Правомерен вопрос — чем «культурологическое направление» отличается от «краеведческого»?. Судите сами…
«Краеведение», хотели того его создатели или нет, превратилось сегодня в собирание фактов, рассказывающих о памятниках культуры, рассказывающих о связанных с ними событиях и людях.
Нельзя отрицать, собирание фактов увлекательно. Более того, непосредственное погружение в прошлое, действительно, воспитывает чувство любви к Родине — России, но… Задайте себе вопрос — «На чем зиждется столь высокое чувство?». На понимании причин произошедшего? Судя по содержанию нынешнего «краеведения», подобные темы вообще не затрагиваются. Значит, это — «слепая любовь», на пробуждение которой столь горазда временная ностальгия, придающая прошлому неизъяснимую прелесть в сравнении с настоящим — серым, будничным, далеким от того, какой должна быть жизнь людей.
Нельзя отрицать, собирание фактов необходимо: оно — средство изучения всего и вся. Однако, вряд ли справедливо не замечать и другого: превратившись в самоцель, собирательство создает видимость понимания тайн и смыслов, заключенных в столь любовно накапливаемых сведениях о былом. Более того, собирательство склонно становиться «дурной бесконечностью», заставляющей порывать связь с настоящим и будущим в привязанности только к нему — к Прошлому.
Говорить о подобном оборачивании добрых намерений злом очень трудно: негативная сторона дела редко видна людям, искренне служащим ему. И все же, говорить о подобном оборачивании необходимо, потому что уже не обойтись без тех знаний, которые способно дать лишь Прошлое… «Почему случилось то, что есть сейчас?» Как выйти из тупика, а не попасть в новый?» И главное — «В чем смысл человеческой жизни?»
Этот «вечный вопрос» в очень острой форме стоял перед россиянами из параллельного нашему — «серебряного века», к которому мы припадаем, как к панацее, что должна исцелить от столь решительно «завоеванной» бездуховности. Князь Евгений Трубецкой в лекции, опубликованной под названием «Умозрение в красках», пишет: «… вопрос о смысле жизни… тем определённее ставится и тем яснее сознается человеком, чем ярче выступают в жизни те злые силы, которые стремятся утвердить в мире кровавый хаос и бессмыслицу».
Судя по словам, философы и поэты «серебряного века» верили, что поиск ответов на «вечные вопросы» помогает людям противостоять стремлению зла к всеуничтожению. Последующий отечественный опыт подтвердил весомость этой, казалось бы, утопической надежды: «обнажение мирового зла и безсмыслицы» обрело реальность, потому что сугубо личный вопрос о смысле жизни был передоверен официально-признанному общественному мнению и превращен в «икону без цвета и красок».
Тот же отечественный опыт учит: необходимо прозревать. Сердцем и умом. Прозревать всем поколениям — и тем, что уходят, унося с собой груз содеянного, и, особенно, тем, что приходят в Мир. чтобы осознать свое место в нем.
Собственный, достаточно длительный, опыт преодоления представлений-пут, навязанных идеологией, позволяет выделить несколько установок, что, на мой взгляд, дают возможность приблизиться к постижению самых интересных тайн, связанных с жизнью, предшествующих нашему, поколений россиян…