Глава 2 Первая встреча-знакомство

Первая встреча-знакомство:
ЗДРАВСТВУЙТЕ, БУДЕМ ДРУЗЬЯМИ!

Цели занятия:
задать дружеский настрой и стиль предстоящих общений;
показать то главное, что будет свойственно
всей последовательности дальнейших занятий;
очертить ту цель, что должна быть достигнута по завершении
Первой воспитательно-образовательной ступени.

Средства осуществления целей:

приветствие, называние имен и рассказ о «самом-самом»,
что есть или произошло в жизни детей;
образно-театрализованное представление пути «ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕВЕДЕНИЯ»,
по которому мы будем идти;
показ слайд-фильма для фиксации ПЕТЕРБУРГОВЕДЧЕСКОЙ ЦЕЛИ,
к которой мы придем в результате.

Первая часть — собственно знакомство.
С методической точки зрения,
это — сумма главных установок,
определяющих содержание и форму бесед о Высоком.

Я была уверена, в Детском саду начинать знакомство нужно очень спокойно, тихо, ласково, потому что мои собеседники — малень­кие дети, а значит, они опасаются того, что им неизвестно. Предполо­жение оказалось правильным. Настороженно-притихших детей привели в Кабинет петербурговедения. Поздоровавшись, я рассадила их ве­селым кругом на маленькие стульчики и сама села на такой же стуль­чик, чтобы стать такой же, как они. Я назвала себя, ничего к тому не прибавив, чтобы не подавить детей грандиозностью моего жизненного опыта. Дети называли свои имена, я восхищалась смыслами, заключен­ными в именах, и остальных просила разделить мое восхищение…

Андрей — мужественный человек, настоящий мужчина. Алек­сандр — защитник человечества. Алексей — добрый человек. Анна — милая, добрая, симпатичная. Антон — человек благородного происхож­дения. Василий — царственный. Дмитрий — тот, кто любит трудиться. Сергей — воин, не сворачивающий со своего пути. Екатерина — чистая. Ирина — мир, покой. Константин — постоянный в своих чувствах, неиз­менный в своих решениях, твердый в делах. Георгий — земли родной защитник. Иван — вечно молодой душой. Елена — светлая. Ксения — чужестранка. Не инопланетянка ли? А может быть, просто гостепри­имная? Леонид ~ подобный льву. Николай — ведущий людей к победе. Михаил — подобный богу. Петр — скала, камень. Имена — Вера, На­дежда, Любовь, в толковании смысла не нуждаются…

Называние имени при первом знакомстве — традиционная куль­турная форма общения. Если ей следовать не формально, а вот так — погружаясь в первозначный мир имен, в которых запечатлены взаимо­связи-взаимозависимости внутри человеческого рода, в восприятии ребенком окружающего его Мира начнет утверждаться УСТАНОВКА НА ДОЛЖНОЕ В СЕБЕ САМОМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ.

Согласитесь, ребенок из «благополучной семьи», выходя из Дома в Мир, продолжает видеть его «добрым» — настроенным на то, чтобы заботиться о нем, дарить ему радость. Потом начинаются естествен­ные столкновения с другими детьми, каждый из которых хочет того же — чтобы Мир, как Дом, вертелся лишь вокруг него. Вряд ли взрослые имеют право упускать возможность гармонизации беззащитно-эгоцен­трических детских миров, потому что очень во многом источник детс­ких конфликтов — они сами: сначала балующие детей, потом стараю­щиеся погасить межличностные конфликты, упуская реальную возмож­ность, дав детям представление о Должном, оказать им, действительно добрую, помощь. Поверьте…

НАЗЫВАНИЕ-ИСТОЛКОВАНИЕ ИМЕНИ — «ТОЧКА ОПОРЫ»,
ВСТАВ НА КОТОРУЮ, МОЖНО В ДАЛЬНЕЙШЕМ
ВЫСТРОИТЬ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНО-ИДЕАЛЬНУЮ МОДЕЛЬ
ДОЛЖНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РОДУ.

И НЕ БЕЗОТНОСИТЕЛЬНУЮ,
А НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННУЮ
С ЖИЗНЕННЫМ ОПЫТОМ ТОГО ЧЕЛОВЕКА,
ЧТО БОЛЕЕ ВСЕГО В ПОДОБНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
НУЖДАЕТСЯ.

Как это сделать, трудно рассказать, легче показать, как заданная тема развивается в ходе дальнейших занятий с детьми.

После того, как дети назвали свои имена и все мы высказали восхищение заключенными в их именах смыслами, я стала просить детей подходить поочередно ко мне и всем нам что-нибудь рассказы­вать о «самом-самом». О себе? Нет, конечно. Малыши обычно расска­зывают о своем Доме и ближайших друзьях, включая собак, кошек, попугаев, хомячков… Пока беседа лилась ручейками, я думала о том, как трудно быть ребенком, осваивающим не что-нибудь, а само Про­странство. Какое? Третье.

