Первая тема — эстетическая: В мир эстетики откройте дверь

Первая тема — эстетическая:
В МИР ЭСТЕТИКИ ОТКРОЙТЕ ДВЕРЬ

Цели занятия:
— дать определение ведущему понятию Эстетики —
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА;
— описать, что входит в МИР ЭСТЕТИКИ и почему.

Средства осуществления целей:
->чтобы определить «самостоятельно»,
в чем своеобразие ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ,

провести с детьми первый «философский поединок»;
— чтобы определить «самостоятельно»,
что входит в МИР ЭСТЕТИКИ,
провести с детьми второй «философский поединок»
или «игру в Прекрасное»;
— использовав возможности слайд-фильма, стихов, музыки,
включить в эмоциональную память детей представление об
ЭСТЕТИЧЕСКИХ СВОЙСТВАХ ГОРОДА.

Вступление…

Конечно же, вы помните, уже при первом знакомстве мы встали на путь «Преодоления Неведения».  Мы сделали это, чтобы понять, каков тот МИР, в котором мы живем, и каково наше место в нем.

Мы встали на путь «Преодоления Неведения» еще и для того, чтобы, тщательно подготовив ум и сердце, перейти к «Петербурговедению» и понять, каков тот ГОРОД, в котором мы живем, и что должны делать горожане, чтобы жить в городах счастливо.

Мы сделали не мало шагов на пути «Преодоления Неведения». Вели беседу о том, что люди —
дети Неба и Земли, что человек — тот, кто чувствует Красоту.
Над Невой на волнах музыки летали.
На «Заячьем острове» были, в лицо Городу смотрели.
Во взаимоотношениях Города и Реки разобраться пытались.
И в Летнем саду были. Многие даже сны посмотрели о Саде,
что «дивную являет красоту». Замечательно?..

Не так давно мы познакомились с Наукой по имени Эстетика.
И даже с философом по имени Сократ мы познакомились тоже. Его жизнь нас научила: преодолевать Неведение человек должен только сам, ставя перед собой неразрешимые вопросы и стараясь ответить на них, не кривя душою…

Какие шаги нужно делать дальше? Кто знает? Вы?.. Я?..
Я знаю четыре правила, выполнять которые должны все-все, кто решил идти по столь замечательному пути. Повторяю…

    1. Думать следует каждому по-отдельности.
    2. Решать следует всем вместе — сообща.
    3. Направление движения следует выбирать, увидев что-то непостижимо-неразрешимое впереди.
    4. Продвигаться вперед следует, не боясь «трудить» ум и душу в поисках ответов на Вопросы вопросов — Что и Как, Зачем и Почему?..Что нужно дальше делать, чтобы расширить знания об ЭСТЕТИКЕ — НАУКЕ О ПРЕКРАСНОМ?Я думаю,
      вы согласитесь, необходимо открыть дверь и войти в МИР ЭСТЕТИКИ. Сказочный. Красивый-красивый…~ Согласны? Тогда вперед!

    • Ой, дверь закрыта…
    • Не печальтесь, у меня есть ключи: то ~ Эстетические чувства. Для тех, у кого они развиты, МИР ЭСТЕТИКИ открыт всегда.

Первый
«философский поединок меж ежами-мудрецами».

«Поединок» этот представлен в «Уроках Эстетики» в сюжете под названием «Что могут короли?». Решение использовать печально-шу­точную, еще и сегодня известную, песню — «Что могут короли?», пришло неожиданно. Позднее я поняла, что именно повлияло на вы­бор. Эстетические чувства — романтические (высоко духовные), а по­тому, при их игровом определении, естественно появление персонажей из романтической поэзии: королей, принцесс, верных рыцарей.

