Глава 2 Тема первая — Мировоззренческая: Люди — дети неба и земли

ТЕМА ПЕРВАЯ — МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ:
ЛЮДИ — ДЕТИ НЕБА И ЗЕМЛИ

Цель занятия:

дать самое существенное и, конечно же, — образное,
представление о взаимосвязи
ЧЕЛОВЕКА с ПРИРОДОЙ (НЕБОМ и ЗЕМЛЕЙ).

Средство осуществления цели:

подобное представление должно быть исключительным
по силе воздействия на детей —
самым ярким (запоминающимся сразу и навсегда),
самым ёмким (по своей нравственно-эстетической ценности).

Где найти такой образ? Поискать в своих собственных, детских, впечатлениях. Почти у каждой из нас они связаны с народными сказ­ками, по-преимуществу, русскими, что наиболее красноречивы для людей, принадлежащих к русской культуре. На меня такое впечатле­ние оказал давным-давно виденный, еще черно-белый фильм «Кощей Бессмертный». Что за образы в нем дивные: сам Кощей Бессмертный; Василиса Премудрая, Прекрасная; Богатырь русский…

Занятия начинаются, как обычно, со «Всеобщего здравствуйте». Превратившись в хоровой здравице в свечки, куполки, листики, сер­дечки, дети сбивают шумом шум и успокаиваются, погружаясь во внут­реннюю тишину. Тут-то я и начинаю свой рассказ…

«Кощей» в переводе на русский язык — пленник, невольник.
Чего невольник? Бессмертия….
Не дано ему умереть, несчастному. Не дано ему жить,
как все смертные люди, полной жизнью: в радости и в горе,
в победах и в поражениях, в любви и в ненависти.
Ску-у-учно… Остается только злобиться.
Погибает в злобствованиях живая душа Кощея.
Истлевает без надобности живая плоть Кощея.
Остается один костяк — скелет, ни живой, ни мертвый,
пригодный лишь для того, чтобы невольнику Бессмертия
Кощею стать механическим вершителем Зла или «роботом»,
развлекающим Вечность, что мучается от скуки — безделия.

«Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная» —
само Совершенство. Она, судя по имени, — царица,
получившая власть за то, что ей известно главное:
Правда — Добро — Красота,
на которых стояла и должна стоять Русская земля.
Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная —
идеальный образ Руси: Прекрасной девы, жены, матери…
И вот ее-то — Правду, Добро, Красоту Русской земли,
и похитил Кощей злобный, и спрятал в своем подземелья
темном, каменном, страшном, куда и звук не долетает.
Томится там Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная,
печалится, ждет избавителя — Богатыря Светлого.

«Богатырь» — Богу Солнцу подобный по силе своей могучей,
должен сразиться с Кощеем Бессмертным.

Я не подключаю детей к рассказу, чтобы не сбить настроя на сказку. Один вопрос не удерживаюсь и задаю: как вы думаете, хорошо быть Бессмертным? Нет, — отвечают дети: скучно. Откуда знают?

Самое замечательное в фильме-сказке — эпизод, показывающий, как борется со злой силой русский богатырь. Лучше не ждать, когда фильм-раритет будет восстановлен и показан вновь. Лучше рассказать о битве самим. И постараться сделать это так, чтобы дети увидели все «своими собственными глазами» и пережили происходящее «всем сво­им сердцем». Такого рода старания воспитывают детей незримо, но прочно.

Чтобы впечатление от рассказанного надолго осело в детской душе, создаю в очередной раз напряженную тишину и произношу в тишине слова, подчеркивая смысл сдержанно-строгими жестами. Про­изношу медленно, будто чеканя мысленный строй, разделенный пауза­ми на образно-цельные блоки. Для русского человека, потерявшего веру в собственные силы, подобные слова бесценны. Особенно, если человек этот — ребенок с открытой генетической памятью.

В кульминационные моменты рассказа включаю музыку.
То — фрагмент «Былина»
из поэмы для хора и оркестра Михаила Фирсова
«Русь изначальная».

И начинается бой между Добром и Злом…
Небо мрачнеет от страшных предчувствий.
Небо прорезают молнии. Острые. Колючие.
Бегут трещины-борозды по шеломеню Земли.
Голому, как череп. Мертвому, как Пустыня.

Нет в той Пустыне никого и ничего.
Только Добро и Зло, один на один, ведут бой.
Не на жизнь, а на смерть. Не Кощееву: он — бессмертен.
Погибнуть может лишь Богатырь: это он — смертный.

