Тема вторая — градоведческая: Что мне стоит дом построить!

Цель беседы:

приступить к включению в эмоциональный мир детей
основополагающих градостроительных представлений,
«сжав» ГОРОД до самой малой его частицы — ДОМ,
и показав его во всей возможной полноте и красоте.

Средства осуществления цели:
— изложение сказки-притчи о «пещерном человеке»,
решившем подарить своей любимой ДОМ
под тем же воздействием красоты Мироздания;
— «игра в устаревшие слова», что берегут сущность одного
из самых потрясающих изобретений в жизни человеческого рода;
— мини-спектакль: «Приглашение к домашнему очагу»;
— показ слайд-фильма «Хоромы Древней Руси»;
— выдача домашних заданий, провоцирующих детей на правдивый
рассказ о СВОЕМ ДОМЕ, услышать который столь важно при разговорах
по душам.

Спрашиваю слушательниц моих курсов — «Что такое Дом?». Го­ворят — «Здание, имеющее один или несколько этажей, лестничную клетку, окна и фасад». В определенном смысле они правы, эти взрос­лые, умеющие все и вся свести к конкретному, предметному содержа­нию. Хуже, если такой же ответ дают дети, уже наученные не видеть в повседневном высоких смыслов. Согласитесь, более действенны для ста­новления души другие трактовки…

Дом — не пещера, которую миллионы лет до нашей эры
приспосабливал-обживал «пещерный человек»,
вынужденный прятаться от зверей, ветра, снега и дождя,
согреваясь в дыму очага и что-то на нем готовя.

Дом в исконном смысле своем — не просто здание.
Дом — со-здание человека, решившего, подобно Богу,
творить собственный Мир по собственному разумению.

Время не сохранило имени гениального творца Дома. Ученые говорят, никто Дома не изобретал: он появился сам в результате совме­стных усилий целого ряда человеческих поколений. Может быть, и так, но, согласитесь, подобное представление — скучно: убивает оно значительность великого события в жизни человеческого рода — появ­ления Дома. Я уверена, больше пользы и правды в другом представле­нии однажды, несомненно, случившегося…

Сказка-притча о рождении Дома.
Фон — повтор композиции Пауля Винтера
«Праздник музыки земли».

Помните «пещерного человека», издавшего Первый клич
восторга? Вышел он как-то поутру из своей пещеры,
посмотрел на лежащую у подножья скалы Землю, залитую
солнечным светом и … Замер от восхищения перед красотой Земли…

Утра сменялись утрами и вот… Вышел в очередной раз
из пещеры человек, посмотрел на лежащую у подножья
скалы Землю, залитую солнечным светом и… Снова замер.
Теперь от ужаса. Понял «пещерный человек» нечто печальное…

Его жилище в сравнение с Красотой Мироздания ужасно.
Дым очага разъедает глаза.Копоть покрывает всё и вся.
Страшные тени мечутся на грязных каменных стенах.
Детишки, кошки, собаки крутятся под ногами — не разберёшь.
кто, где. Уставшая от суеты жена замучена тем, что в пещере
этой тёмной ничего и никогда не привести в порядок.

Подумал-подумал человек, вернулся в пещеру и произнёс
те единственные слова, что он должен был произнести…

ЛЮБИМАЯ, ЧТО МНЕ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ —
НИКАКИХ УСИЛИЙ ДЛЯ ТЕБЯ НЕ ЖАЛЬ!

Не знаю, может быть, и не так все это было.
Не знаю, сколько времени потратил человек на продумывание
(проектирование) жилища светлого, теплого, уютного — радостного.
Одно, несомненно, верно…
Возник однажды на прекрасной Земле столь же красивый ДОМ и стал
жилищем счастливой семьи:
Мужчины (мужа), Женщины (жены), их предков и потомков.

Я всегда прошу детей скандировать главные положения рассказа. И в этот раз я предложила своим первоклассникам повторить тихо, проникновенно слова, свидетельствующие о том, что красивый Дом родился благодаря чувству любви к своим родным — к семье своей. Что-то детям это сделать не позволило. Что? Обесцененность любви всем тем, что они знают, видят на телеэкране и дома? Нежелание гово­рить об интимном чувстве прелюдно? Раньше я получала иные сведения от своих слушателей, работающих по данной Программе: обращение к «любимой» в детских устах было восторженно-искренним. Проверьте, пожалуйста, что покажет ваш опыт. Вполне возможно, как ни печаль­но, обращение придется расширить до семьи в целом, например, так..

