ЭКСКУРСИЯ: ОСТРОВ «ЗАЯЧИЙ» В ПЕТЕРБУРГЕ ЕСТЬ
Цель экскурсии:
дать самое существенное и, конечно же, — образное,
представление о взаимосвязи ГОРОДА И РЕКИ (ПРИРОДЫ),
что особенно важно, если…
город этот — САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, а река — НЕВА.
Средство осуществления цели:
предоставить детям возможность,
во-первых, проявить особенности своего собственного,
«первобытного», восприятия Мира;
во-вторых, пережить первый (самый значимый) опыт
эмоционально-эстетического созерцания.
Я предлагаю детям совершить вместе с их родителями путешествие на реку Неву. Нет, не на прогулочном судне, предполагающем разглядывание того, что стоит на берегах. Принципиально иначе!
В Крепость мы не заходим. Встретившись на Иоанновском мосту, я веду обрадованную встречей группу вдоль Невы. По дороге оживленно беседуем, выясняя, что такое ПУТЕШЕСТВИЕ и где кому уже удалось побывать. Ответы детей на первый вопрос достаточно обычны: слово «путешествовать» в их понимании — «ездить куда-нибудь». Ответы на второй вопрос могут быть самыми разнообразными, готовьтесь: вполне возможно, что вашим подопечным уже удалось побывать на Мальте, в Анталии, в Париже, в деревне у бабушки, на даче, во дворе… Могут быть и такие, кто в первый раз пришел на Неву. Я завершаю разговор своим определением…
«ПУТЕШЕСТВИЕ» ЗАМЕЧАТЕЛЬНО НЕ ТЕМ, ГДЕ ТЫ БЫЛ,
А ТЕМ, ЧТО ТЫ СМОГ УВИДЕТЬ-УСЛЫШАТЬ,
УЗНАТЬ-ПЕРЕЖИТЬ.
Предлагаю детям и вам переставить части слова и убедиться: в русском языке «путешествовать» означает «ШЕСТВОВАТЬ ПО ПУТИ». Зачем шествовать? В поисках интересного. По лесной тропинке идет человек. Он — ПУТНИК. Он тоже путешествует, потому что надеется встретить на своем пути что-то очень интересное. По чужим странам ездит человек, ищущий новых впечатлений, чтобы лучше узнать все: и свое, и чужое и себя в том числе. Среди таких людей появляются СТРАННИКИ, которым «зов далей», лежащих где-то там — за горизонтом, не дает остановиться и найти свое место на Земле. Можно стать путником или странником, не выходя из дома? Да, если избрать особый путь — познания. Искателям живых (не книжных) впечатлений, чаще всего, приходится выходить из дома и куда-нибудь отправляться, например, как нам — на Неву.
- Нас можно назвать путешественниками?
- Какой путь мы избрали для своего путешествия?
- Поиск впечатлений от встречи с Невой и Прекрасным градом.
Последнюю формулировку мы «оттачиваем» вместе: дети, родители и я. В оживленной беседе не заметив, что путь наш достаточно долог, мы выходим на песчаную отмель Заячьего острова, откуда открывается замечательнейший вид на Василеостровскую стрелку. Это место — не простое: придя сюда, нам предстоит изменить «маршрут» и пережить особое, эмоционально-умозрительное, путешествие. Не сразу, а после того, как, приведя группу на место, я предоставлю детей самим себе, переключившись на разговор со взрослыми. Как это?! Так…
Устраивая экскурсии для взрослых, я убеждалась в том каждый раз: взрослых нужно держать в постоянном эмоциональном напряжении. Иначе, они сразу же выпадут из созерцательно-поэтического настроения, необходимого для тем предлагаемых мною путешествий. Выпадут и тут же начнут рассказывать друг другу, кто что сказал или сделал. Взрослые — тяжелый, занятой, замученный повседневностью народ, не склонный к созерцанию «отвлеченностей». Дети — с другой планеты, где отвлеченностей нет: все полно смысла и жизни.
Если детей предоставить самим себе, они сразу же начинают играть. Вы, конечно, знаете, к чему сводятся игры на песчаном речном берегу. Если погода хорошая, дети строят из песка или проектируют на песке города, что с полным равнодушием смывают волны реки. Почему дети продолжают создавать эти хрупкие — мгновению принадлежащие, фантазии, многим взрослым уже не понять. «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», — придумали они пословицу в оправдание своей забывчивости. Дети играют в песок, потому что…
ДЕТСКАЯ ПАМЯТЬ НЕ ЗАБЫЛА ИСКОННУЮ СВЯЗЬ
ГОРОДА И РЕКИ, НЕОТРЫВНЫХ ДРУГ ОТ ДРУГА.
Детская память выдает то, что у взрослых заглушено тяжестью обыденности и, чтобы «заговорить», требует очень сильных внешних воздействий. Если детей не заставлять выслушивать «по стойке смирно» то, что говорят взрослые, они сразу же начинают проявлять особенности их собственного, «первобытного», «атавистического», восприятия мира. Вы убедитесь в том сами и не раз, на пути «Преодоления Неведения», будут нередки подобные ситуации.
