Мы подошли к вопросу, пожалуй, самому сложному в построении даже таких простых систем, как учебный процесс. Процесс этот можно представить, с достаточной степенью полноты, всего в двух координатах: вертикальной и горизонтальной.
Согласно системной методологии, вертикальные связи — «диахронные»,
проходят сквозь Время. Они показывают, КАК учебный процесс должен развиваться по годам обучения, следуя от начальной к завершающей стадии.
Согласно той же методологии, горизонтальные связи — «синхронные», определяют необходимые для прохождения всех годов обучения совпадения во Времени. Они показывают, КАК учебный процесс должен развиваться во всей совокупности составляющих его предметов.
Согласно той же методологии, такую систему, как учебный процесс, можно представить в виде «матричной сетки»: двухмерной таблицы, что увязывает воедино вертикальные и горизонтальные связи, определяя целое.
Наносим на лист бумаги исходный абрис матрицы учебного процесса и начинаем ее заполнять, задавая, в КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, ЧТО и КАК будет происходить на четырех образовательных ступенях в течение двенадцати лет обучения…
Образовательная программа I ступени
(два года обучения) —
СТРОИМ «ГОРОД-САД» В ДЕТСКОМ САДУ.
Детские сады и родители предлагают дошкольнику начать освоение очень многого: русского и иностранного языков, счета, чтения, письма, рисования, живописи, музицирования, пения, танцев… Прибавлять к этому обширному набору еще и ИСТОРИЮ ГОРОДА опасно: могут возникнуть отрицательные последствия — перегруженность, разбросанность интересов, невозможность сосредоточить внимание…
Выход из положения — содержательная целостность программы занятий с дошкольниками, где вез увязано между собой: и общеобразовательный цикл, и художественный, и собственно петербургский (классный, экскурсионный). Принципа во все занятия входит Город, и наоборот, Город учит всему и вся.
Соответственно, основной формой изучения Петербурга становятся «логические игры». Здесь «логика» (описание, определение, сопоставление, сравнение, различение, соединение, разделение, обобщение, указание, объяснение) активизирует восприятие внешнего мира. Здесь «игра» снимает жесткость логических операций. Однако, главное — в другом: ребенок этого возраста видит во всем ЧУДО. Такими они появились на белый свет — и дети, и детские игры. Значит…
Вызывая ощущение упорядоченности видимого Мира
«логические игры» не могут не стать
начальной формой ПОСТИЖЕНИЯ МИРОВОЙ ГАРМОНИИ,
благодаря которой человек живет в согласии
с самим собой и окружающим его Миром.
Так быть должно, ибо начальная ступень не может не дать отчетливую ориентацию на Высшую образовательную цель.
Умозрительное постижение будет должным образом подкреплено и развито при объединении петербургского образовательного цикла с художественным, воспитывающем в маленьком человеке «чувство города» — эстетическое, прежде всего.
Умозрительно-эстетическое постижение будет особенно эффективным, если педагоги и воспитатели Детского сада представят ребенку окружающий его Мир личностно, нравственно-означенно и светло. Да, Петербург на исходном этапе постижения должен быть только светлым: «Городом для людей» или «ГОРОДОМ-САДОМ». Это — условие формирования положительного отношения ко всему и вся и к самому себе, в том числе.
Раз так, имеет смысл содержание дошкольной образовательной программы свести к названию — СТРОИМ «ГОРОД-САД» В ДЕТСКОМ САДУ. Действительно, строим — по принципу: «Я называю и это начинает быть»; «Я забыл назвать и этого не стало».
Пример проведения первого занятия с дошкольниками (из собственного опыта)… В темном зале звучит концерт Глиэра для трубы с духовым оркестром и возникают завораживающе прекрасные виды Петербурга, снятые с вертолета, летящего над Невой. По окончании короткого слайд-фильма спрашиваю малышей: «Это ваш Город?» и «А почему он ваш?». Получаю несколько ответов: «Мы здесь родились», «Он очень красивый», «Мы здесь, наверное, и умрем»… И вдруг, слышу то, что постепенно разрастаясь, позволяет нам всем сформулировать свою собственную и, наверное, первую в жизни нравственно-эстетическую концепцию: «Этот Прекрасный город наш, потому что мы ОТВЕТСТВЕННЫ за него».
Чудесные слова, полные света и смысла, сказали люди особые. Они необычайно восприимчивы к Красоте, Добру и Правде. Если они не сформулируют подобной концепции в возрасте, открытом ко всему светлому, позднее они могут ничего подобного ни почувствовать, ни сказать.
Вносим уточнения в матрицу учебного процесса.