Конечно, в предлагаемой игре действует не тот «король», что сидит на троне и по воле злонравной судьбы не может «жениться по любви». Здесь «король» — особый человек, в котором высоко и полно развиты эстетические чувствования. Таких людей называют «избранны­ми», значит, они и есть «короли». Конечно же, в предлагаемой игре действует и особая «принцесса» — Эстетика: воплощение Красоты, свойственной ее царству. И «рыцари», конечно же, здесь должны быть особыми — теми, которые верно служат Ее Величеству Красоте или «принцессе Эстетике». Вместо «удара гонга», после которого принято начинать поединки, в данном случае могут прозвучать слова песни, напетые или воспроизведенные: «Все могут короли.., жениться ПО ЛЮБВИ не может ни один король!»

Все дети знают, что такое Любовь. Особенно хорошо знают это те дети, которых не любят. Выбранный «толчок» снимает необходи­мость объяснять, что чувство — это глубокое душевное переживание. Песня самостоятельно вводит в Мир чувств. Нам остается лишь навес­ти в этом Мире порядок, определив, что есть что.

Предлагаю убрать из рассмотрения всем известные любовные чувства и попытаться выяснить, что такое ЧУВСТВА ЭСТЕТИЧЕСКИЕ. Дети редко молчат, обычно они говорят слишком много. Давать точные определения трудно и взрослым. Я призываю на помощь греческий язык (язык Сократа), в котором слово эстетика (aistheticos) обознача­ет чувствующий, чувственный. Значит?.. Дети с восторгом отвечают: «эстетические — чувственные чувства». Как «масло масляное»? Зна­чит?.. Остается ввести небольшую поправку, поставив рассматривае­мый «предмет» на должную высоту…

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ — ЧУВСТВА ЧУВСТВ.
Испытывать их могут не «простые смертные», а «избранные»,
в которых высоко и полно развита способность
ВОСХИЩАТЬСЯ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВОМ КРАСОТОЙ.

Дальше — проще: тема сама раскрывается в своей логической последовательности и в том же — романтическом ключе…

ИСПЫТЫВАТЬ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА можно «по-рыцарски»:
прижав правую руку к груди и встав на левое колено. Ах!!!

Так обретает явь «принцесса Эстетика» со свитой «рыцарей». Какую явь? Отвечаю. И раньше, чтобы расширить возможности учеб­ного процесса, я пользовалась помощью игрушечных ежиков. И своих, и тех, кого приносили дети. К этому занятию приходится ежиков пере­одевать. Одну ёжиньку, побольше, нужно переодеть в ошеломляюще­ утонченный наряд принцессы. Других ежиков, поменьше, я обряжаю в кожаные латы и шлемы, даю в лапки мечи и щиты. Если вам повезет, эти наряды втайне от детей могут изготовить их родители.

Театрализованной демонстрации обряда поклонения Красоте, в любом случае, обеспечен успех. Когда восторги поутихнут, продолжаю развивать тему в том же — романтическом ключе…

ТЕМ, КТО СПОСОБЕН ИСПЫТЫВАТЬ
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА,

КРАСОТА ДАРИТ СКАЗОЧНЫЕ ЦАРСТВА.

Естественно возникает следующий, провокационный, вопрос: что представляет собой дар принцессы Эстетики или какие «сказочные цар­ства» может подарить Красота? Дети, уловив романтизм (высокую ду­ховность) темы, но неспособные мыслить отвлеченно, начинают пере­числять самое лучшее и самое красивое на всем белом свете, о чем им рассказывали сказки. Возникают рыцарские замки над озером в лесу; наряды, украшения и балы; полные чудес приключения и, обязательно, сказочные путешествия. По контрасту, или как уточнение, весомо зву­чат заключительные слова…

ДЛЯ ТЕХ, КТО СПОСОБЕН ИСПЫТЫВАТЬ
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА,

ПРЕКРАСНЫМ, КАК СКАЗКА, СТАНОВИТСЯ ВЕСЬ МИР.

В этом и заключается тот Высший дар, который способна
преподнести своим «рыцарям» лишь «принцесса Эстетика».

