Установка вторая. Позиция первая.

СОПОДЧИНЕННОСТЬ ГЛАВНОГО И ВТОРОСТЕПЕННОГО

Разговор о соподчиненности требует ввести три понятия, казалось бы, узко-специальных, но, чрезвычайно важных для той общечеловеческой пробле­матики, в которую погружены и КЛАССИКА, и Классицизм. Это — ось, фронт, зеркально-осевая симметрия.

Осей на самом деле не существует: их никто не прокладывает по земле, даже архитекторы не всегда прочерчивают их на бумаге. И в то же время оси не только существуют — они активно вторгаются в жизнь людей. Направляют по кратчайшим расстояниям прямо к цели. Заставляют идти бодрым шагом, потому что коротко, значит, — быстро. Дарят самые высокие эстетические наслаждения от созерцания уходящего в глубину пространства. Ось — явление ирреальное: оптическая иллюзия, не более того. Для возникновения «эффекта оси» достаточ­но, чтобы правое было точно таким же, как и левое.

Фронт — пограничная линия, продольная или поперечная, имеющая ту же— ирреальную природу, И этот «оптический эффект» столь же требователен, как и осевой. Вдоль фронта должны выстраиваться ряды зданий, колонн, стен… Обязательно — ряды, пусть — с перерывами, но — в общем строю.

И строятся, и подчиняются архитектурные объекты осевым и фронтальным линиям, потому что линии эти — представители власти трех прямоугольных координат, определяющих геометрию не чего-нибудь, а самого Мироздания. Их власть, согласно воззрениям жителей Древней Эллады, священна, ибо в ней реализуются законы Божественной геометрии. Той самой Геометрии, знание которой подарено грекам великим Евклидом.

Ряды колонн, поддерживающих антаблемент, собираются по прямой ли­нии или окружности в колоннады. Образуют помещения, открытые с продольной стороны, называемые галереями (по гречески — стоями) и лоджиями. Выстраи­ваются по внешнему периметру храмов, определяя их тип. Периптер — храм с колоннадой по четырем сторонам, как Парфенон. Амфипростиль — храм с пор­тиками на обоих торцах, как храм Ники-Аптерос. Простиль — на одном торце. Перистиль — зал под открытым небом, по внутреннему периметру которого стоят все те же колонны. Есть гипостиль — зал с множеством колонн, держащих балочное перекрытие. Есть круглые в плане здания — фолосы. Если по их пери­метру стоят колонны, они превращаются в ротонды, чаще всего, перекрытые куполом. Если колонны внутри, а портик снаружи, это — уже Римский пантеон.

Портик — открытая прямоугольная колоннада с фронтоном, оформляю­щая главный вход в здание. Классический фронтон имеет треугольную форму, очерченную горизонтальным выносным карнизом (гейсоном) и двумя косыми. Внутренняя плоскость фронтона (тимпан) обычно заполняется скульптурой. Скульптурные же украшения (акротерии) ставятся в углах фронтона. В нижних углах, чаще всего, — химеры. В верхнем — пальметта (скульптурный орнамент с нечетным числом симметрично расположенных листьев). В Парфеноне, на восточном фронтоне было изображено рождение Афины, на западном — ее спор с Посейдоном из-за Аттики, в 92 метопах фриза — сцены из гигантомахии, кентавромахии, амазономахии.

В классической архитектуре храмы подчиняются осям. В Парфеноне, периптеральном храме с 8 колоннами по торцам, 17 по продольным направлени­ям, все нанизано на главную ось симметрии. И оба портика. И пронаос — полу­открытое пространство перед входом в храм. И наос (целла) — внутреннее пространство, в котором находилась созданная Фидием священная статуя Богини Афины с Никой на правой руке. И опистодом — заднее помещение храма, где, предположительно, афинские девушки ткали пеплос — священное покрывало для Богини.

Парфенон, построен по законам зеркально-осевой симметрии — первоос­новы бесконечного множества ей подобных решений. В нем то, что лежит справа от главной оси, таково же по форме своей, как и то, что лежит слева от нее. Однако, это — не все. В нем уравновешены взаимодействующие силы: тяжесть верха и выносливость низа, тяжесть правой и левой частей относительно центра.

