Первая встреча-знакомство:
ЗДРАВСТВУЙТЕ, БУДЕМ ДРУЗЬЯМИ!
Цели занятия:
задать дружеский настрой и стиль предстоящих общений;
показать то главное, что будет свойственно
всей последовательности дальнейших занятий;
очертить ту цель, что должна быть достигнута по завершении
Первой воспитательно-образовательной ступени.
Средства осуществления целей:
приветствие, называние имен и рассказ о «самом-самом»,
что есть или произошло в жизни детей;
образно-театрализованное представление пути «ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕВЕДЕНИЯ»,
по которому мы будем идти;
показ слайд-фильма для фиксации ПЕТЕРБУРГОВЕДЧЕСКОЙ ЦЕЛИ,
к которой мы придем в результате.
Первая часть — собственно знакомство.
С методической точки зрения,
это — сумма главных установок,
определяющих содержание и форму бесед о Высоком.
Я была уверена, в Детском саду начинать знакомство нужно очень спокойно, тихо, ласково, потому что мои собеседники — маленькие дети, а значит, они опасаются того, что им неизвестно. Предположение оказалось правильным. Настороженно-притихших детей привели в Кабинет петербурговедения. Поздоровавшись, я рассадила их веселым кругом на маленькие стульчики и сама села на такой же стульчик, чтобы стать такой же, как они. Я назвала себя, ничего к тому не прибавив, чтобы не подавить детей грандиозностью моего жизненного опыта. Дети называли свои имена, я восхищалась смыслами, заключенными в именах, и остальных просила разделить мое восхищение…
Андрей — мужественный человек, настоящий мужчина. Александр — защитник человечества. Алексей — добрый человек. Анна — милая, добрая, симпатичная. Антон — человек благородного происхождения. Василий — царственный. Дмитрий — тот, кто любит трудиться. Сергей — воин, не сворачивающий со своего пути. Екатерина — чистая. Ирина — мир, покой. Константин — постоянный в своих чувствах, неизменный в своих решениях, твердый в делах. Георгий — земли родной защитник. Иван — вечно молодой душой. Елена — светлая. Ксения — чужестранка. Не инопланетянка ли? А может быть, просто гостеприимная? Леонид ~ подобный льву. Николай — ведущий людей к победе. Михаил — подобный богу. Петр — скала, камень. Имена — Вера, Надежда, Любовь, в толковании смысла не нуждаются…
Называние имени при первом знакомстве — традиционная культурная форма общения. Если ей следовать не формально, а вот так — погружаясь в первозначный мир имен, в которых запечатлены взаимосвязи-взаимозависимости внутри человеческого рода, в восприятии ребенком окружающего его Мира начнет утверждаться УСТАНОВКА НА ДОЛЖНОЕ В СЕБЕ САМОМ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУГИМ ЛЮДЯМ.
Согласитесь, ребенок из «благополучной семьи», выходя из Дома в Мир, продолжает видеть его «добрым» — настроенным на то, чтобы заботиться о нем, дарить ему радость. Потом начинаются естественные столкновения с другими детьми, каждый из которых хочет того же — чтобы Мир, как Дом, вертелся лишь вокруг него. Вряд ли взрослые имеют право упускать возможность гармонизации беззащитно-эгоцентрических детских миров, потому что очень во многом источник детских конфликтов — они сами: сначала балующие детей, потом старающиеся погасить межличностные конфликты, упуская реальную возможность, дав детям представление о Должном, оказать им, действительно добрую, помощь. Поверьте…
НАЗЫВАНИЕ-ИСТОЛКОВАНИЕ ИМЕНИ — «ТОЧКА ОПОРЫ»,
ВСТАВ НА КОТОРУЮ, МОЖНО В ДАЛЬНЕЙШЕМ
ВЫСТРОИТЬ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНО-ИДЕАЛЬНУЮ МОДЕЛЬ
ДОЛЖНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РОДУ.
И НЕ БЕЗОТНОСИТЕЛЬНУЮ,
А НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАННУЮ
С ЖИЗНЕННЫМ ОПЫТОМ ТОГО ЧЕЛОВЕКА,
ЧТО БОЛЕЕ ВСЕГО В ПОДОБНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
НУЖДАЕТСЯ.
Как это сделать, трудно рассказать, легче показать, как заданная тема развивается в ходе дальнейших занятий с детьми.
После того, как дети назвали свои имена и все мы высказали восхищение заключенными в их именах смыслами, я стала просить детей подходить поочередно ко мне и всем нам что-нибудь рассказывать о «самом-самом». О себе? Нет, конечно. Малыши обычно рассказывают о своем Доме и ближайших друзьях, включая собак, кошек, попугаев, хомячков… Пока беседа лилась ручейками, я думала о том, как трудно быть ребенком, осваивающим не что-нибудь, а само Пространство. Какое? Третье.