Второй
«философский поединок меж ежами-мудрецами»
или «игра в Прекрасное».

Предлагаю детям следующий, опять провокационный, вопрос — что именно может быть красивым? Ответы «ежики-мудрецы» должны давать организованно — в «поединке мнений». Чтобы провести подоб­ный поединок, мы выбираем «судью», что должен будет (вместе со мной) вести счет правильных суждений и определять победителей. Ос­тальные дети делятся на две «команды», каждая из которых должна набрать как можно больше «очков» (в нашем случае — реальных ша­ров, складываемых в горки).

Удар гонга и… Вперед! Правильных ответов обычно оказывается так много, что «поединок» может остановить лишь второй удар гонга, возвещающий, что пора подводить итоги. Кто победил? После попытки сосчитать очки (шары), показывающей, что разница в количестве пра­вильных ответов трудно уловима, я подвожу итог…

ПОБЕДИЛА ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО КРАСОТА,
ПОКОРИВШАЯ ВЕСЬ МИР!

Согласитесь, поединок этот — легкая забава, что, вопреки своей незатейливости, позволяет сделать очень важный вывод, а от него пе­рейти к еще более важному вопросу…

КРАСИВЫМ МОЖЕТ БЫТЬ ВСЕ-ВСЕ-ВСЕ:
ПЛАНЕТЫ, ЛЮДИ, ЗВЕРИ И ПРЕДМЕТЫ,
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВ, МЫСЛИ, ЧУВСТВА И ДЕЛА.

Красивым может быть, действительно, все. Важно понять, как мы узнали об этом. Спрашиваю детей, на каком основании мы с судьей определяли правильность ответа? У нас был тщательно-разработанный перечень признаков, позволяющий отделить красивое от некрасивого? Нас просили родственники членов команд признать ответ правильным? Нам сулили вознаграждение за услугу какие-то неизвестные лица? Нет, нет и нет — отвечают дети. Значит…

КРАСИВЫМ МОЖНО НАЗВАТЬ ВСЕ ТО,
ЧТО ВЫЗЫВАЕТ ЧУВСТВА ВОСХИЩЕНИЯ, ВОСТОРГА.

Как-то я продолжила «поединок», предложив детям разобраться, кто «король», кто «рыцарь», а кто «простой смертный» в их группе. Для этого, я попросила тех, кто желает принять участие в состязании на личную победу, описать что-нибудь особенно красивое с их точки зрения, а всем остальным решить, сколь высоко развит эстетический вкус у претендента. Конечно же, я не хотела соперничеством внести раздор в отношения между детьми. Да, он вряд ли бы и начался, пото­му что победить предлагалось в открытом бою. Я надеялась, ставя детей перед необходимостью описать что-то красивое, можно развивать их эстетическое видение…

Опыт убедил в противоположном: рассказы детей в целом одно­образны, вторичны, хотя и не без неожиданных сравнений и ходов. Детям, как и следовало ожидать, не хватает слов. Чтобы не развивать излишнего самомнения или робости или склонности к красивости, ве­леречивости пустой, я сказала детям то, что повторяю и сегодня…

Громко восхищаться Красотой, стараясь не упустить ни одной из ее черт, не нужно и по многим причинам. Красоту нельзя подробно описать, перечислить все ее свойства, изучить со всех точек зрения. От подобных, грубых для нее, прикосновений Красота уходит в печали или неслышно умирает.

КРАСОТА МИРА — ТАЙНА НЕПОСТИЖИМАЯ.
ВЫРАЗИТЬ ЧУВСТВО ВОСХИЩЕНИЯ ПЕРЕД НЕЮ
ДОСТУПНО ЛИШЬ ТВОРЧЕСКОМУ ВООБРАЖЕНИЮ,
КОТОРОМУ ОБЯЗАНЫ СВОИМ СУЩЕСТВОВАНИЕМ
НАУКИ, ИСКУССТВА, ГОРОДА…

КРАСОТА НАШЕГО ГОРОДА
ОБЯЗАНА ТВОРЧЕСКОМУ ВООБРАЖЕНИЮ, ЭТО УЖ ТОЧНО…

 

Слайд-фильм:
«Петербург — прекрасный как сон, как мечта».

