Глава 10. Постижение города как художественной системы в сказках-былях

ПОСТИЖЕНИЕ ГОРОДА
КАК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ
В СКАЗКАХ-БЫЛЯХ

Уже на Первой воспитательно-образовательной ступени Градоведение получило статус мировоззренческой дисциплины. Ведя речь о Доме и Городе, дети постигали содержание не чего-нибудь, а категорий Бытия: ПРОСТРАНСТВА и ВРЕМЕНИ; ИСТИНЫ, ДОБРА и КРАСОТЫ.

Я убеждаюсь в том постоянно, освоив материал Первой ступени, дети привыкают к тематике и стилю разговоров о Высоком и… подобные размышления становятся их душевной потребностью. Более того, незаметно для самих себя дети набирают достаточный объем историко-культурологических сведений, что становятся той общей картиной, в которой естественно размещаются, а значит — и легко запоминаются, конкретно-фактологические знания. Дети получают «космогонические ключи» к упорядочению Хаоса событий, что происходили до них, происходят вокруг них и могут произойти в дальнейшем.

Вместе с «космогоническими ключами» дети получают чувство Уверенности в себе и Самоуважения или того, что называют Человеческим достоинством. А всего то — маленькие дети… Но какие?! Реализующие высочайшую человеческую потребность-возможность усваивать знания не механически, а добывая их в собственных усилиях, следуя по пути «Преодоления Неведения» к «Постижению Непостижимого».

Значит, мышление и чувствование детей должны продолжать развиваться на уровне постижения категорий Бытия. Для этого должно укрепляться системное мышление, разводящее по своим местам оба знания: историко-культурологическое и конкретно-фактологическое. Для этого не должно иссякать стремление детей к «Преодолению Неведения», к «Постижению Непостижимого». Должное свершится, если не угаснет ВООБРАЖЕНИЕ…

ВООБРАЖЕНИЕ — не пустое фантазирование,
которому доступно любое нагромождение нелепостей.

ВООБРАЖЕНИЕ — древнейшая форма познания,
пользуясь которой, человек идет к Истине,
раскрывающей перед ним тайны-Мироздания.

ВООБРАЖЕНИЕ — высшая форма мышления:
и художественная, и познавательная, одновременно,
ибо деятельность ВООБРАЖЕНИЯ —
рождение художественных образов и высоких идей.

Российский генофонд обескровлен?
Спасайтесь, россияне: «ГЕНИЙ — ЭТО ВООБРАЖЕНИЕ».

Общеустановочный вывод…

ЧТОБЫ ВООБРАЖЕНИЕ НЕ УГАСЛО,
ПОКА ТРЕБУЕТ-ПОЗВОЛЯЕТ ДЕТСКИЙ ВОЗРАСТ,
ЗНАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА «ПРЕОДОЛЕНИЕ НЕВЕДЕНИЯ»,
НУЖНО ПЕРЕВОДИТЬ В ФОРМУ СКАЗКИ-ПРИТЧИ
ИЛИ СКАЗКИ-БЫЛИ ОБ ИСТИНЕ-ДОБРЕ-КРАСОТЕ.

В СКАЗКЕ-БЫЛИ отделяются и сталкиваются между собой
достоверное, реальное с фантастическим, невероятным,
то-есть, именно с тем, разумом непостижимым, чего
так много в истории Невы и Прекрасного Града.

Эта формула — как «мифическое яйцо», что действует
в глубинах пра-истории, подчиняет себе ход
собственно-истории, определяет цели и содержание специальных —
архитектурно-композиционных, знаний…

«Формула сказки» применительно к собственно-истории бывшей Северной столицы Российской империи позволяет выявить тайное, фантастическое, невероятное в судьбе Невы и Прекрасного града для раскрытия смысла происходящего в жизни города и горожан-россиян.

«Формула сказки» применительно к Архитектуре позволяет оживить архитектурную форму, что начинает рассказывать желающим видеть и слышать об устройстве Мироздания и каждого здания в нем. И это — правда, потому что…
АРХИТЕКТУРА — не то, что есть.
То, что есть, — просто здания.

АРХИТЕКТУРА — Великое искусство, рассказывающее о МИРО-ЗДАНИИ,
что быть должно и будет, если люди сумеют воплотить
ПРАВДУ — ДОБРО — КРАСОТУ.

Скажете, знание абсолютных истин людям недоступно?
Да, именно поэтому Великие искусства вечны…

Здание — со-зидание — Миро-здание…
Согласитесь, Архитектура имеет Бытийное содержание.

БЫТИЙНАЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОСТЬ —

ИСКОННАЯ ЧЕРТА ПЕТЕРБУРГСКОЙ КУЛЬТУРЫ,
В ИДЕЯХ, ОБРАЗАХ КОТОРОЙ ЗАПЕЧАТЛЕНЫ
И
СУДЬБЫ МИРА, И СУДЬБЫ МИРОЗДАНИЯ.

ЕСЛИ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ НА «АРХИТЕКТУРНОМ ЯЗЫКЕ»,

ОСВОИВ ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ,

ГОРОДА НЕ БУДУТ «НЕМЫМИ СВИДЕТЕЛЯМИ БЫЛОГО» —
НАЧНУТ РАССКАЗЫВАТЬ О МИРО-ЗДАНИИ,
В КОТОРОМ ЛЮДИ ВОПЛОЩАЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

О ПРАВДЕ — ДОБРЕ — КРАСОТЕ.

Вы можете отказаться от знания, в котором запечатлевает себя история человеческого рода? Не кровавая история, а подлинная: рассказывающая об устремлениях человеческого духа в Небо. Я — нет. Именно поэтому я и сочиняю сказки-были о ПРОСТРАНСТВЕ и ВРЕМЕНИ, об ИСТИНЕ — ДОБРЕ — КРАСОТЕ.

Я уверена, если мы — учителя, не будем направлять по такому
руслу фантазии детей, их воображение угаснет, и перестанут
люди стремиться в Небо — к «Постижению Непостижимого»…

Ах, Небо — мечта о Вселенской Гармонии,
Что покинула Землю, избрав Небеса!
Хотите вернуть? В Петербургской истории,
Как в сказке, сбываются все чудеса.

Ах, Небо…

 

<—Глава 9. В Петербурге «Невозможное бывает» (город начала XIX века)