Глава 7 Экскурсия: Остров «Заячий» в Петербурге есть

ЭКСКУРСИЯ: ОСТРОВ «ЗАЯЧИЙ» В ПЕТЕРБУРГЕ ЕСТЬ

Цель экскурсии:
дать самое существенное и, конечно же, — образное,
представление о взаимосвязи ГОРОДА И РЕКИ (ПРИРОДЫ),
что особенно важно, если…
город этот — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, а река — НЕВА.

Средство осуществления цели:
предоставить детям возможность,
во-первых, проявить особенности своего собственного,
«первобытного», восприятия Мира;
во-вторых, пережить первый (самый значимый) опыт
эмоционально-эстетического созерцания.

Я предлагаю детям совершить вместе с их родителями путеше­ствие на реку Неву. Нет, не на прогулочном судне, предполагающем разглядывание того, что стоит на берегах. Принципиально иначе!

В Крепость мы не заходим. Встретившись на Иоанновском мос­ту, я веду обрадованную встречей группу вдоль Невы. По дороге ожив­ленно беседуем, выясняя, что такое ПУТЕШЕСТВИЕ и где кому уже удалось побывать. Ответы детей на первый вопрос достаточно обычны: слово «путешествовать» в их понимании — «ездить куда-нибудь». Отве­ты на второй вопрос могут быть самыми разнообразными, готовьтесь: вполне возможно, что вашим подопечным уже удалось побывать на Мальте, в Анталии, в Париже, в деревне у бабушки, на даче, во дво­ре… Могут быть и такие, кто в первый раз пришел на Неву. Я завер­шаю разговор своим определением…

«ПУТЕШЕСТВИЕ» ЗАМЕЧАТЕЛЬНО НЕ ТЕМ, ГДЕ ТЫ БЫЛ,
А ТЕМ, ЧТО ТЫ СМОГ УВИДЕТЬ-УСЛЫШАТЬ,
УЗНАТЬ-ПЕРЕЖИТЬ.

Предлагаю детям и вам переставить части слова и убедиться: в русском языке «путешествовать» означает «ШЕСТВОВАТЬ ПО ПУТИ». Зачем шествовать? В поисках интересного. По лесной тропинке идет человек. Он — ПУТНИК. Он тоже путешествует, потому что надеется встретить на своем пути что-то очень интересное. По чужим странам ездит человек, ищущий новых впечатлений, чтобы лучше узнать все: и свое, и чужое и себя в том числе. Среди таких людей появляются СТРАННИКИ, которым «зов далей», лежащих где-то там — за горизон­том, не дает остановиться и найти свое место на Земле. Можно стать путником или странником, не выходя из дома? Да, если избрать осо­бый путь — познания. Искателям живых (не книжных) впечатлений, чаще всего, приходится выходить из дома и куда-нибудь отправляться, например, как нам — на Неву.

  • Нас можно назвать путешественниками?
  • Какой путь мы избрали для своего путешествия?
  • Поиск впечатлений от встречи с Невой и Прекрасным градом.

Последнюю формулировку мы «оттачиваем» вместе: дети, роди­тели и я. В оживленной беседе не заметив, что путь наш достаточно долог, мы выходим на песчаную отмель Заячьего острова, откуда от­крывается замечательнейший вид на Василеостровскую стрелку. Это место — не простое: придя сюда, нам предстоит изменить «маршрут» и пережить особое, эмоционально-умозрительное, путешествие. Не сра­зу, а после того, как, приведя группу на место, я предоставлю детей самим себе, переключившись на разговор со взрослыми. Как это?! Так…

Устраивая экскурсии для взрослых, я убеждалась в том каждый раз: взрослых нужно держать в постоянном эмоциональном напряже­нии. Иначе, они сразу же выпадут из созерцательно-поэтического на­строения, необходимого для тем предлагаемых мною путешествий. Выпадут и тут же начнут рассказывать друг другу, кто что сказал или сделал. Взрослые — тяжелый, занятой, замученный повседневностью народ, не склонный к созерцанию «отвлеченностей». Дети — с другой планеты, где отвлеченностей нет: все полно смысла и жизни.