Если погибнет Богатырь…
На веки вечные останется пленницей Кощея душа Руси
Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная…

Теряет силы Богатырь и вдруг… Останавливается.
Будто забыл что-то очень-очень важное.
И вспоминает Богатырь то единственное,
что способно помочь в Последнюю минуту.
Достает Богатырь из-за пояса
белый платок с горстью РУССКОЙ ЗЕМЛИ.
Высыпает землю на ладонь большую, теплую — богатырскую.
Согревает ее дыханием своим, будто душу живую.
Бросает через правое плечо и…
За спиной Богатыря встает РУССКОЕ ВОИНСТВО.

Шлемы и кольчуги,
щиты червленные,
мечи харалужные,
копья и стяги поднимаются за богатырской спиной
уходящей за горизонт стеной,
потому что РУССКИЕ ЛЮДИ — ДЕТИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ:
таков Закон, установленный Землей и Небом.

Бой Добра со Злом продолжается…
Пока Добро борется со Злом, продолжается Жизнь.
Жизнь не прекратится, если люди будут помнить,
что они — ДЕТИ НЕБА И ЗЕМЛИ.

— Мальчики, встаньте и назовите свои имена воинские, что ут­верждают:
не должны на Руси переводиться богатыри.
— Девочки, встаньте и назовите свои имена, что обещают: не переведутся
на Руси «лады» нежные, милые, чистые, любящие своих героев…

Я верю искренне в то, что в имени заключен код, определяющий Идеал, которому должен следовать человек, пришедший в этот Мир. Беда в том, что нынешние родители, чаще всего, дают имена, как мода велит, а не место и время появления человека на Свет белый.

Много неизвестных слов прозвучало в рассказе? Неважно: в свое время все неизвестное разъяснится. Сейчас самое главное — в другом: необходимо снять эмоциональное напряжение, что растет во время действа. Предупреждаю, ведя речь о Высоком, нельзя снимать напря­жение, переключив внимание детей на обыкновенное, обыденное, осо­бенно, тривиальное. Это — что убить Высокое на глазах детей.

Я показываю слайд-фильм о Древней Руси
в повторе только что отзвучавшего
музыкального произведения.

Появление русских монастырей над водами рассредотачивает вни­мание детей. Главное не теряется: в слайд-фильме оживает Древняя Русь во всей своей былинной мощи. Так происходит первая встреча с Древней Русью, роль которой в процессе строительства «ГОРОДА-САДА» первостепенна.

Использовала я и другой, не менее удачный, опыт снятия эмоци­онального напряжения. Сохраняя русскую тему, я меняла героическое музыкальное сопровождение на лирическое. Дети получали возмож­ность еще немного пожить во впечатлении, неминуемо становящемся воспоминанием. При всем при том, новое музыкальное произведение продлевало в рассказанном наиболее созидательное для детской души переживание. Речь идет о «Весне и осени»: крошечной зарисовке кар­тин Русской земли из музыкальных иллюстраций Георгия Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель».

Первый фрагмент («Весна») дети слушают с закрытыми глазами. По лицам видно, как теплеет их душа, подтверждая, что не порваны по сю пору связи людей с Небом и Землей своей Родины. Когда звучит второй фрагмент («Осень»), дети открывают глаза и я спрашиваю их, что они увидели? Русскую землю — отвечают. С холмами над водами? С перелесками, бегущими по холмам? С главками церквей, тянущимися в Небо? Да… Откуда они уже знают все это и почему так скоро им самим известное забывается? Не без нашей ли «помощи»?..

Понимая важность установки, утверждающей необходимость единства человека с Природой, я ставлю детей в кружок и мы начина­ем заучивать построчно ритмический наговор: «Я — сын Земли и Неба,

Я — Земли и Неба дочь»… Начинаем с шепота, потом громкость возра­стает, движение убыстряется, насколько это допустимо, и мы все очень радуемся, что столь содержательны наши беседы.

Я — сын Земли и Неба (произносят мальчики).
Я — Земли и Неба дочь (произносят девочки).
На большой моей планете
Живут взрослые и дети (тянет общий хор),
Реки и озера,
Леса, поля и горы.
Города встают из Вод.
Счастлив тот,
Кто в них живет.

Счастлив кто?!
Я?! Ты?! (спрашивает учитель — дети отвечают)

Все мы — Реки и озера,
Леса, поля и горы,
Взрослые и дети
На большой планете.

После слова «живут» перечень «землян» может быть длинным, при каждом воспроизведении наговора — своим, на ходу сочиняемым детьми и вами. Главное — чтобы не исчезла рифма, а значит, и ритмич­ность наговора, становящегося то передышкой-переключением, то вве­дением-настройкой. Это уж как задаст режиссура занятий, определяю­щая «дозировку» тишины и шума, сидения на месте и подвижности, внутренней сосредоточенности и активности, сотрясающей стены… в том случае, если это очень-очень нужно.

 

<—Глава 1 Постановка проблемы

Глава 3 Тема вторая — градоведческая: «Полёт над Невой»—>