Глава 11. Русская сказка о добре и зле

РУССКАЯ СКАЗКА О ДОБРЕ И ЗЛЕ
(слайд-спектакль )

Выбрать сказку я предлагаю детям. Их решение неизменно — «Аленький цветочек». Прежде чем показывать, каким образом я превращаю «самую добрую сказку на свете» в слайд-спектакль, приведу текст, который получают дети для домашнего чтения и выбора того действующего лица, в образ которого они хотели бы войти. Это — Сказка ключницы Палагеи в записи Сергея Тимофеевича Аксакова и в моей, вынужденной, обработке: значительном сокращении и замене некоторых, особо устаревших, речений более современными. Текст таков…

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец,
именитый человек. И было у того купца три дочери, все три красавицы
писаные. И любил он дочерей своих больше своего богатства. Любил он
старших дочерей, а меньшую дочь любил больше, потому что она была
собой лучше всех и к нему ласковее.

Вот собирается тот купец по своим торговым делам за море, за тридевять
земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, и говорит он
своим любезным дочерям: «Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери
мои пригожие, коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу
вам такие гостинцы, каких вы сами пожелаете». Думали они три дня и три ночи.

Старшая дочь поклонилась отцу в ноги, да и говорит ему первая:
«Государь ты мой батюшка родимый! Привези ты мне золотой венец из
каменьев самоцветных, и чтобы был от них такой свет, как от месяца
полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в темную
ночь, как среди дня белого».

Поклонилась ему в ноги дочь средняя и говорит: «Государь ты мой батюшка
родимый! Привези ты мне туалет из хрусталя восточного, цельного,
беспорочного, чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную и чтоб,
смотрясь в него, я не старилась и красота моя девичья прибавлялася».

Поклонилась в ноги отцу меньшая дочь и говорит такое слово: «Государь ты мой
батюшка родимый! Привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше
на белом свете».

Призадумался честной купец пуще прежнего. Приголубливает свою меньшую дочь
любимую и говорит такие слова: «Ну, задала ты мне работу потяжелее сестриных:
коли знаешь, что искать, как не сыскать, а как найти то, чего сам не знаешь?
Аленький цветочек не хитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на
белом свете?»

Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Вот ездит честной купец по
чужим странам заморским. Отыскал он заветный гостинец для своей старшей дочери.
Отыскал он заветный гостинец для своей средней дочери. Не может он только найти
заветного гостинца для меньшой, любимой дочери. Находил он много аленьких
цветочков такой красоты, что ни в сказке сказать, ни пером написать; да никто
ему поруки не дает, что краше того цветка нет на белом свете; да и сам он того
не думает.

Вот едет он путем-дорогою по пескам сыпучим, по лесам дремучим, и откуда ни
возьмись налетели на него разбойники. Увидя беду неминучую, бросает честной
купец свои караваны и бежит в темные леса. «Пусть меня растерзают звери лютые,
чем попасться мне в руки разбойничьи и доживать свой век в плену, в неволе».

Бродит он по лесу дремучему, непроездному, непроходному, и чем дальше идет,
тем дорога лучше становится, словно деревья перед ним расступаются, а кусты
раздвигаются. В полуночи стал видеть впереди будто зарево. Зарево точно к нему
навстречу идет, и как будто около него светлее становится. Перекрестился купец
и пошел вперед: двух смертей не бывать, одной не миновать.

Выходит он под конец на поляну широкую, и посреди той поляны королевский или
царский дворец стоит, весь горит и светит, а огня не видать; ровно солнышко
красное. Все окошки во дворце растворены, и играет в нем музыка согласная,
какой никогда он не слыхивал. Входит он на широкий двор; по сторонам бьют
фонтаны воды, высокие, большие и малые.

Входит он во дворец по лестнице с перилами позолоченными — нет никого.
Дивится честной купец такому богатству несказанному.

Подумал он про себя: «Все хорошо, да есть нечего», —
и вырос перед ним стол, убранный, разубранный.