Образовательная программа II ступени
(1-2-3 классы) —
«1001 ПЕТЕРБУРГСКАЯ СКАЗКА”.
На второй ступени остаются неизменными три позиции учебного процесса: набор главных циклов обучения (общеобразовательный, петербургский, художественный); требование полной согласованности циклов друг с другом; представление Петербурга в нравственно-эстетическом свете. Столь же неизменна направленность учебной программы на формирование ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ.
При сохранении таких позиций и направленности стоит содержание первых трех лет школьного обучения свести к созидательному периоду в истории Санкт-Петербурга, что, применительно к архитектуре, заключается в становлении Города как художественного целого. Этот период длится с начала XVIII века по первую четверть XIX века включительно, когда в Петербурге обретает явь классический идеал красоты: «Единство в многообразии».
Как вести занятия на этой образовательной ступени?
Не делать того, что идет против человеческой природы, отличающейся, в данном возрасте, прозорливостью, полнотой и цельностью мировосприятия, склонного именно к постижениям…
Замечено, понимание категории Времени дается человеку с большим трудом. Люди прячутся от сложностей за Хронологию, к которой сводят всю глубину Вселенской категории. Прячутся сами и детям не
дают возможности даже заподозрить, что существуют временные законы Земного бытия. Нет и нет: только — временная ось, точки-даты на ней и привязанные к этим точкам события, требующие скучного и ничего не объясняющего запоминания. Учитель, заставляющий малыша запоминать даты и привязать к ним события, разрывает своими собственными «добрыми» руками естественные связи с Мирозданием еще одного человека, пришедшего в Мир. Табу — не сметь строить программу Начальной школы по принципу Хронологии.
Замечено, человек начинает свою жизнь в ощущении пространственно-временной непрерывности, где он и все остальное нераздельно, взаимосвязано, взаимозависимо — соотнесено. Значит, программа Начальной школы должна быть настроена на формирование целостного представления о Мире. Во всяком случае, не имеет она права разрушать это представление, рассаживая все и вся по убогим осям и клеткам классификационных таблиц. Вместо традиционно- примитивной, а значит — и скучной, систематизации программа Начальной школы должна направить фантазию, в избытке свойственную ребенку, на совместный с учителем поиск ответов на самые любимые в этом возрасте вопросы — «Почему?».
Замечено, ребенок умеет в эстетике внешне видимого почувствовать внутренний, нравственный, смысл. Преступно оставить невостребованными чувствительность сердца маленького человека, его готовность к сочувствию, соучастию и, главное, к удивлению. Совершенно необходимо дать ему возможность накопить опыт непосредственного, чувственного переживания Со-Бытий. Если опустить переживание в младшем возрасте, человеческая душа может не расцветиться, не подготовиться жить сердцем и умом в дарованной человеку мудрости.
Значит, на этой образовательной ступени приоритет должен принадлежать таким способам постижения Мира, как созерцание, сопереживание.. . Под созерцанием апологеты материализма имеют в виду пассивное разглядывание, ничего хорошего не дающего в сравнении с активным наблюдением. Это неверно. Созерцание — столь полное погружение во внешне видимое, при котором начинают раскрываться спрятанные в его глубине смыслы. Сопереживание — столь полное погружение в смысл происходящего, при котором оно начинает восприниматься, как состояние, переживаемое не кем-то другим, а самим тобой.
Для постижения истории роль созерцания и сопереживания особенно важна. Эти формы объединяют мыслительный процесс и чувственное восприятие. Эти формы, через эмоцию, включают в сознании человека долговременную память, называемую в поэзии иначе, точно и просто, — «памятью сердца».
Перед учителем младших классов стоит задача
сохранить Мир живым:
многокрасочным, теплым-добрым, таинственным
и, обязательно, умным…
Это достижимо с помощью переживания события, как того, чего раньше не было, а потом, по какой-то причине, возникло и существует по сю пору. При таком рассмотрении оживает все. И Время: раньше — потом — сейчас. И Пространство: было таким — стало другим. И Событие: случившееся-произошедшее, потому что… Результат не заставит себя ждать, ибо естественным образом, в наиболее благоприятный момент в сознании ребенка произойдет расширение-углубление границ, в которых задана-отмеряна жизнь Людей — Земли — Вселенной, и прочертится Путь в Неизвестное. Останется лишь идти по нему в дальнейшем.
Сохранить Мир живым позволяет переживание события в его внутренней обусловленности, таинственности, невидимой поверхностному взгляду сложности. И сделать это не трудно, стоит лишь придать фантазии ребенка сказочно-познавательную форму, где все одухотворено не пустой забавы ради, а в нравственно-эстетической осмысленности происходящего. Принцип одухотворения известен давно: «сказка — ложь, да в ней намек»…
Детям в детском возрасте, нужны сказки!
