Обеспечение целостности учебного процесса

Уточним для начала, каким должно быть видение Санкт- Петер­бурга, что позволило бы подняться по всем ступеням образовательной системы вплоть до историософского уровня. И не только по линии логи­ческого мышления, но, и по всеобъемлющей линии переживания исто­рии Мира, как собственной судьбы.

Очень похоже, для выполнения подобной задачи Санкт-Петер­бург следует представить в виде особой данности: художественно- смы­словой. Причина? Именно таким Город был изначально, таким он будет всегда, ибо…

Санкт-Петербург, во всей полноте самовыражения,
есть ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА,
непрерывно изменяющаяся во Времени и Пространстве
согласно решаемым Прекрасным градом Вселенским задачам.

При таком подходе к Городу, нельзя не увидеть…

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ СОЗДАН ТРЕМЯ «СОЧИНИТЕЛЯМИ» —
ВРЕМЕНЕМ, ПРОСТРАНСТВОМ, ЧЕЛОВЕКОМ.

Поверьте, в любом творческом акте задействованы Вселенские категории. Мы забыли в суете когда-то сказанное Волошиным …

…человек не различает лики,
Когда-то столь знакомые, и мыслит Себя единственным владыкою стихий,
Не видя, что на рынках и базарах,
За призрачностью биржевой игры,
Меж духами стихий и человеком Не угасает тот же древний спор;
Что человек, освобождая силы Извечных равновесий вещества,
Сам делается в их руках игрушкой.

«Сочинять города» — выражение исконное: из Петровой поры.
При таком подходе к Городу, нельзя не увидеть, каждый «сочини­тель» требует уточнения своего содержания в соответствующих ракур­сах: трех временных, трех пространственных,в трех социально-психо­логических. В результате, вместо одного «создателя Петра» возникает трижды тройственная система первопричин. Она же становится триж­ды тройственной системой петербургских «стержневых направлений» в изучении истории Мировой культуры…

ВРЕМЯ              ПРОСТРАНСТВО                     ЧЕЛОВЕК

1………                   1………….                                    1……….
2………                  2………….                                    2……….
3………                  3………….                                    3……….

Я раскрою содержание системы первопричин, как она увиделась мне в течение долгих размышлений о петербургской судьбе. Другим она может увидеться иной^ Да, но, у моей попытки есть оправдание: иное видение может‘Возникнуть лишь в том случае, если эти другие воспользуются путем, который осилил кто-то первый…

ПЕТЕРБУРГ СОЗДАН ВРЕМЕНЕМ…

  1. Петербург создан тем Временем,
    которым меряет свой ход ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ.

Это Время превратило Петербург в ГОРОД МИРА, что, став сре­доточием Мировых проблем, должен был дать Вечности ответы на не­разрешимые, то-есть — вечные, вопросы. Главный из них — библейский: осуществимо ли Счастье здесь-сейчас на Земле или только там-потом на Небе?..

2.  Петербург создан тем Временем, которым движется по пути
«прогрессивного развития» ОБЩЕЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА.

Это Время превратило Петербург в детище эпохи Просвещения. Той эпохи, что заставила Русь-Россию принять участие в Великом экс­перименте по определению ответа на вопрос — может ли человеческий разум стать равным Божественному, а значит, может ли Человек вер­шить судьбы Мира без упований на Бога?..

3.  Петербург создан тем Временем, которым бредет,
взлетая в выси человеческого духа _
и падая в его же бездны, РУССКО-РОССИЙСКАЯ СУДЬБА.

Это — Время сугубо российского двуединого Бытия, где переме­шаны все крайности свойственного русским мироощущения: рациональ­ное с иррациональным, вера с безверием, язычество с христианством, доброта до глупости с жестокостью до потрясения, стремление к Всее­динству с замиранием в Самобытности…

Не сомневаясь в положительном ответе на вопрос о возможнос­тях человека, это Время сразу же стало, в который раз, «все новое по новому творить”, придерживаясь сугубо старых, исконно русских, пра­вил: авось — да небось, лишь бы — да кабы, лиха беда начало…

Что из всего этого уже вышло и еще может выйти, рассказывает Санкт-Петербург, история которого не закончена.

ПЕТЕРБУРГ СОЗДАН ПРОСТРАНСТВОМ…

  1. Петербург создан Пространством АПОКАЛИПТИЧЕСКИМ,
    по сущностным характеристикам своим.

Для дельты Невы свойственен ландшафт, искони творивший рус­скую историю. То — Безмерность вод, в которых тонет Небо. То — картина Мира, неотделимая от образа Пустыни-Пустоты и Вечности. То — в яви воплощенные два запредельных состояния Мироздания. Того, что бы­ло до СОТВОРЕНИЯ МИРА. Того, что будет после КОНЦА СВЕТА. Меж­ду двумя временными точками — Санкт-Петербург. Это обстоятельство, что подтверждение: происходящее на берегах Невы включено сутью своей в Общечеловеческую историю. Здесь пророчество — «Быть пусту», равнозначно обещанию, что «жизнь земная минет».