Подумал он про себя: «Хорошо бы теперь соснуть да всхрапнуть», —
и стоит перед ним кровать резная.

И подумал он: «Ах, кабы мне дочерей хоть во сне увидеть», —
и заснул в ту же минуточку.

Проснулся поутру купец, захотелось ему по садам прогуляться. Ходит он дивуется.
И вдруг видит на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты
невиданной и неслыханной, ни в сказке сказать, ни пером написать.
Подошел он и сорвал аленький цветочек.

В ту же минуту блеснула молния и ударил гром, аж земля зашаталася под ногами, —
и вырос, как будто из под земли зверь не зверь, человек не человек, а какое-то
чудище, страшное и мохнатое, и заревел он голосом диким: «Что ты сделал? Как ты
посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хранил его как
зеницу ока и всякий день утешался, на него глядя, а ты лишил меня всей утехи
моей жизни. Знай же свою участь горькую: умереть тебе за свою вину смертью
безвременною…» И несчетное число голосов диких со всех сторон завопило:
«Умереть тебе смертью безвременною!»

У честного купца от страха зуб на зуб не попадает. Упал он на колени и проговорил
голосом жалобным: «Ох ты гой еси, господин честной, зверь лесной, чудо морское!
Не погуби ты души моей, прикажи слово вымолвить. А есть у меня три дочери, обещал
я им по гостинцу привести. Старшим дочерям я гостинцы сыскал, а меньшой дочери
гостинца отыскать не мог; увидал я такой гостинец у тебя в саду и подумал я,
что такому хозяину богатому не будет жалко цветочка аленького, о каком просила
моя меньшая дочь, любимая. Ты прости меня, неразумного и глупого. Заплачу я тебе
казны золотой, что потребуешь».

Раздался по лесу хохот, словно гром загремел, и говорит купцу зверь лесной, чудо
морское: «Не надо мне твоей золотой казны: мне своей девать некуда. Есть одно для
тебя спасенье. Я отпущу тебя домой невредимого, награжу казной несчетной, подарю
цветочек аленький, коли дашь ты мне слово честное купецкое, что пришлешь вместо
себя одну из своих дочерей».

Много времени честной купец убивается и слезами заливается: «Господин честной, зверь
лесной, чудо морское! А и как мне быть, коли дочери мои, хорошие и пригожие, по своей
воле не захотят ехать к тебе? Не связать же мне им руки и ноги да насильно прислать?»

И ответил купцу зверь лесной, чудо морское: «Не хочу я невольницы: пусть приедет твоя
дочь сюда по любви к тебе, своей волею и хотением. Дам я тебе перстень с руки моей:
кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где пожелает, в одно ока мгновение».

И только честной купец успел надеть его на правый мизинец, как очутился он в воротах
своего широкого двора. В ту пору в ворота въезжали его караваны богатые с прислугою
верною, и привезли они казны и товаров втрое больше, в сравнении с прежними. Поднялся
дома шум и гвалт. Доставал купец гостинцы привезенные. Старшие дочери, получив их,
от радости чуть с ума не сошли. Только дочь младшая, любимая, увидев цветочек аленький,
затряслась вся и заплакала, точно в сердце ее что ужалило.

Поутру позвал к себе купец старшую дочь, рассказал ей все и спросил: хочет ли она
избавить его от смерти лютой и поехать жить к зверю лесному, чуду морскому? Старшая
дочь наотрез отказалась и говорит: «Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал
цветочек аленький».

Позвал честной купец к себе другую дочь, среднюю, рассказал ей все. Средняя дочь то же
говорит: «Пусть та дочь и выручает отца, для кого он доставал цветочек аленький».

Позвал честной купец меньшую дочь и стал ей все рассказывать, все от слова до слова, и
не успел кончить речи своей, как стала перед ним на колени дочь меньшая, любимая и
сказала: «Благослови меня, государь мой батюшка родимый: я поеду к зверю лесному, чуду
морскому, и стану жить у него. Для меня достал ты аленький цветочек, и мне надо выручить тебя».

Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных.
Заиграла музыка согласная, какой сродясь она не слыхивала. Видит, цветочек аленький
в кувшине позолоченном тут же стоит. Взяла она его, сошла в зелены сады, нашла то
место высокое, пригорок муравчатый, на котором сорвал честной купец цветочек аленький,
краше которого нет на белом свете. И вынула она тот аленький цветочек из кувшина
золоченого и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук ее, и прирос
к стеблю прежнему, и расцвел краше прежнего. И только подумала она: «Видно, зверь
лесной, чудо морское на меня не гневается, и будет он ко мне господин милостивый», —
как на белой мраморной стене появилися слова огненные: «Не господин я твой, а
послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе пожелается, все, что тебе на ум придет,
я буду с охотою».

Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается, —
стала привыкать к своему житью-бытью молодая дочь купецкая, красавица писаная; служат
ей слуги невидимые, в музыку играют, все повеления исполняют. И полюбила она своего
господина милостивого, и видела она, что и он любит ее пуще самого себя.

И захотелось ей голоса его послушать. И прибежала она во сады зеленые, во беседку любимую.
И услышала она, ровно кто вздохнул за беседкою, и раздался голос страшный, дикий и зычный,
хриплый и сиплый; взрогнула сначала молодая дочь купецкая, только со страхом своим совладала
и виду, что испугалась, не показала; и пошли у них речи ласковые, что конца им нет.

И захотелось ей увидеть своими глазами зверя лесного, чуда морского. Долго он на то не
соглашается, испугать ее опасается, да не мог просьбам и мольбам противостоять и говорит
такое слово: «Исполню я твое желание, хотя и знаю, что погублю мое счастие и умру смертью
безвременной. Приходи во зеленый сад, в сумерки серые, когда сядет солнышко красное, и
скажи: «Покажись мне, верный друг!» — и покажу я тебе свое лицо противное, свое тело
безобразное. А коли станет невмоготу тебе больше у меня оставаться, не хочу я твоей
неволи и муки вечной: ты найдешь в опочивальне своей, у себя под подушкой, мой золотой
перстень».

Когда пришли сумерки серые, опустилось за лес солнышко красное, показался ей издали зверь
лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади
горбы верблюжьи, весь мохнатый от верху до низу, изо рта торчат кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза совиные. И невзвидела света молодая дочь купецкая, красавица писаная, всплеснула руками белыми, закричала истошным голосом и упала на дорогу без памяти.

Опамятовалась купецкая дочь и слышит: плачет кто-то возле нее, горючими слезами обливается и говорит голосом жалостным: «Погубила ты меня, моя красавица возлюбленная, и пришло мне умереть смертью безвременною». И стало ей жалко и совестно, и совладела она со своим страхом великим и со своим сердцем робким девичьим. На другой день увидала она зверя лесного, чудо морское, при свете солнышка красного, испугалася, а виду не показала и скоро страх ее совсем прошел.

Привиделось во сне молодой купецкой дочери, красавице писаной, что батюшка ее нездоров лежит, и напала на нее тоска неусыпная. Зверь лесной, чудо морское и говорит: «Золот перстень мой у тебя лежит, надень его на правый мизинец и очутишься в дому у батюшки родимого. Коли ты ровно через три дня и три ночи не воротишься, то не будет меня на белом свете, и умру я тою же минутою, по той причине, что люблю тебя больше, чем самого себя, и жить без тебя не могу».

День проходит как единый час, другой день проходит как минуточка, а на третий день стали
уговаривать меньшую сестру сестры старшие, чтобы не возвращалась она к зверю лесному, чуду морскому. «Пусть-де околеет, туда и дорога ему…» И задумали они дело хитрое, дело хитрое и недоброе: взяли они да все часы в доме целым часом назад поставили.