Свои, о своем: самом важном для них сегодня!
Причем, не забавки, а сказки-были,
что рассказывают о Сущности происходящего.
Именно из этого убеждения возникла идея образовательного цикла для младших школьников — ”1001 ПЕТЕРБУРГСКАЯ СКАЗКА». В цикле этом, как мне кажется, должно быть три раздела, соответствующих трем годам обучения…
Первый раздел — ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК. В нем следует рассказать- сочинить сказки-были о рождении Невы, появлении людей в Невской дельте, о первой встрече царя Петра с красавицей рекой… При этом никак нельзя упустить главное — нравственно-эстетический смысл произошедшего. Именно это позволит начать бесконечный во времени поиск ответов на самый существенный в истории Города вопрос — «Зачем пришел в Мир град Прекрасный на Неве?»…
Второй раздел — ПЕТЕРБУРГСКИЙ МИФ, запечатленный в ОБРАЗЕ и СЛОВЕ. В нем стоит рассказать об удивительном «поединке», что ведут между собой скульптурное убранство Города и в слове запечатленное восприятие горожан всего происходящего в новой Российской столице. Этот «поединок» начался, когда Город лишь вставал из Вод, и продолжается по сю пору. Сущность «поединка» — «за и против» Северной столицы. «За» — и входят беломраморные Боги и Богини в Летний сад. «Против» — и повисает над’Невой пророчество-проклятье: «Петербургу быть пусту!». Результат — история Города в сказочных или мифических сюжетах, значительность которых можно оценить, пережить и понять лишь в детстве.
Третий раздел — ГОРОД И ГОРОЖАНЕ. В третий год обучения пора начинать постижение сути Петербургской архитектуры — того, что уже известно ребенку по предыдущим годам обучения виде названий и имен. Сделать это можно с помощью «композиционных игр». В них главный объект постижения — средства, свойства и законы архитектурной композиции. В них игра в домики, фасады, панорамы — возможность превратить сложное в простое, понятное и интересное. Смысл «композиционных игр» — открыть и развить эстетические каналы связи горожанина с городом. И еще, непременно, параллельно с адаптированным курсом Эстетики, должен идти столь же адаптированный курс Этики и тоже в игровой форме. Играя, ребенок сможет начать именно тогда, когда это необходимо сделать, постигать неразрывность Времени — Стиля архитектуры — Образа жизни (умонастроений, нравов, поведения, манер…). В результате разыгрывания «композиционно-поведенческих ситуаций», несомненно, произойдет желаемое: фантастическая судьба Петербурга и петербуржцев оживет и навсегда сохранит свою притягательную силу.
Нельзя не заметить, петербургский образовательный цикл неосуществим вне интеграции с двумя параллелями. Художественным циклом, что должен продолжить развитие «чувства города». Предметом, представленным сейчас «Родной речью», что должна стать первым томом «Петербургской антологии»: сборником произведений различных авторов и периодов, в которых наиболее полно и, одновременно — на соответствующем уровне, раскрывались бы темы, основные для первых трех лет школьного обучения.
Нужен новый учебник? Нужен!!! Уже потому что существующий учебник, может быть — и не имел вовсе, а может быть — позабыл, что за принцип был положен в его основу.
Есть еще один момент, о котором никак нельзя умолчать. Постижение Мира происходит лишь на Личностном уровне. Если так, особенно, Первый учитель просто обязан быть примером человека целостного (все знающего и все-все могущего узнать), потому что именно в этом его свойстве заключается главная гарантия столь же целостного будущего существования ребенка.
И еще, при постижении-касании Сущностей Бытия должна, как закон, придаваться значительность встречам Учителя с учениками.
Нет пустяков — все очень Важно.
Нет пустых слов — все подобно Великим открытиям.
Нет пустых забав — все имеет познавательную цель.
Нет пустоты в душе — есть в Красоте Города запечатленное
предощущение Мировой Гармонии.
Пример проведения первого занятия с младшими школьниками (из собственного опыта)… Открываю красный том стихов советского поэта Владимира Маяковского. Показываю вертикальный ряд строк, для нас привычно рваных — будто с обрубленными краями, и прошу кого- нибудь прочитать название, звучащее так странно, так грустно и так проникновенно: ПОСЛЕДНЯЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ СКАЗКА…
Вспомните, сюжет «сказки» — вызывающе прост. Император Петр, Конь и Змей отправились пообедать в ресторан гостиницы «Астория», только что открывшейся неподалеку от площади, где они должны стоять вечными стражами Петровой славы. Их проделка осталась бы незамеченной, если бы не оплошал Конь, решивший по-своему, по-лошадиному, расправиться с пачкой соломинок, и… Пьяное гиканье прогнало из ресторана «последнюю из петербургских сказок».
