Тема вторая — градоведческая: Кто главнее — город или река?

Цель занятия:

сделать более глубокими представления детей о нравственно-эстетических (экологических) взаимоотношениях ГОРОДА (ЛЮДЕЙ) и РЕКИ (ПРИРОДЫ).

‘                                                                                Средство осуществления цели:

— связать образ Реки с течением ВРЕМЕНИ; — показать двойственность ГОРОДА, родившегося благодаря РЕКЕ (ПРИРОДЕ), разорвавшего связь людей с ПРИРОДОЙ (НЕБОМ и ЗЕМЛЕЙ).

Приношу на занятие толстую книгу со старыми фотографиями, на которых запечатлено то состояние и та жизнь в Петербурге, кото­рых уже нет — ушли они в Прошлое. Показываю старые фотографии и рассказываю…

Когда-то Нева определяла жизнь Петербурга и петербуржцев. Река встала, покрылась льдом, — значит, наступила зима, потребовав от Города и горожан вести особую, зимнюю, жизнь.

Река вскрылась, начался ледоход, — значит,

Городу и горожанам пора готовиться к летнему образу жизни.

В Петербурге очень долго вскрытие Невы было праздником, отмечавшим приход Нового Времени.

Когда-то, совсем давно, люди видели в Реке образ Времени. Правда, есть сходство: и Время течет, как волны — без остановки, и никак не истекает?

Российский поэт Державин (он даже старше Пушкина) написал об этом стихи. Вот послушайте…

Река времен в своем теченьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей

Мне стихи кажутся замечательными, но очень печальными.

И это, действительно, так, потому что стихи о «Реке времен»

—                 последние в жизни поэта, предсмертные.

Если не поддаваться грусти, можно увидеть, что картина, нарисованная Гавриилом Романовичем, так звали Державина, не совеем верна. Когда Настоящее становится Прошлым, многое тонет в «пропасти забвенья» — исчезает из памяти.

Но, согласитесь, многое и остается, причем, главное.

Например, застывает Архитектурой на берегах «Реки времен», позволяет вспомнить бывшее когда-то и оживить Прошлое.

Помните наше «путешествие в Природу» — на «Заячий остров»? У вас есть памятка об этом: лист с желтыми листьями, на — котором написано: «такого-то числа, сентября месяца, такого- то года я впервые встретился с красавицей Невой». Расскажите, пожалуйста, что вы увидели тогда?

Ответы убеждают: воспоминания детей не потускнели со време­нем. Они помнят Город над водами, прекрасный, как сказка, как мечта, как чей-то сон. Я закрепляю впечатление, показывая слайды прекрас­ных Петербургских панорам в повторе концерта Глиэра. Мы опять «взле­таем» над Невой и вдруг (!) видим нечто,* совсем иное. Красивый Пе­тербург становится страшным: с дворами-колодцами в исторической части, с мертвыми спальными районами на окраинах, на гигантских проспектах которых слышен беззвучный вопль толп, что шагают впе­ред — к «победе коммунизма». Я не навязываю детям своего впечатле­ния. Я задаю им раздумчивый, «детский», вопрос…

—                 Кто в Петербурге главнее — Река или Город?

  • Река, потому что она старше Города — Нева уже была, когда Петербурга еще не было.

—                 Город главнее, потому что он сильнее — может загубить Реку.

  • Нева и Петербург уже три века ведут борьбу друг с другом. А что происходит с горожанами, как вы думаете?

Появляется возможность рассказать, что произошло с «пещер­ным человеком», когда миллионы лет проплыли над Землей. Эта исто­рия изложена во второй части «Явления красоты» в «Уроках Эстетики для ежиков». «Пещерный человек», живший в единстве с Природой, превратился в «комнатного человечка», спрятавшегося от Природы в городах за стенами квартир. Описав произошедшее в деталях, я расска­зываю детям об очень важных вещах. Не бойтесь делать этого и вы…

У всего происходящего в жизни человеческого рода,

есть, две стороны — добрая и злая, что борются друг с другом.

В борьбе этой проявляет свою силу замечательный Закон, благодаря которому история человеческого рода не истекает.

Сделают люди что-то хорошее, а оно обратится Злом.

Люди начинают бороться со Злом — опять побеждает Добро.

И уходит борьба Добра и Зла в бесконечность времен..:

Что за чудо города, позволившие «пещерному человеку» жить «благо-устроенно», «благо-получно».

И вдруг, случилось непредвиденное…

Обнаружилось, что в городах, особенно в очень-очень больших, разрываются связи человека с Природой: лесом на холмах; речками, что вьются меж холмами; облаками белыми, что плывут в озерных водах голубых; пушистыми зверьками, мелькающими меж древесных стволов…

Перестал человек смотреть в Небо.

Перестал человек восхищаться красотой Земли.

А разлюбив Землю, стал губить Природу. Почему?

Потому что не могут люди жить вне Природы, не могут не питать душу ее Красотой ~ таков Закон, подчиняться которому должны все — и человек тоже.

Повторяю «детский» вопрос…

  • Кто в Петербурге главнее — Река или Город?
  • Нельзя их отделять друг от друга, потому что когда останавли­ваются Реки, умирают и Города (отвечают дети, «повзрослев­шие» в совместных поисках ответов).

Я делаю вывод, сводя воедино начало и завершение темы… Наши далекие прапредки видели в Реках подобие Времени,

Они были правы: если ток Времени останавливается, прекращается жизнь на Земле. Пока горожане не забывают, что Город и Река едины, связи между людьми и Природой не порвутся и жизнь на Земле продолжится.

Что для этого нужно делать нам? Многое. В том числе, пытаться постичь, что такое Город на Реке.

Занятие я заканчиваю стихами, своими собственными. Их ис­пользование оправдано тем, что в последних двух строках запечатлена мысль, которую детям, занимающимся Петербурговедением, стоит за­помнить навсегда…

В Море плывет река Нева.

Вместе с нею плывут острова?

На островах чудо-город встает.

Вместе с Невою в Море плывет?

Нет…

Город застыл,

Как виденье.

Город решил:

Мне чуждо движенье,

Лучше Реке Подарю отраженье Колонных дворцов,

По водам идущих мостов,

Шпилей и куполов Золотое свеченье…

«Спасибо», — пропела Нева:

«Моя красота — слава твоя».

В ответ зазвучали слова В беге волн — в беге дней:

ВСЕ В ПЕТЕРБУРГЕ — НЕВА,

ВСЕ В ПЕТЕРБУРГЕ — О НЕЙ.

Повторите, пожалуйста, последние строки, прошу я детей…

ВСЕ В ПЕТЕРБУРГЕ — НЕВА,

ВСЕ В ПЕТЕРБУРГЕ — О НЕЙ.