ДОРОГИЕ МОИ, ЧТО МНЕ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ —
НИКАКИХ УСИЛИЙ ДЛЯ ВАС НЕ ЖАЛЬ! 

 

«Игра в устаревшие слова»,
берегущие сущность одного из самых потрясающих
изобретений в жизни человеческого рода.

Судя по некоторым словам устаревшим, но продолжающим жить и в словарях, и в непосредственном общении, современные люди не забыли, что такое Дом — на Земле стоящий, людям приносящий и удобства, и радость. Проверим, известны ли детям эти устаревшие сло­ва, которые время старается, но никак не может убрать из обихода?

Подготавливаю очередную «игру», пользуясь «Толковым слова­рем живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. На мой взгляд, самое интересное в этой «игре» заключается в том, что, используя подобный материал, можно связать в одно целое сказку и реальную жизнь, прошлое и современность.

Предупреждаю, не сводите «игру в слова» к жесткой системати­зации четко определенных понятий: целое распадется на отдельное и умрет в неподвижности и научно-строгой однозначности своей.

Совершенно не обязательно, я думаю, выяснять смыслы всех понятий, ниже перечисленных. Задержитесь на нескольких, что наибо­лее близки вашей душе. К остальным вернетесь позднее — при закреп­лении материала или при подходящем случае. Такой представится не­пременно. В любой «игре в слова» главное, как мне кажется, — задать темп, чтобы дети почувствовали радость от неожиданно распахивающе­гося на их глазах мира: многозначного, многокрасочного, целостного.

И начинаю я разговор с детьми о сущности Дома с вопросов. Дети ищут ответы, пытаясь уловить смыслы, заключенные в слове про­изнесенном. Наделенные зрительной цепкостью ума все внимание со­средотачивают на поверхностном, а значит, выдают прямые толкова­ния. Например: «открытый дом» — окна и двери настежь, «не все дома» — кто-то куда-то ушел. Наделенные слуховым видением ищут смыслы в созвучиях. Например: «домосед» — дома сидящий, «домовитый» — дом (гнездо) вьющий. Оказываются среди детей и такие, для которых под­тексты, прячущиеся в любой формулировке (фразе), — родная стихия. Они не преминут в ответ на вопрос — что такое «не все дома», повер­теть пальцем у виска. Какие ответы дадут ваши дети, вы услышите сами. Я привожу трактовки, взятые в основном, из словаря Даля. Иног­да трактовки эти дополнены моими собственными комментариями.

  • Кто такие «домашние»?..
  • Живущие вместе — одним Домом (одной семьей), включая до­машних животных.
  • «Домочадцы» (чадо — дитя любимое)?..
  • Дети Дома или семьи. Не всегда родственники.
  • «Домашние дела»?..
  • Заботы членов семьи друг о друге — их общем Доме.
  • «Домосед»?..
  • Человек, любящий проводить время Дома, среди своих.
  • «Домовитый»?..
  • Заботящийся о благополучии своего Дома, хороший хозяин, зажиточный человек.
  • «Мой дом — моя крепость»?..
  • За стенами своего Дома я чувствую себя защищенным от не­приятностей, потому что мои домашние защитят меня от всех бед, как и я их. Защита — главное свойство Дома, уточняю я.

 

  • «Открытый ДОМ»?..

Хлебосольный, гостеприимный, не замкнутый кругом кровно­го родства, включающий в свой круг людей, родственных домочадцам по Духу и душе.

  • «Чувствуйте себя как дома»?..

Без стеснения, свободно, как член нашей семьи (Дома).

“ «Знакомы домами»?..

Дружны семьями. Подобное знакомство — ритуал, в котором высказывается высшее доверие человека человеку, ибо в жизни человеческого рода Дом ~ наибольшая ценность.

  • «Отказать кому-нибудь от дома»?..

Прекратить знакомство, запретить приходить к себе Домой. Ритуал, в котором высказывается высшая степень недоверия человека человеку, их чуждости друг другу по Духу и душе.

  • «Не все дома»?..
  • Образ, используемый при нарушении порядка (правильного течения мыслей) в голове. Причина возникновения подобной ассоциации: Дом — главное — глава (голова) всему. Совре­менная ассоциация — «крыша поехала».
  • «Дом вверх дном»?..