И вновь император
стоит без скипетра.
Змей.
Унынье у лошади на морде.
И никто не поймет тоски Петра —
узника-,
закованного в собственном городе.
Вот и все. До жути просто.
В совместных рассуждениях доходим до понимания, что… Такая сказка, действительно, может быть только последней, потому что забыты, будто их и не было никогда, все Смыслы, все Образы, что придают жизни Высокую поэзию. Герой, Конь, Змей — звук пустой, образ неразличимый. Их нет… Есть лишь гиканье толпы, преследующей Творца Города-счастья, в котором он, как положено, оказался «узником».
Кто-то говорит, как всегда — вдруг, что без сказок холь нельзя: страшно, как без песен, музыки, цветов и Солнца…
Что делать, дети?
Сочинить всем вместе «1001 ПЕТЕРБУРГСКУЮ СКАЗКУ»!?..
Вносим очередные уточнения в матрицу учебного процесса…
Образовательная программа III — IV ступеней
(5-11 классы) —
ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
в привязке к ИСТОРИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.
На этих двух образовательных ступенях царствуют ХРОНОЛОГИЯ и ФАКТОЛОГИЯ, только не сами по себе, а подчиняясь требованиям вертикальных и горизонтальных связей, сводящих учебный процесс в единое целое.
Очень большое значение имеет программа обучения в 5 классе, открывающая исторические циклы дисциплин. По сути своей, она является Прологом к изучению ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Соответственно, программа эта должна включать в себя три обязательных раздела, адаптированных к возрастным особенностям: — Появление человека на Земле (мифы, теории, археология…); — Древо Мировой культуры (расы, религии, цивилизации…); — Представление Времени, определяющего течение жизни на Земле; в самых ярких его образах, запечатленных в истории Отечества.
Я не оговорилась, ИСТОРИЯ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ состоит не из суммы предметов (математика, география, биология, физика, астрономия…), а из исторических циклов дисциплин, сводящих отдельные отрасли знания-умения в целое, изменяющееся во Времени. Именно поэтому все предметы, входящие в состав ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ — тоже истории. Их предварительный перечень таков…
- История Мира (событийная).
- История Науки (определенная Хронологией).
- История Литературы (определенная Хронологией).
- История Искусств (определенная Хронологией).
- История материальной культуры (определенная Хронологией).
- Цикл практических дисциплин (художественных и определенных ориентацией школы).
- История Отечества… Именно — Отечества, пережившего пять исторических периодов, из которых только один определен Санкт-Петербургом. Периодизация Отечественной истории известна: Язычество (лучше — Античность), Киевская Русь, Московская Русь, Петербургская Россия, Советский период. Хронологически ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ имеет смысл
представить в «воронкообразном виде»: расширяющемся по объему сведений по мере приближения к Современности. Это даст следующую привязку к годам обучения и классам…
- 6 класс — Древнейшие культуры, греко-Римская античность.
- 7 класс — Средневековье, Возрождение.
- 8 класс — XVII век.
- 9 класс — XVIII век.
- 10 класс — XIX век.
- 11 класс — XX век.
Петербург в этой системе, действительно, должен играть роль привязки всего происходящего в общечеловеческой истории к сегодняшнему дню, а значит, и к нашей собственной судьбе.
Есть Программы, в которых рассматривается «значение Петербурга как наследника Мировых цивилизаций». КАК это делается? На основе музейных экспозиций, что дают возможность оценить роль Европейской культуры, включая древнейшую, в образовании петербуржцев- россиян. На основе скульптурного убранства, что дают возможность оценить роль «исторических цитат» в декоре города: если .Египет — то сфинксы; если Вавилон — то висячие сады, львы и грифоны Гесли Греция — то колонны; если Рим — то’ триумфальняе арки и столпы. На основе архитектурных стилизаций и реминисценций, где первейшую роль берут на себя палладианские увлечения Львова и Казанский собор Воронихина, в котором, с легкой руки Вигеля, продолжают видеть повтор композиции площади собора Святого Петра в Риме.
Все это верно, но очень поверхностно, ибо считывается то, что позволяет узнать внешне видимое. Все это верно, но лишено индивидуальности, ибо все столицы всех Европейских государств имеют и огромные музеи с коллекциями древностей, и украшают дома и площади «историческими цитатами», и развлекаются повторам,и, уж конечно, стилизациями.