ДЕТИ 5-6 ЛЕТ ОСВАИВАЮТ
ТРЕТЬЕ В СВОЕЙ ЖИЗНИ ПРОСТРАНСТВО.
ЕСЛИ ЖИЗНЬ БЫЛА К НИМ ДОБРА,
ВСЕ ПРОИСХОДИТ, КАК ДОЛЖНО:
СНАЧАЛА ОНИ ВЫБИРАЮТСЯ ИЗ КОЛЫБЕЛИ,
ИЗ МАТЕРИНСКИХ НЕЖНЫХ РУК;
ПОТОМ ОБЖИВАЮТСЯ В УЮТЕ,
В ДУШЕВНОМ ТЕПЛЕ СВОЕГО РОДНОГО ДОМА;
ТЕПЕРЬ ОНИ ОБЖИВАЮТСЯ
В ДРУЖЕСКОЙ СРЕДЕ ДЕТСКОГО САДА —
ПЕРВОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ СРЕДЕ В ИХ ЖИЗНИ.
ОДНОВРЕМЕННО, МЫ — УЧИТЕЛЯ ПЕТЕРБУРГОВЕДЕНИЯ,
ДОЛЖНЫ ПОДГОТОВИТЬ ДЕТЕЙ К ТОМУ,
ЧТОБЫ ОНИ ВОШЛИ В ГОРОД
И В ТЕЧЕНИЕ ДОЛГИХ ШКОЛЬНЫХ ЛЕТ
СМОГЛИ ОСВОИТЬ
ЭТУ ОЧЕНЬ СЛОЖНУЮ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННУЮ ДАННОСТЬ.
ПОТОМ ПОВЗРОСЛЕВШИЕ ВМЕСТЕ С ГОРОДОМ ДЕТИ
НАЧНУТ ОБЖИВАТЬ МИР, ВЕДЬ ПЕТЕРБУРЖЕЦ —
ТОТ ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ МОЖЕТ
НЕ БЫТЬ ГРАЖДАНИНОМ МИРА…
Размечталась я и очнулась, вспомнив, что, прежде чем начнется освоение городских пространств, родной для детей должна стать я сама.
Доверительный рассказ о чем-то «самом-самом» — замечательный способ, провоцирующий на завязывание дружеских отношений, потому что случайным людям о чем-то «самом-самом» дети не рассказывают — только тем, кому, доверившись однажды, они будут верить и в дальнейшем, если… Если у взрослого хватит такта оценить оказанное ему ребенком доверие и закрепится УСТАНОВКА НА ДРУЖЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ГЛАВНУЮ ФОРМУ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНТАКТОВ.
Разговаривая, я старалась ненавязчиво, но отчетливо, прикоснуться к ребенку: взять в свои руки его теплую ладошку, обнять за плечики, пригладить волосы на голове. Дети чувствовали тепло моего отношения к ним и в касании этом проявлялась какая-то неуловимая связь, что возникла между нами. Получилось — дружеский контакт появился. Оставалось сделать так, чтобы уже на первом занятии возникло желание продлить подобные отношения. Для этого мне самой нужно сделать подарок детям. Я предложила: хотите, поиграем — скажем «здравствуйте» всему-всему, что есть на Земле и не только на ней.
Игра необходима по многим причинам. Первая — чтобы, резко сменив одну форму деятельности на другую, подвести итог произошедшему после того, как дети пришли в Кабинет и расселись веселым кругом на маленькие стульчики. Вторая — чтобы дети смогли ощутить смысл замечательнейшего слова «здравствуйте». И даже это — не все, есть третья причина: игра позволяет задать третью установку, что определит содержание предстоящих занятий…
- Встаньте и постарайтесь ощутить подошвами ног, что вы стоите на самой Земле. Ощутили? Покачайтесь немного.
- Встаньте прямо-прямо, чтобы почувствовать, как через вас от Земли к Небу идут вертикальные токи (если бы вы знали, как часто я буду предлагать детям «встать прямо»).
- Почувствовали? Теперь поднимите ручки вверх и соедините вместе подушечки пальцев (кого-нибудь из детей прошу показать, как выполнить задание). На что это похоже?
- На ракеты, что летят прямо в небо (отвечают мальчики).
- На свечи с пламенем, что тянется вверх (отвечают девочки).