Образ, используемый, когда резко меняется, из-за какого-то неожиданного события, распорядок жизни в Доме.

  • «Сбежался весь дом»?..

Образ, используемый, когда у кого-то из домочадцев возни­кают какие-то неприятности и все остальные члены семьи тут же приходят на выручку.

  • «Домовина» (устаревшее) ~ гроб или жилище, в которое чело­век переселяется после своей смерти.

— «Домовой» — Дух Дома.

Не могу не дать некоторых уточнений. Современный вредничаю­щий «барабашка» мало похож на старинного домового, о котором по сю пору рассказывают бабушки в деревнях. Представлялся нашим пред­кам Домовой в виде маленького человечка, похожего лицом на уже умершего хозяина Дома, или старичка, заросшего седыми волосами. Жил Домовой в углу, за печкой. Туда нужно было заметать домашний сор. Зачем это делать, можно понять из другого старинного речения: «не выносите сор из избы» — не выдавайте посторонним домашних тайн, чтобы они не использовали это знание во вред семье. Домового, напротив, необходимо посвящать во все домашние тайны, так как он — сила добрая, заботящаяся о домочадцах. Если Домовому не доверять, он «переведется» — уйдет из дома, обидевшись, а вместе с ним и счастье из дома уйдет. Переезжая в другой дом, у домового нужно просить совета и приглашать переехать вместе с семьей. Домовой — добрый дух Дома по назначению своему. Злым он становится только в том случае, если его не почитают. Вам решать, насколько развить столь занима­тельную тему.

«Домохозяйка»?..

— Женщина, которая ведет хозяйство.

Не могу не дать некоторых уточнений. Как использовать их, решайте сами. Когда-то давно деятельность женщины, ведущей хозяй­ство, наделяли высоким смыслом: в домохозяйке видели хранительни­цу семейного очага, подобную древнегреческой богине Гестии, звавшей­ся Вестой в римской культуре. Гестии (Весте) — великой хранительни­це домашнего очага, предлагал бог Олимпа Зевс (Юпитер) занять по­четное место в пантеоне Верховных богов, а она все отказывалась — не могла оторваться от своих, действительно, очень важных забот о со­стоянии человеческих душ. В мифе этом запечатлена давно забытая, повседневностью забитая, Великая правда Дома.

СИЛА И ПРАВДА ДОМА — В ДОМАШНЕМ ОЧАГЕ.

Очаг — не только то,
что дает тепло и позволяет готовить пищу.
Очаг — огонь очистительный,
сила, объединяющая людей друг с другом и с Богами.
Очаг — символ духовного единства семьи.
Очаг “ душа Дома,
за состоянием которой следит Дома хозяйка.
В поддержке душевных сил — великая роль женщины
в истории общечеловеческого рода.

В конце оживленной беседы я предлагаю детям дать общее опре­деление, что такое Дом? Самый правильный ответ кто-нибудь, непре­менно, произносит. Ваша задача — сформулировать общее определение в совместных усилиях…

ИМЕТЬ СВОЙ ДОМ, ГДЕ ТЕБЯ ВСЕ ЛЮБЯТ,
— СЧАСТЬЕ.
Все верно, уточняю я: издавна люди считали, что
ДОМ — СРЕДОТОЧИЕ СЧАСТЬЯ, УЮТА, ТЕПЛА,
ДОСТАТКА (БОГАТСТВА), ЕДИНСТВА СЕМЬИ.
ДОМ — ПЕРВООСНОВА ГОРОДА,
дополняю я, заботясь о предстоящем развитии темы,

Послушайте то, чего я детям не говорю никогда. У Города и Дома есть очень важное сходство. Они — пространство, выгороженное извне стенами: защищающими, внутрь чужих не впускающими, своих тайн наружу не выдающими. Если очаг внутри такого пространства не греет душу, Дом превращается в тюрьму, ловушку. В таких Домах обречена домохозяйка на каторжную работу. Домочадцы в таких До­мах терпят самое ужасное насилие над собой: они вынуждены суще­ствовать совместно, потому что им некуда уйти или трудно это сделать.