ДЕТИ 5-6 ЛЕТ ОСВАИВАЮТ
ТРЕТЬЕ В СВОЕЙ ЖИЗНИ ПРОСТРАНСТВО.

ЕСЛИ ЖИЗНЬ БЫЛА К НИМ ДОБРА,
ВСЕ ПРОИСХОДИТ, КАК ДОЛЖНО:
СНАЧАЛА ОНИ ВЫБИРАЮТСЯ ИЗ КОЛЫБЕЛИ,
ИЗ МАТЕРИНСКИХ НЕЖНЫХ РУК;             

ПОТОМ ОБЖИВАЮТСЯ В УЮТЕ,
В ДУШЕВНОМ ТЕПЛЕ СВОЕГО РОДНОГО ДОМА;

ТЕПЕРЬ ОНИ ОБЖИВАЮТСЯ
В ДРУЖЕСКОЙ СРЕДЕ ДЕТСКОГО САДА —
ПЕРВОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ В ИХ ЖИЗНИ.

ОДНОВРЕМЕННО, МЫ — УЧИТЕЛЯ ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЯ,
ДОЛЖНЫ ПОДГОТОВИТЬ ДЕТЕЙ К ТОМУ,
ЧТОБЫ ОНИ ВОШЛИ В ГОРОД
И В ТЕЧЕНИЕ ДОЛГИХ ШКОЛЬНЫХ ЛЕТ
СМОГЛИ ОСВОИТЬ
ЭТУ ОЧЕНЬ СЛОЖНУЮ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННУЮ ДАННОСТЬ.

ПОТОМ ПОВЗРОСЛЕВШИЕ ВМЕСТЕ С ГОРОДОМ ДЕТИ
НАЧНУТ ОБЖИВАТЬ МИР, ВЕДЬ ПЕТЕРБУРЖЕЦ —
ТОТ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ МОЖЕТ
НЕ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ МИРА…

Размечталась я и очнулась, вспомнив, что, прежде чем начнется освоение городских пространств, родной для детей должна стать я сама.

Доверительный рассказ о чем-то «самом-самом» — замечательный спо­соб, провоцирующий на завязывание дружеских отношений, потому что случайным людям о чем-то «самом-самом» дети не рассказывают — только тем, кому, доверившись однажды, они будут верить и в дальней­шем, если… Если у взрослого хватит такта оценить оказанное ему ребенком доверие и закрепится УСТАНОВКА НА ДРУЖЕСКОЕ ОБЩЕ­НИЕ КАК ГЛАВНУЮ ФОРМУ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНТАКТОВ.

Разговаривая, я старалась ненавязчиво, но отчетливо, прикос­нуться к ребенку: взять в свои руки его теплую ладошку, обнять за плечики, пригладить волосы на голове. Дети чувствовали тепло моего отношения к ним и в касании этом проявлялась какая-то неуловимая связь, что возникла между нами. Получилось — дружеский контакт появился. Оставалось сделать так, чтобы уже на первом занятии воз­никло желание продлить подобные отношения. Для этого мне самой нужно сделать подарок детям. Я предложила: хотите, поиграем — ска­жем «здравствуйте» всему-всему, что есть на Земле и не только на ней.

Игра необходима по многим причинам. Первая — чтобы, резко сменив одну форму деятельности на другую, подвести итог произошед­шему после того, как дети пришли в Кабинет и расселись веселым кругом на маленькие стульчики. Вторая — чтобы дети смогли ощутить смысл замечательнейшего слова «здравствуйте». И даже это — не все, есть третья причина: игра позволяет задать третью установку, что оп­ределит содержание предстоящих занятий…

  • Встаньте и постарайтесь ощутить подошвами ног, что вы стоите на самой Земле. Ощутили? Покачайтесь немного.
  • Встаньте прямо-прямо, чтобы почувствовать, как через вас от Земли к Небу идут вертикальные токи (если бы вы знали, как часто я буду предлагать детям «встать прямо»).
  • Почувствовали? Теперь поднимите ручки вверх и соедините вместе подушечки пальцев (кого-нибудь из детей прошу пока­зать, как выполнить задание). На что это похоже?
  • На ракеты, что летят прямо в небо (отвечают мальчики).
  • На свечи с пламенем, что тянется вверх (отвечают девочки).
  • На листик, на сердечко, на луковичку, на бутон…
  • А мне вы кажетесь похожими на церковные главки — барабан­чики с куполочками, что тянутся вверх, чтобы вертикальные токи, идущие через них, могли быстрее достичь Неба с моль­бою, обращенной к Богу.
  • Почувствовали как устремились в Небо проходящие через вас вертикальные токи? Хлопая ладошками, усильте это движе­ние. А теперь в такт хлопкам, произнесите: «здрав — ствуй — те»! Понравилось? Повторите. И еще раз.

