Послушайте сказку «РОЖДЕНИЕ БОГИНИ НЕВЫ».
Постановка проблемы
Не могу не предварить изложение сказки-были о «РОЖДЕНИИ БОГИНИ НЕВЫ» методическим введением. Ответьте, пожалуйста, на вопрос — что нужно сделать, чтобы возникла сказка-быль? После нескольких попыток я поняла это вскоре: необходимо разделить и столкнуть между собой реальное с фантастическим, то-есть, со всем тем, чего так много в весьма мистифи-цированной истории Невы и Прекрасного Града. Разделение и столкновение двух пластов происходившего когда-то превратилось постепенно в прием, с помощью которого я получаю желаемое…
Чтобы сказка сохраняла историческую достоверность были и при этом оставалась, действительно, сказкой, стоит использовать прием трехчастного развития темы, где есть ПРОЛОГ, КУЛЬМИНАЦИЯ, ЭПИЛОГ и обязательно есть историко-фактологическая ЗАВЯЗКА.
В данном случае, завязкой, что развивается в сказку, служит летописная фраза: «Великое озеро Нево входит устьем озерным в море Варяжское». Моя задача — потрясти воображение детей грандиозностью того смысла, что заключен в сведении, сообщенном монахом-летописцем в ряду прочих, перечисляемых им происшествий. Для этого я поднимаю события, «работающие» на летописное сообщение, что с незапамятных времен совершались в Невских землях. Пролог так и называется — «ВО ТЬМЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ СТАРОЙ ЭРЫ».
Чтобы ощутить, с какой временной толщей нам приходится иметь дело, мы, в совместных
усилиях, придаем узнанному зримую форму ВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ СОБЫТИЙ, ПРОИЗОШЕДШИХ В НЕВСКИХ ЗЕМЛЯХ В ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ И ДАВНЫМ ДАВНО: КОГДА «ЗЕМЛЯ ДЫШАЛА, ДВИГАЛАСЬ, ЖИЛА». Модель я рисую на доске. Дети повторяют мною нарисованное на листах, что потом будут вложены в их папки по Петербурговедению. Закончившие рисунок раньше других делают аппликацию на планшете, что будет выставлена в экспозиционном поле Кабинета в качестве очередной «меты постижений».
Предупреждаю учителей, все необходимое для изготовления аппликации стоит подготовить заранее. И подходящего размера планшет (60×60 кв.см, как договоривались ранее), или картон, оклеенный с двух сторон бумагой, на одну из которых нанесена остро отточенным карандашем с твердым грифелем, а потому невидимая, схема Временной модели. И подходящего размера (по ширине планшета) «бегущую волну» из 20 «полуволн», вырезанную из голубой самоклеющейся пленки. Не помешает, если вы заранее вырежете из желтой пленки «точки-звезды» различной величины, на зеленой пленке сделаете соответствующие надписи, а на красной пленке напишете имя нашего Города. Очень поможет ускорению дела, если «бегущую волну» вы наклеете на белый лист сами: подобнаяработа требует немалой ловкости, а значит, и времени на исполнение.
Включение четырех цветов очень важно: традиционное для русской культуры четырехцветие на белом фоне — гарантия, что, с эстетической точки зрения, Временная модель выглядит убедительно.
Когда «дыхание сказки» становится ощутимым, первая часть темы, изложенная в Прологе, естественно переходит во вторую, излагаемую в Кульминации, которую я называю: «БЫЛ ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП. НЕ БИБЛЕЙСКИЙ». В кульминационном действе происходящее когда-то — бесконечно давно, превращается в сказку с помощью особого приема: детям предлагается принять непосредственное участие в том, что пришлось пережить нашим «пращурам». Нет, не перевоплощаясь в «первобытных» или «допотопных людей». Детям предлагается, оставаясь собою — людьми конца второго тысячелетия Новой эры, попытаться что-то изменить в их судьбе, а значит, и в своей собственной жизни. Это и есть основа того подлинного со-переживания, без которого история мертва.
Как изменить? Найти выход из тупиковой ситуации, в которую попали наши «пращуры». Рассказывая сказку, я ставлю детей перед необходимостью решить проблему согласно их собственному разумению и лишь потом зачитываю свой вариант, меняя его сообразно высказанным детьми советам.
Традиционный для сказок «урок, добрым молодцам намек», здесь превращается в пророчества, частично уже исполнившиеся в Петербургской истории. Они приводятся в Эпилоге, так и названном — «ЗВУЧАНИЕ ТОЛЩИ ВРЕМЕННОЙ В РЕВЕ СТИХИИ НОЧНОЙ».
По завершении Эпилога мы доводим, в совместных усилиях, Временную модель до конца. Получив столь зримый материал, я перехожу к воспеванию организаторских способностей Ее Величества Точки. А тем самым свожу воедино две параллели: пра-композиционную и пра- историческую. Я верю, вы убедитесь в том сами: параллельность позволяет усилить понимание, казалось бы, ничем не связанных друг с другом явлений. Не связанных ничем, кроме…
ВСЕЛЕНСКОЙ ГЕОМЕТРИИ,
ЧТО ЯВЛЯЕТ СВОЮ СИЛУ ВО ВСЕМ И ВСЯ:
ОТ УСТРОЙСТВА МИРОЗДАНИЯ,
ДО СТОЯЩЕГО НА ЗЕМЛЕ ЗДАНИЯ,
В КОТОРОМ ПРЕДСТОИТ ЛЮДЯМ ЖИТЬ
И ТАКИМИ,
КАК ОНО ПОЗВОЛЯЕТ-ЗАСТАВЛЯЕТ, БЫТЬ.