Когда пришел настоящий час, стало у молодой купецкой дочери, красавицы писаной, сердце болеть и щемить и… сердце ее не вытерпело, простилась с батюшкой родимым, простилась с сестрами старшими, любезными, со прислугою верною, челядью дворовою, надела золотой перстень на правый мизинец, оказалась во дворце белокаменном, где ее никто не встретил.

И закричала купецкая дочь громким голосом: «Где же ты, мой добрый господин, мой верный друг? Что же ты меня не встречаешь?» Ни ответа, ни привета не было, тишина стояла мертвая; в зеленых садах птицы не пели песни райские, не били фонтаны воды и не шумели ключи родниковые, не играла музыка во палатах высоких. Дрогнуло сердечко у купецкой дочери, красавицы писаной, почуяла она что-то недоброе. Побежала она на пригорок муравчатый, где рос, красовался ее любимый цветочек аленький, и видит она, что лесной зверь, чудо морское, лежит на пригорке, обхватив аленький цветочек своими лапами безобразными. Бездыханен, мертв лежит…

Помутилися ее очи ясные, подкосились ноги резвые, пала она на колени, обняла руками белыми голову своего господина доброго, голову безобразную и противную, и завопила истошным голосом: «Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного…» — и только таковы словеса она вымолвила, как заблестели молнии со всех сторон, ударила громовая стрела каменная в пригорок муравчатый, и упала без памяти дочь купецкая, красавица писаная. Много ли, мало ли времени она лежала без памяти — не ведаю; только, очнувшись, видит она себя во палате высокой, беломраморной, сидит она на золотом престоле и обнимает ее принц молодой, красавец писаный. И говорит он ей: «Полюбила ты меня, красавица ненаглядная, в образе чудища безобразного, за мою добрую душу и любовь к тебе; полюби же меня теперь в образе человеческом, будь моей невестою желанною. Злая волшебница прогневалась на моего родителя покойного, короля славного и могучего, украла меня, еще малолетнего, и сатанинским колдовством своим, силой нечистою, оборотила меня в чудище страшное и наложила заклятье, чтобы жить мне в виде безобразном, противном и страшном для всякого человека, пока не найдется красная девица и полюбит меня в образе страшилища, и пожелает быть моей женой законною, и тогда колдовство всё закончится, и стану я опять по-прежнему человеком молодым и пригожим. Ты одна полюбила меня за мою душу добрую, за любовь мою к тебе несказанную, и будешь ты за то женою короля славного,
королевою в царстве могучем».

Принялись веселым пирком да за свадебку, и стали жить да поживать, добра наживать. Я сама там была, пиво-мед пила, по усам текло, да в рот не попало.

Подготовительная работа начинается задолго до того момента, как грянет спектакль. Ведется она в общие занятия в виде коротких по времени бесед о сути Сказки.

Первое подготовительное занятие —
составление списка действующих лиц
после домашнего прочтения Сказки.

Действующие лица:

1. Чтица — Палагея ключница
2. Господин добрый, зверь лесной, чудо морское, он же — принц молодой» красавец писаный.
3. Купец честной, батюшка родимый.
4. Старшая купецкая дочь, красавица писаная.
5. Средняя купецкая дочь, красавица писаная.
6. Меньшая купецкая дочь» собою лучше всех и ласковее.
7. Слуги верные честного купца:
разбойники басурманские»
слуги страшные зверя лесного, чуда морского;
гости дорогие на веселсом пиру.

С выбором ролей не спешим. Дети убеждаются, их достанет на всех и все роли равно хороши: и главные» и второстепенные, что требуют тройного, даже четырехкратного «переодевания».

Второе подготовительное занятие —
выяснение принципа построения Сказки.

