Глава 3 Тема вторая — градоведческая: «Полёт над Невой»

Тема вторая — градоведческая:
«ПОЛЕТ НАД НЕВОЙ».

Цель занятия:
сформулировать первую в жизни детей
концепцию отношений ГОРОДА и ГОРОЖАН.

Средство осуществления цели:
наполнить художественный образ города
нравственно-означенным содержанием.

Повторяется первый слайд-фильм
«Полет над Невой»…

Зачем повторяется? Потому что эмоции, возникающие при пока­зе слайд-фильма на встрече-знакомстве, не позволяют провести доста­точно серьезного разговора. По окончании зрелищных слайд-фильмов я никогда не спрашиваю малышей, какое впечатление произвел на них показ. Я считаю необходимым разделять во времени два восприятия мира — эмоциональное и умозрительное. Если мне кажется важным, чтобы дети запомнили увиденное поточнее, я прогоняю слайд-ряд сно­ва, уже без музыки. Дети называют увиденное и правильно, и непра­вильно. Чтобы огорчений не возникало, говорю им: так и должно быть, потому что мы находимся в самом начале пути; когда пройдем доста­точно долгий путь, будем знать несравненно больше.

По окончании слайд-фильма, позволяющего вспомнить ощуще­ние «полета над Невой», задаю детям вопрос, провоцирующий на осо­бого рода размышления, — нравственно-эстетические: «Это ваш Го­род?», «А почему он ваш?». На вопросы получаю несколько обязатель­ных ответов. Неожиданные ответы получаю тоже, потому что задета- встревожена душа малышей — людей особых: необычайно восприимчи­вых к Красоте, Добру и Правде…

    • Мы здесь родились.
    • Здесь жили и живут наши бабушки и дедушки, папы и мамы…
    • Он очень красивый.
    • Мы здесь, наверное, и умрем…
    • Нет, это Город без нас не выживет.

Я проверяла, как бы ни развивалась беседа, кто-нибудь непре­менно произнесет те слова, что, постепенно разрастаясь, позволят всем вместе сформулировать свою собственную, самую первую в жизни нрав­ственно-эстетическую концепцию. Например, такую…

ЭТОТ ПРЕКРАСНЫЙ ГОРОД НАШ,
ПОТОМУ ЧТО ОН ЗАБОТИТСЯ О НАС,
А МЫ ДОЛЖНЫ ЗАБОТИТЬСЯ О НЕМ.

Согласно современным системным представлениям, в концепции этой спрятана «модель прямых и обратных связей», единство которых — то первостепенное условие, что обеспечивает желаемый результат: дарующий Благо обеим сторонам.

Если провести параллель между представлением о «взаимосвязи» и всем известным рукопожатием, можно убедиться, что условие это было давным-давно известно древним мудрецам, заставлявшим профа­нов, не посвященных в сокровенное знание, воспроизводить закон Ми­роустройства в виде ритуально-приветственного жеста.

Встречаются двое. Один левую ладонь кладет на сердце, второй делает то же. Один правую ладонь протягивают другу, второй делает то же. Ладони встречаются в крепком рукопожатии, будто скручива­ются, подтверждая искренность и прочность обоюдных уверений, кото­рым приданы нравственный смысл и эстетическая форма выражения…

ТЫ МНЕ ЖЕЛАЕШЬ ДОБРА —
Я ТЕБЕ ОТВЕЧАЮ ТЕМ ЖЕ: ЗДРАВСТВУЙ!

Согласитесь, представление о ВЗАИМОСВЯЗИ ГОРОДА И ГОРО­ЖАН ~ не малый вклад в воспитание души в деятельном русле? В любом случае, если дети не придут к подобному убеждению в годы, открытые ко всему светлому, позднее они могут ничего подобного ни почувствовать, ни понять. Умоляю вас, не упустите нашего общего часа…

Итак, пространственная система,
изучать которую предстоит детям, описана и в целом, и в частях.
Целое — МИР или, в мифологическом ключе, НЕБО и ЗЕМЛЯ.
Часть целого — ГОРОД.
Часть части (самое малое подразделение целого) —
ГОРОЖАНИН.

Взаимосвязь между целым и самой малой его частью
определена, причем, в нравственном ключе:

ЛЮДИ — ДЕТИ НЕБА И ЗЕМЛИ.
Взаимосвязь между частью целого и частицей тоже определена:
ЛЮБОВЬ К ГОРОДУ — ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕГО.

Не было случая, чтобы мои чудесные собеседники не согласи­лись с подобным выводом беспрекословно: картины Вселенской борь­бы Добра со Злом звучат для них весьма убедительно, потому что красота города задевает «эстетические струны» в их душе. Но, не обольщайтесь, согласие, возникшее под «дулом» эстетического воздей­ствия, непрочно: в этот раз чувство уговорило согласиться с одним утверждением, в другой раз уговорит согласиться с другим. Что делать? Подвести под утверждение более устойчивое основание. Какое?..

Мой опыт общения с детьми уговаривает, нельзя, чтобы, появив­шись, такие замечательные понятия, как МИР — ГОРОД — ЧЕЛОВЕК, «зависли» в памяти детей в виде чисто-поэтических вымыслов. Нельзя! Значит, необходимо сделать так, чтобы возникло ощущение реальнос­ти, подлинности взаимосвязей между МИРОМ, ГОРОДОМ и ЧЕЛОВЕ­КОМ. И это — еще не все! Необходимо, чтобы возникло ощущение соотнесенности МИРА не с человеком-вообще, или с кем-то другим, а именно с тобой — ЛИЧНО С ТОБОЙ. Как это сделать? Вот так…

 

<—Глава 2 Тема первая — Мировоззренческая: Люди — дети неба и земли

Глава 4 Тема третья — художественно-практическая: «Лист бумаги, как окно в мир»—>