2. Петербург создан Пространством УТОПИЧЕСКИМ,
по образным характеристикам своим.

Говорят, Эдем был расположен Богом на Востоке — там, где Со­лнце встает из Моря. Говорят, на Западе — там, где Солнце уходит в Море, могут возникать лишь «острова утопии»: острова, которых нет и не может быть на Земле. Эта европейская версия недостижимого для людей Счастья сочетается в истории Петербурга с другим, русским ва­риантом — Городом Счастья, что поднимется из Вод, если… Петербург доводит идею утопии до анти-утопии. Вера в «Китеж-град» становится способом духовной самозащиты.

3. Петербург создан пространством ГЕРОИЧЕСКИМ,
по масштабным мерностям своим..

Исполинская дельта Невы, что призыв к борьбе, где победа над рекой — Природой, Естеством, током Истории, равнозначна полному по­ражению. «Золотой век» Петербургского бытия нашел художественный выход из безнадежной дилеммы, реализовав классический Идеал — ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ: Единство Неба и Вод в многообразии ансамблей на островах, плывущих в Море. Современная ситуация с Невой — на грани победы-поражения.

ПЕТЕРБУРГ СОЗДАН ЧЕЛОВЕКОМ

  1. Петербург, став ГОРОДОМ МИРА, породил ГРАЖДАН МИРА:
    одни из них — не отделяли судьбы Родины от судеб Мира,
    другие, потеряв чувство Родины,
    превратились в «охотников к перемене мест».

Петербуржцем был тот, кто осваивал Общечеловеческую культу­ру по зову сердца, по изначально свойственной русскому духу привер­женности к идее-мечте о ВСЕЕДИНСТВЕ. В этом смысле царь Петр был истинным петербуржцем. Петербуржцами становились и иностран­цы, приезжавшие в столицу, чтобы работать в ней и умереть, отдав делу свою жизнь. Многие жители северной столицы страдали тяжелой болезнью, превращавшей их в «перекати-поле». Петербург — ГОРОД МИ­РА, во всех смыслах, что прячутся в этом сочетании.

2. Петербург породил АРИСТОКРАТОВ ДУХА, как положено детищу эпохи Просвещения, и ВЕРНОПОДДАННЫХ (до рабского подчинения Власти), как положено имперской столице.

«Аристократы духа» называются и иначе: «западниками», «русски­ми европейцами». Как бы они не назывались, то — особый тип петер­буржцев, которым свойственна вера в божественные способности че­ловеческого разума, а значит — и чрезмерная гордыня. Наказуемая, ес­ли верить Библии. «Верноподданных» производить Петербургу было не трудно: Россия — «страна рабов». Интересно, что оба типа разнообрази­лись в слиянии с московскими веяниями, прежде всего, верой в избранническую миссию России.

3. Петербург, будучи неотрывным от РУССКОЙ СУДЬБЫ, породил петербуржца-россиянина, поднявшегося до высот духа в РУССКОМ ИНТЕЛЛИГЕНТЕ, упавшего до самых его низин в РУССКОМ ТЕРРОРЕ.

Как ни странно, но, то и другое было спровоцировано идеей, дав­шей Городу силу подняться из Вод: «Все дозволено — была бы цель Велика».

Как стало уже привычным, вносим очередные уточнения в мо­дель четырехступенчатого, интегрированного образования, нанизанно­го на историю Санкт-Петербурга, как на стержень…

 

Цель:

начало становления МИРОВОЗЗРЕНИЯ
необходимого для духовной зрелости человека

IV cтупень — ИСТОРИОСОФИЯ
III ступень — ФАКТОЛОГИЯ
II ступень — МИФОЛОГИЯ
I ступень — ПРЕДМЕТНЫЙ МИР

ВРЕМЯ:

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ
ОБЩЕЕВРОПЕЙСКОЕ
РОССИЙСКОЕ

ПРОСТРАНСТВО:

Модель дает возможность вывести Первый закон реализации образовательной программы «ВЗРОСЛЕЕМ ВМЕСТЕ С ГОРОДОМ, ПОСТИГАЯ ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ»…

Чтобы осуществились
мировоззренческие цели образования,
необходимо связать историю Мировой культуры с тем,
что стало непосредственной жизнью города и горожан
всех петербургских поколений, включая нынешнее.

Взрослеет тот, кто в бесконечности
Пространств и Времен
начинает видеть корни и побеги, тянущиеся в его день.

Человек — точка в безграничности Пространств,
оставляющая след в бесконечности Времен,
не может не почувствовать ответственности за судьбу
Мироздания: своей Земли, своей страны, своих близких…
Это ли — не цель подлинного образования?

«Огонь есть жизнь.
И в каждой точке мира Дыхание, биенье и горенье.
Не жизнь и смерть, но смерть и воскресенье —
Творящий ритм мятежного огня.»

«Путями Каина», М. Волошин. 1922 г.

 

<— ПОСТРОЕНИЕ МАТРИЦЫ 
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-просветительский центр «ПЕТЕРБУРГ — ГОРОД МИРА» —>