Рассказав родителям о многом, я замечаю, что сосредоточенность детей на игре в песок начинает ослабевать. Это свидетельствует: необходима передышка перед следующим занятием, что потребует столь же сильного напряжения воображения. Я предлагаю детям встать в круг и пропеть наговор, дополнив перечень «землян» зверушками, от которых требуется, чтобы они не сбивали рифмы, а значит, и ритмичности движения. Это несколько трудновато, зато можно станцевать «партии» новых героев, двигаясь друг за другом по кругу. Пусть дети насладятся тем, что они находятся не в помещении, замкнутом стенами с окнами, а на воле! Наговор может стать, например, таким…
На большой моей планете Живут взрослые и дети,
Живут ежики и мышки,
Зайцы, лисы и мартышки,
Кошки и собаки —
Большие забияки…
Города встают из Вод.
Счастлив тот,
Кто в них живет.
Счастлив кто?!
Я?! Ты?!
Все мы —
Реки и озера,
Леса, поля и горы,
Звери, птицы, дети
На большой, большой планете.
Дети движутся по кругу, не стесняя себя ни в движениях, ни в громкости исполнения ритмической песенки. Я же, воспользовавшись их увлеченностью новой игрой, делаю нечто очень-очень важное: встаю незаметно для детей, и родителей тоже, в «главную точку восприятия» Петербургских красот, с которой можно рассмотреть одну из прекраснейших Петербургских панорам — видов на город, открывающихся с дальних точек зрения. Найти эту «точку» не трудно: то — вид на стрелку Васильевского острова на фоне дворцового ряда, украшенного шпилем Адмиралтейства, куполом-шлемом Исаакиевского собора и многоглавием церквей в отдалении. Когда «хорея» (движение в танце с пением по кругу) грозит стать неуправляемой, я останавливаю детей способом, ими любимым и нередко используемым…
— Замрите!!!
Дети «замирают» — резко погружаются во внутреннюю тишину. Это необходимо, потому что после «замирания» начнется «Урок созерцания» — столь полного погружения в видимое-слышимое-переживаемое, благодаря которому открываются Сущности, спрятанные от поверхностного представления о чем-то, чаще всего, ни о чем. Я выделяю последовательно (для вас) все составляющие достаточно сложного процесса.
Действие первое — переживание ощущения
своей соотнесенности с целым.
Теперь расслабьтесь, встаньте прямо-прямо и ощутите…
Вы превратились в стройное Древо… Оно выросло
на одном из островов, плывущих по реке.
Чувствуете, как идут через вас от Земли к Небу
вертикальные токи? Чувствуете?..
Действие второе — оживление Прошлого,
что было до того, когда не было ничего.
Огромную реку зовут Невою. Древо видит ее постоянно,
потому что никогда не покидает острова с замечательными
именами: «Заячий» и «Веселая земля». Судя по именам,
на острове этом когда-то много берез весело шумело зеленой
листвой и заячьи уши мелькали меж белых высоких стволов.
Действие третье — сосредоточение внимания
на живой (подвижной) детали целого для возникновения
образно-ассоциативного ощущения течения Времени.
Вглядитесь в бег волн, вслушайтесь в их струйный плеск и
вообразите, о чем рассказывают Невские воды… Нет-нет,
не произносите ничего вслух — не нарушайте тишины, в которую
вы погрузились. Я отвечу сама, тихо-тихо, вдруг мой ответ
совпадет с вашим. Воды Невы говорят, что все-все, что есть
сейчас, пройдет — станет Прошлым, поэтому нужно радоваться
каждому сейчас текущему мгновению. Видите, одна волна, другая,
третья… Волны бегут, как минуты, веселой чередой вдоль
берега острова, что был когда-то другим: не крепостью, а
веселым лесом. Не правда ли, река подобна ТОКУ ВРЕМЕНИ?..
Действие четвертое — умозрительное созерцание
окружающего Пространства для закрепления
в эмоциональной памяти увиденных образов.
Теперь закройте глаза и представьте «мысленным взором» то,
что расположено вокруг вас. Вы — на «Заячьем» острове,
в самом центре Петербурга. За спиной — защищающая город
крепость. Чувствуете ее мощь?! Перед вами — прекрасный остров
с колонным храмом в центре. В даль далекую убегают берега,
застроенные дворцами. Плывут над дворцами в Небе шпили, купола,
главки… Вспоминайте… Вспоминайте… Молча вспоминайте то,
что расположено вокруг вас.
Действие пятое — резкий переход к реальности
от постигаемого чувством и умом.
— А теперь глаза откройте и посмотрите «в лицо» Петербургу!!!
Резкий переход тщательно подготавливается. Когда дети закрывают глаза, я ухожу с того места, на котором стояла в момент приказа замереть. Открыв глаза, уже не я, а дети оказываются в «главной точке восприятия» Петербургских красот и впервые, уверяю вас, впервые видят…
ГОРОД НАД ВОДАМИ,
ДИВНЫЙ, КАК СКАЗКА, КАК МЕЧТА, КАК ЧЕЙ-ТО СОН.
