Тема четвертая — художественно-практическая: Воспоминание о путешествии в летний сад.

Цель занятия:
перевести опыт очередного постижения в воспоминание,
имеющее форму наглядного пособия, где закреплено все —
и прочувствованное, и узнанное.

Средство осуществления цели:
исполнение цветной аппликации на белом планшете,
чтобы с помощью этого действия получить «мету» —
знак, напоминающий о былом.

Когда пройдет какое-то время и острота впечатления снизится — уляжется в памяти детей, стоит из их памяти извлечь пережитое, про­верить, сколь оно глубоко, и оформить в виде следующей, второй, «меты этапных постижений». На изготовление «меты» уходит обычно минут 40, то-есть отдельный урок в Начальной школе или третье занятие Детском саду. Я предлагаю детям, когда время этим заняться поспеет…

Замечательное Событие в нашей жизни было, да прошло.
Растаяло как сказочный остров в тумане. Чтобы
воспоминание о былом не исчезло совсем, оставим себе
мету на память о том, что мы однажды увидели, узнали,
пережили.

Эта мета (показываю на первый планшет, висящий в
экспозиционном поле Кабинета Петербурговедения)
напоминает, каким интересным и веселым было наше
путешествие на «Веселый остров». Как вы думаете,
какой должна быть мета, напоминающая о путешествии
в Летний сад?

Красивой, радостной, зеленой — отвечают обычно дети.

Техника изготовления очередной «меты этапных постижений» — та же: модульный планшет — картон, оклеенный с двух сторон белой бумагой; аппликация из самоклеющейся пленки двух цветов — голубой и зеленой; экспозиция на белой стене.

Вы помните, я просила вас, исполняя первую мету, включить в центральный квадрат, выделенный на генеральном плане Санкт-Петер­бурга, очертания Летнего сада. Теперь эти очертания нужно увеличить до нужных размеров, чтобы Летний сад свободно расположился на своем планшете. Ориентацию Сада (Север — Юг) не меняйте: укрупне­ние города должно быть очевидно для глаза. Очертания Сада лучше уточнить по схематичному плану, сохранив расположение главных ал­лей, Карпиева пруда, Летнего дворца, Чайного и Кофейного домика. Точность необходима, ведь мы занимаемся Петербурговедением.

Как получить аппликацию, вы, наверное, тоже помните. Плани­ровка Сада должна быть выполнена на кальке. Прямую проекцию с кальки нужно перенести на белый планшет (чтобы едва видно было). Зеркальную — на обратную сторону зеленой пленки, из которой будет вырезан «зеленый массив» Сада и наклеен на планшет. На обратную сторону голубой пленки нужно нанести очертания вод, окаймляющих Сад, и тоже наклеить на планшет. Третий цвет покажет местоположе­ние зданий. Все — ситуационная схема готова. Остается ее только украсить. Чем? «Портретами» совы и льва? Фигурами богинь прекрас­ных? Пусть дети решают сами. Ваше дело — устроить экспозицию.

Если кто-нибудь из детей предложит-таки украсить планшет зо­лотыми цветами, знайте, в коллективе детей, еще очень маленьких по своему возрасту, есть человек, наделенный великим природным даром: он умеет улавливать сердцем Великие сути. Такой ребенок может стать вашим первым помощником на пути «Преодоления Неведения». Ска­жете — нельзя никого выделять из коллектива: все должны быть рав­ны? Я не верю в идею всеобщего равенства способностей и возможно­стей, что на деле оказывается уравниловкой, губительной для лучших. Я верю, что каждый ребенок талантлив в чем-то своем, и наша задача развить это многообразие.

Подобная установка подтверждается исторической глубиной. Лозунг, призывающий к «Свободе, Равенству и Братству», был иска­жен позднее в попытках реализовать идею. В начальную пору Великой Французской революции призыв к «Свободе» обозначал право челове­ка на свободное развитие и осуществление своих духовных устремле­ний. Призыв к «Равенству» утверждал равную обязанность всех граж­дан нести ответ перед законом. «Братство» предлагалось в качестве формы материального сосуществования — взаимопомощи, дружеской поддержки, отсутствия губительной зависти и вражды. Идея, как пока­зывает исторический опыт, оказалась неосуществимой на деле. Я ду­маю, случилось это, потому что внедрять идею нужно было в детское сознание, открытое всему лучшему и светлому. Попробуйте построить отношения в детском коллективе по принципу подлинной «Свободы, Равенства и Братства» и убедитесь, что…

ДЕТЯМ СВОЙСТВЕННО
СТРЕМЛЕНИЕ К ДУХОВНОЙ СВОБОДЕ —
ПОДАВЛЯТЬ ЕЕ, ЧТО ГУБИТЬ БУДУЩЕЕ.

ДЕТЯМ СВОЙСТВЕННА
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВСЕ ПРОИСХОДЯЩЕЕ —
НЕ ОПИРАТЬСЯ НА НЕЕ, ЧТО ГУБИТЬ НАСТОЯЩЕЕ.

ДЕТЯМ СВОЙСТВЕННЫ
РОДСТВЕННО-ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СВОЕМ КРУГУ —
НЕ РАЗВИВАТЬ ИХ, ЧТО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ТОГО ЛУЧШЕГО,
ЧТО БЫЛО В ПРОШЛОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РОДА.

ЛЕТНИЙ САД ПРОНИЗАН ВОСПОМИНАНИЯМИ
О «ЗОЛОТОМ ВЕКЕ»,
А МОЖЕТ БЫТЬ, ПРЕДОЩУЩЕНИЕМ ЕГО ВОЗВРАТА.
СПРОСИТЕ ОБ ЭТОМ ДЕТЕЙ —
ИХ ПАМЯТЬ ПОЛНА ЗОЛОТЫМИ ОТСВЕТАМИ
БЫЛОГО СЧАСТЬЯ НА ЗЕМЛЕ.

Когда аппликация готова, я повторяю концовку экскурсии — чи­таю стихи, что звучали в тот момент, когда путешествие в Летний сад превращалось в воспоминание. Читаю стихи о Мойке, Лебяжьем кана­ле, о Фонтанке, Большой Неве и о самом Летнем саде, обещающем Счастье горожанам-россиянам…

Очень славно получится, если вам удастся, когда дети придут на следующие занятия, сделать им очередной подарок: рядом с изготов­ленным совместно планшетом повесить еще один планшет с видом на Главную аллею Летнего сада с богиней Минервой и совой у ее ног.

Желаю вам успеха.