Если детей предоставить самим себе, они сразу же начинают играть. Вы, конечно, знаете, к чему сводятся игры на песчаном речном берегу. Если погода хорошая, дети строят из песка или проектируют на песке города, что с полным равнодушием смывают волны реки. Почему дети продолжают создавать эти хрупкие — мгновению принад­лежащие, фантазии, многим взрослым уже не понять. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», — придумали они пословицу в оправда­ние своей забывчивости. Дети играют в песок, потому что…

ДЕТСКАЯ ПАМЯТЬ НЕ ЗАБЫЛА ИСКОННУЮ СВЯЗЬ
ГОРОДА И РЕКИ, НЕОТРЫВНЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА.

Детская память выдает то, что у взрослых заглушено тяжестью обыденности и, чтобы «заговорить», требует очень сильных внешних воздействий. Если детей не заставлять выслушивать «по стойке смир­но» то, что говорят взрослые, они сразу же начинают проявлять осо­бенности их собственного, «первобытного», «атавистического», воспри­ятия мира. Вы убедитесь в том сами и не раз, на пути «Преодоления Неведения», будут нередки подобные ситуации.

Рассказав родителям о многом, я замечаю, что сосредоточен­ность детей на игре в песок начинает ослабевать. Это свидетельствует: необходима передышка перед следующим занятием, что потребует столь же сильного напряжения воображения. Я предлагаю детям встать в круг и пропеть наговор, дополнив перечень «землян» зверушками, от которых требуется, чтобы они не сбивали рифмы, а значит, и ритмич­ности движения. Это несколько трудновато, зато можно станцевать «партии» новых героев, двигаясь друг за другом по кругу. Пусть дети насладятся тем, что они находятся не в помещении, замкнутом стена­ми с окнами, а на воле! Наговор может стать, например, таким…

На большой моей планете Живут взрослые и дети,
Живут ежики и мышки,
Зайцы, лисы и мартышки,
Кошки и собаки —
Большие забияки…

Города встают из Вод.
Счастлив тот,
Кто в них живет.
Счастлив кто?!

Я?! Ты?!

Все мы —
Реки и озера,
Леса, поля и горы,
Звери, птицы, дети
На большой, большой планете.

Дети движутся по кругу, не стесняя себя ни в движениях, ни в громкости исполнения ритмической песенки. Я же, воспользовавшись их увлеченностью новой игрой, делаю нечто очень-очень важное: встаю незаметно для детей, и родителей тоже, в «главную точку восприятия» Петербургских красот, с которой можно рассмотреть одну из прекрас­нейших Петербургских панорам — видов на город, открывающихся с дальних точек зрения. Найти эту «точку» не трудно: то — вид на стрел­ку Васильевского острова на фоне дворцового ряда, украшенного шпи­лем Адмиралтейства, куполом-шлемом Исаакиевского собора и многоглавием церквей в отдалении. Когда «хорея» (движение в танце с пени­ем по кругу) грозит стать неуправляемой, я останавливаю детей спосо­бом, ими любимым и нередко используемым…

— Замрите!!!

Дети «замирают» — резко погружаются во внутреннюю тишину. Это необходимо, потому что после «замирания» начнется «Урок созер­цания» — столь полного погружения в видимое-слышимое-переживаемое, благодаря которому открываются Сущности, спрятанные от по­верхностного представления о чем-то, чаще всего, ни о чем. Я выделяю последовательно (для вас) все составляющие достаточно сложного процесса.

Действие первое — переживание ощущения
своей соотнесенности с целым.

Теперь расслабьтесь, встаньте прямо-прямо и ощутите…
Вы превратились в стройное Древо… Оно выросло
на одном из островов, плывущих по реке.
Чувствуете, как идут через вас от Земли к Небу
вертикальные токи? Чувствуете?..

