать, что есть Мир и человечество в нем. Здесь культура Древней Греции не более чем один из перворостков, давших блистательную форму мыслям и чувствам людей, пытавшихся постичь гармонию Мироздания.
Классицистические тенденции явно видны уже в эллинизме (3 — 1 век до н. э.), когда начинают приниматься за некий образец достижения предшествующей истории Древней Греции.
В пору Римской империи (по 4 век н.э.) классицистические тенденции приобретают эпохальное значение, что позволяет историкам видеть в культуре Древнего Рима первую копию с классического образца. Судя по архитектуре, это, конечно же, — копия, причем, далекая от оригинала, так как, согласно требованиям своего времени, выполнена она с привнесением нововведений в имперском стиле, чуждом подлинной КЛАССИКЕ.
После Вольфа и Гете стало общепринятым расширение границ классической культуры до греко-римской античности. Такое понимание позволяет противопоставлять Античность и Средневековье, как два явления, имеющие принципиально различные религиозные доминанты: языческую и христианскую. Однако, есть у подобного объединения немало и отрицательных сторон.
Оно вводит в научный обиход химеру (нечто, состоящее из внутренне несовместимых частей), а тем самым заставляет упускать различия между гражданственностью Древней Греции и имперским духом Древнего Рима. В результате исчезает движущая сила того внутреннего конфликта, что дал жизнь КЛАССИЦИЗМУ — явлению, духовно как возвышающему, так и уничтожающему человека.
Кроме того, противопоставление Античности и Средневековья позволяет думать, что есть периоды, когда классицистические тенденции прерываются, хотя, напротив, их воздействие очень сильно, особенно, в Восточно-Римской (Византийской) империи. В результате создается впечатление, что в истории духовной, художественной культуры, как и в событийной, воля монарха решает все. Пример — суждения такого рода: КЛАССИЦИЗМ был привнесен в культуру России в правление Екатерины Второй Великой. Этого не может быть, хотя бы потому что после крушения Византийской империи в 1453 году именно Московская Русь стала наследницей всех ее традиций, включая классицистическую. И основания у подобной преемственности были особые, даже не в Киевской Руси возникшие: представления о Мироздании русичей-язычников, близкие к тем, что признаны за КЛАССИКУ. Вот так…
КЛАССИКА, искусство Древней Греции, что было и прошло, оставшись в веках, а может быть — в Вечности, эстетическим эталоном европейской культуры.
На классицистической традиции зиждется вся история Европы: Рим, Средневековье, Ренессанс, Барокко и… КЛАССИЦИЗМ, осознавший свои связи с КЛАССИКОЙ.
В различных пространственно-временных ситуациях эта традиция претерпевает столь же различные метаморфозы, возрождается и угасает, в каждом следующем воплощении черпая силы из одного и того же источника — художественной культуры Древней Греции или классики.
Нет научного объяснения, почему КЛАССИКА прорасла в классицистическую традицию. Чаще всего, ссылаются на фантастическое обаяние художественных образов Древней Греции. Кажется, более правомерен другой ход мысли…
Человечество творит свой мир, уповая на собственный Разум, и начинаются его самые тяжелые проблемы: оборачивание Добра противоположностью — Злом. Библия утверждает: оборачивание — наказание для тех, кому чуждо смирение. Тысячелетия архитектурного опыта, накопленного классицистической традицией, позволяют уточнить причины трагедии, которой заканчиваются все намерения людей действовать, подобно Богам или Богу.
Предпринятая нами попытка осознать сущность петербургского периода в жизни России, немыслимого вне РУССКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ — вне РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА, ставит перед необходимостью уловить смысл и содержание тех классицистических установок, что тянутся в Новое время из пространственно-временных далей, где лежит Древняя Греция— «земля обетованная» европейской культуры…
КЛАССИКО-КЛАССИЦИСТИЧЕСКОЕ КРЕДО:
1. АРХИТЕКТУРА —
ИСКУССТВО АРХИТЕКТОНИЧЕСКОЕ,
переводящее в образ соотношение тех сил,
что пронизывают архитектурную форму и Мироздание.
2.АРХИТЕКТУРА —
ИСКУССТВО ГАРМОНИЧЕСКОЕ — опирающееся на три со-ответствия:
. со-подчиненность главного и второстепенного,
. со-размеренность целого и частей,
. со-масштабность человека и окружающего его Мира.
3.АРХИТЕКТУРА —
ИСКУССТВО, ПРЕОБРАЗУЮЩЕЕ РЕАЛЬНОСТЬ,
исходя из представлений о совершенстве и Мироздания и Человека.