Решаю я эту сложную задачу, задавая детям ряд наводящих вопросов, что подсказаны типичными сказочными формулами…

Что за смысл вкладываете# в два зачина,
свойственных любой русской народной сказке:
— «В некотором царстве, 0 некотором государстве жили-были»;
— «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве»
происходят главные событии — испытания главных героев;
Почему попасть из первой царства во второе можно,
приложив усилия немалые пройдя «тридевять земель»,
или чудом — «надев золотое кольцо на правый мизинец».

Рассуждения детей, как всегда» интересны: то «теплее» — ближе к решению задачи, то «холоднее» — Чтобы знать, в каком направлении развивать беседу, приведу для вас пояснения-предположения. Они вытекают из значений, которое придает, так называемое, «мифическое сознание» определенным числам и действиям…

«Некоторое царство, некоторое государство» —
якобы реальный (наш) мир.
В нем живут якобы реальные герои (одни из нас).
Живут до того, как начнется собственно сказка,
живут во время сказки и после того, как она закончится.
Это, конечно же, — русское царство-государство.
Определенность снята с места действия, размыта в «вообще»,
специально: чтобы придать событиям всечеловеческий смысл.

«Тридевятое царство, тридесятое государство» —
мир, лежащий за пределами повседневной (нашей) реальности.
По закону чисел, это волшебное царство сверхъ-естественно.
Так событиями реального мира правит триада (3):
три дочери — три гостинца, три вопроса — три ответа,
три дня — три ночи, три испытания — три попытки…
В сверхъ-естественном мире реальная триада утроена:
проведена через трехкратное преображение (3x3x3).
Соответственно, становится этот мир «тридевятым царством».

В своей исходной тройственности он еще подобен нашему.
В своей сверхъ-естественности он уже выходит за границы
подобия — получает способность к инобытию в качестве
«тридесятого государства».

Попасть в «тридевятое царство, тридесятое государство»
можно двумя способами: трудным и легким (волшебным) —
или исходить «тридевять земель», или надеть «кольцо на
мизинец правой руки».

В десятичной (пальцевой) системе чисел,
второе действо равнозначно тому,
что закончить один счет и начать другой.
Кольцо — завершенная временная форма.
Оно, что подтверждение: было одним — стало иным.

Так в «тридесятом государстве» действуют другие законы —
свойственные не реальности, а сказке.
В реальности правят причинно-следственные отношения:
сам что-то сделал — сам за то и расплатился.
В сказке действуют, чаще всего, законы целеполагания.

Цель — снять какое-то заклятье, что, по чьей-то воле,
обрекает кого-то на какое-то страдание.
Все условия снятия заклятья заранее оговорены.
В неведении находится лишь выполняющий задачу.
Выполнил, прошел достойно через испытание, — счастлив стал.
Не выдержал испытания — жизнь потерял,
или — получил еще худшее наказание.

Сказка об Аленьком цветочке — сказка о заклятьи-страдании-испытании. Именно поэтому она так берет за душу человека, особенно маленького, сложности жизни лишь предчувствующего.

Третье подготовительное занятие —
погружение в сущность происходившего в Сказке.

И это я делаю в беседе с детьми, задавая им ряд наводящих вопросов, что подсказаны чисто сказочными формулами. Например…

Что за смысл скрыт в просьбы трех купеческих дочерей:
— привезти «золотой венец из каменьев самоцветных,
источающий свет, как от месяца полного, как от солнца
красного, и чтоб было от него светло в темную ночь,
как среди дня белого»;
— привезти «туалет из хрусталя восточного, цельного,
беспорочного, чтобы, глядя в него, видеть всю красоту
поднебесную и чтоб, смотрясь в него, не стариться,
а наоборот, чтобы красота девичья лишь прибавлялася»;
— привезти «аленький цветочек, которого бы не было
краше на белом свете».

