Уточним для начала, каким должно быть видение Санкт- Петербурга, что позволило бы подняться по всем ступеням образовательной системы вплоть до историософского уровня. И не только по линии логического мышления, но, и по всеобъемлющей линии переживания истории Мира, как собственной судьбы.
Очень похоже, для выполнения подобной задачи Санкт-Петербург следует представить в виде особой данности: художественно- смысловой. Причина? Именно таким Город был изначально, таким он будет всегда, ибо…
Санкт-Петербург, во всей полноте самовыражения,
есть ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА,
непрерывно изменяющаяся во Времени и Пространстве
согласно решаемым Прекрасным градом Вселенским задачам.
При таком подходе к Городу, нельзя не увидеть…
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ СОЗДАН ТРЕМЯ «СОЧИНИТЕЛЯМИ» —
ВРЕМЕНЕМ, ПРОСТРАНСТВОМ, ЧЕЛОВЕКОМ.
Поверьте, в любом творческом акте задействованы Вселенские категории. Мы забыли в суете когда-то сказанное Волошиным …
…человек не различает лики,
Когда-то столь знакомые, и мыслит Себя единственным владыкою стихий,
Не видя, что на рынках и базарах,
За призрачностью биржевой игры,
Меж духами стихий и человеком Не угасает тот же древний спор;
Что человек, освобождая силы Извечных равновесий вещества,
Сам делается в их руках игрушкой.
«Сочинять города» — выражение исконное: из Петровой поры.
При таком подходе к Городу, нельзя не увидеть, каждый «сочинитель» требует уточнения своего содержания в соответствующих ракурсах: трех временных, трех пространственных,в трех социально-психологических. В результате, вместо одного «создателя Петра» возникает трижды тройственная система первопричин. Она же становится трижды тройственной системой петербургских «стержневых направлений» в изучении истории Мировой культуры…
ВРЕМЯ ПРОСТРАНСТВО ЧЕЛОВЕК
1……… 1…………. 1……….
2……… 2…………. 2……….
3……… 3…………. 3……….
Я раскрою содержание системы первопричин, как она увиделась мне в течение долгих размышлений о петербургской судьбе. Другим она может увидеться иной^ Да, но, у моей попытки есть оправдание: иное видение может‘Возникнуть лишь в том случае, если эти другие воспользуются путем, который осилил кто-то первый…
ПЕТЕРБУРГ СОЗДАН ВРЕМЕНЕМ…
- Петербург создан тем Временем,
которым меряет свой ход ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ.
Это Время превратило Петербург в ГОРОД МИРА, что, став средоточием Мировых проблем, должен был дать Вечности ответы на неразрешимые, то-есть — вечные, вопросы. Главный из них — библейский: осуществимо ли Счастье здесь-сейчас на Земле или только там-потом на Небе?..
2. Петербург создан тем Временем, которым движется по пути
«прогрессивного развития» ОБЩЕЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА.
Это Время превратило Петербург в детище эпохи Просвещения. Той эпохи, что заставила Русь-Россию принять участие в Великом эксперименте по определению ответа на вопрос — может ли человеческий разум стать равным Божественному, а значит, может ли Человек вершить судьбы Мира без упований на Бога?..
3. Петербург создан тем Временем, которым бредет,
взлетая в выси человеческого духа _
и падая в его же бездны, РУССКО-РОССИЙСКАЯ СУДЬБА.
Это — Время сугубо российского двуединого Бытия, где перемешаны все крайности свойственного русским мироощущения: рациональное с иррациональным, вера с безверием, язычество с христианством, доброта до глупости с жестокостью до потрясения, стремление к Всеединству с замиранием в Самобытности…
Не сомневаясь в положительном ответе на вопрос о возможностях человека, это Время сразу же стало, в который раз, «все новое по новому творить”, придерживаясь сугубо старых, исконно русских, правил: авось — да небось, лишь бы — да кабы, лиха беда начало…
Что из всего этого уже вышло и еще может выйти, рассказывает Санкт-Петербург, история которого не закончена.
ПЕТЕРБУРГ СОЗДАН ПРОСТРАНСТВОМ…
- Петербург создан Пространством АПОКАЛИПТИЧЕСКИМ,
по сущностным характеристикам своим.
Для дельты Невы свойственен ландшафт, искони творивший русскую историю. То — Безмерность вод, в которых тонет Небо. То — картина Мира, неотделимая от образа Пустыни-Пустоты и Вечности. То — в яви воплощенные два запредельных состояния Мироздания. Того, что было до СОТВОРЕНИЯ МИРА. Того, что будет после КОНЦА СВЕТА. Между двумя временными точками — Санкт-Петербург. Это обстоятельство, что подтверждение: происходящее на берегах Невы включено сутью своей в Общечеловеческую историю. Здесь пророчество — «Быть пусту», равнозначно обещанию, что «жизнь земная минет».
