Глава 8. Воспоминание о встрече с невой…

ВОСПОМИНАНИЕ О ВСТРЕЧЕ С НЕВОЙ…

Когда пройдет какое-то время и острота впечатления снизится стоит извлечь из памяти воспоминание о встрече с Невой и оформить в виде «меты этапных постижений». На изготовление «меты» уходит обычно минут 40, то-есть отдельный урок в Начальной школе или тре­тье занятие в учебном блоке в Детском саду. Форму определит ваш личный вкус и возможности конкретного учебного плана.

Цель занятия:
перевести опыт первого постижения в воспоминание,
имеющее форму наглядного пособия, где закреплено все —
и прочувствованное, и узнанное.

Средство осуществления цели:
исполнение цветной аппликации на белом планшете,
чтобы с помощью этого действия получить «мету» —
знак, напоминающий о былом.

Я предлагаю детям, когда время заняться этим поспеет…

Запечатлеем на память замечательное Событие, что было,
да прошло? Нет его в нашей жизни. Будто волны Невы
смыли с песчаной отмели «Заячьего острова» построенный
вами город из песка. Был — исчез. Осталась лишь мета.
Посмотрели на мету — былое ожило опять.

Мета — знак, оставленный с какой-то особой целью.
Например, человек, не умеющий писать, ставит «крестик»
на подписном листе и обозначает в знак согласия со всем,
что ему кто-то предлагает. Наша цель — оставить мету о том,
что мы однажды увидели, узнали, пережили.

Нашу мету мы оставим на белом планшете (показываю) и будет
она представлять собой цветную аппликацию, которую мы сделаем
все вместе и постараемся сделать как можно лучше,
чтобы, посмотрев на мету, мы вспомнили, каким интересным и
веселым было наше путешествие на «Веселый остров».

Даю необходимые пояснения по технике изготовления планшета, аппликации, устройства экспозиции. Планшет необходим, потому что на листе бумаги результат трудов выглядит не эстетично. Аппликация нужна, потому что раскраска может растечься, цвет пожухнуть, а со­ответственно, поблекнет меты красота. Продумывать, ка разместить планшеты с аппликациями на стене, чрезвычайно важно, потому что разговоры об Эстетике в неэстетично-оформленной среде становятся досужими (бездейственными) рассуждениями. Планшет, аппликация, экспозиция придают процессу изготовления и демонстрации мет — зна­ков, напоминающих о былом, художественный профессионализм.

ПЛАНШЕТ выполняется из картона, оклеенного с двух сторон бумагой, чтобы картон не прогибался в ту или иную сторону. После оклеивания картона бумагой планшет стоит некоторое время подер­жать под прессом. Таких планшетов в ходе учебного процесса вам понадобится несколько, поэтому очень важно, чтобы все они имели общий модуль — 60×60 или80×80 см. кв. Модуль необходим, чтобы менять планшеты в одном и том же экспозиционном поле — «играть в квадратики» на стене, постепенно заполняя ее.

АППЛИКАЦИЮ лучше всего изготовлять из цветной самоклею­щейся пленки. На обратной стороне пленки (той, где защитный бумаж­ный слой) заранее наносится контур рисунка в зеркальном изображе­нии. Вырезать рисунок по контуру лучше на глазах детей, чтобы инте­рес к происходящему превратил их в соучастников общего процесса. Тот же контур, но в прямом изображении, наносится на планшет. За­щитный бумажный слой отдирается и пленка приклеивается к планше­ту тоже «общими усилиями».

ЭКСПОЗИЦИЮ удобно устраивать, имея некоторую свободу пе­ремещения планшетов на демонстрационной площади. Для этого на стене стоит закрепить «навечно» деревянную рейку с гвоздиками, вби­тыми в рейку с соблюдением модульного шага. Планшеты крепятся к гвоздикам на едва видимых на стене нейлоновых нитях. Главное в ус­тройстве экспозиции — процессуальность: постепенное и последова­тельное заполнение экспозиционной площади метами на планшетах. Вы поняли? В Кабинете петербурговедения должна быть свободная (легко освобождаемая), белая стена, что запечатлеет историю знакомства детей с градом Санкт-Петербургом.