Вы знаете, сны Царя Петра записывались, как Царевы указы. Однажды ему приснилось, что в белую-белую ночь мимо уснувших дворцов, церквей со шпилями и домов идут по каналам корабли с разноцветными парусами. И он повелел: превратить Васильевский ост­ров в идеальный город — «водяной», по которому нельзя ездить, мож­но только плавать. Васильевский остров не стал «водяным городом». Им стал весь Петербург в целом…

Включаю музыку (концерт Глиэра) и показываю детям слайды, снятые с панорамы Петербурга 1820 года, выполненную Тозелли.

ГРАД ПРЕКРАСНЫЙ НА НЕВЕ
РОЖДЕН ВОСХИЩЕНИЕМ КРАСОТОЙ
БЕЛЫХ НОЧЕЙ НАД НАД НЕВОЙ,

СПЯЩИХ ДВОРЦОВ, ЦЕРКВЕЙ И ДОМОВ
И СКОЛЬЗЯЩИХ ПО ВОДАМ ПАРУСНЫХ СУДОВ.

ТАКИМ УВИДЕЛ ГОРОД ЦАРЬ ПЕТР.
КРАСОТА УВИДЕННОГО ПРОБУДИЛА В НЕМ
ЖАЖДУ ТВОРЧЕСТВА
И КРАСОТА ВОПЛОТИЛАСЬ В ЯВИ ГОРОДА,
ПРЕКРАСНОГО КАК СОН, КАК МЕЧТА.

  • Дворцы вдоль берегов стоят?
  • Стоят…
  • Парусники по Невским водам скользят?
  • Скользят…
  • Белые ночи не спят?
  • Спят…
  • Что детям делать не лень?
  • Танцевать и петь целый день…
  • Споем то, что петь не устаем?

На большой моей планете
Живут взрослые и дети.
Города встают из Вод.
Счастлив тот,
Кто в них живет.

Вопросы задаю я — дети отвечают или продолжают начатое слово:

Почему счастлив?!
Город кра…сивый!
Город сча…стливый!
Горожане это знают?
Знают!
В восхищеньи пребывают?
Пребывают!
Хоть никто не заставляет,
Кроме?..

ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ, что душу возвышают
И к творчеству зовут.

Можно сказать, что благодаря эстетическим чувствам
Мир превращается в Царство Красоты, Добра и Правды?
Это превращение — сказка?..
Это превращение — правда?..

Если дети дадут утвердительный ответ и на первый, и на второй вопрос, можете счесть: они уловили сущность того, что называется ЭСТЕТИЧЕСКИМИ ЧУВСТВАМИ — «королевскими».

Всех «ежей-храбрецов», участвующих в состязании, я награждаю званием «рыцарей» Ее Величества Красоты. Наградные знаки с изобра­жением ёжика-рыцаря (из «Уроков Эстетики») я готовлю заранее и в достаточном количестве. Глава судейской коллегии надевает их на шею участников «философского турнира».

Задание на дом…

Родителям в очередной раз предлагается прочитать еще два сю­жета из «Уроков Эстетики для ежиков»: «Что могут короли?» (стр. 14 — 15) и «Что может быть красивым?» (стр. 16-17). Дети, слушая, раскра­шивают прочитанное. Как видите, домашнее задание закрепляет учеб­ный материал, не исключая необходимости специального возвращения к теме, потому что пребывание в Мире Эстетики требует определенной привычки: тщательно воспитываемой до тех самых пор, когда она ста­нет внутренне непреодолимой.

 

Вторая тема — градоведческая: Не заблудитесь, в городе гуляя!—>