Раньше я просила своих слушательниц: будьте осторожны при разговорах на подобные темы — не пораньте детей, у которых Дом без Очага. Нынешнее время доводит до предела саморазоблачение лживос­ти общественных отношений. Вместе со всеми остальными структурами терпит крах и основа общества — семейная ячейка. Соответственно, очень многие дети живут в Домах без Очага. Что делать учителям, разговаривающим с детьми по душам? Я обнажаю нынешнюю ситуацию: задаю ребенку прямой вопрос; получаю негативную информацию; пере­вожу естественно возникающее сочувствие в столь же естественно вы­текающее требование, обращенное к самому ребенку…

ТВОЙ ДОМ НЕ ТАКОВ,
КАКИМ ТЫ ХОТЕЛ БЫ ЕГО ВИДЕТЬ?
ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ САМОГО ЧЕЛОВЕКА:
ВЫРАСТЕШЬ — ПОСТАРАЙСЯ, ЧТОБЫ ТВОИ БЛИЗКИЕ
БЫЛИ СЧАСТЛИВЫ В ДОМЕ, СОЗДАННОМ ТОБОЙ.
ДОМ — НЕ ЗДАНИЕ.
ДОМ — СОЗДАНИЕ ДУШИ И РУК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ.

Оборачивание ситуации, убеждалась я в том не раз, приносит облегчение детской душе. После этого мне остается попросить перво­классников закрепить на белом листе бумаги описание, что есть Дом.

Композицию того, что должно возникнуть на листе, я прорисо­вываю на классной доске, на ней же пишу крупно определения. На верху вертикально расположенного листа я делаю надпись — ДОМ. Из заглавных печатных букв — для солидности. Надпись выполняю крас­ным мелком, дети — фломастером, цветным карандашом. Красный цвет свидетельствует сам по себе, что речь идет о.КРАСИВОМ ДОМЕ. Внизу вертикально расположенного листа я даю перечень свойств КРАСИВО­ГО ДОМА. На одной строке — СЧАСТЬЕ, УЮТ, ТЕПЛО. На второй — ДОС­ТАТОК (устаревшее определение богатства), ЕДИНСТВО СЕМЬИ. Как видите, слов-определений — шесть. Столько же осталось неиспользо­ванных цветов в радужном многоцветье. Это, конечно же, — неслучай­ное совпадение. Не акцентируя на нем внимания, я прошу детей каждое из слов написать одним из радужных цветов, чтобы при простом раз­глядывании картинки было ясно, что…

ДОМ — ПЕРВООСНОВА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ.

Мини-спектакль
«Приглашение к домашнему очагу»

В детском восприятии знание становится усвоенным, если оно проходит через переживание. «Игра в слова» — логическая разминка: она дарит радость узнавания, сопереживания не вызывает. Для того, чтобы понятие «очаг» обосновалось в детской душе всерьез и надолго, необходимо непосредственное ощущение значимости этого явления в жизни людей. Спрашиваю детей…

Вам приходилось сидеть кругом у костра, вглядываясь,
как трепещут языки пламени, как тянется вверх дым?
Не упустите такой возможности, пожалуйста, потому
что в этом сидении — отсвет древнейшего действа (ритуала),
в котором заключен огромный смысл…

Наши пра-а-предки, сидя кругом у жертвенного костра,
в пламени которого сжигались их дары и уходили дымом
в Небо, обращались к богам с просьбами о помощи.

Представления об отношениях богов с людьми изменились,
жертвенные костры перестали жечь, а в сидении у костра,
в погружении в разглядывание пламени сохраняется высокий
смысл Вселенского общения по-прежнему.

В церквях прихожане зажигают свечи, что, собираясь вместе,
превращаются в подобия древних кострищ…
В домах зажигаются свечи, когда родственники и друзья провожают
кого-то из домочадцев в Мир иной…
Верующие зажигают в своих домах свечи у икон ив радостные дни
Рождества и Воскресения Христова… Собираясь вместе, люди
зажигают свечи и без высоких поводов просто для того, чтобы
возникло в душе праздничное, душевно-приподнятое настроение…

Хотите убедиться, что пламя свечи способно все изменить?
Закройте глаза и ждите…

Ждать не приходится долго: у меня уже все готово. Есть три знакомых детям ежика, с которыми мы идем по пути «Преодоления Неведения». Ежиков мне подарили друзья из Германии. Есть круглая красная свечечка, лежащая на венке из «серебряных» цветов. Ее мне подарили друзья из Италии. Есть волшебный «золотой» колокольчик с красным бантом, что начинает играть рождественские мелодии, если незаметно нажать кнопку. Его привезли друзья из Голландии. О проис­хождении игрушек я рассказываю, потому что это обстоятельство под­тверждает  у свечи любят вместе собираться все люди всей Земли. Я рассаживаю ежиков на столе вокруг зажженной свечки, выключаю элек­трический свет (или задвигаю шторы) и прошу детей…