И в этом случае рассуждения детей интересны: то «теплее» — ближе к решению задачи, то «холоднее». Чтобы знать, в каком направлении развивать беседу, приведу для вас пояснения-предположения. Они вытекают из значений, которое придает, так называемое, «мифическое сознание» определенным формам и действиям…

Первый «гостинец»…
Золото, каменья самоцветные — символ нетленности,
вечного, то есть сверхъестественного, существования.
Венец, как и кольцо, — завершенная временная форма:
надела венец — изменилась. До того была просто человеком,
после — обрела сверхъестественные способности, равные тем,
какие свойственные «месяцу полному и солнцу красному»,
что источают вечный свет — и днем, и ночью.

Спрашиваю детей, а они отвечают, иногда и так…
— Что делала, получив такой замечательный подарок, старшая купецкая дочь?
— Ничего: надевала венец на себя и радовалась, что она такая нарядная,
а потом снимала венец и прятала в сундук, чтобы никто не украл
драгоценность дорогостоющую.
— Дарил источаемый венцом свет какую-нибудь радость людям?
— Нет, купецкая дочь надевала его, чтобы повоображать перед другими,
у которых нет такого венца.
— Стала купецкая дочь, получив подарок, лучше — ласковее?- Нет, она
отказалась спасти отца от «смерти безвременной» и злилась на младшую
сестру за то, что та счастлива.
— Так какой подарок заказала и получила старшая дочь?
— Себялюбивый и бессмысленный.

Второй «гостинец»…
«Туалет из хрусталя беспорочного» — зеркало, что наделяет сверхъестественными возможностями.
Смотрящая в него может видеть всю «красоту поднебесную» и сами не стариться, а становиться все красивее и красивее.

Спрашиваю детей, а они отвечают, иногда и так…
— Что делала, получив такой замечательный подарок, средняя купецкая дочь?
— Ничего: смотрелась в зеркальце и радовалась, что она самая красивая,
а потом прятала зеркальце в сундук, чтобы никто не украл драгоценность дорогостоющую.
— Дарила ее красота какую-нибудь радость другим людям?
— Нет, купецкая дочь хотела лишь хвастаться, что вот, мол, посмотрите, не уступает
моя красота «поднебесной».
— Стала купецкая дочь, получив подарок, лучше — ласковее?
— Нет, она отказалась спасти отца от «смерти безвременной» и злилась на младшую
сестру за то, что та счастлива.
— Значит, не была ее красота настоящей?
— Да, настоящая красота зависит не только от внешности, но и от того, какая у тебя душа.
— Так какой подарок заказала и получила средняя дочь?
— Себялюбивый и бессмысленный.

Третий «гостинец»…
Алый цвет — цвет крови, символ страдания.
Цветочек маленький, краше которого нет на свете белом, —
символ Красоты, которую ничего не стоит погубить, потому
что ничем она не защищена — ни хитростью, ни силой.
Получить такой цветок, в цвет крови окрашенный, равнозначно
предсказанию, что предстоят тебе испытания-страдания.
От того-то так испугалась меньшая купецкая дочь, когда
протянул ей отец цветочек аленький:
«затряслась вся и заплакала, точно в сердце ее что ужалило».

Спрашиваю детей, а они отвечают, иногда и так…
— Почему же меньшая купецкая дочь попросила батюшку привести
ей именно такой «гостинец»?
— По незнанию: попросила, как сказка велела, у которой есть цель —
провести замечательного человека через последнее испытание перед
тем, как он станет (или не станет — это зависит от него самого)
по-настоящему счастливым.
— Стала меньшая дочь от испуга хуже — менее ласковой?
— Нет, не успел еще кончить речи своей ее батюшка, а она уже
согласилась поехать к зверю лесному, чуду морскому.
— Чем объяснила меньшая дочь свое решение?
— Она сказала: «Для меня достал ты аленький цветочек, и мне надо
выручить тебя».
— Но, ведь она попросила цветок не сама, а по велению сказки?
— Но, ведь батюшка, цветок доставая, в беду попал, значит его нельзя
не выручить, если ты — честный человек.

Четвертое подготовительное занятие —
постижение Сути Сказки или: уяснение «намека»,
что должен служить «добрым молодцам уроком».

