Тема вторая — градоведческая: Кто главнее — город или река?

Цель занятия:
сделать более глубокими представления детей
о нравственно-эстетических (экологических)
взаимоотношениях ГОРОДА (ЛЮДЕЙ) и РЕКИ (ПРИРОДЫ).

Средство осуществления цели:

— связать образ Реки с течением ВРЕМЕНИ;
— показать двойственность ГОРОДА,
родившегося благодаря РЕКЕ (ПРИРОДЕ),
разорвавшего связь людей с ПРИРОДОЙ (НЕБОМ и ЗЕМЛЕЙ).

Приношу на занятие толстую книгу со старыми фотографиями, на которых запечатлено то состояние и та жизнь в Петербурге, кото­рых уже нет — ушли они в Прошлое. Показываю старые фотографии и рассказываю…

Когда-то Нева определяла жизнь Петербурга и петербуржцев.
Река встала, покрылась льдом, — значит, наступила зима,
потребовав от Города и горожан вести особую, зимнюю, жизнь.

Река вскрылась, начался ледоход, — значит,
Городу и горожанам пора готовиться к летнему образу жизни.
В Петербурге очень долго вскрытие Невы было праздником,
отмечавшим приход Нового Времени.

Когда-то, совсем давно, люди видели в Реке образ Времени.
Правда, есть сходство: и Время течет, как волны —
без остановки, и никак не истекает?

Российский поэт Державин (он даже старше Пушкина)
написал об этом стихи. Вот послушайте…

Река времен в своем теченьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

Мне стихи кажутся замечательными, но очень печальными.
И это, действительно, так, потому что стихи о «Реке времен»
— последние в жизни поэта, предсмертные.

Если не поддаваться грусти, можно увидеть, что картина,
нарисованная Гавриилом Романовичем, так звали Державина,
не совсем верна. Когда Настоящее становится Прошлым,
многое тонет в «пропасти забвенья» — исчезает из памяти.
Но, согласитесь, многое и остается, причем, главное.
Например, застывает Архитектурой на берегах «Реки времен»,
позволяет вспомнить бывшее когда-то и оживить Прошлое.

Помните наше «путешествие в Природу» — на «Заячий остров»?
У вас есть памятка об этом: лист с желтыми листьями, на
котором написано: «такого-то числа, сентября месяца, такого- то
года я впервые встретился с красавицей Невой». Расскажите,
пожалуйста, что вы увидели тогда?

Ответы убеждают: воспоминания детей не потускнели со време­нем. Они помнят Город над водами, прекрасный, как сказка, как мечта, как чей-то сон. Я закрепляю впечатление, показывая слайды прекрас­ных Петербургских панорам в повторе концерта Глиэра. Мы опять «взле­таем» над Невой и вдруг (!) видим нечто, совсем иное. Красивый Пе­тербург становится страшным: с дворами-колодцами в исторической части, с мертвыми спальными районами на окраинах, на гигантских проспектах которых слышен беззвучный вопль толп, что шагают впе­ред — к «победе коммунизма». Я не навязываю детям своего впечатле­ния. Я задаю им раздумчивый, «детский», вопрос…

— Кто в Петербурге главнее — Река или Город?
— Река, потому что она старше Города —
Нева уже была, когда Петербурга еще не было.

— Город главнее, потому что он сильнее —
может загубить Реку.
— Нева и Петербург уже три века ведут борьбу
друг с другом. А что происходит с горожанами,
как вы думаете?

Появляется возможность рассказать, что произошло с «пещер­ным человеком», когда миллионы лет проплыли над Землей. Эта исто­рия изложена во второй части «Явления красоты» в «Уроках Эстетики для ежиков». «Пещерный человек», живший в единстве с Природой, превратился в «комнатного человечка», спрятавшегося от Природы в городах за стенами квартир. Описав произошедшее в деталях, я расска­зываю детям об очень важных вещах. Не бойтесь делать этого и вы…

У всего происходящего в жизни человеческого рода,
есть, две стороны — добрая и злая, что борются друг с другом.
В борьбе этой проявляет свою силу замечательный Закон,
благодаря которому история человеческого рода не истекает.

Сделают люди что-то хорошее, а оно обратится Злом.
Люди начинают бороться со Злом — опять побеждает Добро.
И уходит борьба Добра и Зла в бесконечность времен..:

Что за чудо города, позволившие «пещерному человеку»
жить «благо-устроенно», «благо-получно».
И вдруг, случилось непредвиденное…
Обнаружилось, что в городах, особенно в очень-очень больших,
разрываются связи человека с Природой:
лесом на холмах; речками, что вьются меж холмами;
облаками белыми, что плывут в озерных водах голубых;
пушистыми зверьками, мелькающими меж древесных стволов…

Перестал человек смотреть в Небо.
Перестал человек восхищаться красотой Земли.
А разлюбив Землю, стал губить Природу. Почему?
Потому что не могут люди жить вне Природы,
не могут не питать душу ее Красотой ~ таков Закон,
подчиняться которому должны все — и человек тоже.

Повторяю «детский» вопрос…

— Кто в Петербурге главнее — Река или Город?
— Нельзя их отделять друг от друга, потому что
когда останавли­ваются Реки, умирают и Города
(отвечают дети, «повзрослев­шие» в совместных поисках ответов).

Я делаю вывод, сводя воедино начало и завершение темы…
Наши далекие прапредки видели в Реках подобие Времени,
Они были правы: если ток Времени останавливается,
прекращается жизнь на Земле. Пока горожане не забывают,
что Город и Река едины, связи между людьми и Природой
не порвутся и жизнь на Земле продолжится.
Что для этого нужно делать нам? Многое. В том числе,
пытаться постичь, что такое Город на Реке.

Занятие я заканчиваю стихами, своими собственными. Их ис­пользование оправдано тем, что в последних двух строках запечатлена мысль, которую детям, занимающимся Петербурговедением, стоит за­помнить навсегда…

В Море плывет река Нева.
Вместе с нею плывут острова?
На островах чудо-город встает.
Вместе с Невою в Море плывет?

Нет…
Город застыл,
Как виденье.
Город решил:
Мне чуждо движенье,
Лучше Реке Подарю отраженье Колонных дворцов,
По водам идущих мостов,
Шпилей и куполов Золотое свеченье…
«Спасибо», — пропела Нева:«Моя красота — слава твоя».
В ответ зазвучали слова
В беге волн — в беге дней:
ВСЁ В ПЕТЕРБУРГЕ — НЕВА,
ВСЁ В ПЕТЕРБУРГЕ — О НЕЙ.

Повторите, пожалуйста, последние строки, прошу я детей…
ВСЁ В ПЕТЕРБУРГЕ — НЕВА,
ВСЁ В ПЕТЕРБУРГЕ — О НЕЙ.

 

<—Тема первая — мировоззренческо — эстетическая: Человек — тот, кто чувствует красоту

Тема третья — художественно-практическая: Радуга в небе над прекрасной Невой—>