Цель занятия:
сделать более глубокими представления детей о нравственно-эстетических (экологических) взаимоотношениях ГОРОДА (ЛЮДЕЙ) и РЕКИ (ПРИРОДЫ).
‘ Средство осуществления цели:
— связать образ Реки с течением ВРЕМЕНИ; — показать двойственность ГОРОДА, родившегося благодаря РЕКЕ (ПРИРОДЕ), разорвавшего связь людей с ПРИРОДОЙ (НЕБОМ и ЗЕМЛЕЙ).
Приношу на занятие толстую книгу со старыми фотографиями, на которых запечатлено то состояние и та жизнь в Петербурге, которых уже нет — ушли они в Прошлое. Показываю старые фотографии и рассказываю…
Когда-то Нева определяла жизнь Петербурга и петербуржцев. Река встала, покрылась льдом, — значит, наступила зима, потребовав от Города и горожан вести особую, зимнюю, жизнь.
Река вскрылась, начался ледоход, — значит,
Городу и горожанам пора готовиться к летнему образу жизни.
В Петербурге очень долго вскрытие Невы было праздником, отмечавшим приход Нового Времени.
Когда-то, совсем давно, люди видели в Реке образ Времени. Правда, есть сходство: и Время течет, как волны — без остановки, и никак не истекает?
Российский поэт Державин (он даже старше Пушкина) написал об этом стихи. Вот послушайте…
Река времен в своем теченьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвенья Народы, царства и царей…
Мне стихи кажутся замечательными, но очень печальными.
И это, действительно, так, потому что стихи о «Реке времен»
— последние в жизни поэта, предсмертные.
Если не поддаваться грусти, можно увидеть, что картина, нарисованная Гавриилом Романовичем, так звали Державина, не совеем верна. Когда Настоящее становится Прошлым, многое тонет в «пропасти забвенья» — исчезает из памяти.
Но, согласитесь, многое и остается, причем, главное.
Например, застывает Архитектурой на берегах «Реки времен», позволяет вспомнить бывшее когда-то и оживить Прошлое.
Помните наше «путешествие в Природу» — на «Заячий остров»? У вас есть памятка об этом: лист с желтыми листьями, на — котором написано: «такого-то числа, сентября месяца, такого- то года я впервые встретился с красавицей Невой». Расскажите, пожалуйста, что вы увидели тогда?
Ответы убеждают: воспоминания детей не потускнели со временем. Они помнят Город над водами, прекрасный, как сказка, как мечта, как чей-то сон. Я закрепляю впечатление, показывая слайды прекрасных Петербургских панорам в повторе концерта Глиэра. Мы опять «взлетаем» над Невой и вдруг (!) видим нечто,* совсем иное. Красивый Петербург становится страшным: с дворами-колодцами в исторической части, с мертвыми спальными районами на окраинах, на гигантских проспектах которых слышен беззвучный вопль толп, что шагают вперед — к «победе коммунизма». Я не навязываю детям своего впечатления. Я задаю им раздумчивый, «детский», вопрос…
— Кто в Петербурге главнее — Река или Город?
- Река, потому что она старше Города — Нева уже была, когда Петербурга еще не было.
— Город главнее, потому что он сильнее — может загубить Реку.
- Нева и Петербург уже три века ведут борьбу друг с другом. А что происходит с горожанами, как вы думаете?
Появляется возможность рассказать, что произошло с «пещерным человеком», когда миллионы лет проплыли над Землей. Эта история изложена во второй части «Явления красоты» в «Уроках Эстетики для ежиков». «Пещерный человек», живший в единстве с Природой, превратился в «комнатного человечка», спрятавшегося от Природы в городах за стенами квартир. Описав произошедшее в деталях, я рассказываю детям об очень важных вещах. Не бойтесь делать этого и вы…
У всего происходящего в жизни человеческого рода,
есть, две стороны — добрая и злая, что борются друг с другом.
В борьбе этой проявляет свою силу замечательный Закон, благодаря которому история человеческого рода не истекает.
Сделают люди что-то хорошее, а оно обратится Злом.
Люди начинают бороться со Злом — опять побеждает Добро.
И уходит борьба Добра и Зла в бесконечность времен..:
Что за чудо города, позволившие «пещерному человеку» жить «благо-устроенно», «благо-получно».
И вдруг, случилось непредвиденное…
Обнаружилось, что в городах, особенно в очень-очень больших, разрываются связи человека с Природой: лесом на холмах; речками, что вьются меж холмами; облаками белыми, что плывут в озерных водах голубых; пушистыми зверьками, мелькающими меж древесных стволов…
Перестал человек смотреть в Небо.
Перестал человек восхищаться красотой Земли.
А разлюбив Землю, стал губить Природу. Почему?
Потому что не могут люди жить вне Природы, не могут не питать душу ее Красотой ~ таков Закон, подчиняться которому должны все — и человек тоже.
Повторяю «детский» вопрос…
- Кто в Петербурге главнее — Река или Город?
- Нельзя их отделять друг от друга, потому что когда останавливаются Реки, умирают и Города (отвечают дети, «повзрослевшие» в совместных поисках ответов).
Я делаю вывод, сводя воедино начало и завершение темы… Наши далекие прапредки видели в Реках подобие Времени,
Они были правы: если ток Времени останавливается, прекращается жизнь на Земле. Пока горожане не забывают, что Город и Река едины, связи между людьми и Природой не порвутся и жизнь на Земле продолжится.
Что для этого нужно делать нам? Многое. В том числе, пытаться постичь, что такое Город на Реке.
Занятие я заканчиваю стихами, своими собственными. Их использование оправдано тем, что в последних двух строках запечатлена мысль, которую детям, занимающимся Петербурговедением, стоит запомнить навсегда…
В Море плывет река Нева.
Вместе с нею плывут острова?
На островах чудо-город встает.
Вместе с Невою в Море плывет?
Нет…
Город застыл,
Как виденье.
Город решил:
Мне чуждо движенье,
Лучше Реке Подарю отраженье Колонных дворцов,
По водам идущих мостов,
Шпилей и куполов Золотое свеченье…
«Спасибо», — пропела Нева:
«Моя красота — слава твоя».
В ответ зазвучали слова В беге волн — в беге дней:
ВСЕ В ПЕТЕРБУРГЕ — НЕВА,
ВСЕ В ПЕТЕРБУРГЕ — О НЕЙ.
Повторите, пожалуйста, последние строки, прошу я детей…
ВСЕ В ПЕТЕРБУРГЕ — НЕВА,
ВСЕ В ПЕТЕРБУРГЕ — О НЕЙ.