Тема вторая — градоведческая:
«ПОЛЕТ НАД НЕВОЙ».
Цель занятия:
сформулировать первую в жизни детей
концепцию отношений ГОРОДА и ГОРОЖАН.
Средство осуществления цели:
наполнить художественный образ города
нравственно-означенным содержанием.
Повторяется первый слайд-фильм
«Полет над Невой»…
Зачем повторяется? Потому что эмоции, возникающие при показе слайд-фильма на встрече-знакомстве, не позволяют провести достаточно серьезного разговора. По окончании зрелищных слайд-фильмов я никогда не спрашиваю малышей, какое впечатление произвел на них показ. Я считаю необходимым разделять во времени два восприятия мира — эмоциональное и умозрительное. Если мне кажется важным, чтобы дети запомнили увиденное поточнее, я прогоняю слайд-ряд снова, уже без музыки. Дети называют увиденное и правильно, и неправильно. Чтобы огорчений не возникало, говорю им: так и должно быть, потому что мы находимся в самом начале пути; когда пройдем достаточно долгий путь, будем знать несравненно больше.
По окончании слайд-фильма, позволяющего вспомнить ощущение «полета над Невой», задаю детям вопрос, провоцирующий на особого рода размышления, — нравственно-эстетические: «Это ваш Город?», «А почему он ваш?». На вопросы получаю несколько обязательных ответов. Неожиданные ответы получаю тоже, потому что задета- встревожена душа малышей — людей особых: необычайно восприимчивых к Красоте, Добру и Правде…
-
- Мы здесь родились.
- Здесь жили и живут наши бабушки и дедушки, папы и мамы…
- Он очень красивый.
- Мы здесь, наверное, и умрем…
- Нет, это Город без нас не выживет.
Я проверяла, как бы ни развивалась беседа, кто-нибудь непременно произнесет те слова, что, постепенно разрастаясь, позволят всем вместе сформулировать свою собственную, самую первую в жизни нравственно-эстетическую концепцию. Например, такую…
ЭТОТ ПРЕКРАСНЫЙ ГОРОД НАШ,
ПОТОМУ ЧТО ОН ЗАБОТИТСЯ О НАС,
А МЫ ДОЛЖНЫ ЗАБОТИТЬСЯ О НЕМ.
Согласно современным системным представлениям, в концепции этой спрятана «модель прямых и обратных связей», единство которых — то первостепенное условие, что обеспечивает желаемый результат: дарующий Благо обеим сторонам.
Если провести параллель между представлением о «взаимосвязи» и всем известным рукопожатием, можно убедиться, что условие это было давным-давно известно древним мудрецам, заставлявшим профанов, не посвященных в сокровенное знание, воспроизводить закон Мироустройства в виде ритуально-приветственного жеста.
Встречаются двое. Один левую ладонь кладет на сердце, второй делает то же. Один правую ладонь протягивают другу, второй делает то же. Ладони встречаются в крепком рукопожатии, будто скручиваются, подтверждая искренность и прочность обоюдных уверений, которым приданы нравственный смысл и эстетическая форма выражения…
ТЫ МНЕ ЖЕЛАЕШЬ ДОБРА —
Я ТЕБЕ ОТВЕЧАЮ ТЕМ ЖЕ: ЗДРАВСТВУЙ!
Согласитесь, представление о ВЗАИМОСВЯЗИ ГОРОДА И ГОРОЖАН ~ не малый вклад в воспитание души в деятельном русле? В любом случае, если дети не придут к подобному убеждению в годы, открытые ко всему светлому, позднее они могут ничего подобного ни почувствовать, ни понять. Умоляю вас, не упустите нашего общего часа…
Итак, пространственная система,
изучать которую предстоит детям, описана и в целом, и в частях.
Целое — МИР или, в мифологическом ключе, НЕБО и ЗЕМЛЯ.
Часть целого — ГОРОД.
Часть части (самое малое подразделение целого) —
ГОРОЖАНИН.
Взаимосвязь между целым и самой малой его частью
определена, причем, в нравственном ключе:
ЛЮДИ — ДЕТИ НЕБА И ЗЕМЛИ.
Взаимосвязь между частью целого и частицей тоже определена:
ЛЮБОВЬ К ГОРОДУ — ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕГО.
Не было случая, чтобы мои чудесные собеседники не согласились с подобным выводом беспрекословно: картины Вселенской борьбы Добра со Злом звучат для них весьма убедительно, потому что красота города задевает «эстетические струны» в их душе. Но, не обольщайтесь, согласие, возникшее под «дулом» эстетического воздействия, непрочно: в этот раз чувство уговорило согласиться с одним утверждением, в другой раз уговорит согласиться с другим. Что делать? Подвести под утверждение более устойчивое основание. Какое?..
Мой опыт общения с детьми уговаривает, нельзя, чтобы, появившись, такие замечательные понятия, как МИР — ГОРОД — ЧЕЛОВЕК, «зависли» в памяти детей в виде чисто-поэтических вымыслов. Нельзя! Значит, необходимо сделать так, чтобы возникло ощущение реальности, подлинности взаимосвязей между МИРОМ, ГОРОДОМ и ЧЕЛОВЕКОМ. И это — еще не все! Необходимо, чтобы возникло ощущение соотнесенности МИРА не с человеком-вообще, или с кем-то другим, а именно с тобой — ЛИЧНО С ТОБОЙ. Как это сделать? Вот так…
<—Глава 2 Тема первая — Мировоззренческая: Люди — дети неба и земли
Глава 4 Тема третья — художественно-практическая: «Лист бумаги, как окно в мир»—>