Нельзя останавливаться на поверхностных метах единства Мировой культуры. Необходимо разглядеть внутренние, Сущностные временные связи, что становятся «побегами», тянущимися в наш день, даже мощными «стволами» традиций, на которых Вырастают новые культуры или, как в Петербурге, средоточия Мировых идей, образов, проблем и судеб.
Как разглядеть Сущностные связи? Сопоставив наиважнейшее в Бытие городов. Планировку Вавилона — Петербургские градостроительные принципы. Египетские пирамиды — «Парадиз на Неве». Византию — «Петербург — четвертый Рим». Идеальные города эпохи Возрождения — первый в Петербурге градостроительный конкурс проектов Леблона и Петра-Трезини… Скажете, это — чисто Профессиональное знание?’Да, как и сопоставление архитектурных стилей, которым занимаются не только архитектуроведы.
Скажете, нужен учебник? Напишу, если успею и если мне помогут те, которые уже не сойдут с нашего общего пути в Неизвестное…
Выявление градостроительных параллелей
между Петербургом и столицами Мира — единственная
возможность убедиться в исключительности нашего Города,
ставшего не только средоточием Мировых проблем,
но и воплощением классического художественного Идеала.
Под «петербургским углом зрения» должна показываться история Отечества, становящаяся предшествующим опытом переживания одних и тех же, по сути, проблем. Например… Владимир I Святой — первый реформатор России. Иоанн IV Грозный — второй. Петр I Великий — третий. Московский кремль — первый опыт привлечения иностранцев к строительству столицы Руси. Новгород, Вологда — первые опыты перенесения древних столиц. Единство образных характеристик невского ландшафта и тех, которые воспитывали русичей. Сходства и различия градостроительных принципов Киевской, Московской Руси и Петербурга. Монастыри Древней Руси и Петербургский Александро-Невский монастырь… Такой подход позволит выявить «русские корни» петербургских проблем: их просчеты и достижения в свете истории Отечества.
Показывая историю Отечества под «петербургским углом зрения», а ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ в простреле «петербургских параллелей», нельзя и в этом цикле дисциплин отступить от принципа Хронологии, дающего следующий временной ряд…
Древнейшие культуры — история древних ариев и славян, праистория Невской земли…
Греко-римская античность — Мировоззрение языческой Руси (включая реконструкцию по «Слову о полку Игореве»).
Средневековье — история Киевской Руси в свете связей ее с Византией и параллелей с Петербургом.
Возрождение — история Московской Руси в свете связей ее с Европой и параллелей с Петербургом.
XVII век — назревание проблем в Московской Руси, требующих разрешения в Новом преображении (в толще Фактологии начинают пульсировать историософские проблемы).
XVIII век — история Петербурга (параллельно с Фактологией работает Историософия, освещающая события изнутри:
с позиций внутренних причинно-следственных закономерностей).
XIX век — история Петербурга (Фактология и Историософия работают в единстве).
XX век — Советский период, Современные проблемы, рассматриваемые с позиции истории Петербурга (чисто историософский аспект, позволяющий наметить цепь причинно- следственных закономерностей, идущих из Прошлого в наш день).
Вносим заключительные уточнения в матрицу учебного процесса и получаем содержательную структуру образовательной системы. Иной и принципиально…
Содержательная структура образовательной системы
«ВЗРОСЛЕЕМ ВМЕСТЕ С ГОРОДОМ
ПОСТИГАЯ ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Многие считают, что достаточно все элементы процесса рассадить по клеткам двухмерной матрицы и желаемое получится само собою. Это — обманное впечатление. Результат такого рассаживания может быть совсем другим. Либо хронологически собранной вместе суммой отдельного. Либо целым, хронологически разрубленным на части. В любом случае, как ни назови, может получиться якобы-целое, что, при отсутствии подлинных внутренних связей, непременно распадется в реальности на отдельное. Я думаю, у каждого из нас был подобный опыт неудачного конструирования систем: сделано, как надо, а в итоге — то, чего старались избежать…
Согласно системной методологии, чтобы учебный процесс превратить в целостность, необходимо определить содержание двух типов связей между учебными предметами и ступенями образования: горизонтальных — синхронных и вертикальных — диахронных.
Синхронные связи намечены. Их содержательное уточнение отложим на потом — когда будут расписываться блоки и уроки III и IV образовательных ступеней. Уточнением содержания диахронных связей займемся сейчас — в завершающей части Общих положений разрабатываемой Программы.