СКАЗКА О КРАСИВОМ ЗЛОДЕЕ
(анализ содержания второй части сюжета под названием
«Без чего не бывает ничего» из «Уроков Эстетики для ежиков»)
Цель занятия:
познакомив детей с самым поразительным в Эстетике
образом КРАСИВОГО ЗЛОДЕЯ, подготовить их к
постижению главной Петербургской проблемы —
возведению Города над Бездной (Пучиной вод).
Помните, выявляя в совместных усилиях сущность Воображения, я попросила детей рассказать короткую историю о Незабываемом. Они стали делиться своими впечатлениями о заграничных поездках и вдруг… Возникла потрясающая история из жизни петербургского двора. Во дворе ничего не происходило, напротив, было все так буднично, привычно, обычно, но — лишь на поверхностный взгляд.
Девочка увидела то, чего другие не заметили. Черная кошка с зелеными глазами охотилась за голубем с поломанным крылом. Голубь прижался к красным сапожкам девочки и посмотрел на нее печальными глазами-бусинками. Девочку заставили уйти. История, конечно же, закончилась печально. Печаль эта заставила девочку произнести фразу, что по содержательности своей равна самым грандиозным обобщениям- прозрениям: «Я ненавижу кошку: она — убийца, хотя и красивая». В истории этой, в ребенку доступном переживании, запечатлена всечеловеческая трагедия.
Ум человеческий доказывает свое:
Истина — Добро — Красота нераздельны.
И душа человеческая верит:
всё, что Добро, то — Правда и Красота;
всё, что Зло, то — Ложь и Уродство.
В представлениях ума, в чаяниях сердца
всегда красивы герой и праведник, всегда
уродливы лжец и злодей, но…
В реальной жизни все слито воедино, перепутано:
Правда-Ложь, Добро-Зло, Прекрасное-Безобразное.
В реальной жизни красивыми могут быть лжец и злодей.
Сердце не верит в это и сильнее страдает.
Ум не хочет с этим смириться и ищет объяснений…
Почему Красота может быть лживой и злой?
Почему Добро не способно защитить Красоту и Правду?
Как бороться со Злом? Ложью и Злом? Добром и Правдой?
Почему Красота приносит страдание?..
Вопросов не счесть. Собравшись вместе, они образуют клубок нравственно-эстетических проблем, с которыми разбираются и соответствующие науки, и государственные установления, и каждый человек в течение всей своей жизни. Трудить душу — заставлять себя решать неразрешимые проблемы, человек должен. И приступать к этому он должен, конечно же, в возрасте «почемучек», специально на то и нацеленном. Задача взрослых не упустить самый созидательный для души возраст, «отнекиваясь» от сложных вопросов.
Ощутив «дыхание тайны» в истории, произошедшей в петербургском дворе, я предлагаю превратить ее в маленький спектакль, разыгрываемый по ходу разговора. В спектакле — три главных героя: Палач (кошка), Жертва (голубь), Наблюдатель (девочка, вышедшая на прогулку во двор). В спектакле — два действия, в каждом из которых — по три картины. В первом действии (увиденном девочкой) торжествует Зло. Во втором действии (нами предполагаемом) должно торжествовать Добро. В «Уроках Эстетики для ежиков» спектакль проиллюстрирован.
Может быть, я и не права, но, кажется мне, что режиссурой этого спектакля можно воспользоваться для самых различных по содержанию сюжетов. Условие — одно: в сюжете должно присутствовать оборачивание чуда чудовищем и наоборот.
Первое действие — ТОРЖЕСТВО ЗЛА.
Картина первая:
Воображение Наблюдателя с эстетически развитым вкусом
превращает простую дворовую кошку в ЧУДО —
обворожительно-таинственную красавицу.
Картина вторая:
Воображение Наблюдателя с чувствительным сердцем
превращает израненного голубя в ЖЕРТВУ —
беззащитную, несчастную, обреченную на ужасную смерть.
Картина третья:
начав «жестокую игру» со своей ЖЕРТВОЙ,
ЧУДО превращается в ЧУДОВИЩЕ (злое страшилище) —
зверя безжалостного, более того, получающего удовольствие
от мучений существа, жизнь которого зависит от его воли.
Сопереживание заставляет слушателей искать выход из тупика. Возникают три нравственные проблемы… Первая — нельзя стараться задобрить Зло: от безнаказанности Зло лишь возрастает. Вторая — нельзя стараться наказать Зло Злом: ожесточаясь, Зло становится лишь сильнее. Третья — победить Зло можно только Добром. Попытка понять, как это сделать в данном случае, превращается во второе действие спектакля…
Второе действие — ТОРЖЕСТВО ДОБРА.
Картина первая:
ПАЛАЧ встречается взглядом с ЖЕРТВОЙ
(«смотрит из души в душу»), сердце его добреет и…
ЧУДОВИЩЕ вновь становится ЧУДОМ (доброй красавицей).
Картина вторая:
ЖЕРТВА, обреченная на смерть, начинает бороться за жизнь
и выходит ПОБЕДИТЕЛЕМ из смертельно опасного испытания.
Картина третья:
ЧУДО страдает (от голода). Расплачивается за Добро? Нет…
ПАССИВНЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬ становится АКТИВНО ДЕЙСТВУЮЩИМ ЛИЦОМ
и воздает за Добро Добром (дети кормят кошку и ее котят).
Так третья нравственная проблема получает завершение:
победить Зло можно только Добром,
потому что Добро рождает Добро — таков Закон Жизни!
Отыграв, умозрительно-сопереживательно, спектакль, я спрашиваю детей: мы смогли разобраться в сложном переплетении Добра- Зла, Правды-Лжи, Красоты-Безобразия, Действия-Бездействия? Что нам помогло в этом? Пусть дети ответят, осознав ту силу, что будет помогать им в жизни постоянно…
Творческое воображение — та чудодейственная сила,
что позволяет разрешить самые неразрешимые проблемы.
В конце беседы я задаю еще один вопрос: нет ли в петербургской истории КРАСИВОГО ЗЛОДЕЯ? Есть — отвечают дети: то Нева — страшная красавица. Разберемся в проблеме Невской дельты? Обязательно — соглашаются дети, постепенно привыкающие постигать Непостижимое на пути Преодоления неведения. Согласитесь, это — самый весомый, правда, невидимый, на поверхностный взгляд, результат.