2. Петербург создан Пространством УТОПИЧЕСКИМ,
по образным характеристикам своим.
Говорят, Эдем был расположен Богом на Востоке — там, где Солнце встает из Моря. Говорят, на Западе — там, где Солнце уходит в Море, могут возникать лишь «острова утопии»: острова, которых нет и не может быть на Земле. Эта европейская версия недостижимого для людей Счастья сочетается в истории Петербурга с другим, русским вариантом — Городом Счастья, что поднимется из Вод, если… Петербург доводит идею утопии до анти-утопии. Вера в «Китеж-град» становится способом духовной самозащиты.
3. Петербург создан пространством ГЕРОИЧЕСКИМ,
по масштабным мерностям своим..
Исполинская дельта Невы, что призыв к борьбе, где победа над рекой — Природой, Естеством, током Истории, равнозначна полному поражению. «Золотой век» Петербургского бытия нашел художественный выход из безнадежной дилеммы, реализовав классический Идеал — ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ: Единство Неба и Вод в многообразии ансамблей на островах, плывущих в Море. Современная ситуация с Невой — на грани победы-поражения.
ПЕТЕРБУРГ СОЗДАН ЧЕЛОВЕКОМ
- Петербург, став ГОРОДОМ МИРА, породил ГРАЖДАН МИРА:
одни из них — не отделяли судьбы Родины от судеб Мира,
другие, потеряв чувство Родины,
превратились в «охотников к перемене мест».
Петербуржцем был тот, кто осваивал Общечеловеческую культуру по зову сердца, по изначально свойственной русскому духу приверженности к идее-мечте о ВСЕЕДИНСТВЕ. В этом смысле царь Петр был истинным петербуржцем. Петербуржцами становились и иностранцы, приезжавшие в столицу, чтобы работать в ней и умереть, отдав делу свою жизнь. Многие жители северной столицы страдали тяжелой болезнью, превращавшей их в «перекати-поле». Петербург — ГОРОД МИРА, во всех смыслах, что прячутся в этом сочетании.
2. Петербург породил АРИСТОКРАТОВ ДУХА, как положено детищу эпохи Просвещения, и ВЕРНОПОДДАННЫХ (до рабского подчинения Власти), как положено имперской столице.
«Аристократы духа» называются и иначе: «западниками», «русскими европейцами». Как бы они не назывались, то — особый тип петербуржцев, которым свойственна вера в божественные способности человеческого разума, а значит — и чрезмерная гордыня. Наказуемая, если верить Библии. «Верноподданных» производить Петербургу было не трудно: Россия — «страна рабов». Интересно, что оба типа разнообразились в слиянии с московскими веяниями, прежде всего, верой в избранническую миссию России.
3. Петербург, будучи неотрывным от РУССКОЙ СУДЬБЫ, породил петербуржца-россиянина, поднявшегося до высот духа в РУССКОМ ИНТЕЛЛИГЕНТЕ, упавшего до самых его низин в РУССКОМ ТЕРРОРЕ.
Как ни странно, но, то и другое было спровоцировано идеей, давшей Городу силу подняться из Вод: «Все дозволено — была бы цель Велика».
Как стало уже привычным, вносим очередные уточнения в модель четырехступенчатого, интегрированного образования, нанизанного на историю Санкт-Петербурга, как на стержень…
Цель:
начало становления МИРОВОЗЗРЕНИЯ
необходимого для духовной зрелости человека
IV cтупень — ИСТОРИОСОФИЯ
III ступень — ФАКТОЛОГИЯ
II ступень — МИФОЛОГИЯ
I ступень — ПРЕДМЕТНЫЙ МИР
ВРЕМЯ:
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЕ
РОССИЙСКОЕ
ПРОСТРАНСТВО:
Модель дает возможность вывести Первый закон реализации образовательной программы «ВЗРОСЛЕЕМ ВМЕСТЕ С ГОРОДОМ, ПОСТИГАЯ ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»…
Чтобы осуществились
мировоззренческие цели образования,
необходимо связать историю Мировой культуры с тем,
что стало непосредственной жизнью города и горожан
всех петербургских поколений, включая нынешнее.
Взрослеет тот, кто в бесконечности
Пространств и Времен
начинает видеть корни и побеги, тянущиеся в его день.
Человек — точка в безграничности Пространств,
оставляющая след в бесконечности Времен,
не может не почувствовать ответственности за судьбу
Мироздания: своей Земли, своей страны, своих близких…
Это ли — не цель подлинного образования?
«Огонь есть жизнь.
И в каждой точке мира Дыхание, биенье и горенье.
Не жизнь и смерть, но смерть и воскресенье —
Творящий ритм мятежного огня.»
«Путями Каина», М. Волошин. 1922 г.