— Я видела, над Садиком поднялось в Небо светлое облачко, потому что мы все вместе произнесли слово волшебное, а тем самым мы сказали… Повторяйте за мной!

Всем желаем здра-а-авствовать:
Жить в здоровье,
Жить в радости ~
Будто ца-а-арствовать!

Так возникает УСТАНОВКА НА ПОСТИЖЕНИЕ ВНУТРЕННИХ СМЫСЛОВ, СКРЫТЫХ ВО ВНЕШНЕ ВИДИМОМ И В СЛОВЕ. И в даль­нейшем мы будем отождествлять себя с архитектурной формой, чтобы ощутить пронизывающие ее внутренние силы. И в дальнейшем мы бу­дем на лету останавливать слова, всматриваться-вслушиваться, вдумываться-вчувствоваться в них, чтобы раскрыть запечатленный в слове опыт человечества, занимающегося постижением Мироустройства.

Об установках я говорю только вам. Сообщать о них детям и не нужно — не поймут, и опасно: можно оказаться глупым фокусником, который объяснял, как он совершит чудо, и ничего у него не вышло.

Вторая часть — кульминационная:
использующая самые сильные средства —
мини-спектакли, слайд-фильмы, сказки-притчи,
для включения в эмоциональную память детей
самых главных в учебном процессе образов и понятий.

После шумно-радостного перерыва говорю детям: сегодня я дол­жна рассказать вам еще и о том, что мы будем делать в течении наших следующих встреч. Как рассказать, чтобы вы все поняли и запомнили? Можно, я расскажу вам сказку? Закройте глазки и попытайтесь пред­ставить, что за сказку я вам расскажу.

Начинается первый мини-спектакль…

Незаметно для детей я достаю из черного волшебного куба (из него на протяжении всех занятий много всякого разного появится) первого из трех ежей — мягких игрушек, подаренных мне «для учебно­го процесса» моими друзьями, что живут сейчас в Германии. Сначала я прячу ежа в складках шарфа. Потом ежик высовывает носик и огляды­вается по сторонам. Потом моя левая рука с шарфом, конец которого зажат в пальцах, превращается в длинный путь в Небо, а правая рука помогает ежику идти по этому пути. И не ему одному. Действие разви­вается в соответствии с текстом сказки…

  • Жил-поживал в своей теплой, уютной, сухой норке Ежик, еще детеныш. Хорошо поживал, потому что все его любили: и папа, и мама, и братья, и сестры, и он всех любил тоже.
  • И вдруг, когда ежиное семейство мирно спало, посапывая но­сиками, Ежик почувствовал… В темную норку входит что-то. Какой-то дивный серебристый луч. И в спящей норке раздает­ся что-то. Какой-то дивный серебристый звон.
  • Ежик открыл глазки, встряхнулся всем тельцем, чтобы про­снуться, высунул головку из норки, подвигал носиком во все стороны, поднял глазки вверх и… Увидел то, чего раньше ни­когда не замечал! Он увидел Звезду, сияющую в Небе! Это она звала его.
  • «Иду» — ответил ежик, выбрался из норки, сделал первый шаг, второй, третий и… Пошел по пути «Преодоления Неведения», тому единственному пути, что ведет к Звездам, сияющим вы­соко в Небе. Ему не было страшно, потому что по пути этому он шел не один. Многие ежики в ту ночь увидели свет дале­кой звезды и услышали ее дивный звон.

Тоже вдруг, я почувствовала в очередной раз, что-то случилось! Быстро вернулась от Звезд на Землю и увидела… детские просветлев­шие лица, потемневшие от счастья глаза и свет в их глубине. Поняв, ЧТО с нами произошло, я произнесла те слова, что положили начало и нашим занятиям, и серии книжек для «ежиков»…

И вы хотите видеть Звезды, сияющие в Небе? Все?..
И вы хотите слышать голоса других Миров? Все?..
И вы хотите жить, стремясь к Непостижимому? Все?..
Ёжики, я верю в вас, вперед!
— И сомневающихся, идти им или не идти (такие тоже могут оказаться)
с собою возьмите, уговорите: счастья своего не пропустить помогите,
потому что по пути «Преодоления Неве­дения» лучше всего идти не
одному, а дружным коллективом. Впереди — ёжики…

Кстати, кто они такие — эти сказочные существа, спрашиваю я детей. После некоторого обсуждения вопроса мы приходим к согла­сию, что «ежики» — маленькие дети, которым понятно то, что взрос­лым уже не понять никогда.