- На листик, на сердечко, на луковичку, на бутон…
- А мне вы кажетесь похожими на церковные главки — барабанчики с куполочками, что тянутся вверх, чтобы вертикальные токи, идущие через них, могли быстрее достичь Неба с мольбою, обращенной к Богу.
- Почувствовали как устремились в Небо проходящие через вас вертикальные токи? Хлопая ладошками, усильте это движение. А теперь в такт хлопкам, произнесите: «здрав — ствуй — те»! Понравилось? Повторите. И еще раз.
— Я видела, над Садиком поднялось в Небо светлое облачко, потому что мы все вместе произнесли слово волшебное, а тем самым мы сказали… Повторяйте за мной!
Всем желаем здра-а-авствовать:
Жить в здоровье,
Жить в радости ~
Будто ца-а-арствовать!
Так возникает УСТАНОВКА НА ПОСТИЖЕНИЕ ВНУТРЕННИХ СМЫСЛОВ, СКРЫТЫХ ВО ВНЕШНЕ ВИДИМОМ И В СЛОВЕ. И в дальнейшем мы будем отождествлять себя с архитектурной формой, чтобы ощутить пронизывающие ее внутренние силы. И в дальнейшем мы будем на лету останавливать слова, всматриваться-вслушиваться, вдумываться-вчувствоваться в них, чтобы раскрыть запечатленный в слове опыт человечества, занимающегося постижением Мироустройства.
Об установках я говорю только вам. Сообщать о них детям и не нужно — не поймут, и опасно: можно оказаться глупым фокусником, который объяснял, как он совершит чудо, и ничего у него не вышло.
Вторая часть — кульминационная:
использующая самые сильные средства —
мини-спектакли, слайд-фильмы, сказки-притчи,
для включения в эмоциональную память детей
самых главных в учебном процессе образов и понятий.
После шумно-радостного перерыва говорю детям: сегодня я должна рассказать вам еще и о том, что мы будем делать в течении наших следующих встреч. Как рассказать, чтобы вы все поняли и запомнили? Можно, я расскажу вам сказку? Закройте глазки и попытайтесь представить, что за сказку я вам расскажу.
Начинается первый мини-спектакль…
Незаметно для детей я достаю из черного волшебного куба (из него на протяжении всех занятий много всякого разного появится) первого из трех ежей — мягких игрушек, подаренных мне «для учебного процесса» моими друзьями, что живут сейчас в Германии. Сначала я прячу ежа в складках шарфа. Потом ежик высовывает носик и оглядывается по сторонам. Потом моя левая рука с шарфом, конец которого зажат в пальцах, превращается в длинный путь в Небо, а правая рука помогает ежику идти по этому пути. И не ему одному. Действие развивается в соответствии с текстом сказки…
- Жил-поживал в своей теплой, уютной, сухой норке Ежик, еще детеныш. Хорошо поживал, потому что все его любили: и папа, и мама, и братья, и сестры, и он всех любил тоже.
- И вдруг, когда ежиное семейство мирно спало, посапывая носиками, Ежик почувствовал… В темную норку входит что-то. Какой-то дивный серебристый луч. И в спящей норке раздается что-то. Какой-то дивный серебристый звон.
- Ежик открыл глазки, встряхнулся всем тельцем, чтобы проснуться, высунул головку из норки, подвигал носиком во все стороны, поднял глазки вверх и… Увидел то, чего раньше никогда не замечал! Он увидел Звезду, сияющую в Небе! Это она звала его.
- «Иду» — ответил ежик, выбрался из норки, сделал первый шаг, второй, третий и… Пошел по пути «Преодоления Неведения», тому единственному пути, что ведет к Звездам, сияющим высоко в Небе. Ему не было страшно, потому что по пути этому он шел не один. Многие ежики в ту ночь увидели свет далекой звезды и услышали ее дивный звон.
Тоже вдруг, я почувствовала в очередной раз, что-то случилось! Быстро вернулась от Звезд на Землю и увидела… детские просветлевшие лица, потемневшие от счастья глаза и свет в их глубине. Поняв, ЧТО с нами произошло, я произнесла те слова, что положили начало и нашим занятиям, и серии книжек для «ежиков»…
И вы хотите видеть Звезды, сияющие в Небе? Все?..
И вы хотите слышать голоса других Миров? Все?..
И вы хотите жить, стремясь к Непостижимому? Все?..
Ёжики, я верю в вас, вперед!
— И сомневающихся, идти им или не идти (такие тоже могут оказаться)
с собою возьмите, уговорите: счастья своего не пропустить помогите,
потому что по пути «Преодоления Неведения» лучше всего идти не
одному, а дружным коллективом. Впереди — ёжики…
Кстати, кто они такие — эти сказочные существа, спрашиваю я детей. После некоторого обсуждения вопроса мы приходим к согласию, что «ежики» — маленькие дети, которым понятно то, что взрослым уже не понять никогда.