Действие второе — оживление Прошлого,
что было до того, когда не было ничего.

Огромную реку зовут Невою. Древо видит ее постоянно,
потому что никогда не покидает острова с замечательными
именами: «Заячий» и «Веселая земля». Судя по именам,
на острове этом когда-то много берез весело шумело зеленой
листвой и заячьи уши мелькали меж белых высоких стволов.

Действие третье — сосредоточение внимания
на живой (подвижной) детали целого для возникновения
образно-ассоциативного ощущения течения Времени.

Вглядитесь в бег волн, вслушайтесь в их струйный плеск и
вообразите, о чем рассказывают Невские воды… Нет-нет,
не произносите ничего вслух — не нарушайте тишины, в которую
вы погрузились. Я отвечу сама, тихо-тихо, вдруг мой ответ
совпадет с вашим. Воды Невы говорят, что все-все, что есть
сейчас, пройдет — станет Прошлым, поэтому нужно радоваться
каждому сейчас текущему мгновению. Видите, одна волна, другая,
третья… Волны бегут, как минуты, веселой чередой вдоль
берега острова, что был когда-то другим: не крепостью, а
веселым лесом. Не правда ли, река подобна ТОКУ ВРЕМЕНИ?..

Действие четвертое — умозрительное созерцание
окружающего Пространства для закрепления
в эмоциональной памяти увиденных образов.

Теперь закройте глаза и представьте «мысленным взором» то,
что расположено вокруг вас. Вы — на «Заячьем» острове,
в самом центре Петербурга. За спиной — защищающая город
крепость. Чувствуете ее мощь?! Перед вами — прекрасный остров
с колонным храмом в центре. В даль далекую убегают берега,
застроенные дворцами. Плывут над дворцами в Небе шпили, купола,
главки… Вспоминайте… Вспоминайте… Молча вспоминайте то,
что расположено вокруг вас.

Действие пятое — резкий переход к реальности
от постигаемого чувством и умом.

— А теперь глаза откройте и посмотрите «в лицо» Петербургу!!!

Резкий переход тщательно подготавливается. Когда дети закрыва­ют глаза, я ухожу с того места, на котором стояла в момент приказа замереть. Открыв глаза, уже не я, а дети оказываются в «главной точ­ке восприятия» Петербургских красот и впервые, уверяю вас, впервые видят…

ГОРОД НАД ВОДАМИ,
ДИВНЫЙ, КАК СКАЗКА, КАК МЕЧТА, КАК ЧЕЙ-ТО СОН.

Я не цитирую «великих петербургских обитателей». Эти слова, при раскрепощении им дарованных способностей, произносят сами дети, становясь, по праву и обязанности своего возраста, столь же талантли­выми. Если впечатление как следует не подготовить, дети смогут, всю жизнь прожив в Санкт-Петербурге, ничего подобного никогда и не увидеть. «Не правда ли?», — задайте этот вопрос их родителям, требую­щим, чтобы экскурсии были информативно-насыщенными и только.

При дидактических методах обучения достаточным свидетель­ством знания считается запоминание изображенного и его узнавание с воспроизведением имени. Здесь действует эмоциональная память — са­мая устойчивая, самая длительная.

ПРИ СОЗЕРЦАНИИ В ГЛУБИНЕ ПАМЯТИ ЗАПЕЧАТЛЕВАЕТСЯ
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ,

ЧТО СТАНОВИТСЯ «ТОЧКОЙ ПРИТЯЖЕНИЯ»
ОТНОСЯЩЕЙСЯ К НЕМУ ИНФОРМАЦИИ.

Как убедиться в том, что образ, действительно, запечатлелся в памяти ребенка? Увидев объект созерцания в следующий раз, ребенок проявит к нему живейший интерес, который вызывает только то, что «запало в душу».