— Ёжики “ первопроходцы, идут впереди: они будут давать вам уроки Эстетики (показываю книжку). Вы, ежики — новички, идете следом за ними. Мы, ваши учителя идем рядом с вами. И пусть ваши родители пойдут с нами вместе. Попросите ро­дителей о том: по пути «Преодоления Неведения» лучше все­го идти дружным коллективом…

Мы будем идти вперед и вперед…
Один шаг — одно преодоление неизвестного, непонятного.
Еще один шаг — еще одно достижение замечательное,
позволяющее что-то новое узнать, что-то новое понять.
В результате МЫ ПОЙМЕМ, ЧТО ТАКОЕ ГОРОД,
ПОТОМУ ЧТО ДЕТИ ГОРОДА — ГОРОЖАНЕ,
ЭТО ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ,
ЧТОБЫ ГОРОД БЫЛ КРАСИВЫМ,
А ЕГО ДЕТИ — ГОРОЖАНЕ, БЫЛИ СЧАСТЛИВЫМИ.

Начинается первый слайд-фильм…

Говорю детям: закройте глазки и слушайте внимательно-внима­тельно; когда труба заговорит о чем-то о своем — печальном и непости­жимом, вы глаза откроете и…

В темном зале звучат начальные распевы концерта Глиэра для трубы с духовым оркестром. По личикам видно: дети душой погружены в созерцание того, что им слышится-видится. Когда вступает труба блистательного Тимофея Докшицера, все дети разом распахивают гла­за. Одновременно, на экране возникают завораживающе-прекрасные виды Петербурга, снятые с вертолета, летящего над Невой. По выра­жению лиц понятно: то — не вертолет, то — сами дети парят над Невой. Желаю вам счастья понаблюдать, как выглядит настоящее эстетичес­кое потрясение.

В данном случае причины потрясения ясны. То — смена привыч­ной точки зрения на город, придающей его разглядыванию остроту неожиданности; «полет», ощущение которого возникает из-за музыки, плывущей над городом; опять «полет», ощущение которого возникает из-за последовательной смены петербургских ансамблей. Так при по­добном представлении Города дети видят «своими собственными глаза­ми», чувствуют «всем своим сердцем» то, что перед ними возникает художественный образ Прекрасного града на Неве…

ПЕТЕРБУРГ — ГОРОД АНСАМБЛЕЙ НА ОСТРОВАХ,
ПЛЫВУЩИХ В ТОКАХ ОГРОМНОЙ НЕВЫ.

В глазах детей еще не гаснет чувство восторга, а я уже говорю им: мы продолжим «полет» в следующий раз и какую-то очень важную тайну выведаем у нашего города. Скажете, очень резкий обрыв? Да, чтобы дети ждали продолжения. Не расплескивая эмоций, они перехо­дит в рисовальный, класс, где постепенно, пусть простят меня препода­ватели живописи и рисования, они обретают душевное равновесие…

Третья часть —
закрепление впечатления от встречи
в творческом процессе.

Что рисовать дошкольникам в день первого знакомства, чтобы не усилить, а напротив, погасить эмоциональное напряжение? Каждо­му — свой портрет в подарок учителям Петербурговедения. И на обрат­ной стороне рисунка имя написать и число поставить — вам самим, когда работы-подарки с благодарностью принимать будете. С помощью «автопортретов» вы лучше узнаете, а соответственно, и быстрее запом­ните своих новых друзей. Трудно запомнить? Ребенку запоминать при­ходится гораздо больше.

Все, время встречи-знакомства истекло: пора прощаться. По-мо­ему, мы хорошо потрудились, не так ли, — спрашиваю я детей. Если вы согласны, встаньте и скажите громко столь же хорошие слова, как и те, что мы говорили при встрече…

Говорим на прощанье Всем спасибо и…
До нового свиданья —
До-свида-а-анья…

Дети проходят мимо меня. С мальчиками я прощаюсь за руку и благодарю за работу. Девочек глажу по плечикам и делаю им компли­менты. Все. Нет, чуть не забыла…

Задание на дом…

Будет очень хорошо, если родители прочтут своим детям Введе­ние (стр. 2-3) к «Урокам Эстетики для ежиков». А дети, выслушав написанное, раскрасят титул книжки и рисунки на прочитанных стра­ницах. Стараться сделать это к следующему занятию не обязательно. Важнее другое: пусть задание будет выполнено с должной значитель­ностью, чтобы ребенок ощутил себя «соавтором» столь необходимых для его возраста «Уроков Эстетики».

 

<—Глава 1 Постановка проблемы

Глава 3 Адаптация встречи-знакомства применительно к начальной школе—>