Теперь откройте глаза и тихо-тихо, чтобы не задуть
пламя свечи, подойдите ближе и встаньте кругом.
Вас приглашают в свой дом на праздник наши ежики.
Какой праздник? Рождественский…

Всмотритесь внимательно внимательно в пламя свечи,
как это делают ежики. Ощутите…
Как хорошо жить на свете, когда есть Дом.
Как хорошо жить на свете, когда внутри Дома есть Очаг.
Как хорошо жить на свете, когда в Доме вокруг Очага
собираются и друзья, с которыми ты идешь по жизни.
Идешь и в праздники, и в будни. Хорошо, не правда ли?

Видите, как пламя свечи тянется вверх, будто просит
за вас о чем-то у кого-то. Закройте глаза и задумайте
желание.
Если зазвучит голос колокольчика, желание исполнится.
Золотого колокольчика, как солнечный свет.
Волшебного колокольчика, как обещание чуда.

Колокольчик начинает звучать. Глаза детей наполняются отсве­тами пламени и восхищением, вызываемым всем происходящим. Я «пере­вожу» на свой лад содержание песенок, не поющихся у нас в России…

На опушке леса стоит красивый ДОМ.
Какое счастье жить в Доме том!
Внутри Дома разожжен ОЧАГ.
Сегодня праздник? Нет, просто так.
Собралась чтоб вместе моя СЕМЬ-Я:
дедушка, бабушка,
папа, мама,
брат, сестра и я-я-я…

Очаг — тепло в Доме, свет и уют.
Очаг — испугаются тени, прочь уйдут.
Очаг — душа Дома, твоя и моя.
Очаг — сядет кругом большая семья.
Очаг — мама из круга выйдет вперед.
Очаг ~ будто Солнце в Доме встает.
Очаг — путник стучится: пусть войдет.

На опушке леса стоит красивый ДОМ.
Какое счастье жить в Доме том!

Слайд-фильм «Хоромы Древней Руси»
на фоне русской распевности «Весны и осени» Свиридова.

Определения прочно запечатлеваются в детском сознании, если переведены в зрительные образы. Значит, без слайд-фильма при рас­крытии темы ДОМА не обойтись. Выбор тоже очевиден — Древняя Русь, из которой мы должны будем перешагнуть в Петербург. Толчок ~ сообщение…

Дома бывали разные
в разные времена…
На Руси — хоромы красные,
палаты светлые, золотые терема.
В избах деревянных жил простой народ.
А ныне народ в домах из бетона живет:
многоквартирных, длинных, высоченных,
не старинных — современных.
Почему? Все изменяя, Время течет…

Я показываю избы деревянные в резном узорочье, уверяющем, что Русь всегда будет жить по заветам бога Солнца. Я показываю церкви деревянные в резном узорочье, поющем славу богу Солнцу. Это — храм или хоромы Бога или дом Бога. Есть замечательные различия между домом Бога и домом человека. В доме человека свет от очага восходит в Небо, к солнечным богам или к Богу. В доме Бога солнеч­ный свет нисходит к людям с Небесных высот. Это утверждает, что Мир взаимосвязан и целостен.Я показываю все это в первый раз, чтобы потом возвращаться и неоднократно, как в Петербург.

Если в вашем распоряжении нет слайдов, можно воспользоваться иллюстрациями Ивана Билибина к древнерусским сказкам. Те же избы, те же храмы в узорочье резном.

Задание на дом…

Первое из трех заданий — привычно-обычное.
Я прошу детей нарисовать ДОМ: жилой, Детский сад или
школу. Требование одно — чтобы дом этот был КРАСИВЫМ.

Если вы работаете с дошкольниками, будьте уверены, они нари­суют «избушку на курьих ножках» с трубой и вьющимся над ней дымом! Удивитесь, такой архаизм возникает под их карандашом (простите, фло­мастером) в пору, когда телевизионные экраны показывают непрерыв­ную техно-фантастику! Интересно, что все дети всей Земли рисуют пра- дом, в котором запечатлен жизненный опыт пра-предков. Почему?! Работает все она-же — атавистическая память, в которой крепко-на­крепко запечатлены самые значительные события в жизни человечес­кого рода. Именно к таким событиям относится рождение Дома: заме­чательнейшего в истории людей архитектурного произведения.