Мета,в которой запечатлено воспоминание о путешествии на Неву, на мой взгляд, должна показывать (отмечать) то место, где мы были, и те главные памятники, что мы видели, причем, показывать ТОЧНО — ведь мы занимаемся Петербурговедением.

Значит, для изготовления аппликации необходимо использовать соответствующие исходные материалы, что всегда должны быть в рас­поряжении учителя Петербурговедения: генеральный план Петербур­га; комплект памятников Петербургской архитектуры.

Спешить познакомить с генеральным планом Санкт-Петербурга детей, которых вы лишь «вводите» в город, не нужно: маленькие дети будут воспринимать эту грандиозную проекцию как что-то пугающе­непонятное, сумбурное, хаотическое, вообщем, непривлекательное. Запомните, пожалуйста, чтобы город стал близок детям, они должны пережить его «рождение», причем, особое. Город должен «проявиться» в их сознании и чувствах, как проявляются фотографии: сначала — едва различимые пятна, потом — полная резкость.

ЧТОБЫ ГОРОД «РОДИЛСЯ»,
ДЕТИ МНОГОЕ ДОЛЖНЫ ПЕРЕЖИТЬ…
«УВИДЕТЬ» ЕГО СЕРДЦЕМ И УМОМ
В ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО НАБИРАЕМОЙ ГОРОДОМ ПОЛНОТЕ;

ОБЖИТЬ «ПРОЯВЛЕНИЕ ВИДИМОГО»
В СОБСТВЕННОМ ВООБРАЖЕНИИ;
ЗАПЕЧАТЛЕТЬ В ПАМЯТИ — ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ, ГЛУБИННОЙ.

Советую вам, выделите на генеральном плане Санкт-Петербурга центральный квадрат, или ту часть дельты Невы, что включает в себя «Заячий остров» с Кронверкским протоком; часть Васильевского остро­ва со Стрелкой; Адмиралтейский остров с Мойкой и каналами и Лет­ним садом (на будущее). От всего, что нанесено на генплан, оставьте очертания вод: Невы, Малой Невы, Большой Невы, Мойки, Кронверк­ского протока и каналов. Увеличьте на кальке этот рисунок по клеточ­кам до нужных размеров, прямую проекцию перенесите с кальки на белый планшет (чтобы едва видно было), зеркальную — на обратную сторону голубой пленки, вырежьте воды и наклейте на планшет. Все — ситуационная схема готова.

Дальнейшие действия таковы. На «Заячьем острове» нужно отме­тить, с помощью очень-очень красивой (красной) точки-звезды, то мес­то, откуда мы посмотрели «в лицо» Санкт-Петербургу. Больше думая о композиции на белом листе, чем о точном попадании в необходимое место, следует разместить на островах изображения петербургских до­минант (главных архитектурных объектов в истории города): Петропав­ловской крепости, Василеостровской стрелки, Зимнего дворца, Адми­ралтейства, Исаакиевского собора. Главное, чтобы дома эти не были искажены в архитектуре своей, красиво размещены на листе, украшен­ном красочно, радостно — соответственно детским фантазиям.

Когда все готово, я повторяю концовку экскурсии: здания очень красивы, не правда ли, а что красивее их? Дети отвечают: панорама в целом, благодаря которой можно увидеть… город над водами, дивный, как сказка, как мечта, как чей-то сон.

Очень славно получится, если вам удастся, когда дети придут на занятия в следующий раз, сделать им подарок: рядом с изготовленным совместно планшетом повесить еще один планшет с видом на самую красивую Петербургскую панораму, сделанную с той точки, в которой мы когда-то стояли все вместе.

Желаю вам успеха.