Конечно, нельзя лишать «путешествие в Природу» и познава­тельного интереса. Из этого никак не следует, что детей нужно застав­лять перечислять и запоминать названия памятников архитектуры, сто­ящих на берегах Невы. Нет, в создавшейся эмоциональной атмосфере подобный ход будет мертвить живое целое. Пусть картина еще какое- то время остается чисто-поэтической. Чтобы спровоцировать детей на интеллектуальные размышления, попросите их дать ответ на замеча­тельный по своей простоте и глубине вопрос — что такое Река? При наводящих сведениях, при участии родителей, готовых поделиться вос­поминаниями, достаточно полные ответы будут такими…

  • Река — удобная связь Города и горожан с окружающим Миром.
    Днем на Неве суетятся катера, прогулочные теплоходы, «Кометы», «Ракеты»
    и прочее. В ночи, когда люди спят, а мосты разводятся, плывут корабли
    по Неве и баржи.
  • Река — вода для питья, мытья, купания, тушения пожаров…
  • Река — кормилица. Корюшку на Неве петербуржцы ловят и сегодня.
    Водяные мельницы исчезли давным-давно.

Позднее ночной Петербург я покажу детям на слайдах. Исчез­нувшие меты Прошлого покажу тоже и непременно, воспользовавшись альбомами с видами старого Петербурга. Забегая вперед (дети узнают об этом через несколько лет), сообщаю вам смысл подобного действа…

РАССКАЗЫВАЯ О ГОРОДЕ, НЕОБХОДИМО ВЫДЕЛЯТЬ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ В ЕГО ЖИЗНИ,
ПОТОМУ ЧТО ГОРОД —
ЗАСТЫВШЕЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ВРЕМЯ.

Последнее описание Реки я даю сама. Говорю медленно, дети смотрят в «лицо» каждому объекту, повторяют названия. Когда будем возвращаться домой остановимся ненадолго перед Петропавловским собором, чтобы посмотреть на шпиль со сферой, крестом и Ангелом. Невские, Петровские, Иоанновские ворота останутся в этот раз неназ­ванными, как и многое другое, что предстоит узнать на избранном нами пути в дальнейшем.

Река — красавица, в водах которой отражаются города
и становятся похожими на нее — столь же красивыми…

За нами — Петропавловская крепость с собором в центре,
тоже Петропавловским. Золотой шпиль соборной колокольни
увенчан крестом и Ангелом, благославляющим город.

Перед нами — стрелка Васильевского острова с храмом, что
был когда-то Биржей, где заключались торговые сделки.
Ростральные колонны были когда-то маяками. Горящие в ночи
факелы на колоннах указывали плывущим с моря кораблям:
здесь в граде Петербурге находится морской порт. Сейчас порт
в другом месте, факелы зажигаются в праздничные дни.

Там вдали — Зимний дворец российских императоров;
Адмиралтейская башня с золотым шпилем и корабликом;
купол Исаакиевского собора, похожий на шлем богатырский.

Петропавловская крепость, Василеостровская стрелка, Зимний
дворец, Адмиралтейство, Исаакиевский собор очень красивы,
не правда ли? А что красивее их? Панорама в целом, благодаря
которой можно увидеть… Город над водами, дивный, как сказка,
как мечта, как чей-то сон.

Задание на дом…

Дети могут унести с собой на память осенние листья, дома засу­шить их, прикрепить к листу и написать: «такого-то числа, сентября месяца, такого-то года я встретился (встретилась) впервые с красави­цей Невой».

Чтобы снять с суждения категоричность, попросите детей поду­мать над глубинными различиями в двух, очень важных в жизни чело­века, действиях: смотреть (глазами) и видеть (умом и сердцем). Позднее нужно будет вернуться и к этому различию, и к путешествию на Неву. И не раз. И во время других занятий. И специально.

 

<—Глава 6 Постановка проблемы

Глава 8 Воспоминание о встрече с Невой—>