Самый красивый, на мой взгляд, дом я видела на обложке книги Кристиана Риттельмайера «Архитектоника школы». Неизвестный ма­лыш нарисовал, какой должна быть школа согласно его представлени­ям. Вот, что у него получилось…

Школа должна быть просто Домом. В лесу или в саду. Под небом, с которого смотрит на землю Солнышко. У Дома-школы должна быть высокая красная крыша, чтобы издалека было видно, как он красив. И труба должна быть у Дома, из которой тянется дым в небо. Скажете, откуда очаг, это же школа? Значит, очаг в школе не простой, а именно тот — подлинный, что дарит детям Дома душевное тепло и объединяет их в одно целое.

В Доме-школе должно быть много классов, где весело светят лампочки под круглыми абажурами, похожие на разноцветные коло­кольчики, что звенят, когда наступает перемена. Перемена — замеча­тельное время! Можно поиграть на чердаке Дома, где много комнат с окошками, как на кораблях или на старинных башнях. Можно выбе­жать в лес-сад, что подходит к стенам Дома, и попрыгать с зайчиками на лесной опушке.

У Дома-школы должна быть очень большая дверь, чтобы мог войти каждый, кто хочет учиться. А стены должны быть разрисованы цветами и сердечками, чтобы Дом знал, как его любят дети.

Хорошо, если это будут знать администраторы и учителя, по милости которых школа-дом может стать школой-тюрьмой, — допол­няю я рисунок своей, не только отечественной, печалью.

Второе задание — фантазийное, которое можно выдать
детям-школьникам, уже научившимся писать сочинения.

Подобное задание выдала детям учительница начальных классов Ирина Юрьевна Кораблева, апробирующая программу СТРОИМ «ГОРОД- САД». Задание показалось мне столь замечательным, что не могу не рассказать вам о нем. Ирина Юрьевна попросила своих детей нарисо­вать «портрет» Домовенка и сочинить сказку о СВОЕМ ДОМЕ, увиден­ном глазами этого удивительного существа. Не знаю, дала ли она про­честь родителям своих учеников все сочинения. Возможно, и не дала, побоявшись последствий, незаслуженно-тяжелых для детей, откровен­ных в суждениях о СВОЕМ ДОМЕ. Быть ребенком — не всегда большая радость, потому что нет ничего проще, чем отнять детство у детей.

Третье задание — архитектурное,
на развитие пространственного воображения выдающееся,
с той же побочной целью проведения психологического теста.

Попросите детей нарисовать план той комнаты, где вся семья собирается вместе. Чтобы получился план (вид сверху), я предлагаю детям взлететь мысленно (!) под потолок, даже выше — в Небо, и внимательно разглядеть сверху все то, что можно увидеть. На плане должны быть показаны очертания комнаты; отмечено, где находятся двери и окна; какие стоят вещи. Рисовать вид, которого на самом деле не увидеть, очень важно для развития воображения. Рисовать такой вид ребенку нужно самому — без пригляда родителей, потому что… Непре­менно, детская фантазия наполнит план общей комнаты домочадцами, в рисунке оживут взаимоотношения между членами семьи и… станут документальным свидетельством неопровержимой силы. Посмотрев ри­сунки, и без психолога вы сможете понять, хорошо себя чувствует дома ребенок или одиноко.

Занятие заканчивается, как обычно: скандированием наговора, несколько измененного…

Я — сын Земли и Неба.
Я — Земли и Неба дочь.
На большой моей планете
Живут взрослые и дети.
Города встают из Вод.
Счастлив тот,
Кто в них живет.
Где живет?!
На площадях?
— Нет…
На улицах?
— Нет…
В домах?
— Да…

Кто живет в домах?
Я?! Ты?!
Все мы —
ДЕТИ ГОРОДА И ДОМА:
Папы…
— Саши, Васи, Ромы;
Мамы…
— Маши, Даши, Томы;
Дедушки…
— Левы, Вовы, Вани;
Бабушки…
— Кати, Любы, Тани;
Кошки и собаки —
Большие забияки…

«Да» и «нет» — отвечают дети. Они же называют имена домо­чадцев. Вот, пожалуй, и все: вторая, градоведческая, тема мне кажется достаточно раскрытой.

 

<—Тема первая — эстетическая: Возникновение эстетики

Третья тема — художественно-практическая: Солнца свет и убегающие тени—>