И это я делаю в беседе с детьми, задавая им ряд наводящих вопросов, что подсказаны чисто сказочным развитием действия…

— Через какие испытания пришлось пройти дочери меньшой, что
выбрала себе в подарок аленький цветочек?
— Через испуг, который пришлось пережить, когда она услышала
голос зверя лесного, чуда морского.
— Через беспамятство, в которое ее привел внешний вид зверя
лесного, чуда морского.
— Через «тоску неусыпную» по дому, своим родным и близким.
— Почему она захотела вернуться назад раньше срока?
— Сердце заболело: почуяло беду, вызванную «делом хитрым и
недобрым», что совершили сестры ее «любезные».
— Почему сердце почуяло беду?
— Потому что полюбила она зверя лесного, чудо морское.
— За что?
— «За добрую душу и любовь к ней горячую».
— Чем заканчивается сказка?
— Колдовство потеряло силу. «Образ чудища страшного» держался на
злой воле. Добрая воля победила злую и восстановился «образ
человеческий», соответствующий доброй и любящей душе этого человека.
— В чем смысл сказки?
— В том, что Зло можно победить лишь Добром.

Ответы на два последних вопроса, требующих очень высокого обобщения, обычно даю я сама.
Вопросы эти таковы:

— Какую роль играет в сказке, названной его именем, сам Аленький цветочек?
— Почему все русские сказки имеют сходную концовку: «И я там был, мед-пиво
пил, по усам текло, а в рот не попало»?

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК — КАК ПОСЛЕДНЯЯ НАДЕЖДА

ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА, ОКАЗАВШЕГОСЯ В БЕДЕ.
ОН УТВЕРЖДАЕТ…

ПОДЛИННАЯ, НАСТОЯЩАЯ КРАСОТА НЕОТДЕЛИМА ОТ ДОБРА:
В ЭТОМ ПРАВДА, НА КОТОРОЙ ДОЛЖЕН СТОЯТЬ МИР,

ПОТОМУ ЧТО ПОДЛИННАЯ КРАСОТА НЕ МОЖЕТ НЕ БЫТЬ

СИЛЬНЕЕ ЗЛА.

В этом положении заключено не то, что есть на самом деле, а то, что на самом деле быть должно, пусть — не сейчас, но в будущем непременно. Именно поэтому все русские народные сказки имеют одну и ту же концовку: «И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало». Концовка — как усмешка доброго человека, которому для себя лично нужно совсем мало — чтобы счастливы были люди на Земле.

Поняв смыслы, скрытые в Сказке, можно разбирать роли, репетировать сцены без костюмов и «декораций», а потом, во время спектакля, собрать все в целое на своих собственных глазах, на радость себе, что позволит взаправду пережить сказочное — феерическое, представление.

Принципы и приемы проведения слайд-спектакля
применительно к конкретной Сказке…

Основа феерии — та же: просветный экран,
разделяющий надвое и сцену, и действо.

Перед экраном — разыгрываются события, происходящие «в некотором царстве, в некотором государстве». Здесь действуют «живые актеры» (купец с тремя дочками), в костюмах, с необходимыми, по ходу Сказки, предметами — «венец», «туалет», «аленький цветочек», «часы со стрелками».

За экраном — разыгрываются запредельные события, происходящие «в тридевятом царстве, тридесятом государстве». Здесь на фоне слайд-проекции действуют «тени». «Страшные тени» — разбойники басурманские; купцовы верные слуги перепуганные; зверь лесной, чудо морское, двоящийся-троящийся в глазах; его слуги, не менее ужасные. «Прекрасные тени» — батюшка родимый, его меньшая дочь, она же — Аленький цветочек.

В качестве слайд-проекции лучше всего использовать переснятые на позитивную пленку детские рисунки, выполняемые ими дома или на специальных занятиях:
— «лес дремучий, непроездный, непроходный»;
— «дворец царский, что весь горит и светит, а огня не видать»;
— «сады диковинные, где цветы цветут красоты неописанной,
а на пригорочке зеленом цветет цветок цвету алого, красоты
невиданной и неслыханной»;
— «палаты высокие, беломраморные с золотым престолом».