Я не цитирую «великих петербургских обитателей». Эти слова, при раскрепощении им дарованных способностей, произносят сами дети, становясь, по праву и обязанности своего возраста, столь же талантливыми. Если впечатление как следует не подготовить, дети смогут, всю жизнь прожив в Санкт-Петербурге, ничего подобного никогда и не увидеть. «Не правда ли?», — задайте этот вопрос их родителям, требующим, чтобы экскурсии были информативно-насыщенными и только.
При дидактических методах обучения достаточным свидетельством знания считается запоминание изображенного и его узнавание с воспроизведением имени. Здесь действует эмоциональная память — самая устойчивая, самая длительная.
ПРИ СОЗЕРЦАНИИ В ГЛУБИНЕ ПАМЯТИ ЗАПЕЧАТЛЕВАЕТСЯ
ЗРИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ,
ЧТО СТАНОВИТСЯ «ТОЧКОЙ ПРИТЯЖЕНИЯ»
ОТНОСЯЩЕЙСЯ К НЕМУ ИНФОРМАЦИИ.
Как убедиться в том, что образ, действительно, запечатлелся в памяти ребенка? Увидев объект созерцания в следующий раз, ребенок проявит к нему живейший интерес, который вызывает только то, что «запало в душу».
Конечно, нельзя лишать «путешествие в Природу» и познавательного интереса. Из этого никак не следует, что детей нужно заставлять перечислять и запоминать названия памятников архитектуры, стоящих на берегах Невы. Нет, в создавшейся эмоциональной атмосфере подобный ход будет мертвить живое целое. Пусть картина еще какое- то время остается чисто-поэтической. Чтобы спровоцировать детей на интеллектуальные размышления, попросите их дать ответ на замечательный по своей простоте и глубине вопрос — что такое Река? При наводящих сведениях, при участии родителей, готовых поделиться воспоминаниями, достаточно полные ответы будут такими…
- Река — удобная связь Города и горожан с окружающим Миром.
Днем на Неве суетятся катера, прогулочные теплоходы, «Кометы», «Ракеты»
и прочее. В ночи, когда люди спят, а мосты разводятся, плывут корабли
по Неве и баржи. - Река — вода для питья, мытья, купания, тушения пожаров…
- Река — кормилица. Корюшку на Неве петербуржцы ловят и сегодня.
Водяные мельницы исчезли давным-давно.
Позднее ночной Петербург я покажу детям на слайдах. Исчезнувшие меты Прошлого покажу тоже и непременно, воспользовавшись альбомами с видами старого Петербурга. Забегая вперед (дети узнают об этом через несколько лет), сообщаю вам смысл подобного действа…
РАССКАЗЫВАЯ О ГОРОДЕ, НЕОБХОДИМО ВЫДЕЛЯТЬ
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ В ЕГО ЖИЗНИ,
ПОТОМУ ЧТО ГОРОД —
ЗАСТЫВШЕЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ВРЕМЯ.
Последнее описание Реки я даю сама. Говорю медленно, дети смотрят в «лицо» каждому объекту, повторяют названия. Когда будем возвращаться домой остановимся ненадолго перед Петропавловским собором, чтобы посмотреть на шпиль со сферой, крестом и Ангелом. Невские, Петровские, Иоанновские ворота останутся в этот раз неназванными, как и многое другое, что предстоит узнать на избранном нами пути в дальнейшем.
Река — красавица, в водах которой отражаются города
и становятся похожими на нее — столь же красивыми…
За нами — Петропавловская крепость с собором в центре,
тоже Петропавловским. Золотой шпиль соборной колокольни
увенчан крестом и Ангелом, благославляющим город.
Перед нами — стрелка Васильевского острова с храмом, что
был когда-то Биржей, где заключались торговые сделки.
Ростральные колонны были когда-то маяками. Горящие в ночи
факелы на колоннах указывали плывущим с моря кораблям:
здесь в граде Петербурге находится морской порт. Сейчас порт
в другом месте, факелы зажигаются в праздничные дни.
Там вдали — Зимний дворец российских императоров;
Адмиралтейская башня с золотым шпилем и корабликом;
купол Исаакиевского собора, похожий на шлем богатырский.
Петропавловская крепость, Василеостровская стрелка, Зимний
дворец, Адмиралтейство, Исаакиевский собор очень красивы,
не правда ли? А что красивее их? Панорама в целом, благодаря
которой можно увидеть… Город над водами, дивный, как сказка,
как мечта, как чей-то сон.
Задание на дом…
Дети могут унести с собой на память осенние листья, дома засушить их, прикрепить к листу и написать: «такого-то числа, сентября месяца, такого-то года я встретился (встретилась) впервые с красавицей Невой».
Чтобы снять с суждения категоричность, попросите детей подумать над глубинными различиями в двух, очень важных в жизни человека, действиях: смотреть (глазами) и видеть (умом и сердцем). Позднее нужно будет вернуться и к этому различию, и к путешествию на Неву. И не раз. И во время других занятий. И специально.