Парфенон симметриченр статичен, как Мироздание, которое греки, начи­ная с Анаксимандра, Пифагора и Эмпедокла, называют, в отличие от Хаоса, Космосом — целым, построенным по законам Мировой гармонии, Мирового порядка.

Вглядитесь, все так и есть. Симметричность и статичность придают Пар­фенону значительность, поднимают его над суетой обыденной — событийной жизни. Они же дарят храму композиционную законченность, когда ничто не следует изменять, ибо все уже свершилось — достигло совершенства. Это выводит храм из потока сейчас текущего времени, связывает его с самой Вечностью — тем миром, где живут «бессмертные» — Боги.

Внешнее пространство в классической архитектуре, в принципе, осям не подчиняется. Вглядитесь в планировку Афинского Акрополя (таблица 4). Она определена очертаниями 156-метрового скального выступа. Храм Девы-Афины поставлен у южного края скалы, в самой высокой ее точке. Он царит над городом, прибрежными скалами, морем. Пропилеи вписаны в западные отроги. Остальные храмы стоят, как Парфенон: чтобы лучше было видно их и людям, и Богам. Все сделано, как велят законы эстетического восприятия. Те самые законы, что дают «живописную планировку», столь эффектную для организации шествий — не­отъемлемой части знаменитых Панафинейских торжеств.

Панафинейские торжества, посвященные Афине-Деве, происходили раз в четыре года в середине лета. В канун праздника были факельные шествия, музы­кальные и танцевальные представления. Поутру начиналось главное действо — подношение статуе Афины священного покрывала — пеплоса. Праздник заклю­чали жертвоприношения, музыкальные и атлетические состязания, конные скачки и, конечно же, награждения победителей Панафинейскими призовыми амфорами.

Смотрите, они идут. Впереди — наиболее знатные и доблестные граждане города. Они несут пеплос. Путь длинен и долог. Начинается он на главной городской агоре — общественной площади с храмами, торговыми и администра­тивными зданиями. Здесь процессия собирается, чтобы двинуться к Акрополю, беломраморные храмы которого сияют там — высоко в Небе. Сначала процессия обходит неприступный скальный выступ. Затем преодолевает щель между двумя

башнями стен. Далее поднимается по широким лестницам, осиянным красотой храмика Ники-Аптерос — Бескрылой победы, что не может улететь с Акрополя и лишить Афины должного величия. Затем процессия проходит через многоко­лонные Пропилеи и оказывается у подножия грандиозной статуи Афины-Воительницы (Промахос) работы Фидия. После того, как процессия обойдет храмы северной стороны Акрополя, шествие закончится перед восточным портиком Парфенона. Здесь самые достойные из достойных граждан Афин передадут пеплос жрецу Богини — покровительницы города.

Вы обратили внимание? Храм был центром тяготения в течение всего шествия. Подойти к нему процессия смогла лишь в завершение ритула, как к цели, что требует терпения, маня к себе, подобно сиятельной вершине подлин­ного совершенства.

Переживание шествия убеждает, Акрополь построен по законам «живо­писной планировки». Здесь главный организационный принцип — «пространст­венно-временная режиссура». Она превращает Акрополь в архитектурный театр, где идет особое представление. В нем зрители — участники Панафинейских торжеств, неотделимы от «актеров» — храмов в колонном окружении, ибо под­чинены одному и тому же действию. Его можно назвать ритуальной процессией. То — не просто многолюдное шествие, а созерцательное. Участники торжеств подходят к Акрополю, затем медленно и постепенно приближаются к Парфено­ну, погрузившись в восприятие временной последовательности сменяющих друг друга пространственных картин: видов, ракурсов, перспектив. Здесь представле­ние о целом возникает через взаимосвязь частей, воспринимаемых во временном развитии общей художественной темы. Что это за тема, рассказывает 160-метровый фриз на целле, изображающий Панафинейскую процессию. Шествующих встречают Олимпийские боги…

Афинский Акрополь с Парфеноном в нем —
союз двух вселенских сил: Земли и Неба.
То — Олимп, где живут «бессмертные» —Боги,
То — Олимп, где человек ходит равным меж богами.
То — КЛАССИКА во всем характерном для нее
очеловеченно-обожествленном двуединстве.