Костюмы «страшных теней» запредельного мира — собственно не костюмы, а чистая фантазия, возникающая при использовании эффекта проекции предмета на экран.

Музыкальному оформлению спектакля принадлежит очень большая роль. Должна быть русская тема, рисующая «некоторое царство, некоторое государство»; тема перстня золотого, позволяющего попасть из одного мира в другой; дворцовая тема неслыханная; тема Аленького цветочка — дочери меньшой; грозовые-шумовые эффекты.

Вот и все, остальное зависит от Вас самих.
Успехов Вам. Дело стоит того.

11.1. ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ КРАСОТЫ (игра)
11.2. В ПЕТЕРБУРГЕ «ЦАРСТВО ЗОЛОТОЕ»
(Город середины XVIII века)
11.1. РИЗАЛИТ БОЛЬШОГО ЦАРСКОСЕЛЬСКОГО ДВОРЦА (изготовление архитектона под минуэт)
12 Экскурсия: КИКИНЫ ПАЛАТЫ — СМОЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ
(два таких разных Петербурга)
13.1. РОЛЬ ЭСТЕТИКИ В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ («Путь над пропастью»)
13.2. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НЕВЕ — РЕКЕ ВРЕМЕНИ (произведения архитектора Растрелли)
13.3. ФАНТАЗИИ НА ТЕМЫ «ЦАРСТВА ЗОЛОТОГО»
(в любом материале и технике)
14.1. КОНКУРС КРАСОТЫ (Красота очеловеченная)
14.2. В ПЕТЕРБУРГЕ «ВЕК ЗОЛОТОЙ»
(Город второй половины XVIII века)
14.3. АКАДЕМИЯ НАУК КВАРЕНГИ (изготовление архитектона, под полонез)
15 Экскурсия: АНИЧКОВ ДВОРЕЦ В КОЛОННОМ УБОРЕ
16.1. КОНКУРС КРАСОТЫ (Красота Абсолютная)
16.2. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НЕВЕ — РЕКЕ ВРЕМЕНИ (произведения архитектора Кваренги)
16.3. ФАНТАЗИИ НА ТЕМУ «ВЕКА ЗОЛОТОГО»
(любой материал и техника)
17.1. ПРЕКРАСНОЕ В АРХИТЕКТУРЕ (Парфенон в Афинском акрополе)
17.2. ГРАД ПРЕКРАСНЫЙ НА НЕВЕ (Город начала XIX века)
17.3. АРХИТЕКТУРНАЯ ГАРМОНИЯ (определение, три закона)
18 Экскурсия. АДМИРАЛТЕЙСТВО В МУЗЫКЕ ПОБЕД
19.1. ПРЕКРАСНЫЕ БОГИ ДАЛЕКИХ-ДАЛЕКИХ ВРЕМЕН (пятая Петербургская сказка)
19.2. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО НЕВЕ — РЕКЕ ВРЕМЕНИ (завершение расстановки Петербургских доминант)
19.3. АРХИТЕКТУРНАЯ ГАРМОНИЯ
(в Петербурге воплощенный идеал)
20 Экскурсия: СТРЕЛКА ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА
(«Пантеон Богов» под открытым Небом)
Заключительное занятие:
— ПОЛЕТ НАД НЕВОЙ (воспоминание о начале занятий, видеомузыкальный повтор главного в узнанном о Городе);
— СКАЗКА О «ГОРОДЕ-САДЕ» (домашние сочинения, закрепляющие в сказочной форме историко-архитектурные сведения о Городе, полученные в течение занятий);
— ГОРОД, ПОЛНЫЙ ГАРМОНИИ НЕБЕСНОЙ (выставка домашних работ, в которых было предложено воплотить, в любом материале и технике, свое представление о Петербургской красоте).