— Ёжики “ первопроходцы, идут впереди: они будут давать вам уроки Эстетики (показываю книжку). Вы, ежики — новички, идете следом за ними. Мы, ваши учителя идем рядом с вами. И пусть ваши родители пойдут с нами вместе. Попросите родителей о том: по пути «Преодоления Неведения» лучше всего идти дружным коллективом…
Мы будем идти вперед и вперед…
Один шаг — одно преодоление неизвестного, непонятного.
Еще один шаг — еще одно достижение замечательное,
позволяющее что-то новое узнать, что-то новое понять.
В результате МЫ ПОЙМЕМ, ЧТО ТАКОЕ ГОРОД,
ПОТОМУ ЧТО ДЕТИ ГОРОДА — ГОРОЖАНЕ,
ЭТО ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ,
ЧТОБЫ ГОРОД БЫЛ КРАСИВЫМ,
А ЕГО ДЕТИ — ГОРОЖАНЕ, БЫЛИ СЧАСТЛИВЫМИ.
Начинается первый слайд-фильм…
Говорю детям: закройте глазки и слушайте внимательно-внимательно; когда труба заговорит о чем-то о своем — печальном и непостижимом, вы глаза откроете и…
В темном зале звучат начальные распевы концерта Глиэра для трубы с духовым оркестром. По личикам видно: дети душой погружены в созерцание того, что им слышится-видится. Когда вступает труба блистательного Тимофея Докшицера, все дети разом распахивают глаза. Одновременно, на экране возникают завораживающе-прекрасные виды Петербурга, снятые с вертолета, летящего над Невой. По выражению лиц понятно: то — не вертолет, то — сами дети парят над Невой. Желаю вам счастья понаблюдать, как выглядит настоящее эстетическое потрясение.
В данном случае причины потрясения ясны. То — смена привычной точки зрения на город, придающей его разглядыванию остроту неожиданности; «полет», ощущение которого возникает из-за музыки, плывущей над городом; опять «полет», ощущение которого возникает из-за последовательной смены петербургских ансамблей. Так при подобном представлении Города дети видят «своими собственными глазами», чувствуют «всем своим сердцем» то, что перед ними возникает художественный образ Прекрасного града на Неве…
ПЕТЕРБУРГ — ГОРОД АНСАМБЛЕЙ НА ОСТРОВАХ,
ПЛЫВУЩИХ В ТОКАХ ОГРОМНОЙ НЕВЫ.
В глазах детей еще не гаснет чувство восторга, а я уже говорю им: мы продолжим «полет» в следующий раз и какую-то очень важную тайну выведаем у нашего города. Скажете, очень резкий обрыв? Да, чтобы дети ждали продолжения. Не расплескивая эмоций, они переходит в рисовальный, класс, где постепенно, пусть простят меня преподаватели живописи и рисования, они обретают душевное равновесие…
Третья часть —
закрепление впечатления от встречи
в творческом процессе.
Что рисовать дошкольникам в день первого знакомства, чтобы не усилить, а напротив, погасить эмоциональное напряжение? Каждому — свой портрет в подарок учителям Петербурговедения. И на обратной стороне рисунка имя написать и число поставить — вам самим, когда работы-подарки с благодарностью принимать будете. С помощью «автопортретов» вы лучше узнаете, а соответственно, и быстрее запомните своих новых друзей. Трудно запомнить? Ребенку запоминать приходится гораздо больше.
Все, время встречи-знакомства истекло: пора прощаться. По-моему, мы хорошо потрудились, не так ли, — спрашиваю я детей. Если вы согласны, встаньте и скажите громко столь же хорошие слова, как и те, что мы говорили при встрече…
Говорим на прощанье Всем спасибо и…
До нового свиданья —
До-свида-а-анья…
Дети проходят мимо меня. С мальчиками я прощаюсь за руку и благодарю за работу. Девочек глажу по плечикам и делаю им комплименты. Все. Нет, чуть не забыла…
Задание на дом…
Будет очень хорошо, если родители прочтут своим детям Введение (стр. 2-3) к «Урокам Эстетики для ежиков». А дети, выслушав написанное, раскрасят титул книжки и рисунки на прочитанных страницах. Стараться сделать это к следующему занятию не обязательно. Важнее другое: пусть задание будет выполнено с должной значительностью, чтобы ребенок ощутил себя «соавтором» столь необходимых для его возраста «Уроков Эстетики».
Глава 3 Адаптация встречи-знакомства применительно к начальной школе—>