В 5 веке новой эры хорошо сохранившийся Парфенон стал церковью Свя­той Марии, тоже Девы, а Панафинейские торжества превратились в праздник Покрова Богоматери. Складом пороха Парфенон стал при мусульманах, не ви­девших в храме его художественно-космогонической ценности. Взрыв произошел в 1687 году и… обнажилась в руинах Истина…

Афинский Акрополь с Парфеноном в нем —
рассказ о том, как дети прекрасной Эллады спасали себя
верой в Мировую гармонию, от ужаса Хаоса, Бездны, Фатума.

Вернемся к осям. Оси, организующие целые города, появились в Римскую античность, несмотря на то что прямоугольную планировку изобрел (и не впер­вые) архитектор Гипподам. Он, действительно, изобрел ее, но — как способ нарезания участков земли по принципу «равным — равное». Судя по Афинскому порту Пирей, запроектированному Гипподамом, агоры не подчинялись осям: свободно плавали в прямоугольной сетке улиц. То на море заглядывались, то на Парфенон.

Чтобы появились оси, сводящие воедино целые города, понимания красоты и величия отдельной оси, идущей через храм, было мало. Должно было возник­нуть чувство преклонения перед грандиозностью зеркально-осевой симметрии, что определяет, где и чему быть, чтобы быть на своем месте, как велит она — Божественная геометрия. Закон есть закон, как на Небе, так и на Земле.

Вглядитесь в генеральный план императорских форумов в Риме, стерших с лица земли за три века возведения останки пра-города (таблица 5). Да, что там — кварталы бедноты! Для организации форумов сравняли римские холмы — превратили их в гигантские горизонтальные площади, где царит иерархия про­дольных и поперечных осей, степенно формирующих композиции, нанизанные на грандиозные глубинные оси, подобные Вселенским.

Видите, центральные оси симметрии отмечают, где быть главному: храму Венеры Родительницы — на форуме Цезаря (б,а); храму Марса Мстителя — на форуме Августа (д,г); алтарю Мира — на форуме Мира (е); храму гению Траяна — за колонной Траяна, что стоит на подиуме над базиликой Ульпия, что на форуме Траяна, имеющем в центре конную статую императора и два полукру­жия, один из которых — рынок Траяна (п, о, и, з, к). Форумы замкнуты — безразличны ко всему, кроме собственного колонного великолепия, задающего метрику течения пространства по глубинным осям. Все построено, как должно — по Вселенским законам зеркально-осевой симметрии. Здесь ось — владычица этого грандиозного мира.

Где человек? Придавлен тяжестью Неба к безликости Земли.
Нет Земли — нет и человека. Существуют только они —
Боги и Императоры, именами которых названы форумы и храмы.
В этом — страшная, имперская, правда Римской античности.
А всего-то — диктат Геометрии, подчинивший себе все и вся.


Таблица 5. Императорские форумы в Риме.
Генеральный план

Любили римляне Траяна, даже простой народ любил его за то, что устра­ивал он роскошные зрелища на гигантских форумах. Траяна историки считают самым агрессивным императором, по отношению к сопредельным странам. Про Калигулу и Нерона они говорят иное. Говорят, будто эти императоры были нездоровы и болезнь их называлась «кесарево безумие». Причина — ничем неог­раниченная полнота власти. Симптом — появление архитектуры, подобной им­ператорским форумам в Риме, строившимся с 1 века до новой эры по 2 век эры новой. Вам не кажется, «кесарево безумие» распространяется на всех: и Власть имущих, и Власти верноподданных, восхищающихся бесчеловечной архитекту­рой…

Не то — люди слепы, не то — архитектура всесильна, не то все это делается специально, чтобы когда-нибудь, дойдя до предела терпения, человечество про­зрело. Только будет ли оно это страшное прозрение?

<— Установка вторая.

Установка вторая. Позиция вторая. —>